Автор и герой в лабиринте идей Андрея Аствацатуров

Юлия Ви Комарова
Я советую всем любителям современной литературы читать эту книгу обязательно. В ней вы найдёте не обычные "заумные" литературоведческие труды и заметки, а добрый разговор с хорошим другом.

Автор действительно умеет рассказывать – серьёзные исследования он преподносит как занимательные истории. При этом интересно даже тогда, когда ты книгу, о которой идёт речь, не читала. А уж если она тебе знакома, любопытно вдвойне!

Автор и герой в лабиринте идей

Автор: Аствацатуров Андрей Алексеевич
Издательство: КоЛибри, 2023 г.
Серия: Человек Мыслящий
Страниц: 480 (Офсет)

О чём?

О современной американской и русской литературе – непростое глубокое и умное чтение, но при этом понятным и хорошим языком.

Книга разбита на 4 части. Две из них посвящены американскому модернизму: Эллиот, Миллер, Хемингуэй, Сэлинджер, Апдайк, Воннегут. Здесь, что ни статья, то удивительное открытие. Меня лично поразила глава об исихазме в творчестве Сэлинджера. Казалось бы, где Сэлинджер, и где умное делание, но вот поди ж ты! И про Хемингуэя очень мне понравилась сама постановка вопроса как попытка переосмыслить традиционные (советские) представления о хемингуэевском художественном пространстве.

Третья часть – о русской современной литературе. Иногда в сравнении, как в случае рассказа Романа Сенчина "Косьба" и пьесы Теннеси Уильямса "Трамвай "Желание". А иногда просто глубокий анализ текста с точки зрения архаического ритуала, как в случае с рассказом Михаила Елизарова "Мы вышли покурить на 17 лет". Об Андрее Иванове я лично услышала впервые, поэтому хочу сначала прочитать его тексты, а потом ознакомиться с главой, посвящённой анализу его творчества.

Наконец, 4 часть посвящена отцу Андрея, Алексею Георгиевичу, личности удивительной. Путь ученого глазами его сына и ученика. Это как-то очень правильно и по-человечески, что книгу эту сын посвятил отцу и в заключение рассказал о его трудах.

Что понравилось?

Язык, подача, темы. Мне кажется, любому человеку, увлекающемуся современной литературой, эта книга не может не понравиться. Всё время жалела, что в моей юности, когда я "проходила" литературоведение в универе, у меня не было такого преподавателя, как Андрей.

Вообще очень мне близок его подход: он как бы рассматривает порою устоявшиеся представления о том или ином писателе или произведении немного с другого ракурса. Как бы говорит нам: а вот если так на это посмотреть? А если повернуть вот эдак? То есть он не боится выходить за рамки общепринятого, смотрит необычайно широко и тем самым заставляет и читателя не упираться в какие-то клише, а думать, размышлять, задавать себе вопросы. По-моему, это и требуется от хорошего настоящего литературоведения.

Хорошо то, что книгу не обязательно читать подряд. Вы можете выбрать те главы, которые вам сию минуту интересны, о писателях и книгах, которые вам знакомы, или отложить книгу и сначала прочитать исходные тексты писателей, о которых идёт речь, а потом уже читать комментарий Аствацатурова. И в том, и в другом случае это будет не только полезное чтение, но и увлекательное.

Что не так?

Нашла один минус! Мало про современную русскую литературу. И ещё. Когда дочитываешь очередную главу, жалеешь, что она закончилась. Давно я не читала такого занимательного литературоведения. Буду обязательно читать Аствацатурова ещё. А вы с ним знакомы?