О заступничестве Царицы Небесной

Иерей Рустик Лужинский
ПРОПОВЕДИ ПРАВОСЛАВНОГО СВЯЩЕННИКА,
недавно расшифрованные из аудиофайлов

О заступничестве Царицы Небесной через Икону Владимирской Божией Матери
 Проповедь в Прокопьевском Храме посёлка Октябрьский

    Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь.
«Блаженны и все слышащие Слово Божие и соблюдающее его». С вами, дорогие братья и сестры, мы сейчас читали Евангельское чтение, посвящённое Пресвятой Богородицы. Сегодня мы с вами празднуем Праздник Сретения иконы Владимирской Божией Матери. И мы сегодня с вами можем поистине прикоснуться к этой Святой и Благодатной иконе, Заступнице нашей Руси.
Мы с вами слышали Евангельское Чтение, посвящённое Пресвятой Богородице: «Блаженны те, кто хранит Слово Божие». Так почему же мы с вами, братья и сестры, не блаженны? Почему мы не счастливы? Блаженны те, кто счастлив. Блажен тот, кто с Богом. Почему же мы ощущаем себя несчастными? Почему мы с вами не благодарны Богу?
Это Евангельское Чтение показывает наше настоящее духовное состояние, в которое мы с вами находимся. Разве не поэтому нападают на нашу Русь враги? Разве не поэтому с нами случаются столько несчастий, потому что мы с вами не храним Слово Божие? Мы с вами несчастны, потому что в наших сердцах есть всего другого, но только не Бога. В наших сердцах Слово Божие не задерживается и проливается, как через решето. Мы все стали дырявыми.
Сегодня в этот Праздник Сретения Владимирской иконы Божией Матери мы можем поучиться у Божией Матери, как нужно в своём сердце держать слово Божие, как в своём сердце нужно хранить Христа. Этому пример сама Пресвятая Богородица.
После смерти Спасителя Она вела тихую жизнь. Она фактически ни с кем не разговаривала, но, когда она проходила, то все люди не могли прийти в себя очень долгое время, потому что они видели, что мимо них прошёл какой-то необыкновенный Человек. Они чувствовали, что с этой Женщиной находится Сам Бог.
Мы с вами живём в России. Наша Многострадальная Россия Матушка много претерпела страданий. Почему же Бог воспитывает нас страданиями? Да потому, что, кого Бог любит, того и наказывает. Божия Матерь и Господь не оставляют нас. Если бы с нами ничего не происходило, если бы у нас всё было хорошо, то мы с вами были бы похожи на мертвеца, мы с вами бы погибали. Но Господь и Божия Матерь дают нам встрепенуться, дают нам возможность видеть настоящую духовную опасность через опасность внешнюю. Через внешних врагов мы с вами очищаемся и становимся ближе к Богу. Сегодня мы с вами можем по-настоящему прочувствовать это, и упросить Царицу Небесную, чтобы Она и дальше нас защищала и помогала. Но Она не будет защищать и помогать нам, если увидит, что все дела напрасны. Потому что, если слишком много помогать, то придётся слишком много и спрашивать у нас. Поэтому Бог хочет, чтобы мы сделали над собой усилие и изменили свою жизнь.
Давайте вспомним с вами о защите Царицей Небесной нашего государства. В 14, 15, 16 веках, три столетия подряд, Царица Небесная защитила от неминуемой гибели нашу Родину. В 14 веке – от Тамерлана, в 15 веке – от Ахмата, и в 16 веке – от Махмед Гирея. Царица Небесная Сама вступилась за нашу Русь, потому что мы уже не в силах были защитить нашу Родину.
Царица Небесная пришла на нашу Русь со своей Святой иконой. Икона Владимирской Божией Матери по преданию написал Святой Апостол Лука на столе, где ел Сам Спаситель с Божией Матерью и Святым Иосифом. Некоторые скажут: «Как это возможно? Ведь прошло два тысячелетия!» Но мы с вами должны понять правильно предание церковное. Та Владимирская икона Божией Матери есть, конечно же, в списке с той, с первой написанной Святым Лукой. И список тоже является той настоящей иконой, потому что он списан с подлинника, и тот иконописец, который писал, он хотел перенять всё, что было в подлиннике. Поэтому и подлинники почитаются как оригиналы, потому что написаны они были от всей души и от всего сердца с тем, чтобы принести пользу: не ради выгоды, а ради спасения людей.
Некоторые ещё скажут: «Как возможно, чтобы эта икона была написана на столе, где кушал Спаситель с Божией Матерью и Иосифом? Ведь в Иерусалиме, в Израиле люди не кушали на столах, они возлежали, и у них не было не столов, ни стульев». На это можно ответить: по преданию церковному мы знаем о том, что Спаситель был плотником, и Он делал разные изделия не только для своей местности. К Нему приходили, как к одному из лучших плотников, и делали заказы из других стран, которые находились вокруг Израиля. И, конечно же, Ему заказывали изделия, которые не были свойственны в Его стране. И вот как раз Иисус Христос сделал для Себя и Своей Семьи стол и стулья, как это было заказано из другой страны. В этом нет ничего удивительного, что потом на этом столе была написана икона. По церковному приданию, когда Божия Матерь увидела написанную икону, то Она сказала: «Благодать Моя будет с ней навеки, и будут ублажать Меня все роды». Когда Святой Апостол Лука писал эту икону, то именно в это время Божия Матерь смогла ему многое рассказать из жизни Спасителя и из своей жизни, когда Она жила уже после того, как Иисус Христос был распят на Кресте. И поэтому икона Владимирской Божьей Матери впитала в себя слова Царицы Небесной. Потом делались копии, и эти копии распространялись по всему миру, и одну из копий перенесли из Византии на Русь. И потом эта икона Божией Матери остановилась во Владимирской земле и поэтому стала называться Владимирской.
В 14 веке, когда напал Тамерлан и не было уже никакой надежды на спасение, и, когда русские люди плакали и понимали, что пришла им смерть, тогда из Владимирской земли в Москву Крестным Ходом люди понесли икону. Люди понесли икону не просто так. Когда икона проходила мимо селений, то все люди выходили и стояли на коленях вдоль дороги. Люди молились об одном: «Царица Небесная, спаси землю русскую!» И, когда Владимирская икона Божией Матери пришла в Москву, то в том месте, где сейчас находится Сретенский Монастырь, люди встретили («сретение» - значит встреча) икону Божьей Матери.
В это время Тамерлан опочивал в своём богатом шатре. И он увидел не сон, а страшное для себя видение. Он увидел, что с горы спускается некая Дева в царственном облачении. Она была настолько Величественная и Грозная, что он пришёл в страх и трепет. А вместе с ней спускались Святые и Ангелы. В ужасе Тамерлан обратился к своим колдунам, и они сказали: «У русской земли есть Заступница – Богиня. И, если Она вступится, то нам мало не покажется». И он в великом страхе поднял всё своё войско, и они бежали, оставив свои вещи, палатки, телеги. Царица Небесная защитила Русь.
В 15 веке снова Ахмат наступил на нашу Русь. Этот злобный правитель хотел погубить нашу Русь. И вот уже они подошли к реке Угре. Эту реку называют Поясом Пресвятой Богородицы. И тут русские войска стояли напротив татаро-монголов целые сутки. Они стояли и смотрели друг на друга, и никто не решался наступать. Когда вся Россия молилась о победе, тогда князю Ивану III пришло от Бога извещение, что нужно отступать. И он, отступая, увидел, что Ахмат тоже отступает. Татаро-монголы решили, что их заманивают в ловушку, и они стали отступать. И, когда пришла ночь, на них напал такой страх, что они просто бежали, как это и было с Тамерланом.
И вот наступает на Русь Махмед Гирей. Снова вся Русь страдает и плачет. И вот одной слепой инокине является Божественное видение, что из-за Спасских ворот Москвы Святые выносят Владимировскую икону Божьей Матери, потому что Москва предала Бога. Москва своими злодеяниями стала зловонной перед Лицом Божьим. И поэтому Бог послал такое страшное испытание. Снова стояли войска у нашей земли. Но эта слепая инокиня и одновременно вместе с ней Святой Василий Блаженный видели это видение. Они увидели важный момент, как Преподобный Сергий и Святой Варлааман Хутынский на коленях молят Царицу Небесную, чтобы Она не уходила из Москвы. И они умолили, и икону Владимировской Божьей Матери возвратили в Москву.
И тогда в это время Махмед Гирей в своём шатре ужаснулся от страшного видения. Он увидел страшное ополчение и Божью Матерь, которые наступали на него. В страхе он, как и Тамерлан, поднимает своё войско, и татаро-монголы убегают.
Дорогие братья и сестры, разве нам этих трёх величественных случаев в 14, 15, 16 веках недостаточно ли, чтобы вразумиться? Сколько ещё нам нужно оскорблять нашего Бога? Сколько ещё Он должен терпеть за нашу Русь? Сколько ещё нужно посылать чужеземцев, чтобы они стояли у наших границ?
Что ещё нужно сделать Богу и Божьей Матери для того чтобы люди начали ходить в Храм? Ведь Храмы сделаны не для Бога, Храмы сделаны для нас, для того, чтобы мы в этих Храмах спаслись. Бог не нуждается ни в чём. Бог хочет излить свою Божественную Любовь на каждого из нас.
Бог установил Храмы, но мы игнорируем их. Бог установил Заповеди, но мы даже не знаем их. Бог установил Заповеди любви, но мы забыли о них. Мы совсем не хотим общаться с Богом. Святитель Николай Сербский говорил: «О, если бы мы столько же общались с Богом, сколько мы общаемся друг с другом! О, если бы мы посвящали столько времени Богу, сколько мы посвящаем на общение друг с другом! Тогда бы наша жизнь изменилась»
Мы с вами затуманены этим миром, мы с вами поработились. И сейчас пусть каждый из нас сбросить это ярмо, этот хомут. Пусть каждый из нас, придя домой, сбросить его со своих близких, сбросит его своей молитвой, своей любовью, своей долготерпением. И всё это можно получить здесь во время Божественного причащения, когда мы с вами можем по-настоящему проникнуться в подвиг Царицы Небесной, которая не оставляет нашу Родину.
Царица Небесная, как родная Мать, прикрывает своих чад и не даёт нам погибнуть.
Представьте себе, если бы здесь по всей России находились татаро-монголы. Не было бы никакого православия, не было бы открытых Храмов. Всё это мы имеем благодаря Царицы Небесной и Её заступничеству. Царица Небесная вышла нам уже на встречу, но вышли ли мы на встречу к Ней? Идём ли мы навстречу Богородице? Или мы затаились за своим телевизором, в своих телефонах, в своих книжках, противных Богу? Почему бы нам не выйти навстречу Царицы Небесной и не встретить Её? Ведь Она стоит у наших границ и защищает их. Почему же мы не хотим сделать ни единого шага?
Пусть каждый из нас очнётся от леденящего воздуха, который дует с запада. Пусть наши сердца растопятся от Божественного причащения. Пусть наши сердца вместят наших близких и смогут притянуть своей любовью и добротой людей в наши Храмы, чтобы наши Храмы снова запели и зазвенели, чтобы наши сердца были снова верны нашему Богу и Богородице.
Пусть каждый из нас сохранит Слово Божие в своих сердцах. Пусть каждый из нас унесёт Слово Божие. Пусть каждый из нас встретит здесь в Храме Господа и Богородицу и унесёт Их в своих сердцах, в своих умах, в своих руках близким, чтобы у наших близких тоже произошло сретение – встреча. Чтобы наша Русь стала поистине Святой Православной Русью. Аминь.