Cogitationes poenam nemo patitur.
Никто не несет наказания за мысли.
(Одно из положений римского права (Дигесты)
Одной из важнейших частей Corpus juris civilis являются Дигесты, или Пандекты, — монументальное собрание отрывков из сочинений римских юристов, живших в период от I в. до н. э. до середины III в.
Когда Винни Пух нанес Пяточку телесные повреждения , за предположения о нелестных и критических мыслях в свой адрес, был не прав.
Адвокаты Пяточка опирались на законодательство прошлого.
Cogitare hominis est размышление свойственно человеку.
На протяжении нескольких веков о свободе мысли велась полемика.
Быть свободным внутренне и быть свободным внешне – разные состояния человека.
По Платону (5 в. до н. э.) мыслительный процесс человека недосягаем для других.
Мир мыслей человека становиться слышимым только при условии озвучивания, видимым - в случае передачи письменно – печатным способом.
Если мысль не реализована в намерение . в поступок или преступление ,то оно не рассматривается правом
Правом , рассматривается только деяние .
ex facto jus oritur право возникает из факта.
Никого не наказывают за намерения - «Cogitationum poenam nemo luit».
В «Никомаховой этике» Аристотель ( 4 в. до н.э. )формулирует свою теорию добродетели. Он делит все добродетели на два вида: добродетели разума: благоразумие, мудрость.
И добродетели воли: мужество, дружба, величавость, щедрость.
А так же , он вводит понятие созерцательной мысли , которая не предполагает ни поступков, ни созидания творчества. Мысль – это не утверждение. Созерцательная мысль, не преследует совершения определённых действий , а творческая мысль – это прелюдия к действию.
Согласно праву этого периода , любой человек – плебей или патриций , мог мыслить так ,как ему заблагорассудиться.
Гораций считал, что порядочно мыслить может только просвещенный.
«Прежде чем станешь писать, научись же порядочно мыслить! Книги философов могут тебя в том достойно наставить, А выраженья за мыслью придут уже сами собою. «« Наука поэзии « Гораций.
Цицерон ( 1 век до н.э.) Он называл мысли, порождаемые ненавистью к власти имущим, безмолвными суждениями и считал, что подавлять свободу мысли и создавать атмосферу страха для властей просто не выгодно.» Для сохранения и удержания власти самое подходящее из всех средств — быть любимым, самое несообразное — внушать к себе страх. «
Мышление любого разумного индивида , всегда есть первопричина его действий(causa prima)
Эпикур ( 3- 2 век до н.э.) называл мысль самым быстрым движением атомов . Может выговориться , но и может остаться в качестве цицероновского «безмолвного суждения»
Теолог Тертуллиан( 1-2 в) говорил , что человек не должен , даже в мыслях позволять себе греховных желаний .Его взгляды были направлены на усмирение еретиков. Никакое прегрешение не укрыто от Бога.
« На всё воля Бога !»
Марк Аврелий Антонин ( 2 в) говорил что мысли и речи человека могут не совпадать.
Ансельм Кентерберийский ( 1033 – 1109 католический богослов ), допускал предположение о порабощении мыслей человека. « некто иной может меня увлечь и победить своим рассуждением «
Фома Аквинский ,считал , что человеческие мысли свободно , но их необходимо корректировать в соответствии с господствующей религией и идеологией.
Царящая атмосфера религиозной диктатура средневековья , неизбежно приводила к ситуации -
«Homo sapie in ore aliud fert, aliud cogiat « - Человек часто говорить одно ,думает другое .
«Чистая мысль» человека это интуитивное познание мира .
Что подразумевает провозглашенная многими страна свобода мысли ?
Разумный баланс общественных и частных интересов.
«Cogit rogando, cum rogat potentior !»
Когда просят настойчиво , тем самым принуждают просьбой.
Винни Пухи вокруг нас !
Кто нас порабощает своими громкими рассуждениями ?