4 Древних восточных патриархата. Александрийский

Ольга Липа
Ч.I. История. Четыре древних патриархата Вселенской Церкви на Востоке (Древняя восточная церковь - православная). Константинопольский, Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский. 

1. Александрийский патриархат (Александрийская православная церковь, патриархат Александрии и всей Африки) — автокефальная поместная (1) православная церковь, занимающая 2-е место в диптихе (списке) автокефальных поместных церквей. Юрисдикция (каноническая территория) — вся Африка с прилегающими островами. По преданию основана апостолом евангелистом Марком около 42 года н. э. в г. Александрии (2) в Египте.
Официальным и литургическим языком Александрийской церкви является греческий (3). С 451 года патриархат. Первым епископом в 68-82 гг стал Аниан Александрийский, ученик апостола Марка, прославлен в лике святителей(*). По местному преданию, когда апостол прибыл в этот город, у него порвался сандалий, он отнес его сапожнику Аниану, чтобы починить. Мастер во время работы сильно травмировал руку и закричал от боли, а Марк его чудесным образом исцелил.  Тогда Аниан  и его семья стали первыми христианами в Александрии. С середины III века Александрийский епископ носит почётный титул папы. В настоящее время возглавляет папа и патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II (Нико;лаос Хорефта;кис род. 25 ноября 1954, д. Канли-Кастели, Крит, Греция ). Резиденция — церковь Святого Георгия в г. Каире (расположена в Старом Каире —  исторической части города, столицы Египта).
Высшая власть в Александрийской православной церкви принадлежит Священному синоду под председательством патриарха, в состав которого входят митрополиты. Патриарха избирает священный синод.


2.Предпосылки раскола на Халкидонские и нехалкидонские церкви и выделения Коптской церкви из состава Александрийской.

2.1.Четвертый Вселенский собор, Халкидонский созван в 451 году императором Маркианом (4), прославленным совместно с женой Пульхерией (5) в лике Благоверных, при папе Льве I (6) в Халкидоне (современный г. Стамбул). Заседания проходили в храме великомученицы Евфимии (7). Собор продолжался с 8 октября 451 года до 1 ноября 451 года.

2.1.1.Монофизитство. Основанием для собрания явилась ересь Евтихия, а именно,  монофизитство —  христологическая доктрина в христианстве, возникшая в IV—V веках в Византии, провозглашающая наличие в Иисусе Христе только одной природы, божественной. 
Различают два вида монофизитсва: крайнее — евтихианство; умеренное — севирианство.

2.1.2. Крайнее монофизитство или евтихианство — объединение двух природ во Христе при воплощении привело либо к поглощению человеческого естества божеством, либо к образованию некой третьей сущности, не являющейся ни Богом, ни человеком. Евтихианство не стало значимой богословской традицией и было отвергнуто не только православными богословами, но и подавляющим большинством монофизитов.

2.1.3.Умеренное монофизитсво или миафизитство — умеренное монофизитство называется также севирианским по имени наиболее влиятельного богослова этого направления патриарха Севира Антиохийского (465 Турция— Египет 538) (8), который учил об одной сложной природе Христа, в которой сохраняется различие между человечеством и Божеством на уровне природного качества, но не о двух природах. У Севира две природы Христа различаются чисто мыслительно. В сочинениях Севера свойства Христа не были отнесены к каждой из двух природ. Он, как и другие монофизитские богословы, подчеркивал, что во Христе только одна «воля» и одно «действие», то есть «одно богомужное действие».
Также севириане утверждали, что плоть Христова до Воскресения была тленной, подобно человеческой. Севир отрицал иконопочитание, причём не только иконы Христа, Богородицы, святых, но даже и изображение Святого Духа в виде голубя.
Cевирианство было осуждено на Константинопольском соборе 536 года (9).


2.2. Чудо на Халкидонском Соборе.
Как упомянуто выше, Собор проходил в храме Святой Евфимии, мощи которой хранились в церкви. Тогда константинопольский патриарх Анатолий (10) предложил обратить к Богу через мощи Святой. Участники собора открыли раку (11) и положили на грудь Евфимии два свитка с православным и монофизитским учением и опечатали ее на три дня. По прошествии этого времени раку открыли и увидели, что «свиток правоверных святая великомученица держит в правой руке, а свиток зловерных лежит у ней в ногах. Удивительнее же всего было то, что она, протянув руку как живая, подала царю и патриарху свиток с правым исповеданием» (в изложении Дмитрия Ростовского).

2.3. Решение Четвертого Вселенского собора касательно догмата веры. На соборе было осуждено монофизитство. Евтихий был сослан в отдаленную провинцию. Отцы Халкидонского собора, приняв за образец православного учения изложение веры Кирилла Александрийского и Иоанна Антиохийского, а также послание Льва римского к Флавиану, они таким образом определили догмат об образе соединения в лице Иисуса Христа двух естеств: Бога и человека. 


3. Нехалкидонские церкви.  Четвертый Вселенский Собор не признается Армянской апостольской церковью и иными Древневосточными православными церквями или Ориентальными православными церквями. Их также называют Нехалкидонскими, вследствие того, что эти церкви отвергают решения Халкидонского собора и всех последующих Вселенских соборов.  В отличие от православной церкви, признающей  семь Вселенских Соборов. Это миафизитские церкви. В настоящее время Древневосточные православные церкви находятся в полном евхаристическом общении друг с другом, но не с Православной церковью или любыми другими церквями, не образуя при этом единой церкви.


4. Раскол церкви: Александрийская  (греческая) и Коптская церкви.
После Четвертого Собора в ранее единой Александрийской церкви появились признаки раскола, который окончательно произошел к 538 году. Тогда сформировались отдельная патриаршая структура Коптской нехалкидонской церкви, вышедшей из юрисдикции Александрийской, халкидонской, греческой церкви.

4.1. Коптская церковь (самоназвание — Коптская православная церковь (12); Египетская православная церковь Александрии) нехалкидонская, миафизитская, одна из древних восточных христианских церквей, не принявших постановления IV Вселенского (Халкидонского) собора  451 года и последующих трех соборов. Она не входит в семью поместных православных церквей византийской (халкидонской) традиции и не состоит с ней в евхаристическом общении.
 Со времён гонений императора Юстиниана I на нехалкидонитов и вплоть до аннексии Египта арабами нехалкидонские патриархи, спасаясь от преследований, имели своей резиденцией монастырь Святого Макария в горном Египте. 


 5. Апостол Марк — основатель Александрийского патриархата. Марк- Иоан — один из четырех авторов Евангелия (13), Книги Нового Завета,  апостол от семидесяти (14), родственник апостола Варнавы (15).
В ночь перед предательством Иуды Иисус молился в Гефсиманском Саду (16) в присутствие трех ближайших апостолов: Петра, Иоана, Иакова. После Воскресения Господня дом матери Марка, Марии, расположенный около Гефсиманского Сада, стал местом собрания христиан и пристанищем апостолов: «И, осмотревшись, пришел к дому Марии, матери Иоанна, называемого Марком, где многие собрались и молились». (Деяния святых апостолов 12:12) (17). Евангелие от Марка считается записью рассказов апостола Петра (на ирамейском - Кифа) учеником которого он был(18). Марк погиб от рук язычников в Александрии в апреле 68 года.

******************************************
1. Афтокефальная - статус поместной (находящейся в определенном месте)церкви, предполагающий её административную независимость от других поместных церквей.

2. Александрия — город в дельте Нила, главный морской порт и второй по величине город Египта.  Город является административным центром мухафазы Александрия, пролегает на 32 км вдоль Средиземного моря. Она была основана в 332 году до н. э. царём Александром Македонским. Александр III Великий - царь Древней Македонии из династии Аргеадов, выдающийся полководец (356 г. до н. э. г. Пелла; современный археологический музей Пелла в Греции - 323 г. до н. э. г. Вавилон, современный Ирак; развалины Валилона расположены близ г.Аль-Хила).
 Александрия — регулярный город (возведенный на основе определенной геометрической схемы), она строилась по плану архитектора Дейнократа (архитекстор Македонского). 

3. В настоящий момент службы проводятся на греческом и других языках, в том числе местных языках.

* Святитель -  чин святости, в котором почитаются епископы (архиереи), канонизированные Церковью за праведную жизнь, особые заслуги в качестве духовных пастырей и труды по устроению Церкви. Аниан Александрийский (1 век - 82-86 гг Александрия, Египет, Римская империя)

4,5. Маркиан Флавий (392—457 гг. Византия или Восточная Римская империя) — византийский император. Имел дочь Марцию Ефимию, которая была женой императора Западной Римской империи Антемия (о ее матери сведения не сохранились). Состоял в браке с Пульхерией (399 — 453 гг. Византия)  с 450 года. Ранее, 4 июля 414 года она была признана регентом своего брата Феодосия (регент—правитель, в виде опекуна, при малолетнем государе) и приняла обет целомудрия. После смерти брата она вышла замуж за Маркиана. «Так как император скончался, то я избираю тебя из всего сената, как достойнейшего прочих. Дай мне слово, что ты уважишь девство мое, которое обещала я Богу, и я провозглашу тебя царем», — в изложении Феофана Затворника (ок. 760—818 гг — византийский монах, летописец, почитается в лике преподобных).

6. Лев I Великий, Папа римский (390 — 10 ноября 461 гг. Италия). В православии прославлен в лике святителей, в католицизме — в лике Учителей Церкви.

7. Великомученица Евфимия, Всехвальная (289—304 гг. г. Халкидон), приняла мученическую смерть при императоре Диоклетиане в возрасте 15 лет. В настоящее время мощи святой хранятся в г. Стамбуле в соборе Святого Георгия.

8.Севир Антиохийский почитается святым всеми Древневосточными церквями, кроме Армянской.

9. Константинопольский собор проходил в  мае — июне 536 года проходил в церкви Пресвятой Богородицы. Поместный собор Православной церкви,  на котором были осуждены лидеры антихалкидонитского движения: патриарх Антиохийский Севир,  митрополит Апамеи Петр, иеромонах Зоор. В августе 536 года указом Юстиниана они были признаны еретиками, и им запрещалось проживать в Константинополе.

10.  Святитель Анатолий Константинопольский родился в Александрии, умер в 458 году в г. Константинополе.

11. Рака — ковчег с мощами святых.

12. Копты  – этническо-религиозная группа египтян.

13. Евангелисты, авторы Нового Завета — Матфей, Марк - Иоанн (Марк), Лука, Иоанн.

14. Апостолы от семидесяти —  ученики 12 апостолов, которые, в свою очередь, были учениками самого Иисуса.

15. По разным версиям: племянником или кузеном. Апостол Варнава  (I век, остров Кипр) — христианский святой, апостол от семидесяти, основатель Кипрской церкви, один из мужей апостольских.

16. Гефсимания - историческая местность и село в современном Израиле. Гефсиманский сад сейчас имеет площадь 47х50 метров, расположен у подножия Елеонской горы. А в евангельские времена так называлась вся долина, лежащая у подошвы Елеонской горы и гробницы Богородицы. Второе название горы - Масличная, так как в древности она была засажена маслинами; сейчас в саду растут восемь очень древних олив. Простирается гора с севера на юг напротив восточной стены Старого города Иерусалима, по восточную сторону Кедронской долины и имеет три вершины. 

17.  «Деяния святых апостолов» — книга Нового Завета, повествующая о временах, происходивших вслед за евангельскими событиями и Воскресением Иисуса. Автор — апостол от семидесяти Лука. Сподвижник апостола Павла, врач.

18. «и привел его к Иисусу. Иисус же, взглянув на него, сказал: ты – Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень (Петр). (Евангелия от Иоана 1:42)