К Судному Дню. Начало. Адам. Каин. Ламех. Сиф

Лариса Баграмова
Я создавал этот мир как Творение вечное,
В коем живущие всем навсегда обеспечены,

Где нет ни тления, ни разрушенья, ни гибели,
Чтобы в него как в блаженное Царство вы прибыли.

Шесть благоденственных дней Я творил Мироздание,
Чтобы субботний, седьмой день отдать в созерцание

Мной сотворённого – а сотворил хорошо весьма. 
До появленья всего были лишь пустота и тьма. 

Я дал начала развитию и эволюции
Словом Своим – в исполненье Своей резолюции.

Из ничего, из сплошной пустоты как напутствие
Я сотворил всё, что стало, и Духа присутствие

В деле явилось как огнь над зияющей бездною.
Три ипостаси Мои их работой совместною

Этот проект завершили за шесть благодатных дней,
И в день седьмой Я почил от трудов на стезе Своей.

Я сотворил и небес, и земли основания,
Свет, согревающий их, твердь, её очертания,

Воды собрал поднебесные в место единое,
Чтоб на пространство осушенное и пустынное

Зелень пустить и траву с вызревающим семенем,
Древо, дающее плод сообразно со временем.

Создал светила на тверди небес, освещение
Чтобы давали они, возвещали знамения,

Для отделения ночи от дня и различия
Дней и годов и течений времён исторических.

Души живые создал, чтоб собою наполнили
Землю они и Мой замысел этим исполнили.

Водных животных пустил Я в моря поднебесные:
Рыб и амфибий – в солёные воды и пресные,

Чтобы плодились они во взаимном содружестве.
Выпустил птиц для полёта по тверди над сушею,

Чтоб наполняли они небеса песнопением,
А их птенцы на Земле обрели оперение.

Создал скотов и зверей и рептилий чешуйчатых,
Чтобы плодились они – и Земля стала тучною

Зверем и птицей, травою и злаком, и рыбою –
Тварью земной и небесной и водной покрытою,

И всякой жизнью иной, чтоб своим единением
Души живые и прах создавали движение

Вечное и непрерывное – круговорот веществ
Для поддержанья и саморазвития всех существ. 

Создал Я вас – сообразно Себе, по подобию,
Образ приблизив Свой собственный к правдоподобию,

Сколько возможно. И отдал вам всё во владение:
Воды и землю, животных, траву и растения,

Чтобы умножилось ваше число и наполнился
Вашим потомством весь мир – для того, чтоб исполнился

Замысел Мой по устройству Земли как обители,
В коей её обитатели горя не видели,

Где бы животные ели траву и растения,
Люди – плоды или злаки. И чтоб песнопения

С паром от пышной земли поднимались в безвременье,
Чтобы восславить Меня и Мои проявления.

В Царствие вышнее ввёл Я ваш род от Творения,
Дав вам возможность пребыть в нём по праву рождения,

Дав вам способности в приобретении знания
И предоставив свободу в составе деяния.

Вдунул дыхание лично в вас Сам при Творении,
Чтоб пребывали вовек вы в блаженном нетлении

Неразделимо со Мною в предвечном содружестве –
Равною Мне ипостасью в духовном супружестве.

И насадил Сад Небесный, и отдал в имение
Всё, что в нём было, лишь Древо не дал во владение –

Древо Познания Зла и Добра состояния,
Вам запретив есть плоды его во избежание

Смертного часа пришествия. Дал вам помощника
Выбрать по вкусу себе из любого источника,

Что уже есть на Земле, и привёл все создания
К вам, чтобы место нашли вы им всем в назидание, 

И чтобы дали вы имя любому животному:
Птице небесной, земному творенью, болотному.

Но не нашлось среди них ни одно, чтоб пригожее
Вам оно было – и сделал Я вас непохожими,

Разными в теле своём, чтоб своим единением
Вы предваряли бы новых людей появление,

И чтоб различия ваши на пользу живущим шли
В Саде Небесном и вне него – в дольних краях Земли. 

Вам сотворил Сам помощников с плотью единою:
Жён от мужей породил процедурой невинною,

Вынув ребро из средины груди, чтоб сердечною
Связью вы стали спелёнуты – узами вечными.

И прилепились друг к другу вы в подлинной близости:
Были нагими и не устыжались открытости. 

Всё, что Я ждал в благодарность от вас за создание –
Беспрекословное Мне как Отцу послушание

Вплоть до тех пор, пока сами, исполнившись знания,
В добром труде обретённого, Мне в подражание,

Вы бы творцами явились по зрелости сильными,
Волею, чувством и мыслью своей изобильными.

Роль Я особую вам отводил при создании:
Вашей задачей явилось бы лишь созидание.

Веровал Я, что все силы свои вы приложите
В дело, которое свыше вам будет предложено.

Но вы отвергли движенье к нему постепенное,
Выбрав заносчиво знание несовершенное –

Парадоксальное знание чёрного-белого
Вместо единого и неразрывного целого,

Съели вы плод, что вам был не под силу по юности,
И оказались в плену у жестокой абсурдности,

Так как связать не смогли воедино те знания,
Что обрели от него в результате дерзания.

Не утерпели в желанье своём «стать богами» вы –
А пожелать надо было свершить предписание.

Этот запрет на вкушение с Древа был временным:
Только для юных созданий всезнание бременем

Невыносимым является, но по прошествии
Должного срока сумели бы вы все последствия

Вашего опыта преобразить в достижение
Цели, поставленной Мной перед вами. Значение

Многого преобразилось бы в вашем сознании,
И вы достигли бы истинного понимания:

Все представления стали бы вами осознаны,
Все заключения из предпосылок воссозданы.

Вам предстояло пройти ту дорогу в неспешности,
Чтобы суметь устранить полузнанья погрешности,

А не бросаться бездумно в горнилище знания,
Силы ещё не скопив для его понимания.

Вплоть до тех пор, пока были вы копией, образом,
Цели Мои не могли бы стать вами распознаны,

Но постепенно по райскому Саду движение
В душах пречистых свершило бы преображение,

Вы бы наполнились смыслом, доселе неведомым,
Замыслом, свыше преданным, значеньем заведомым.

Вы бы из слепков тогда обратились в подобие
Полное Мне – безраздельное богоподобие,

Без относительной точности, без приближения,
Став соразмерными в каждом ко Мне отношении

И не детьми Мне, но братьями равными, сёстрами.
И осознали бы сами, зачем были созданы:

Стали из дублей со Мной ипостасью единою,
Сами являться бы начали первопричиною,

Сущностью, что непрерывность и вечность Творения
Сутью своей принимает как предназначение.

И Я бы Вечный Завет заключил с вами – равными
В силе и знаньях, партнёрами Мне полноправными.

Но пренебречь вы решили Моим наставлением,
Сделав искус основаньем дурного решения,

И не предали значенья божественной мудрости
По безответственности и беспечности юности.

Не захотели вы слушать Моё повеление
С Древа Познанья не есть – и познали падение.

Разве к тому создавал и лелеял в Саду Я вас,
Чтоб вы узнали тем дерзким решеньем свой смертный час?

Я предложил вам владычество необозримое
Над всем живущим в воде и земле, но вы мнимое

Выбрали знанье, абсурдное в недостижимости, 
Впав в подчинение дьявольской лести и лживости.

Змей, что явился у Древа жене, был творением,
Падшим в гордыне своей – обезумевшим гением,

Вообразившим, что может достичь невозможного:
Стать Меня выше. В своём обожании ложного

Он устремлялся к высотам, что были низинами.
Он обещал то, что знание вас властелинами

Сделает и что вы «станете подлинно богами».
Но умолчал он о том, что познанье дорогами

Трудными лишь достигается, тропами долгими,
Чтоб оно цельным предстало, иначе осколками

Ранит оно обладателя, знанье несущего. 
А полуправда является ложью по сущности.

Плод, что Я есть запретил вам, вы тайно отведали,
И совершилось так то, чего вы и не ведали:

Сразу открылись глаза на свою наготу у вас,
И, устыдившись различий, укрыли вы их тотчас,

Не признавая, что именно эти различия
Делают каждого неповторимою личностью,

И что друг в друге вы видите те отражения,
Что заложил Я во всех вас в процессе Творения.

И убоялись расправы, и спрятались в заросли,
И ты хотел всю вину возложить на напарницу:

Это она предложила, мол, и я отведал плод.
Ты же ему возражала: виновен, мол, в деле тот,

Кто совратил тебя тайным пленительным знанием –
Змей, что хитрее здесь всех, – и мол, сами не знали вы

То, что творили; мол, он соблазнил вас всеведеньем,
Быть вам хотелось, «как боги», – и вот, плод стал съеденным.

Вы отрицали ответственность в детском деянии,
В нём устрашившись последствий, боясь воздаяния,

Страха исполнившись вместо доверия вышнего,
Стыд и вину перекинув безвольно на ближнего,

И убоявшись принять богоравность рождения,
Тем преуменьшили ценность свою как Творения.

Ты соблазнилась, и ты соблазнился – и оба вы
Равно повинны в падении вниз – до земной тщеты,

Из состояния вышней невинной блаженности
В горечь страданий, сомнений, пороков и тленности.

И Я сказал тогда змею: будь проклят безвременно
Ты перед всеми живущими здесь – одновременно.
 
Будешь ты ползать на чреве своём до скончания,
Будешь есть прах во все дни своей жизни в печали ты,
 
И положу я вражду меж тобою и женщиной:
Семя её и твоё будет биться в обещанной

Мною баталии вплоть до исхода последних дней.
И не одержишь ты верха на дерзкой стезе своей:

Семя в главу твою станет тебя поражать её,
Ты же укусишь в пяту его, «жало» сломав своё. 

И неспособен ты станешь отныне к развитию:
Все достиженья, обманом и лестью добытые,

Будешь терять ты при искре одной справедливости,
И как огнём, опаляться в костре горделивости.

И возвращения станут твои бесконечными
В область познанья, но знания те скоротечными

Будут, поскольку, сей мир сохраняя, Я сделаю
Их невозможным связать во единое целое

Вплоть до тех пор, пока сердце полно прегрешения.
И это значит, что злу нет вовеки прощения.

А тебе так Я сказал: твои скорби умножу Я –
Будешь потомством своим ты всечасно встревожена,

Будешь рожать его в муках и не по своей нужде,
К мужу влеченье твоё будет пуще его к тебе,

Будет господствовать он над тобою в делах твоих.
А тебе вот что сказал Я: за то, что ты слушал их

И ел от Древа, с которого есть ты не должен был,
Так как деяние это обоим Я запретил,

Проклята будет земля, от которой в беде своей
Будешь кормиться со скорбью ты вплоть до скончанья дней.

Терния, плевелы, сор и волчцы она даст тебе,
Будешь питаться травою в телесной, как скот, нужде,

В поте лица добывать будешь хлеб, пока в свой удел
В прах не вернёшься, с какого был взят Мной для лучших дел. 

И так как в знании стал ты подобен Нам, то теперь,
Зная и Зло, и Добро, должен ты до последних дней,

Чтоб не вкусить с Древа Жизни и вечным не стать в грехе,
В кожу одеться, какую Я дам вам, и в кожухе

Тотчас с женою из Сада Небесного прочь уйти –
И херувима поставлю Я, чтоб охранял пути

Он к Древу Жизни. Отныне на долгие годы ты
И ты с ним тоже – изгнанники, и Я сожгу мосты,

Чтоб не смогли вы по воле своей и желанию
Снова вернуться к свободному жизни познанию.

Будете в муках его добывать, и терпения
Дам Я вам ровно настолько, чтоб ваши мучения

В горьких скитаньях по миру не дали бы вам забыть,
Что привело вас на Землю и как вы могли бы жить,

Если послушались бы Моего повеления
И избежали позорного грехопадения.      

И родила ты детей двух, и разными стали те.
В первенце видела ты утешение в простоте:

Мол, от Меня получила теперь человека ты, –
Не помышляя, что канут надежды твои в тщеты.

Ты, что сажал и растил в поле злаки, усерден был –
Тяжким трудом ежедневным ты свой урожай добыл,

И вот, явился ко Мне, чтоб дары эти Мне воздать,
И захотел от даров своих Божию благодать. 

Первенец, полный любви материнской и ласки, ты
Даже подумать не мог, что с божественной высоты

Не пожелаю призреть Я дары твои щедрые,
И стал печален, когда они были отвергнуты.

Знаешь, зачем не призрел Я дары твоего труда?
Знать Я хотел от тебя самого в эти дни тогда,

Понял ли ты, почему твой талант не привечен Мной,
Как приношения брата. Ведь дар тот от поля твой –

Это дерзанья неопытных сил, самолюбие
В коих твоё проявилось так, что трудолюбие

Стало само выраженьем надменной спесивости,
А не достойным плодом благодарной учтивости.   

Ты возжелал, чтобы почесть за дар тебе самому
Стала бы воздана Мною. Труды твои потому

Менее ценны, чем жертва от стада кровавая.
Но пониманье твоё Меня было неправое –

И, как ребёнок капризный, обиду свою тая,
Ты не пришёл испросить пояснения у Меня.

Да, Я бы принял твой дар и с любовью призрел его,
Если бы Мне ты вернул от творения Моего,

Если б труды свои в поле с Моими ты не равнял –
Я бы призрел эту жертву и с радостью воспринял.

Но ты принёс Мне лишь то, что с дерзанием создал сам,
Противоставив земное творение небесам.

И потому Я отверг те твои устремления –
Чтоб не кичился возложенным Мною ты бременем,

Словно наградой, за действия матери и отца,
И чтоб гордыня рассеялась прочь с твоего лица.

Ты же, пасущий стада, был привечен с любовью Мной:
Дар первородных из мяса и тука Я принял Твой –

Так как Ты шкуры от них сообразно велению
Выдолбил и потребил для одежды ношения,

А мясо с жиром возжёг Мне во славу, не вздумав взять
Даже немного от плоти – и вот, Моя благодать

Есть на челе Твоём, так как Ты ел, что дозволено,
И Моя ласка к Тебе Твоей верой намолена.

Но я скорблю о тебе, старший брат, дай ответ сейчас:
Ты почему огорчился и, не поднимая глаз,

Смотришь на землю свою, не на небо, – ведь знаешь ты,
Что, если доброе сделал – спокоен от чистоты

Можешь своей быть. А если не прав – то увидь как есть
Грех свой, господствуй над ним, чтоб не мог он тебя увесть

К делу греховному новому. Но ты не понял слов,
Что говорил Я тебе, и под скрежет своих зубов

Слушал лишь то, что творилось в твоей голове тогда –
Мыслей сумятица, смыслов обрывки, белиберда.

Это плод Древа Познанья, что ели родители,
В теле твоём забродил, и все ограничители

Снёс в представленьях твоих об исконных Добре и Зле,
Словно от знаний разрозненных стал ты навеселе. 

И, преисполненный ложных суждений и смыслов, ты
Так мыслить сложно стал вместо божественной простоты,

Что то услышал в словах, чего вовсе и не было,
И стал безумен во гневе, доселе не ведомом.

И брата младшего в поле несжатое заманил,
И возроптал, и восстал на него, и его убил. 

Может, подумал ты, что сей кровавою жертвою
Ты благодать привлечёшь Мою и милосердную

Этим получишь деянием ты контрибуцию?
Я не желал того. И, заблужденью сочувствуя,

Снова, как к зрелому разумом, Я возопил к тебе:
Где сейчас брат твой, в какой ты оставил его беде?

Но не желал за вину свою брать ты ответственность.
Разве я сторож ему? – возразил ты, – Вся бедственность,

Что приключилась с ним – это Твоё попущение,
Ты виноват, Мой Творец, я – всего лишь творение. 

Так же забыв, как отец твой и мать, что свободными
Сделал в поступках Я вас и к решеньям пригодными.

Вот, голос крови его вопиёт ко Мне от земли –
И ныне прокляты будут твои на земле сей дни,

На той земле, что отверзла безмолвно свои уста,
Чтобы принять кровь невинную, что в неё пролита.

И когда станешь ты землю теперь обрабатывать, 
Силы тебе не придаст она больше. Захватывать

Снова и снова ты будешь её, словно в первый раз,
Будешь изгнанником ты на земле, и с Моих Я глаз

Прочь прогоняю тебя, как скитальца бездомного.
И возразил ты: Твоё наказанье огромное,

Больше оно, чем смогу я в скитаньях своих снести,
Всякий, кто встретит меня, тот убьёт на своём пути.

И Я сказал: не страшись возложённым ты бременем,
Всякому, кто пожелает убить тебя, всемеро

Карой воздастся. И сделал тебе Я знамение,
Что никогда убивать тебя и помышления

Ни у кого не возникнет. И скрылся ты с глаз Моих
В землю к востоку от Сада Небесного. И своих

В этой земле зачинал ты детей от жены своей.
Но был неправедным род твой в течение многих дней.

Хоть вы продолжились в детях и стали успешные
И в производстве орудий, и дело потешное –

Музыку гуслей и сладкоголосых свирелей – вы
Тонко сумели развить до божественной высоты,

И стадо всех, обитавших в шатрах, было тучное,
Но немилы Мне вы стали по мерзкому случаю.

Ты, что жены себе две взял не по предписанию
И стал убийцею, и возгордившись, послание,

Мне подражая, изрёк своим жёнам неправое, –
Ведь понимал, что браваду несёшь ты лукавую:

Что отомстится убившему, мол, тебя, семьдесят
Раз по семи – даже больше, чем было нашедшему

Милость Мою твоему многогрешному предку – и
Этим навлёк ты Мой гнев на свои до скончанья дни.

Плод с Древа Знанья с рассудком твоим продолжал беду
Ту же чинить, что и с прадедом, словно бы ты в бреду,
 
А не в сияющей ясности речи свои изрёк.
И этим род свой судьбою короткой тогда обрёк. 

Видя, что правнуки ваши погрязли в грехе вдвойне,
Ты, кто был созданным Мною из праха, вошёл к жене

Снова – и снова познал её – чтоб она родила
Третьего сына, и сделала это твоя жена.

И нарекла ему новое имя ты, думая,
Что вот, он вместо убитого скрасит беду твою.

И тот родил себе сына, и дал ему имя он,
И призывать Меня начали те, кто был им рождён,

Так как сей род понимал своё предназначение,
Данное Мною по праву ему от рождения.