Диванчик

Валентина Киселева 2
В нашей сельской начальной школе было четыре класса учеников. Но это формально. Классных комнат было всего две, поэтому, когда я пришла в первый класс,  мы занимались так: первый и третий классы были у одной учительницы – Анны Матвеевны, второй и четвертый у другой – у нее было непривычное имя Капитолина Васильевна.
Между классными комнатами был большой коридор, в котором на переменке было яблоку негде упасть.
В этом коридоре проходила вся активно-спортивно-культурная жизнь школы. На переменках тут проходили репетиции к различным мероприятиям и концертам – тут сводный хор репетировал песни, здесь же делались так называемые гимнастические «пирамиды», игрались маленькие сценки. Во время уроков тут проводились занятия физкультурой. В общем, коридор почти не пустовал.
Главной достопримечательностью коридора был небольшой деревянный диванчик, просто сделанный из дерева без какой-либо обивки. Но спинку этого диванчика украшал искусно вырезанный орнамент в виде виноградных гроздьев и листьев. Причем узор этот был сделан так мастерски, что теперь, по прошествии многих  лет, я, вспоминая этот диванчик – а он просто врезался в мою память, все время думаю, как можно было вручную сделать такую изумительную, точную и очень гладкую резьбу.
До того времени, как пошла в школу, я никогда не видела виноград наяву. В наш сельский магазин его наверно не завозили. Поэтому, когда я увидела этот удивительный узор первый раз, я просто как завороженная смотрела на ягодки, собранные в тяжелые кисти – а они действительно такими казались, на покрытые тоненькими прожилками  листики, которых никогда не было на деревьях, растущих у нас в лесу. Все это смотрелось так естественно, так натурально, что если бы этот узор был бы раскрашен, то ничем бы не отличался от натурального винограда. Но диванчик был просто покрыт лаком так щедро, что в каждой ягодке матово поблескивал падающий от противоположного окна коридора свет.
Тогда, в своем раннем детстве я не могла понять, откуда в школе мог взяться такой диванчик, так неестественно смотревшийся среди обычной школьной однообразной мебели. В коридоре еще стояла и деревянная скамейка, но это была очень примитивная, грубо сколоченная лавка, какие в то время были в каждой деревенской избе. Потом уже, будучи взрослой, я узнала, что стоявшая неподалеку от начальной школы  школа-восьмилетка была когда-то церковью, которую в лихие годы лишили купола, крестов, сделали обычную четырехскатную крышу и переделали под  двухэтажную школу.
Вот оттуда видимо, из церкви, и попал диванчик к нам в школьный коридор. Поэтому и спинка его была выполнена под виноградную лозу, являющуюся  неотъемлемым символом христианства. Но тогда, будучи маленькой девочкой, я этого всего не знала.  Если мне удавалось оказаться на диванчике одной, я поворачивалась к спинке и прикасалась пальчиком к ягодкам, гладила листочки. От них шло какое-то удивительное тепло, как будто они были выполнены не из обычного северного дерева, а только что были сорваны с виноградных ветвей и еще не успели растерять тепло горячего южного солнца. То, что виноград растет на юге, мне объяснил дома папа, когда я пристала к нему с просьбой рассказать о винограде.
Я не знала вкуса этой удивительной ягоды, не знала аромата, но мне пред-ставлялось, что столь совершенное творение природы должно иметь и вкус божественный.
Диванчик всегда стоял на почетном месте, за исключением новогоднего праздника, когда в самом центре коридора ставилась большая новогодняя елка. Тогда диванчик отправлялся «в ссылку» - его ставили в самом узком месте коридора возле входной двери. Но как только елка убиралась, диванчик торжественно возвращался на свое законное место, и школьная жизнь продолжалась в привычном режиме.
Не знаю, как другие ученики, но я, заходя в школу, первым делом бросала взгляд на диванчик – если он на месте, значит все в порядке, ведь он был для меня не просто мебелью, он был какой-то манящей мечтой попробовать когда-нибудь эту недоступную ягоду – виноград. А еще лучше – оказаться на юге, там, где виноград растет, где его огромное количество, и сколько б ты его не собирал, меньше его не становится. И я в глубине души завидовала тем ребятишкам, которые живут на недосягаемом юге и каждый день могут есть этот виноград.
Третий учебный год для меня начался не совсем удачно. Уже был конец сентября, когда я промокла под дождем – от дома до школы было три километра, и мы зачастую приходили домой промокшие до нитки, зонтиков в те времена не было ни у кого. Все время было вроде нормально, а тут вдруг я заболела. Температура у меня поднялась настолько высокая, что я, как потом мне рассказывали взрослые, даже начала бредить. И вот в бреду я все время произносила слово «виноград».
Не было бы счастья, да несчастье помогло. Тут в кои веки к нам в магазин привезли виноград – в общем-то, диковинку для наших мест. Мама, видя мои страдания, как только узнала о завозе винограда, тут же отправилась в магазин, чтобы купить столь вожделенную ягоду для больной дочки.
Весь день, вечер и ночь я металась в забытьи, температура начала спадать только к утру.  Когда я проснулась, в доме была тишина. Даже на удивление надоедливой сестрички Гальки не было слышно. Я, шатаясь, поднялась и пошла в туалет. Когда снова принялась укладываться в кровать, услышала, как по ступенькам крыльца затопотали ноги и послышались голоса – бабушкин и Галькин.
- Валя, дитятко, проснулась, - озабоченно заговорила бабушка, едва переступив порог дома. – Ну-ко, исти наверно захотела. Сейчас я покормлю тебя.
Я отрицательно замотала головой. Есть и правда не хотелось.
- Ну, дак тогда на-ко, виноградику поешь, - бабушка несла в эмалированной миске кисточку настоящего винограда. – Матка-то вчера специально в село в магазин сбегала, уж больно ты винограду просила, а его привезли как раз.
- Я уже до отвалу наелась, - вставила Галька. – Вкууусный. Я бы его хоть все два килограмма съела, да мне много не дали, сказали тебе надо, ты больная.
Я смотрела на эту, казавшуюся огромной, кисть винограда и не понимала – во сне это или наяву. Бабушка поставила миску прямо на кровать рядом со мной.
- Ешь, ешь, - это все тебе.
А мне с трудом верилось в это самое настоящее чудо. Я отщипнула ягоду, отправила ее в рот и раскусила. И поняла, что я до сих пор ничего вкуснее не ела.
- Вот именно таким я его и представляла, когда там, на диванчике рассматривала.
- На каком диванчике? – спросила бабушка.
- Да на том, что у нас в коридоре стоит.
В школу я вернулась через неделю. Ослабевшая от болезни, но счастливая от того, что сбылась часть моей мечты – попробовать виноград. Диванчик стоял на привычном месте. Едва дождавшись перемены, я первой выбежала в коридор, села на диванчик и начала трогать такой привычный орнамент спинки диванчика, на котором я знала наизусть каждую ягодку, каждый листочек. Впереди еще оставалось почти два  учебных года, во время которых каждый раз, проходя мимо диванчика, я старалась хоть на мгновение прикоснуться к гладким блестящим ягодкам и листикам.

12.01.2024