Живая радость света во плоти

Нина Плаксина
Сонетная ода Крыму
                Десятилетию Крымской весны и 240-летию присоединения Крыма к России посвящается

1.

Природа Крыма лучше всех Ривьер:*
гостям – уют,  простор и роскошь юга,
загадочность, изысканность пещер.
Здесь каждый дом – гостеприимство друга.


А простота народного тепла
понятнее прозрачного стекла,
побаловать экзотикою рада.


«Сгущённым солнцем» **угостит с утра,
мол, молоко лучей испить пора –
и преподносит вазу с виноградом.


Фольклора глубину боготворю.
Поэт***  «дитя лозы» ел с аппетитом.
Он полюбил (писал друзьям петитом)
и рай, и благодать в морском краю.

2.

И рай, и благодать в морском краю
любили титулованные лица.
Волна ласкала ноги волгарю* –
императрицей создана столица.**


В Тавриду принесла не страх, а мир.***
Путь милями означил князь-кумир.
Не умалить значение вояжа.


У Карасубазара – новый мост,
в дорожном качестве немалый рост.****
Отряд почётных всадников – на страже.


Салют над бухтой громом прогремел.
Сюрприз – военный флот, новорождённый –
эскадра пред царицей изумлённой,
на пользу людям и другим в пример*****.

3.

На пользу людям и другим в пример,
владычица считала делом чести,
развеять недоверия барьер
правлением без хитрости и мести.


Исполнить цель намерений благих:
беречь без фальши  подданных своих,
понять национальный быт и веру.


О деревнях пустили хлёсткий слух,
но не было картонных показух –
то злопыхатели не знали меры.


Царице создан истинный уют.
Но радость иностранным резонёрам –
в интригах. «Зарубежные партнёры»*
щедры на «исключительность» свою.

4.

Щедры на «исключительность» свою
с высокомерным мнением ревнивцы:
самолюбивую хвалу поют,
пороча выбор лиц императрицей.


В истории лишь истина ценна,
лишь правда никого не даст в обиду.
Любимый Крым невзгод испил до дна.


«Сердечный друг» решал судьбу всерьёз,
стремился Светлый князь поднять Тавриду:
в достатке край расцвёл, доход возрос.


Родились города, вросли в простор,
красуются дворцы, живут фонтаны.
Военный флот – по волнам караваном.
Зелёной пеной лес на спинах гор.

5.

Зелёной пеной лес на спинах гор –
жемчужине прекрасная огранка.
Лицо – морская ширь, степной ковёр,
глубинка края – чудная изнанка.


Неотразим планетный эксклюзив,
целителен, опасен и красив –
фантазия создателя всецело.


Подъём, зигзаг и спуска крутизна.
В утёс вцепилась намертво сосна,
величественно выструнила тело.


С вершин открыт широкий кругозор:
по склонам путь, в изящном серпантине,
испетлен вычурно под взглядом сини.
В пещерах, скалах – тайны до сих пор.


6.

В пещерах, скалах – тайны до сих пор.
Массив хребтов – спрессованная вечность.
И не найти надёжнее опор –
на них ажурных арок безупречность.


Корона Воронцовского дворца
с зубцами скал прекрасного Ай-Петри
слились ансамблем в воздухе, поверьте.


Природная гармония творца –
игра лучей в лазури вод и неба –
срослась с земным трудом потомков Феба.*


Не для красы стена возведена
в одном  из центров Шёлкового тракта**
(истории прямые артефакты).
Загадкой дышит лёгкая волна.

7.

Загадкой дышит лёгкая волна,
свидетельница крепостных строений,
где жизнь, и не одна, защищена
героями из разных поколений.


Проверку на бессмертие не раз
от турок, немцев, легионов Рима
прошли воители седого Крыма.


Свободно жить – борьба не напоказ;
в лесах, на фронте, в подземельях штолен 
примером ратный подвиг быть достоин.


Чудовища агрессии извне
побеждены, отброшены в пучину.
В защиту стали женщины, мужчины.
Утёс на страже в бухте, в тишине.

8.

Утёс на страже в бухте, в тишине
стремился взглядом к взлётам соколиным,
где «равный среди лучших» в  вышине
орлом бросался на «драконьи» спины.


Бесстрашные, крылатые сыны –
в боях победой в небе каждый славен.
Султан свершил таран над Ярославлем.


Успешный вылет в первый день войны.
Атаковал он «мессеров» отважно.
Отмечен званием Героя дважды.


С любимой синевой наедине
навек остался лётчик – испытатель.
В слезах родня, скорбит, молчит Создатель
с землёю и бронёю наравне.

9.

С землёю и бронёю наравне
терпение людей в мешках каньонов.
В лесах, горах – они сильней вдвойне,
надёжнее «скалистых батальонов».


В родных ущельях знают, где и как
к земле прижаться, спрятаться в теснине:
нет воли боли, места нет кручине.


Народы Крыма как один кулак:
у старожилов ли, аборигенов,
единство у крымчан – с рожденья в генах.


Тревог не мало, и судьба трудна
с глубокой древности и до сегодня.
Уверенно скажу в предновогодье:
покой нарушить буря не вольна.

10.

Покой нарушить буря не вольна:
и ветра нет, и горы – ей помеха.
С Россией  Крым – единая страна:
добились референдного успеха.


Истории высокая цена –
судьба самим народом решена,
в единстве мы живём  и землю пашем.


Семья, где много братьев и сестёр,
похожа на узорчатый ковёр,
от разноцветий, многозвучий – краше.


Взаимность – убедительный мотив
успехов и побед, а время скажет:
в веках препятствием не стала даже
вода на древнем Шёлковом пути.

11.

Вода на древнем Шёлковом пути,
у Судака, любуется аркадой,
зубцами храма, у Керчи почти
сиянье белых арок видеть рада.


Прекрасный  результат рабочих рук –
весенний бег в тысячелетье третьем,
и новый Крым – на трудовом портрете.


Шуршанье шин, ритмичный перестук –
не миф – награда за упорство веры,
добротный мост, громадные размеры.


Вошла мечта в сегодня из веков:
в движенье радость распирает душу.
Стального единенья не нарушить –
кипит прибой у кромки берегов.

12.

Кипит прибой у кромки берегов,
уверовав в судьбу России с Крымом.
Ликует звук уверенных шагов
в прекрасный мир, в простор необозримый.


К мосту Таврида трассой пролегла,
связала города и сёла лентой –
священны дни торжественных моментов.


На радость – завершённые дела 
и праздник, но рабочая основа –
трудиться дружно, вдохновенно, снова.


Дорога  выстроена, мост готов –
Весна, не по сезону, нет –  по плану
для жизни созидает неустанно.
Играют в море тени облаков.

13.

Играют в море тени облаков,
потрогали песок, скользят по скалам,
бесшумно, бестелесно, без следов,
но вдруг волна им под руки попала!


Сияет зеркалами витражей,
воздушностью и хрупкостью стеклянной,
поток людей глотает постоянно.


Коллекция внутри – в пять этажей
стена зелёных, редкостных растений.
Подобных не бывало потрясений.


Но повторить ли, воспроизвести
фасад, криволинейные колонны
в словах?!. Черты вокзала утончённы –
живая радость света во плоти.

14.

Живая радость света во плоти – 
комфорт для жизни и её начало.
Разлуки – встречи, суть одна – идти:
движенье в два конца, но от причала.


Эпохами, веками дышит  Крым,
надёжный и возвышенно – спокойный.
В миру прослыл жемчужиной достойной.


Отмечу, правду Гиппократ открыл:
что «лечит врач, природа исцеляет».
Целебный край бескрылых окрыляет.


Черта преодоления – барьер.
А мудрость разума и сила духа
дают победу и успех, по слухам.
Природа Крыма лучше всех Ривьер.

15.
                Магистрал
Природа Крыма лучше всех Ривьер:*
и рай, и благодать в морском краю –
на  пользу людям и, другим в пример,
щедры на исключительность свою.


Зелёной пеной лес на спинах гор.
В пещерах, скалах – тайны до сих пор.
Загадкой дышит лёгкая волна.


Утёс на страже в бухте, в тишине
не разыграться шторму, в западне
покой нарушить буря не вольна.


Вода  на древнем Шёлковом пути,
кипит прибой у кромки берегов,
играют в море тени облаков –
живая радость света во плоти.

22.  01. 2024 г.

Картина взята на сайте kultura.ru.
Слайд-программа в рамках Дни воссоединения Крыма с Россией.
Встреча "Россия и Крым. Единство, вера, судьба".
Благодарна сайту и программе его.


Примечания
Сонет 1
* Ривьера –  Русская Ривьера. Крым – отдалённая окраина России – после  Крымской войны 1853–1856 годов стал центром  общественного внимания и интереса.
 Сегодня эта метафора – Русская Ривьера – по отношению к Крыму и Черноморскому побережью Кавказа предстает как нечто само собой разумеющееся, однако так было не всегда. До второй половины XIX века Крымский полуостров предпочитали сравнивать со Швейцарией.
Считается, что в начале 1860-х годов Удельное ведомство купило у наследников графа Льва Потоцкого имение Ливадия, где вскоре для государя был построен дворец. Ницца словно перенеслась в Ялту, а побережье Крыма получило новое, сначала полушутливое название – Русская Ривьера. К 1897 году, когда доктор Евгений Иванов решил сравнить лечебные свойства настоящей Ривьеры и Южного берега Крыма и опубликовал на эту тему специальную работу, это название было уже вполне употребимым не только в шутку, но и всерьёз.
Ривьера — это красивое побережье в теплой местности. Часто это место находится в бухте океана или моря. Под таким определением понимается уютный курорт с мягким климатом, плодородной почвой, большим количеством туристов. Это может быть район средиземноморских пляжей: Франции, Италии, Греции, Испании. Аналогично называют побережья и области по всему миру.
 Французско-итальянское побережье Лигурийского моря: Ницца, Канны, Марсель Сан -Тропе.
Район Антальи — Турецкая Ривьера, Черноморское побережье Кавказа — Кавказская Ривьера, Макарска Ривьера — в Хорватии, Будванская Ривьера — в Черногории, Южный берег Крыма — Крымская Ривьера, район Санта-Барбары — Американская Ривьера, Египетская Ривьера на Красном море, Албанская Ривьера на юго-западе Албании и т. д.
**  Кто ест виноград, тот ест сгущённое солнце. Румынская пословица.
*** Дитя лозы поэт ел с аппетитом. Имеется в виду поэт А. С. Пушкин, который в 1820 году был Крыму, жил в Гурзуфе.
«В Гурзуфе, – писал Пушкин, – жил я сиднем, купался в море, объедался виноградом…   Я любил, проснувшись ночью, слушать шум моря - и заслушивался целые часы. В двух шагах от дома рос молодой кипарис; каждое утро я навещал его и к нему привязался чувством, похожим на дружество».

Сонет 2.
*Имеется в виду Максим Горький, который пешком пришёл в Крым.
** В 1784 году Екатерина II стала основателем Города Симферополя в центре полуострова. Название столицы Таврической губернии означает «город пользы» (греч.)
***На въездной башне Перекопской крепости сформулирован девиз, в котором названы цели и задачи вояжа Екатерины II: «Предпослала страх и принесла мир».
**** «В процессе нового шоссе «Таврида» археологи обнаружили недалеко от Белогорска участок старинной дроги и каменный мост. Дата строительства объектов совпадает со временем путешествия императрицы. Прекрасная их сохранность свидетельствует о высочайшем качестве дорог».  (К. Белозёров)
***** В огромной бухте Севастополя были выстроены военные и транспортные суда, на берегу виднелись первые строения. Черномрский флот салютовал Екатерине II и её гостям. Прогулка на шлюпках позволила им увидеть грозную эскадру вблизи.
Сонет 3.
Вояж  царицы и двухсот сопровождающих, среди которых были и иностранцы, обрастал легендами, в том числе о «потёмкинских деревнях».
«Иностранцы никак не хотели верить в то, что держава, победоносно завершив покорение Крыма, смогла принести благоденствие на разорённую войнами землю» (К. Белозёров).
Царица в письме «сердечному другу» перечеркнула клеветнические измышления: «На зависть соседей я весьма спокойно смотрю. Пусть балагурят, а мы дело делаем».
Сонет 6
* Феб (Аполлон) — это бог искусства, музыки и пророчества в римской мифологии. Он воплощает идеалы красоты и гармонии, и его влияние простирается на различные области искусства и культуры. Его музыка и пророческие способности вдохновляют многих художников и музыкантов, а его образ символизирует высшие идеалы и человеческую красоту.
Судакская (Генуэзская) крепость — памятник средневековой фортификации и одна из главных достопримечательностей черноморского курорта. Она стоит на высокой (175 м) Крепостной горе, ее зубчатые стены видны из любой точки города.
**Великий Шёлковый путь (тракт)
 С развитием морских путей Судак превратился в один из самых крупных торговых пунктов на Великом шёлковом пути. Это один из самых очаровательных уголков земли
Сонет 8
Султан  Аметхан родился 20 октября 1920 года в Алупке. Окончил железнодорожное училище в Симферополе, учился в аэроклубе, работал слесарем в железнодорожном депо в Симферополе.  В годы Великой Отечественной войны совершил 603 боевых вылета, в 130 воздушных боях лично сбил 30 самолетов противника и 19 авиамашин разбил в групповых воздушных сражениях.
За подвиги был награжден высшими наградами и орденами, в числе которых Золотая Звезда Героя Советского Союза (дважды), ордена Ленина (трижды), Красного Знамени (четырежды), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды.
После войны работал летчиком-испытателем Летно-исследовательского института в Жуковском. Погиб при выполнении испытательного полета 1 февраля 1971 года.

Литература.
«Таврический вояж Екатерины II», Кирилл Белозёров. «Крымская газета», 8 апреля 2022 г., стр. 26 - 27.
«Всего вместе с прислугой обозревать Тавриду отправились  почти 200 человек. Императрицу сопровождали 32 высших сановника» (К. Белозёров). Тринадцать дней царица была в Крыму, с 13 до 19 мая 1787 года  она посетила шесть городов: Симферополь, Севастополь, Бахчисарай, Карасубазар, Феодосию.
Григорий Потёмкин – Таврический, светлейший князь.


Олег Гаценко

ОТЗЫВ НА СОНЕТНУЮ ОДУ КРЫМУ Нины Плаксиной

Поэтическая ода, как жанр, берет свое начало из древнегреческой литературы и представляет собой лирическое произведение, посвященное какому–либо событию или герою и написанное подчеркнуто торжественным, высокопарным слогом.  В этом отношении произведение Нины Плаксиной – это прекрасное продолжение русской литературной традиции Тредиаковского, Ломоносова, Державина и многих других выдающихся мастеров отечественной оды, но адресатом поэтического посвящения у автора является не какая-то отдельная историческая личность, а вся родная земля, весь Крымский полуостров. При этом материал подается с использованием сложной техники плетения Венка сонетов, что придает особую изящность стихотворному повествованию. Когда читаешь это произведение, понимаешь, что не хватает слов, чтобы выразить эмоциональный восторг от сменяющих друг друга поэтических картин, ярко проходящих перед глазами, как документальная кинолента истории Крыма. Описания выдающихся деяний ЕкатериныII, князя Потёмкина, подвигов героев Великой отечественной войны мастерски сочетаются с великолепными пейзажными зарисовками и, в совокупности, превращаются в огромный ураган эмоций, мыслей, оживающих даже не в сознании, а в подсознании. Художественное напряжение сонетов, написанных в оригинальной строфике, заставляет читателя пропускать поэтические строчки через свое внутреннее переживание, которое превращается в сгусток величественной энергии, в гордость за Крым, за людей, которые живут на этой благословенной земле. На языке ассоциаций, метафор, символов автор ведёт речь о войне и мире, использует патетический стиль, где каждое слово работает на сюжет, идею или эмоцию. При этом высокий слог не превращается в нарочитую пафосность или искусственность изложения, а наоборот создает органичные многоголосье и многослойность образов, смыслов.  Восхищает способность автора владеть словом, видеть профессиональным взглядом тонкие глубинные вещи, глубоко чувствовать и передавать читателю свою любовь к родному краю. За всей детальностью и самобытностью описываемого мира крымской природы не теряется связь с духовностью. Эмоции, мощные, искренние, цепляют за живое; звучание полифоничное, насыщенное голосами, картинами, в процессе чтения как бы сливаешься с Крымом и чувствуешь сопричастность с его судьбой. Видимо, такой и должна быть настоящая высокая поэзия, ведущая читателя путеводной звездой через преодоление обыденности и окружающих проблем ко всему самому светлому и прекрасному, к ощущению ответственности за судьбу своей страны, к воспитанию патриотизма и любви к Родине.

Олег Юрьевич Гаценко –
известный учёный в области информационных технологий, доктор технических наук, автор более 200 научных работ,  поэт, лауреат и финалист многих литературных российских и международных конкурсов.