Мы же вас предупреждали

Алла Колесник
Тернопольский вояж включал в себя посещение маленького городка под названием Бережаны.
Город Бережаны находится в западной части Тернопольской области на берегах реки Золотая Липа.
Местность около города была заселена людьми достаточно давно. На окраинах были обнаружены остатки трех стоянок эпохи позднего палеолита.
В эту эпоху люди, как правило, селились недалеко от воды, в данном случае возле реки Золотая Липа, на высоких и сухих берегах, около леса. Археологи на горе Зверинец обнаружили остатки древней кремнёвой мастерской.
Город впервые упоминается в 1375 году, когда польский князь Владислав Опольский передал его в собственность русскому боярину Василию Тептуховичу. Благоприятное положение на перекрестке путей обеспечило развитие города, как торгового центра. Через Бережаны проходил путь из государств Европы в Причерноморье. Здесь шла торговля зерном, кожей, рыбой, медом, изделиями ремесленников, гончарными изделиями и деревянной посудой.
В 1530 году король Сигизмунд I позволил коронному хорунжему Николаю Сенявскому, (польскому вельможе с многочисленными титулами), на месте небольшого поселения основать город с Магдебургским правом. Во времена владения семьи Сенявских город славился своим оборонным комплексом. После смерти последнего представителя семьи Сенявских — Адама-Николая, замок переходит в собственность Софии Сенявской и её мужа Александра Чарторыйского. Так замок с 1726 года поступает во владение семьи Чарторыйских. Чарторыйские - литовский, потом западнорусский, а впоследствии польский княжеский род, который внесен в «Бархатную книгу».  «Бархатная книга» — родословная книга наиболее знатных боярских и дворянских фамилий царской России.
Со второй половины XVIII века находится в руках польского княжеского рода- Любомирских, а с 1816 года переходит к известной семье Потоцких.

Большое опустошение среди населения города вызвали эпидемии чумы в 1652, 1709, 1760, 1772 годах и эпидемия холеры в 1830 году.
Мы приехали посмотреть на достопримечательности Бережан: замок Сенявских в котором в середине 16 века вместо оборонительных стен были построены жилые помещения, украшенные арками и галереями; старинную Троицкую церковь 16 столетия - находящуюся на центральной площади города; готический костел с оборонного значения 17 столетия; костел святого Николая и монастырь бернардинцев. Но про монастырь мы вначале ничего не знали.
Как обычно, отправились мы в Бережаны с тернопольского автовокзала. Было раннее утро, но, несмотря на выпитый кофе, нас клонило в сон.
Мимо мелькали поля, посадки, села…
И вдруг, я увидела возле лесополосы надпись. Так как маршрутка мчалась довольно быстро, мне врезалось в память только два слова на плакате: Ж*ПА и акция .
Агата тоже очнулась. Мы переглянулись. Действительно, в надписи присутствовали именно эти слова.
Удивившись столь одиозному плакату, мы напрочь про него забыли, а зря.
В город мы въехали аккурат на Пасху. Когда все жители занимались выпечкой и готовились идти в церковь святить куличи. В воздухе витал праздничный запах ванили, корицы и свежеиспеченной сдобы.
Солнечное весеннее утро позолотило башни церкви.
 
 Городок был похож на пряничный, с его яркими крышами и уютными маленькими домиками.
 
Бережанский замок был закрыт и внутрь мы не попали.
Но руины поражали своим былым великолепием.
По историческим справкам в момент своего расцвета, интерьеры замка были украшены живописью, драпировкой, золотом и серебром. Тут размещалась картинная галерея и библиотека.
Особый интерес также представляет армянский Костел Рождества Девы Марии
Он был построен как оборонное сооружение на горе в течение с 1600 по 1625 гг. Колокольня костела появилась в 1741 г. До наших дней сохранилась оборонная стена с бойницами.
Здание пострадало во время войн ХХ ст. В советский период здесь размещался склад, позже - спортивный зал.
Сейчас храм принадлежит римо-католической общине.
 
  Здание современной ратуши построено в 1803 г. Башня с часами появилась в 1811г. Раньше тут размещался магистрат и гимназия.
 
Сейчас здесь расположены несколько музеев, которые в виду праздника были закрыты и нам не удалось их осмотреть.
И, когда, прогулявшись по городу, мы решили, что уже насладились всеми достопримечательностями Бережан, я подняла голову.
И увидела на горе еще одно древнее строение. На мой вопрос местные жители ответили, что это здание монастыря бернардинцев.
Подъем на гору был довольно крутой, монастырь вообще ранее стоял обособленно. Это потом, когда город разросся, рядом с историческим строением стали появляться частные дома местных жителей.
Бернардинский монастырь был построен князьями Сенявскими в 1630-1683 гг. на горе Сторожиско. Сооружение имело оборонный характер и было связано с замком подземным ходом.
В период Второй мировой войны здесь находилась школа, в послевоенный период в здании была размещена колония для несовершеннолетних. И монастырь, имевший несколько внутренних дворов, а также множество оборонных стен – превратился в тюрьму, обнесенную колючей проволокой.
Но в данный момент город передал исторический комплекс католической церкви, и была начата реконструкция данного строения.
 
Мы взобрались на гору и подошли к довольно высоким и массивным воротам. Нам повезло - ворота были открыты, и мы вошли внутрь.
Взору предстало довольно унылое зрелище.  В единственное небольшое двухэтажное строение вход был открыт. Внутри было холодно и сыро, потому что настила на полу не было. Пол был земляной. Висели какие-то фотографии и иконы. И все.
А по бокам монастыря были установлены смотровые вышки, откуда охранники ранее наблюдали за заключенными. Входы на вышке были заколочены десятисантиметровыми гвоздями. Мы решили обойти строение. И сразу за ним уперлись в высокую стену, за которой, видимо, находился еще один двор. В стену была встроенная небольшая, но массивная деревянная арочная калитка. Калитка была заперта. Так, потыкавшись, как слепые котята в разных направлениях, мы решили покинуть сие довольно непривлекательное место.
И направились к выходу. НО! Когда мы подошли к воротам, то увидели, что ворота были заперты на цепь огромным висячим замком.
Мы оказались в тюрьме!
Представьте себе массивные стены высотой в четыре метра, обтянутые по периметру колючей проволокой. Такие же огромные запертые ворота. Ни одного деревца внутри. И тишина.
Людей поблизости не наблюдалось. Все были внизу, в городе. Святили паски.
Мы приуныли. Кричать? Кто услышит? Да и что кричать: помогите! Выпустите нас из тюрьмы?
Потом стали представлять, как немногочисленные жители будут подниматься в свои частные дома (за монастырем уже домов не было, дорога упиралась в пустырь). А мы будем кричать и клянчить у них вареные крашенки, колбаску и кусочек сдобы. Сумерки сетью упали на город.
Было очень неуютно. Потому что рядом с монастырем во дворе находилось заброшенное двухэтажное развалившееся строение без окон и дверей.
Тут волей-неволей подумаешь о призраках.
Но, когда мы немного пришли в себя, я стала рассуждать логически:
-Слушай, сказала я Агате. Замок на воротах висит с внутренней стороны?
-Ну. – согласилась она.
-Значит, тот, кто нас здесь запер, тоже находится внутри?
-Нууу, - уже более испуганным тоном произнесла Агата. Ее явно не прельщала мысль оказаться запертой в тюрьме с каким-то маньяком.
-Поэтому - нужно его искать. – резюмировала я.
-А может, не надо? – робко возразила она.
-Значит так. Я уже мысленно разработала план действий.
-Агата, ты идешь к калитке и стучишь. Может, ключник услышит и придет. А я буду звонить в полицию по одному телефону, а по второму буду держать с тобой связь, чтобы тебе не было страшно.
Агата пыталась было возразить. Очень ей не хотелось встречаться с неизвестным, запершим нас в тюрьме.
Но я уже набирала номер полиции и махнула рукой, чтобы Агата отправлялась к деревянной калитке.
Можете представить себе этот разговор.
-Алло, это полиция?
- Да. Такой-то слушает.
- Понимаете, нас заперли в тюрьме. Но нам срочно нужно выйти!
-……….
Когда все удалось объяснить, на другом конце провода было слышно дикое ржание.
Но мне пообещали решить вопрос, и я поспешила к Агате. Потому что она подозрительно молчала.
Я нашла Агату, стоявшую в глубокой задумчивости у толстенной деревянной калитки.
-Ты стучала? – спросила я.
-Ну да, - прошелестела она. – Никто не отвечает.
-Как ты стучала?
-Вот так. И Агата поскреблась в дверь.
-Ну кто так стучит? – возмутилась я. -Лучше иди и встречай полицию. А стучать буду я.
И с этими словами я ногой стала ломиться в деревянную створку.
Агата ушла.
Прошло минуты три. Я не переставала лягать мощную калитку. Мне даже показалось, что запор с другой стороны расшатался.
Как вдруг я услышала топот. Он приближался. И вдруг дверь распахнулась. На пороге стоял охранник в военной форме.
Я была так счастлива, как будто увидела горячо любимого богатого родственника, осчастливившего меня в своем завещании.
-Ой, слава Богу! Дайте я вас поцелую! – возопила я.
Но родственник, который, по-видимому, получил по телефону нагоняй, целоваться явно не желал.
Он быстро двигался к воротам, размахивая ключами и ругался отрывистыми фразами:
-И где вы были? Я видел, как вы зашли! Потом исчезли. Я везде смотрел.  Решил, что вас нет, что вы ушли! И закрыл ворота! Где вы были??
Но кто ж ему скажет, что мы действительно отлучались ненадолго в заросли позади заброшенного строения по естественным надобностям?
Охранник довольно долго открывал замок и снимал цепи.
Наконец ворота с тяжелым скрипом открылись. Мы вышли на свободу!
Радовались так, как будто действительно, отсидели срок.
Весело спускаясь с горы, мы повстречали местных жителей, возвращавшихся из церкви. Поздоровались. Но заданный вопрос нас просто убил.
- О! Так вас уже выпустили из тюрьмы? – удивились местные.
Маленький городок. Все тайное сиюминутно становится явным.
А по поводу плаката, замеченного нами по дороге в Бережаны, я действительно, увидела его потом в интернете. На нем было написано: "Засрем все вокруг себя. Акция для тех, у кого вместо головы ж*па."

Но кто мог предположить, чем обернется для нас это предупреждение, прочитанное только двумя словами…