Лит-ликбез. Между вражеским и детским

Дмитрий Московский
Видео попалось: стоит писатель Водолазкин, а рядом – критик Юзефович, что-то говорит о его новой книге, изрекает, даже, а не говорит. И Водолазкин внимает – подобострастно. Сразу детская обзывалка-рифмушка сама-собой образовалась: «Водолазкин-подобострасткин». А потом – уже не детская аллегория: «Кого нам хвалит враг – в том, верно, проку нет».

Моисей сорок лет водил своё племя по пустыне, а нас почти сорок лет приучали, что никто нам не враг, все друзья, и все желают нам добра. А нам нужно тотально молчать и внимательнее внимать – больше от нас ничего не требуется, поскольку – не доросли ещё до понимания великих истин и парадигм.

И со всех сторон звучало утвердительно, что «йес оф хос, нье доросли», и «таки, да, не доросли.» А вот они – доросшие, таки наваливали и наваливали в наши уши-души то, что считали нужным, и тех, кого считали нужным двигали вперёд. А кого не считали – того выставляли ненужным, бесполезным, бесталанным и не двигали, а задвигали.

В настоящее время – не изменилось ровным счётом ничего, фундаментально – я имею в виду. Однако, определённые перемены – есть. Таки, уже не получается двигать явных деструкторов-разрушителей, многие из которых иноагенты теперь, а кто-то – и того круче. И нарративы прежние – тоже не двинешь, явно, во всяком случае.

Но умные люди – а они, безусловно, умные люди, всегда найдут выход. «Когда меня спрашивают о политических взглядах, я отвечаю, что их нет» - сказал Евгений Водолазки – вот оно, то, что надо для продвижения, когда другие варианты стали невозможны. Однако, дело не только в этой - обозначенной, но вряд ли существующей, нейтральности.

Я совсем недавно решил перечитать одного из своих любимых русских писателей – классика безусловного и неоспоримого. Но прочитал – один рассказ. А больше – не стал. Слог, язык, стилистика – прекрасно, приятно, доходчиво. Но в плане смыслов – это уже, исключительно, школьная литература, и, даже, не для старших классов предназначенная.

А говоря проще – то, что я прочитал, в свете событий сегодняшнего времени – это детский лепет, не более того. Я говорил о том, что большинство общепризнанной классики не только иссякло – энергетически, но и в плане вложенных смыслов уже не может считаться тем, чем считалось прежде.

Такова объективная реальность. Однако, нам пытаются представить чем-то значимым аналогичный детский лепет, только состряпанный современниками. И дело не в Водолазкине: не будь его – нашли бы другого, подобного.

И я вовсе не говорю, что такая литература – я бы её назвал, информационно-массажная, не должна существовать. Но есть и другая, которая хирургически обозначает и проблемы, и пути для их решения высвечивает объёмно – сегодняшние, насущные, а не вообще.