Семь нот газетный вариант

Кумохоб
                Семь нот сельского рока

                Газетный вариант
 
История каменского сельского рока более или менее документально прослеживается, наверное, с конца 80-х-начала 90-х. Например, совершенно точно в 1990 году в Новоисетском районном Доме культуры прошел рок-фестиваль «Музыкальный мост: Колчедан-Новоисетское». Он собрал на одной сцене 27 групп из вышеуказанных населенных пунктов. Об этом писали местные газеты («КР» в том числе), сообщал «Музобоз» на канале ОРТ и даже Би-Би-Си упоминало.

Чем дальше в глубину лет, тем меньше свидетельств официальных. И тем больше приходится опираться на воспоминания очевидцев. Мы отобрали несколько ярких нот-картинок из прошлого, чтобы понимание общего полотна было отчетливей. История андеграунда - вещь в принципе причудливая, независимо от места событий. Рок-н-ролл, рок и другие западные музыкальные течения проникали равно и в метрополию, и в провинцию (просто с разной скоростью), так что процесс принимал всякие формы. Ведь нот-то семь, а сколько уже музыки придумано. А сколько еще придумают…

ДО

В семидесятых в селе Сипавском (может, и в других населенных пунктах Каменского района тоже) не было ни одного молодого человека, не умеющего играть на гитаре (хоть пару пресловутых «блатных» аккордов). На фоне «всеобщей гитаризации» и невероятной силы конкуренции  попадание в состав ансамбля оставалось несбыточной мечтой для большинства желающих. «Ансамблисты», как называли их в селе, находились в ранге  местных знаменитостей, ничуть не меньших величин, чем западные «Хендриксы» и «Блэкморы».

РЕ

Несмотря на территориальную близость,  слухи о цветастой и бурной жизни городских ВИА доносились как будто из запредельного и заоблачного Чикаго. Рассказывали, например, про «второго по уровню игры ударника города» (ФИО, к сожалению, утеряно для истории), стучащего по 24 часа в сутки по первым попавшимися под его палочки предметам. Руки этого труженика, сказывали, были жилистыми, как стволы тропических деревьев с лианами.
Иногда «небожители» спускались со своих каменских  Олимпов и  выступали в селе - в составах концертных бригад городских ДК: на летних эстрадах, в красных уголках, на полевых станах, на школьных вечерах, выпускных, на деревенских танцах. Случалось,  после таких выступлений некоторые городские артисты  «шли в народ»: ангажированные заинтересованными и облеченными властью лицами, занимали вакантные должности всевозможных музруков и руководителей оркестров. 
Одним из таких «подвижников» был «Евгений Анатольевич» Зырянов – ударник ВИА «Спектр» из ДК «Металлург» (имя в кавычках, потому что ему, одному из основателей эстрадного жанра в Каменском районе, ныне заслуженному работнику культуры Республики Башкортостан, тогда было от силы 16 лет).

МИ

Первый электромузыкальный состав - ВИА «Васильки» - возник в поселке Новый Быт.  Точной даты образования  ансамбля нет (по одним сведениям - конец шестидесятых, по другой версии – первая половина семидесятых)  Никто не вспомнит его репертуар, но сохранились имена «пионеров» районной молодежной эстрады: Валерий Полев (вокал), Юрий Таушканов (ритм-гитара), Александр Титов (бас-гитара) и Василий Юшкевич (ударные). Организовал ансамбль, по сведениям очевидцев, учитель пения Новобытской школы Майсурадзе (имя утеряно), участвующий в ансамбле в качестве баяниста и руководителя. Первые гитары, рассказывают местные, участники ВИА «Васильки» по обыкновению тех лет изготовили себе сами. С приобретением звукового оборудования помог директор тамошнего карьера Владимир Полев, сын которого играл  в «Васильках».

ФА

Первый ВИА района просуществовал недолго (опять-таки  обычное дело для того времени),  но свято место пустовало недолго: вскоре в клубе снова загрохотали электрогитары и барабаны. ВИА «Сюрприз» образовался в 1975 году и очень скоро прочно завоевал лидирующие позиции, неоднократно побеждая на районном смотре вокально-инструментальных ансамблей. Танцевальные мероприятия поселкового клуба, и до того востребованные и хорошо посещаемые,  просто ломились от публики: на «послушать и подрыгаться»  под модные ритмы стекалась молодежь со всей округи и даже из города. 

Музыканты ансамбля  вполне предсказуемо на определенное время превратились в местных «поп-идолов»  и законодателей поселковых мод. Первый состав «Сюрприза» состоял  из школьников местной «восьмилетки»:  Владимир Ковелин (Кацо) – бас-гитара, Валерий Айбулатов (Булик) – соло-гитара, Сергей Асманов (Рыжий) - ритм-гитара. Ударник Сергей Бушланов (Копля) проживал в городе и приезжал в поселок к бабушке на выходные (чем в дальнейшем прославился Сергей Бушланов , читайте в номере «КР» от 23 февраля 2023 г. – ред.) Вскоре к группе присоединился Евгений (Джон) Зырянов – ударник ВИА «Спектр» из ДК «Метталлург, познакомившийся с музыкантами во время выступления своего ансамбля  в поселке. Он был принят в клуб на ставку худрука и по сути стал руководителем новобытского коллектива, участвуя в выступлениях в качестве вокалиста и играя при этом на трубе.

Репертуар «Сюрприза» был неоднократно переигран другими ансамблями из соседних населенных пунктов, поэтому приходя на танцевальные вечера «Сюрприза» в качестве зрителей, музыканты из других групп могли легко заменить любого из новобытских «виашников», чтобы дать время для «перекура» и не прерывать из-за этого программу.

В репертуаре, кроме композиций популярных советских ВИА и известных эстрадных исполнителей, была  дворовая «классика»: про всевозможные «дождики», «осени», «тополя» и «засохшую липку», «почему-то не пришедшую на свидание девушку» (песня «Почему ты не пришла?» - коронный номер «Сюрприза», хит танцев). Предпринимались попытки сочинения собственных песен (кажется, не совсем удачные). Пели и на «английском» языке (Айбулатов), вернее на импровизационном «воляпюке» со случайным подбором английских слов (или напоминающих их по звучанию).

СОЛЬ

В 1978 году Кацо Кавелин, десятиклассник Пироговской средней школы (село Сипавского), принялся на общественных началах обучать сипавских старшеклассников игре на эстрадных инструментах, образовав школьный ВИА «Бумеранг». В Сипаву же подтянулся и Евгений Зырянов – уже в статусе штатного руководителя совхозного ансамбля «С песней по жизни». Буквально через несколько месяцев тотальной «мунштры» (по 8-10 часов в летний день) группа неожиданно для всех (и для себя в том числе) заняла третье место на  районном этапе областного телевизионного конкурса «Юность комсомольская моя», потеснив многих именитых соперников. Состав ансамбля: Вадим Лаптев (бас-гитара), Сергей Хрущев (ритм-гитара), Николай Устюжанин (ударные), Сергей Симонов (клавишные). Плюс:  Татьяна Зырянова, Ольга Попова и Евгений Зырянов (вокальное трио «Нежность») – вокал.

Вспоминает Сергей Симонов: «Клавишные электромузыкальные инструменты считались элитными, но отнюдь не желанной и вожделенной мечтой. «Садиться» за «Ионику» особого желания не проявлял никто, все тянулись  к гитарам, ну или в крайнем случае, к барабанам. Играть на электроорганах никто толком не умел. В районе еще не было музыкальных школ - первая «вечерняя»  музыкалка  появилась в Мартюше в августе 1978 года. У нас в селе, например, «на фортепьянах» умел играть только один человек – учитель математики и (по совместительству) пения Любовь  Логинова, мама моего одноклассника. У нас была «Ионика» «Юность-70» - маленький, зеленого перламутрового цвета электроорганчик на шатких «телевизорных» ножках, которые сразу же отвалились и приходилось ставить инструмент на обычный стол. В каждой из исполняемых на фестивале песен я по собственной инициативе первые четыре вступительных такта решился  сыграть «как Джон» - двумя руками (левая играет басовую партию, правая, последовательно чередуясь с «коллегой» – аккорды). И, несмотря на то, что обе песни, кроме вступительных тактов, я нудно и терпеливо продавил на ритмично меняющиеся аккорды, мое «ноу хау» не осталось незамеченным и вызвало в зале ажиотаж: никто больше так не умел! После концерта к нашим подходили музыканты из других ансамблей в вопросом «В какой музыкалке учится ваш органист?»

ЛЯ

Евгений Зырянов поставил штампование новых ансамблей буквально «на поток», и они с его лёгкой руки стали появляться с завидной регулярностью. К началу 80-х «Евгений Анатольевич» был официальным руководителем уже шести составов в четырех населенных пунктах района: поселке Новый Быт и селах Сипавском, Пирогово и Клевакинском.

СИ

Справедливости ради надо отметить, что идея создания ВИА на пироговской земле, а именно  в Пироговской школе села Сипавского (в которой получали среднее образование дети всех окрестных деревень) впервые пришла в светлую голову семиклассника Сергея Кулдошина, в 1977 году  приехавшего  из Североуральска, где он успел нахвататься современных веяний. Каким-то образом  убедив жену директора школы Нину Ладейщикову в том, что лучше он, Кулдошин, и такие же шалопаи будут брякать на гитарах под присмотром учителей, чем курить, Сережа собрал одноклассников в выделенной подсобке кабинета географии, притащил неизвестно какими путями попавшую в школу полуакустическую гитару и подключил ее  к колонкам и усилителям школьной киноаппаратуры.

По школе поползли слухи – эхом раздающегося из «географии» шума и грохота. «Музыканты» ходили, высоко задрав нос, с таинственным, загадочным  видом, посматривая на окружающих свысока – с вышины метафизической верхотуры воображаемого Вудстока. Играть по сути умел только один только Кулдошин и совсем немного Саша Кленов из Барабановского, которому досталась «соло-гитара» в виде обыкновенной семирублевой  переделанной семиструнки. Барабаны (читай: стулья) оккупировал  Саша  Белоусов (Белый), Сергею Симонову достался воображаемый орган. «Бас-гитары» не имелось в виду отсутствия понятия о данном инструменте. Готовились к «Осеннему балу» (не получилось из-за неготовности материала и несыгранности исполнителей оного), к новогоднему вечеру  (аналогично) и к «Весеннему балу».

Все закончилось неожиданно скоротечно и трагически: однажды Нина Петровна, заглянув невзначай на одну из репетиций ансамбля и застав «музыкантов» за курением, разом прекратила творческие изыскания так и не выступившего ни разу коллектива. 

                Подготовил Частный Рок-архив:   Антон Енотов

на фото (слева направо): Сергей Бушланов, Евгений Зырянов, Владимир Ковелин (ВИА "Сюрприз" Новобытксого ДК)

Опубликовано в газете «Каменский рабочий» №2(21 045), четверг 4 января 2024 г.