Эссе 5. Сотворение по образу

Алекс Андр Яковлев
СТАТЬЯ НА СОЗРЕВАНИИ
              ОБРАЗумь мя, ... Господи!

     Есть в книге "Исход" Слова Бога о себе. В Синодальном переводе они склоняют к доВерию: "Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий." (Исход 3:14)В Новом русском переводе, стремящемся к большей точности, они обретают более загадочный вид: "Бог ответил Моисею: — Я Тот, Кто Я Есть." В еврейском же, более приближённом к арамейскому языку, при буквальном переводе эти слова принимают вид и вовсе удивительный: "Я Буду Так, Как Я Буду". В них Бог предстаёт как БЫТИЕ-ВРЕМЯ ("Буду"), открываясь чтобы БЫТЬ, чтобы придавать величие БЫТИЮ всего и, особенно тому, кого волит наделить разумом. Дабы на Земле БЫТИ ПОДОБНО Творящему.

            «И сказал Бог: сотворим человека по ОБРАЗу Нашему
             и по ПОДОБИЮ Нашему,
             и да владычествуют ОНИ … над всею землею …»(Бытие, 1:26)

      И в том не избыточная удаль Творца, но предельная забота о том, кому вВЕРить "владычествование над всею землею". Кого допустить до владения сотворённой Землёю. И таковыми суждено БЫТЬ не высокоразвитому животному
и, даже, не обладателю Его ОБРАЗа, но лишь ПОДОБНОМУ Ему.

     Так что, всё сотворённое в первые "шесть дней" готовилось к ещё более грандиозному СО БЫТИЮ - созданию Творцом своего ОБРАЗа и ПОДОБИЯ на Земле, подобно Ему ТВОРЯЩЕГО, владычествующего на планете Земля ЛЮБОВЬЮ.

             "И сотворил Бог человека по образу Своему,
              по образу Божию сотворил его;
              мужчину и женщину сотворил их. (Бытие, 1:27)

     И, сотворил ... по ОБРАЗу! Умолчание же о ПОДОБИИ тоже "говорит" о не менее важном, об ОБРАЗе Божием как Первом этапе творения Разума на Земле. Этапе, дарующем возвышение одного из животных Земли, наиболее пригодного. И о начале следующего этапа - ОБРАЗования из него своего живого ПОДОБИЯ, этапа предельно тяжёлого и трагического.
   
              "И благословил Бог седьмой день, и освятил его,
               ибо в оный почил от всех дел Своих,
               в которые Бог творил и созидал." (Бытие, 2:3) 

     Почил, ибо ПОДОБИЕ не будет более твориться Богом, не будет Его ДАРОМ в готовом виде, но БУДЕТ создаваться тем, кого наделил ОБРАЗом. И в День Седьмой "отошёл" от ТВОРЕНИЯ, предоставив дальнейшее восхождение существу Им ОБРАЗованному. Он не оставил человека, но придал ему путеводитель - свой ОБРАЗ. С ним он должен соВершить восхождение к НЕБУ, чтобы властвовать над Землёю силой   подобной Богу. Наступило время, не сулящее покоя, ни Богу, ни человеку.

     Сотворение по ОБРАЗу, по сути, является приданием земному существу ОБРАЗа неземного, способного совершить преОБРАЖение человека от животного к живому ПОДОБИЮ Творца. Без следования ОБРАЗу преОБРАЗование превращается в безОБРАЗное приспособление к окружающему миру, не достойное владычеству над Землей.

     Как создавался ОБРАЗ освЯщает Вторая глава "Бытие", возвращая в день Шестой:

               И создал Господь Бог человека из праха земного,
               и вдунул в лицо его дыхание жизни,
               и стал человек душою живою.  (Бытие, 2:7)

     К живому телу ничего сущего не прибавилось, не приложилось, лишь "дыханием" Божественным обдалось. Всё существенное в нём: дыхание, сердца биение обрели возможность соЕДИНения с нечто несущественным, НЕБЕсным, с "дыханием" полагающим ИНУЮ жизнь. "Плоть земная" получая ВДОХ НОВЫЙ, с НЕБА, "отрывалась" от ЗЕМЛИ, от её "притяжения". Получаемым ВДОХНОВЕНИЕМ  человек мог преОБРАЖаться, начинать испытывать новую, неземную потребность. Ему недостаточно было знать родных до "седьмого колена", что единило его с соплеменниками, его влекло дальше, к тому, что могло соЕдинить со всем окружающим миром, а именно к Началу всего. Его ОБРАЗующей потребностью стала - ВЕРА в чудеса, в чудодейственность БЫТИЯ.   

     ВЕРА стала главным отличием человека от остальных живых существ. Вдохновение позволило ему созерцать окружающий мир с "небесной" точки зрения, видеть то, что животному не дано и неважно для жизни, - КРАСОТУ окружающего мира. Без удовлетворения потребности в красоте он мог жить, но лишь возвращаясь к животному состоянию. Еще не имея возможности мыслить, он стал видеть в окружающем мире чудеса, восхищаться ими и преображаться ими.
*************
     Вдохновение подняло голову человека к Небу. И увидел он "звёздное небо над головой и нравственный закон (ОБРАЗ) внутри себя" (чудесные слова И.Канта). Увидел и восхитился, испытал новое для себя переживание. Он стал нуждаться в КРАСОТЕ для удовлетворения ещё более высокой потребности - создании красоты в себе и своём окружении. Неожиданно для себя он стал "прислушиваться" к новой, странной своей "особенности" - соВЕСТИ, возможности ВЕСТИ себя соОБРАЗуясь с притяжением НЕБА.

     СоЕдинение "живой плоти" с "дыханием жизни" (вдохновением) БЫЛО необходимо, чтобы "возделывание земли" совершалось родным для "земли" существом, но неземным, небесным ОБРАЗом - по "законам" НЕБА, довлеющим над законами Земли. 

     Однако, объЕдинив в себе природное и божественное, "прах Земли" и ОБРАЗ Неба, человек оказался между противоположными в себе началами: приРОДНЫМ (от ЗЕМЛИ) и НИЗ СХОДЯЩИМ (от НЕБА). Его животные инстинкты, страсти и чувства оказались подвержены влиянию невидимого света,  ВДОХновению (Неба). Чувственность человека обрела возможность переживания неземного восПАРЕНИЯ, отрыва от "Земли к Небу", переживания ВЛЮБЛЁННОСТИ (видения Земли с Неба) в окружающий мир. 

     ВЛЮБЛЁННОСТЬ, как вдохновение чувств, не была их способностью, но была их преданностью КРАСОТЕ, бескорыстному служению НЕБУ.

     Однако, ОБРАЗованное Богом существо не вызвало в Боге привычного: - "И увидел Бог, что это хорошо". В нём было совершенство земного и живого, но ещё почти полное несовершенство "небесного". Так что, "почивание от дел" не предвещало Творцу покоя. Человеку же ещё только предстояло сложное преОБРАЖение ...

              "И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке,
               и поместил там человека, которого создал."(Бытие 2:8)