Белые снегири - 59 -3-

Владимир Остриков Белые Снегири
3. НАША ПРОЗА
    (Рассказы)

Александр ВОРОНИН
(г. Дубна, Талдомского г.о., Московской обл.).
Член Союза писателей России


ВИШНИ
 
Созрели  вишни  в  саду  у дяди Вани.
У дяди  Вани  созрели  вишни.
А  дядя  Ваня  с тётей  Зоей  нынче  в  бане,
А  мы  под  вечер  погулять  как  будто  вышли.

Блатной  шансон.

                Вишню и черешню всегда любил поесть. Но как-то вишни раньше мало сажали в наших краях, а в магазинах и на рынке она была дорогая. Только в последние годы дед в деревне стал разводить вишнёвый сад и мы, если успеваем собрать урожай, варим варенье и вспоминаем его добрым словом. А до этого у всех в садах росли  только  яблони, малина, да смородина с крыжовником.
На родине первой жены, в Ростовской области, каждое лето ел прямо с дерева переспевшую, сладкую, тёмно-красную вишню. А  вот  в вишнёвом питом¬нике побывать не удалось. Зато однажды целый день в вишнёвом саду пил водку. Было это под Таллинном у двоюродного брата отца - дяди Вани Балабанова. Я тем летом ехал к сестре на свадьбу в Ленинград и решил по пути побывать у дяди, тем более, что не видел никого из его детей. Папа там бывал раньше и нарисовал мне подробную схему, как найти его хутор или мызу, как они их там называют. Но я всё равно ушёл не в ту сторону, заблудился, вышел к одинокому дому, а там за забором ходила в белом нижнем белье така-а-ая фигуристая красотка, что я после того, как она мне показала  в  какую  сторону  идти, минут двадцать ещё не мог оторвать руки от забора, любуясь ею из-за кустов. Очень хотелось закрутить с ней маленький  эстонский  романчик, тем более, что она была там одна с ребёнком лет трёх. Смущали и мешали только две вещи - огромного размера штаны и рубахи, развешанные на верёвке (а вдруг их хозяин вернётся раньше срока) и здоровенная овчарка, лежащая в тени около крыльца. Повздыхав и позавидовав хозяину таких чудных женских прелестей, поплёлся по жаре к родственникам, ругая  на  все  лады  дядьку  за  то, что так далеко забрался  от  города,  за  то, что  он  не  сосед этой  красотки  и  даже  за то, что не мог нарожать вместо парней побольше дочек. Тогда бы ноги сами несли меня навстречу к ним, и я не блудил бы по дорогам, а сразу отыскал  такой малинник.
                Дома были только один брат и отец. Тётя ушла на работу в пекарню, дочь куда-то уехала, а ещё один брат недавно погиб, вроде бы утонул. Сразу запахло большим  праздником - брат занял у меня денег и убежал за водкой, а дядя стал накрывать стол прямо в саду под вишнями. Сад был огромный. Сначала я походил среди деревьев, пробуя всё подряд, а когда увидел вёдра с уже собранной вишней, то стал есть горстями прямо оттуда. Вскоре сели за стол и гуляли до темноты, пока могли видеть стаканы на столе. Через некоторое время, услышав наши крики и песни, пришёл сосед-эстонец со своей бутылкой. Отдохнули на полную катушку. Но запомнилось застолье не этим. Так как не было женщин, то закусывали, чем Бог послал. Я, в основном, ублажал себя вишнями из вёдер. Глядя на меня,   все остальные стали тоже запускать туда руки.  Брат только успевал менять ведра на столе. Когда пришла с работы тётя-эстонка, мы уже все были пьяные, а вокруг валялись пустые вёдра из-под вишни  и  кучки  косточек. А ведь они их два дня собирали, чтобы сварить варенье на зиму. При мне тётя не ругалась, села с нами за стол и  тоже  стала пить водку. Может, даже  с горя, что мы все вишни съели. Рано утром брат проводил меня до станции. Перед этим предложил нарвать в дорогу  пакетик  вишни, так  как  дома  из  еды  больше ничего не было почему-то.   Но  я  смотреть  на  неё  не мог после вчерашнего обжорства.
                На другой год, на юге, в Симферополе, долго ждал поезда и несколько раз бегал на базар купить чего-нибудь вкусненького, побаловать себя напоследок  южными  деликатесами. То персиков переспелых, то винограда, то вишни. Куплю целый пакетик, помою там же под краном, сяду под деревом в тени и объедаюсь. Вишня мягкая, сочная, сладкая-сладкая. Не сравнить с той, что у  нас  на  рынке  продают.
                А  ещё  очень  люблю вишнёвое  варенье. Оно в тройке моих  самых  любимых,  вместе  с  малиновым  и  клубничным. Раньше  варенье подавали  только  к  чаю или  дети  втихаря  мазали  его  на хлеб, когда  не  видели родители.  В  последние  годы стало почему-то  совсем безвкусным мороженое  и есть  его  можно,  только  обильно поливая  вареньем. Любым,  не  обязательно моим  любимым.


БЫКИ

                В семидесятые годы  в нашей деревне было около ста коров и три быка в колхозном стаде.   Вместе с ними паслись   пятьдесят  частных коров. И эту  мычащую  и гадящую  на ходу орду ежедневно утром и вечером прогоняли по деревне. По  утрам  мы видели стадо, если  рано шли за грибами  или  за  малиной. В обед встречали его в поле или в лесу, когда шли обратно.  А  вечерами  все   бросали свои дела,  выходили  на  улицу  и с  интересом наблюдали за проходом стада. Быки почему-то всегда шли в конце, в самой гуще стада.  Они  выделялись среди  более низких коров своим ростом,   мощными  загривками  и  широкими  лбами. И ещё у них в ноздри  было вставлено  железное  кольцо. Иногда даже в такой давке и спешке,  в клубах поднятой  копытами  пыли,  бык  запрыгивал на корову и  на   ней  проезжал несколько метров. Пастухи  устало шли  за стадом  и  изредка   щёлкали  кнутами. В скучной и однообразной   деревенской жизни   это было  одним  из  главных  развлечений, потому что всегда что-нибудь случалось  интересное: бывает чужая корова забежит  во двор,  а  своя  пробежит  мимо  и за ней с криками  бежит  хозяйка, расталкивая  коров  руками. Иногда коровы ломали заборы  палисадников или заходили в пруд  пить  и  долго не  выходили  из воды. Один из пастухов тогда оставался и ждал, пока они напьются. А ещё стадо подгоняли две-три здоровенные овчарки пастухов.
                Во время летних доек в поле, когда между коров сновали доярки с вёдрами молока, быки вели себя тихо и никого не трогали. Мирно паслись  или лежали на  траве. За все годы я ни разу не видел драки быков и не слышал, чтобы в нашей деревне забодали кого-нибудь насмерть. Хотя из соседних деревень доходили жуткие  слухи  о быках-убийцах. Наши быки изредка только ломали рёбра мужикам, но не больше того.
                Быков время от времени меняли, перегоняли из одной деревни в другую. Старых сдавали на мясо, вместо них колхоз закупал где-то молодых.  Мой  дед Иван Кузьмич много лет был заведующим фермой и хорошо знал повадки коров и быков. Когда он ушёл на пенсию,  стадо было уже меньше и быков  осталось только  два - Соловей  и  Мишка.  Их  все  боялись,  и  никто кроме деда  не хотел   ухаживать  за  ними.  Быки стояли ночью в отдельном сарае  напротив коровника, привязанные за шею железной цепью к скобам в стене. Дед к вечеру косил им по охапке травы и клал в ясли-кормушки  (зимой - колхозное сено),   давал  по  ведру комбикорма, чтобы быки  не отощали и на коров смотрели с интересом. Ещё у них лежали глыбы каменной соли, которую они  с  удовольствием  лизали языком.  Работа была не пыльная:  в  шесть утра дед отвязывал быков и гнал их к месту сбора стада. Вечером он должен был их встретить, загнать в сарай, привязать, напоить и дать еды на ночь.  Обычно быки сами забегали в сарай, лишь иногда их приходилось искать по всей деревне или выгонять из коровника. Найти быков было нетрудно по крикам доярок, отгонявшим их от коров. За эту работу деду в то время платили какие-то копейки,   выделяли  комбикорм  и  зерно  на  трудодни   для  своей  скотины.
                Несколько раз быки мяли и деда, когда у них было плохое настроение. Как-то мы с мамой приехали осенью в деревню, а дед еле ходит по избе боком. То ли Соловей, то ли Мишка, пару раз прижал его лбом между рогов к стене сарая и сломал несколько рёбер. Дед еле успел упасть и отползти в сторону. В больнице ему забинтовали грудь бинтами, дали таблетки, прописали покой и отправили домой выздоравливать. В другой раз один из быков порвал на нём рогом одежду, но ничего не сломал, только синяков наставил. Мама с бабушкой в два голоса уговаривали деда бросить эту опасную работу, но он только ухмылялся в бороду.
                Никто из  деревенских мужиков не соглашался входить к быкам в сарай - боялись. А дед смело  заходил, разговаривал с ними, гладил по голове, по шее, похлопывал по спине, даже покрикивал на них, когда они задирали друг друга.  И  в это же время одевал им на шею цепь и застёгивал её.  Потом поил  водой из ведра, держал ведро с комбикормом,  пока они ели, так  как быки  из  баловства,  или  просто по  глупости  мордой откидывали  ведро и не могли  дотянуться  до  него.
Иногда я помогал деду загонять быков. Бежал за ними метрах в десяти сзади, махал палкой, кричал, кидал в них комками глины. В сарай заходил только после того, как  быки  были  крепко  привязаны.    Вот тогда  и  я, как  испанский  тореро,  смело  хлопал их по спине, гладил по шее  и  промеж  рогов, пока они  мирно жевали комбикорм из ведра.
                Кстати,  дед в молодые годы  был чёрноволосым,  как  цыган  или  испанец.  Возможно,  среди  наших  предков  и  был  какой-нибудь  залётный  мачо, типа  Антонио  Бандераса.  Не  просто же  так деда  всегда слушались все животные: быки,  лошади,  собаки.  Только  он один  мог  управлять   молодой и  вздорной  кобылой  Зорькой.  У  других мужиков  она  ломала  оглобли,  разбивала  телеги  и  кусалась.  Возможно,  дед знал  какое-то  заветное  слово,  как  Маугли.  Мол,  мы  с  тобой  одной  крови,  ты  и  я.  Или  что-нибудь  в  этом  роде.  За всю жизнь дед  ни разу не отрубил голову курице, не утопил ни одного  котёнка  или  щенка,  а  когда   осенью  резали  овец  и  телят,  он  всегда  уходил  в  избу  и  не  выходил  даже  посмотреть на  мясо.
Не так давно бык  чуть не забодал до смерти нашего соседа Витю Никешина. Пас он стадо в поле у большака на Сонково, километрах в трёх от деревни. Накануне  крепко  выпил, пахло от него перегаром и быку это не понравилось. А может, какая другая была причина, но бык озверел  и  неожиданно  налетел на Витю. Сбил с ног и стал бодать лежачего. Спасло Витю то, что бык ни разу не попал в него рогом - рога проходили мимо тела. Зато он сломал ему пять рёбер, руку, разбил всё лицо и порвал одежду.  Соседу надо было притвориться мёртвым, бык отошёл бы и тогда можно отползать. А он со страху стал разговаривать с ним и отгонять его, бык постоит-постоит, послушает и опять налетает. За это время Витя успевает отползти метров на десять. Так он полз до большака, а бык подбегал и бодал его. Только у придорожной канавы бык отстал от него. Кое-как Витя вполз на дорогу и еле доплёлся до дома,  хорошо хоть ноги  бык ему  не  переломал. Месяц лежал в Красном Холму  в  больнице.
                За  годы  горбачёвской  перестройки,  в деревне  не  стало  ни быков, ни колхозных коров, да и все три  молочные  фермы растащили почти до фундаментов.     Сараи  зимой распилили на дрова. На месте старой и новой ферм  летом  растут  выше  человеческого  роста  крапива  и  лопухи. В  2006 году  на всю деревню осталась  одна  корова. У того же  Вити  Никешина.
                Мне повезло – я видел живых быков на воле в деревне. А моя дочь и внуки увидят их  теперь только в кино или в зоопарке. Или на ферме в Канаде, где они сейчас проживают.


БАЯН

      
Интеллигентный человек это тот, кто умеет играть на    баяне, но не делает этого.
                Фольклор

                Меня в жизни  Бог обидел дважды – не дал мне  ни музыкального слуха, ни голоса. Поэтому  я  всегда  белой завистью завидовал певцам и музыкантам. Свои ошибки Бог  попытался исправить после рождения моей дочки: отсыпал ей талантов полной мерой - дерзай, развивайся, будешь гением в любой области. Но тут  уже не спал Сатана, который в образе первой жены  (ей тоже медведь оттоптал все уши и другие важные места), стал ставить палки в колёса нашему тандему с дочкой. До школы дочь была очень музыкальным ребёнком, схватывала всё на лету, пела и плясала так, что все ей прочили карьеру Пугачёвой или Плисецкой. Тянуло дочь и к  музыкальным  инструментам. Везде где удавалось до них добраться, она с упоением наяривала какие-то свои мелодии – на пианино, на гармошках, гитарах, барабанах, бубнах, дудочках, свистках. Мы с дочкой мечтали учиться игре на пианино в музыкальной школе. Оно стоило тогда 500 рублей в магазине, при моей зарплате инженера 140 рублей. Однако у жены при слове “пианино” начиналась истерика с беганием по квартире и битьём посуды. Так же было и со словом “скрипка”, которая хоть маленькая, но стоила почти как пианино. Пришлось нам согласиться на дешёвый баян. Но пока шли бои с жадной женой, попавшей под власть Сатаны-искусителя, дочь  остыла  к музыке. Да и тяжеленный баян ей было трудно держать на коленях и растягивать меха. На этом музыкальное образование дочки и закончилось. После нескольких лет занятий в балетной студии дочь остыла и к танцам. Мы к тому времени уже развелись, и некому стало рассказывать ребёнку перед сном про Айседору Дункан, Мату Хари и о прочих роковых красавицах-танцовщицах. Коварный Сатана сделал своё дело – как  Прокруст  уровнял  дочку с мамочкой. (Кстати, через двадцать пять лет после эпопеи с покупкой пианино, встречаю в местных газетах несколько объявлений – отдам пианино в хорошие руки бесплатно, только заберите. Вот так жизнь всё повернула. А ложка как всегда дорога к обеду. Кому теперь это громоздкое  старьё  нужно?)
                Часто бывая на разных свадьбах и проводах в армию, я всегда жалел, что не был  понастойчивей  и не  обучил дочку игре на баяне. Кроме удовольствия, это ещё и хороший кусок хлеба с маслом. На всех свадьбах в те годы играли приглашённые за деньги  гармонисты. Пластинки и магнитофон были для молодёжи, а пожилые по старинке пели под гармошку или баян. У брата Пахома играл сосед невесты Миша, у меня  на первой свадьбе - сосед по дому, у друга Бороды – наяривала на баяне двоюродная  старшая сестра. У племянницы Нэли играл дядя по мужу, у племянника Вани – дед невесты. Исключения составляли свадьбы в ресторане, когда нанятый тамада не давал никому рот открыть, а оркестр в меру сил и умения  отрабатывал свой гонорар. На свадьбе сестры в Ленинграде не было гармошки, на свадьбе брата жены в Москве и на свадьбе дочки  в  той же Москве. На моей второй свадьбе в ресторане “Дубна” тоже не было гармониста, так как сидели в банкетном зале, а танцевать ходили под живой оркестр в общий зал. Там была одна молодёжь, а для  пожилых собрали днём  отдельный  стол  на  квартире невесты. Мои родители устали ждать, пока я нагуляюсь и женюсь, а родители жены не могли поверить своему счастью, что пристроили наконец-то дочку в хорошие руки. Поэтому им было не до танцев, боялись сглазить  показным весельем  только что созданную хрупкую ещё семью.
                Из моих близких друзей  и родственников никто на баяне не играл, только на гитарах. Жил со мной на квартире в  посёлке Антропово  почти год сосед Боря, довольно неплохо игравший на гармошке. Играл он только пьяный, но весело и забористо. Гармонь у него была маленькая и не давала того многообразия звуков, как баян. Но для посёлка городского типа и это в те годы было круто. Он был единственным гармонистом на нашей улице.
                В деревне Горка у деда тоже не было  местных баянистов. На свадьбы и проводы в армию всегда приглашали с других деревень. Дядя Ваня Чижов играл вечерами на баяне, но он был любителем, не знавшим ни одной песни  до конца. Да  к  тому  же он  дачник, приезжавший только на лето из  Ленинграда.
                Виртуозов баянистов часто показывают на концертах по телевизору. И я всегда за них переживаю во время долгих пассажей – как бы у них не свело пальцы при таком быстром темпе игры. Паганини зажимал струны только одной рукой, а баянисту приходится давить на клавиши сразу двумя. В советские времена, когда к каждому празднику в Домах культуры крупные городские  предприятия  организовывали концерты для своих сотрудников, к нам часто приезжали артисты всех направлений. Многие пели и плясали под баян. А когда шло представления музыкантов ансамбля, то каждый на своём инструменте  в течение нескольких минут  показывал высшее мастерство владения инструментом: барабанщик – барабанил, трубач – трубил, гитаристы – дёргали струны, а баянисты – бросали вверх-вниз пальцы по клавишам.  Даже великая Зыкина выступала  в  сопровождении двух баянистов. Правда,  баяны у них были сделаны на заказ, а не такие,  что стояли на полках наших магазинов.
                Когда я ходил в детстве в садик, музыкальные занятия с нами проводил высокий мужчина с баяном. Есть фото, где он стоит сзади нашей группы с баяном в руках. Пианино тогда были не во всех садиках.
                Бывший начальник отдела культуры в  Дубне тоже по второй специальности баянист и часто играл на сцене, аккомпанировал  женскому хору.
                У Твардовского Василий Тёркин играл на гармони. Тут чисто патриотический ход – тальянки были наши, а баяны в основном немецкие. Было бы  некрасиво, если бы народный герой в начале войны, когда все ненавидели фашистов,  веселил солдат игрой на трофейном  баяне. Под нашу гармонь плясалось веселее. А вот маршал Жуков в войну любил поиграть на баяне. Ему и по статусу больше подходил баян, чем простенькая гармонь. Есть фото, где он в 1943 году вместе с дочкой Эрой  играют на двух баянах. После войны   игра на баяне  вошла в  моду,  и баян был самым массовым музыкальным инструментом в России.

Поговорки и выражения про баян:
- Хоронили  тёщу,  порвали  три  баяна.


ВОЛКИ

Мы – волки, и  нас  по сравненью с  собаками  мало.
Под грохот  двустволки  год  от году нас  убывало.
Мы, как  на расстреле, на землю ложились  без стона.
Но  мы уцелели,  хотя  и  живём  вне  закона.

Владимир Солоухин     1964 год

                В конце восьмидесятых годов  пришлось мне как-то поехать   в деревню одному. Все  братья  работали, а  я  был  в отпуске и решил проведать стариков, да  в лес  походить.  Август  самый грибной  и ягодный месяц в наших   тверских  краях.   Поезд на   станцию  приходит  в час ночи,  а  от неё  идти  ещё  пять километров полем мимо церкви  и кладбища.  Попутчиков  не было, а  фонарик я,  как  обычно,  забыл взять в  спешке  сборов и шёл  в полной темноте, нащупывая ногами  наезженную  колею. Луна спряталась за тучами и ничем мне не помогала.  Хорошо ещё дождя не было, а  то    скользил бы,  как  на лыжах  по  мокрой  глине. До церкви идти было проще, так как дорога шла среди некошеных полей то ли ржи, то ли пшеницы, тут с дороги не собьёшься,  высокие  хлеба стояли стеной. А от церкви я шёл уже напрямик по скошенному клеверному полю на огни деревенских  уличных фонарей.
                Пока я, как слепой,  нащупывал дорогу среди зерновых, у меня постоянно возникало неприятное чувство, что кто-то  смотрит мне в спину и идёт за мной следом. Раньше у меня такого не было. Несколько раз я останавливался, оборачивался назад и прислушивался, не слышно ли шагов, может, кто с поезда меня догоняет. Но кроме криков ночных птиц, писка мышей и шуршания сухих  колосьев  от ветра ничего не было слышно. Спичек  у меня с собой не было, так как я не курящий, а то  зажёг  бы газеты для  храбрости и шёл с факелом,  как  горьковский  Данко. Пришлось раскрыть перочинный  ножик  и  идти, размахивая  им, чтобы  было не так страшно.
                Через час я постучал в левое крайнее окно дома, разбудил бабушку, которая тут же, по давней привычке, стала охать и жалеть меня: да как ты и дошёл, да один, да темень-то какая...  Поставили чайник, я стал  вынимать гостинцы из рюкзака. Дед тоже встал с кушетки, на которой почему-то спал одетый, присел к столу покурить и узнать последние  городские новости.  Выходя  в прируб, я вдруг увидел в углу у двери охотничью двустволку. Дед не был охотником и оружия в доме никогда не держал. Я схватил ружьё, стал крутить его в руках, прицеливаться в лампу и в кошек, почувствовал сразу себя суперменом, самым сильным и смелым в деревне. Потом  переломил ружьё  и  испугался - там два патрона в стволах. А я  сдуру чуть на курок не нажал, пока играл с ним.  Откуда ружьё, спрашиваю у деда. А он и говорит, что появились волки  возле деревни, каждую ночь режут то телят, то овец, то коров. Вот мужики и решили по очереди дежурить на ферме, отгоняя волков, палить в воздух и стучать по железу. Сегодня ночью дежурить должен был дед, а он пришёл попить чайку и прилёг отдохнуть, как раз перед моим приходом. А теперь уж не пойду, говорит дед, внук приехал, причина  уважительная, скажу, что  вино с тобой пили. И после чая  дед опять завалился  на кушетку.
                Когда   я  услышал  про  безжалостных  волков, у меня сначала похолодели ноги, а потом побежали мурашки по спине от опять нахлынувшего ночного страха. Наконец-то я понял, кто смотрел мне в спину в поле. Видимо, матёрые волки учили молодых, как надо незаметно подкрадываться к добыче, идти за ней, выбирая удачный момент.  Но напасть на меня  почему-то не решились. Наверно,  я  очень  сильно махал  перочинным  ножичком  и  они  испугались. А,  может, просто сытые были.
                Утром мы ещё спали, когда бригадир стал стучать в окно и ругать деда за то, что рано ушёл с фермы и волки опять несколько тёлок загрызли. Дед вышел на улицу и под окном валил всё на меня, мол, внук приехал, пришёл за мной на ферму и  увёл  домой.  Бригадир  забрал  ружьё    и,  ругаясь  на  всю  деревню,   ушёл звонить в правление, чтобы списали с баланса этих тёлок.
                Я так разозлился на волков, за свой ночной страх и за то, что дед не уберёг коров в своё дежурство вроде  бы из-за меня, что предложил свои услуги в ночных засадах. Дед днём сходил к бригадиру, договорился и велел мне к десяти вечера быть готовым. Это  становилось похоже на  настоящее  приключение в скучной деревенской жизни, а  я  с детства  любил  всякие  авантюры. Моё богатое воображение уже рисовало  мне злобную стаю волков, прыгающих на меня  и то, как я укладывал их меткими выстрелами одного за другим. К тому же пара волчьих шкур на стене совсем не помешала бы мне в моей холостяцкой комнате. Какая романтичная девушка устоит перед парнем, который голыми руками порвал пасть матёрому волку в чистом поле. Они  во все века предпочитали хлюпикам таких вот смелых и сильных орлов. А уж в красках расписать молодой городской дурёхе победу над волком я сумею. Неплохо бы ещё иметь несколько шрамов на щеке, на руках и на груди. Она будет их гладить  дрожащей  ручкой,  томно  вздыхать  и, закатывая  глазки, шептать, что на  всё  теперь согласна,  раз  я  такой  герой.
Вот с такими мечтами я шёл с ружьём за спиной и с полными карманами патронов к бывшему деревенскому учителю по кличке Чекень, жившему на прогоне. Он был старый, маленький, худенький, такому охотиться бы только на зайцев, а не на волков. Третьим номером в нашей засаде был  приезжий  чеченец примерно моих годов, в темноте я так толком его и не рассмотрел. Чеченец жил с  молодой дояркой  на другом конце деревни. По замыслу бригадира, мы с трёх сторон должны были залечь вокруг фермы и хотя бы отпугнуть волков, если не  удастся  их  перебить  в  неравном  бою.
                И в эту ночь   тьма стояла  кромешная. Хоть глаз коли, как говорят у нас в деревне. Горели только  тусклые  лампочки  над воротами  фермы, да  еле-еле  светились маленькие окошки  изнутри. Расходиться по одному в темноту было страшно, да и не очень хотелось, поэтому мы присели в канаве у большака на Сонково и стали рассказывать всякие истории про волков, какие кто помнил. Особенно много историй знал учитель. Однажды зимой, под утро, он в окно увидел, как стая волков шла через деревню по большаку. Штук семь или восемь. Их хорошо было видно на белом снегу  при  яркой  луне. Пока он бегал за ружьём и открывал форточку, волки спустились в ручей и ушли. Догонять  он их побоялся, так как впереди шёл   матёрый волчище, который не испугается одного охотника. Чеченец рассказывал всё о каких-то горных волках,  ворующих  овец  из  отар. А я   врал  им  что-то, про удачливых  дядей  и  братьев-охотников, которых  у меня  никогда  не  было. Хорошо, что  в детстве много читал и  про  охотников  знал  кучу  всяких историй.
                Сам  я  до  этой засады  из охотничьего ружья  стрелял  только однажды в 1973 году. Был  в  ноябре в гостях у невесты в посёлке Радченко под Калининым и там большой компанией  пошли  гулять  в  лес.  Местные ребята, чтобы повоображать перед девчонками, взяли охотничьи ружья  и стали стрелять по  шапкам. Вешали  зимние кроличьи  шапки  на сук  и метров с тридцати  палили  по  ним  дробью и картечью. От моей шапки тогда остались только бока и уши. Особенно радовался этому сосед моей невесты, который  тоже был в неё влюблён  и не  мог никак  дождаться  моего  отъезда.
                Как самый опытный из нас, Чекень утверждал, что волки нападают только на рассвете  и до четырёх утра можно не дёргаться,  спокойно сидеть курить. Оба они  дымили  как  паровозы, несмотря на то, что  я   им  всё время пытался втолковать,  мол,  волки за километр учуют запах табака и сюда не придут, а зайдут  нам сзади  и  всех троих  перережут, как вчерашних тёлок. (Днём я специально ходил на ферму и смотрел на следы волчьего разбоя.  Ни одну тушу волки не утащили и даже не отгрызли  ничего, лишь  каждой перерезали горло. Мужики объяснили, что волки сытые, а режут скот только для того, чтобы обучить молодняк охотиться. На другой стороне деревни у овчарни неделю валялись несколько  овец. Их специально не убирали, то ли чтобы отпугнуть волков запахом, то ли чтобы волки ели падаль, а остальных овец не трогали. Запах  вокруг овец  и тёлок стоял  сладко-тошнотворный,   и  мухи  над  ними  вились  тучами.)
                Сначала, сидя в засаде в канаве, мы разговаривали шёпотом, время  от  времени привставали  и вглядывались  в  темноту  со  стороны  леса, не видать ли горящих зелёных  глаз в поле. Потом потеряли осторожность и говорили  уже  во весь голос. Когда небо стало светлеть, мы решили, что нападения волков сегодня   не будет и пора  расходиться спать. Перед этим Чекень заспорил с чеченцем, кто лучше стреляет, наши  русские или их абреки  с  гор. Дело шло к драке и, стараясь  их помирить, я предложил  устроить соревнование по  стрельбе. А бригадиру скажем, что увидели стаю волков и открыли  по  ним  ураганный  огонь. Чтобы тот списал патроны. Так и сделали. Пошли к старой  изгороди возле фермы, поставили на неё  всякую мелочь - спичечные коробки, пачки сигарет, камешки  с большака  (шоссейки). Отошли метров на пятнадцать и стали по очереди палить. Грохот стоял страшный, разбудили, наверное, полдеревни. От души  настрелявшись, мы с чувством честно исполненного долга  разошлись по домам  отдыхать.
                В обед меня разбудил дед, налил стопку  водки за ночную храбрость и рассказал, что, почуяв нашу засаду, волки ушли  в соседнюю деревню  Каменку и там повеселились - зарезали пятнадцать тёлок. Приезжал утром шофёр за молоком и рассказывал, что бедняги   валялись по всей территории  фермы.  Тёлки и телята почему-то ночевали на улице: то ли  места всем в коровнике не хватало,  то  ли  ночь  тёплая  была. Вот   волки  за  ними      и  гонялись  в  ограде.
                Больше в засаде я не сидел. Опытные мужики-охотники  сказали, что это были волки из другой  области,  и они  ушли домой.  Эти серые разбойники  каждую осень так делают - обучать молодняк уходят подальше от мест своего обитания, набезобразничают  в  чужих  краях  и  возвращаются  домой.  Волки  очень  умные   и  хитрые  звери.
Но  в лес за грибами  я  всё равно ходил с  самым большим ножиком, какой нашёл у деда – с локоть длиной. Он этим  кованым  тесаком  щипал лучину для  растопки самовара. А ещё я очень  жалел, что брянский партизан  не догадался  с войны  привезти  пару  пистолетов  с патронами.   Вот  тогда  бы  в  лес  совсем  весело  ходить  было.
                Не знаю, как дед сидел в засаде на волков, если дома он даже мух не обижал. Головы курицам рубила бабушка, а  овец,  поросят  и  телят  резал сосед.
                Зато  отец у меня  родом из Тамбова и я   иногда чувствую себя тамбовским волком. Так и хочется пощёлкать  зубами. Не люблю одиночества, нравится быть всегда  в  гуще событий,  в  стае и, желательно, вожаком.
                Про волков есть много стихов,  песен,  пословиц, поговорок и анекдотов. Если брать поэзию,  то  лучше Солоухина и  Высоцкого никто из современных  поэтов  про  волков  ещё  не  написал. Это классика, до которой всем далеко.