Моим читателям с новогодними поздравлениями

Юлия Иоаннова-Иванова
О нас пишут


Шик и блеск советской фантастики 70-х. «Последний эксперимент» Юлии Ивановой ~ лучший образец «научно-человечной» футуристики


(Статья с Дзена. Автор «Популярная библиотека»)


В 1973-м году Юлия Львовна Иванова – тогдашняя советская журналистка и киносценаристка, опубликовала в журнале «Смена» первый свой фантастический шедевр «Земля спокойных». Впрочем, это название не совсем полно характеризовало произведение, и при переиздании его в антологии фантастики «НФ выпуск 26» в 1982-м повесть стала называться «Последний эксперимент», хотя текст совершенно не изменился. Но, если разделить эту повесть на две части, то первую часть как раз можно назвать «Земля спокойных», а вторую – «Последний эксперимент», и всё прекрасно станет на свои места.

Я уже много раз писал, что самая захватывающая советская фантастика издавалась только при Хрущеве и во времена раннего Брежнева, а как только грянули приснопамятные «застойные» 70-е, то и фантастика в СССР хоть и стала более заметная, но пошла сплошная безвкусица. Нет, были хорошие произведения, например, начал радовать Кир Булычев своими хохмами про Великий Гусляр, да Зиновий Юрьев, как ни в чем не бывало, продолжал клепать свои шикарные фантастические памфлеты про жадных американских капиталистов. Стругацкие там еще парочку чего-то интересного написали, а так в целом пошла сплошная серость.

И, что самое поразительное, куда-то поисчезали новые имена, как это было в 50-60-е, а весь жанр застолбила за собой плеяда «фантастических корифеев» наподобие Щербакова, Варшавского, Биленкина & Co. Нет, эти «мужи» тоже что-то писали в 70-е, но монументального из-под их пера ничего уже не выходило. Романы были тусклыми, совершенно идейными и чересчур философскими, а рассказы, которые эти корифеи продуцировали в огромном количестве, настоящих ценителей литературы уже не интересовали как форма. Исключения только подчеркивали правило.

Но я не хочу крошить батон на фантастику 70-х, кому и кобыла невеста, как сказал один всем известный мудрец. Я хочу акцентировать внимание только на одном произведении, которое, появившись в печати в начале 70-х, в разгар набирающего ускорение «застоя», выглядит из ряда вон выходящим. Мне посчастливилось эту фантастическую повесть прочесть именно в те «застойные» времена, потому что если бы я прочитал ее впервые сейчас, то я не в полном объеме понял бы всей ее грандиозности.

Эту повесть написала детская, по собственным заявлениям, писательница Юлия Львовна Иванова, но повесть эта совсем не детская, как, впрочем, и остальные ее произведения. Дело в том, что даже в свои «детские» произведения она вкладывала такие глобальные идеи, что их практически не издавали, хотя постоянно собирались, но что-то мешало. Так и пришлось Юлии Ивановой жить в основном на зарплату журналистки и киносценаристки, а не на литературные гонорары. Правда, в Союз писателей ее все-таки приняли, но уже не в СССР, а в России (в 2000-м году).

Итак, повесть эта имеет два названия – «Земля спокойных» и «Последний эксперимент». Под первым названием она вышла в журнале «Смена» в 1983 году (№№ 20, 21, 22, 23 и 24), а под вторым – в 1982 году в сборнике «НФ», выпуск 26 изд-ва «Знание». Да, вышла эта повесть всего два раза, но тиражи были поистине гигантскими – тогда журнал «Смена» имел тираж 1 миллион 150 тысяч экземпляров, а сборник вышел тиражом 700 тысяч. Без малого почти 2 миллиона!

И все же, несмотря на такой гигантский тираж двух выпусков, повесть эта практически неизвестна, по крайней мере, никто из знакомых мне букинистов-коллекционеров из числа страшных любителей советской фантастики это произведение не вспомнил.

Да, выходило это произведение еще в 2000 году тиражом в 5 тысяч, также можно еще вспомнить издание 1989 года на польском языке тиражом в 30320 экземпляров, но и эти издания не повлияли на популярность повести.

А зря, совсем зря. Произведение хоть и фантастическое, но эта фантастическая идея совсем не новая, а лучше всего назвать эту повесть просто ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ. Дело в том, что в ней действуют обычные, по сути, земные люди, просто помещенные в будущее на другую планету. А люди – всегда люди, хоть и такие «неполноценные», какими их изобразила Юлия Иванова.

И главный посыл этого произведения – это возможность силами одного только «прозревшего» индивидуума исправить положение дел, то есть «неполноценных» превратить в тех людей, какими их когда-то миллионы лет назад и задумала и создала Природа.

И писательница Иванова справилась с этой задачей блестяще, чуть ли не на уровне гениальности. Она придумала историю, в которой главная - не фантастика, а возможности человека сделать любой ценой то, что надо сделать для спасения всей планеты.

Итак, сюжет вкратце таков.

Когда-то в недалеком будущем, когда еще существовали обычные кассетные магнитофоны и простейшие ЭВМ, но космические корабли землян бороздили просторы Галактики, звездолет «Ахиллес-87» обнаружил планету – копию Земли, но без всяких гуманоидов и странных и опасных для людей форм животной жизни. Однако как только этот «Ахиллес» прислал на Землю свой отчет, связь с ним прекратилась. Чуть позже, правда, на связь вышел капитан корабля и сообщил, что на Землю экипаж возвращаться не собирается и остается на этой планете жить навсегда, потому что люди, наконец, нашли Рай.

На спасение экипажа «Ахиллеса-87» отправляется звездолет «Ахиллес-88», но и его экипаж отказывается возвращаться на Землю. То же самое случилось и со звездолетом «Ахиллес-89», и тогда кое-кому на Земле становится ясно, что на новой планете и на самом деле существует какой-то Рай. Теперь спасать «Ахиллесы» никто не летит, а летят с Земли только толпы переселенцев, которые очень хотят пожить в этом Раю.

Прошли годы, и в какой-то момент новая цивилизация людей на Земле-2, которую назвали Земля-бета, обретшая свое планетарное государство и правительство, запретила прилетать новым пилигримам с Земли-альфы, опасаясь перенаселения, а корабли тех, кто не внял запрету, просто уничтожаются на подлете. Земляне (со «старой Земли») сначала захотели проучить «бетян», наведя на Земле-бета порядок своими вооруженными силами, но потом просто решили с ними не связываться, потому что бетяне тоже были вооружены неплохо, и неизвестно было, кто еще победит.

Поэтому было разумно решено просто отречься от своих неблагодарных соплеменников-путешественников, обретших какой-то непонятный Рай на чужой планете, проклясть их и забыть на веки вечные.

Вот тут заканчивается предисловие, и начинается как бы первая часть книги, которую уместно было бы назвать так, как было названо первое, журнальное издание повести – «Земля спокойных».

Итак, прошло лет 300, или 400 – ну, судя по некоторым упоминаниям, где-то так. Бетяне (земляне на Земле-бете) основали свою цивилизацию, практически ничем не отличающуюся от цивилизации на Земле-альфе.

Однако, несмотря на технические успехи (роботизация, например), общество это получилось каким-то инфантильным. Люди, его составляющие, скорее похожи на каких-то безразличных ко всему роботов с инстинктами животных, то есть, они не интересуются ничем, кроме самих себя, у них нет чувства сострадания, взаимопомощи, они не знают что такое ненависть, а размножаются только потому, что это в них запрограммировано природой.

И, что самое интересное, многие из них это прекрасно понимают, по крайней мере, руководство бетянской КГБ (Верховной Полиции), которое зорко охраняет счастливую жизнь своих подопечных, знает, от чего именно они должны оберегать население планеты Бета. Они в курсе, что где-то есть Земля-альфа, с которой они несколько сот лет назад прилетели, и что на той «настоящей» Земле с человечеством не всё в порядке – войны, революции, расовые беспорядки, религиозная нетерпимость, бандитизм, перенаселение и прочие проблемы.

Поэтому на Бете давно уничтожено всё, что могло бы напомнить бетянам об их далекой неустроенной прародине, а кто скроет от властей остатки этих свидетельств – тот по закону подлежит уничтожению, правда, путем гуманного усыпления, а не посредством какой-то не гуманной «земной» казни.

Вот тут и вступает в бой главная героиня повести – 127-летняя Ингрид Кейн, в прошлом успешный нейрофизиолог, а теперь содержательница одного из популярных на Земле-бете «домов последнего желания». В этих «домах последнего желания» любой житель планеты может квалифицированно окончить свою жизнь самоубийством, или, по современному - эвотоназии (слово изменено по цензурным соображениям), если ему надоело жить. На Бете это поощряется, чтобы избежать перенаселения, причем кончать жизнь самоубийством могут как старики, так и молодые, единственное условие – это требование воспользоваться услугами сертифицированного специалиста, одним из которых эта Ингрид Кейн и являлась.

Вот примерно тут и начинается завязка произведения, то есть вторая часть, которую можно назвать «Последним экспериментом» - точно так же, как повесть была названа во втором издании 1982 года. Оказывается, Ингрид Кейн благодаря своей прошлой профессии нейрофизиолога втайне от всех изобрела установку, с помощью которой она могла переселять разум одного человека в тело другого. Никто об этом изобретении не знал, и таким образом эта 127-летняя дряхлая «пенсионерка» хотела омолодиться, использовав подходящий случай. И этот случай ей подвернулся, когда к ней обратилась с просьбой о самоубийстве 19-летняя Николь Брандо.

В общем, во время сеанса эвотоназии Ингрид Кейн переселила свои мозги в тело этой девушки, инсценировала свою смерть от несчастного случая, и приготовилась зажить новой счастливой жизнью.

На этом произведение можно было бы заканчивать, но через короткое время выясняется, что Николь Брандо – никакая не Николь, а Рита, и она – дочь начальника Верховной Полиции Земли-беты. Причем она не только его дочь, но и один из самых главных агентов, получивших задание внедриться в окружение известного столичного иллюзиониста Эрла Стоуна, которого местное КГБ подозревало в страшной государственной измене, но арестовать не могло без железных доказательств (вот такой высокий уровень законности был на той планете!).

А дальше всё идет по накатанной – динамично и очень интересно, не зря я выше применил к литературному мастерству Юлии Ивановой понятие «гениальность». Правда, повествование по-женски немного растянуто, особенно там где дело касается любовных чувств, но это совсем не мешает читать повествование буквально запоем. В общем, в этой второй части все и объясняется, а потом и разрешается, правда, не совсем тривиально, но очень остроумно и даже шикарно.

Главная загадка, почему на планете Земля-бета люди стали такими равнодушными заключается в том, что в ее атмосфере присутствовал неизвестный на Земле-альфе газ под названием трод. Именно этот трод и не позволял людям развивать свой «ген любознательности», и в какой-то степени лишил их таких чувств, как СТРАСТЬ, НЕНАВИСТЬ, ДРУЖБА, ЛЮБОВЬ, СОСТРАДАНИЕ, СЧАСТЬЕ и прочее подобное, без чего человек – совсем не человек, а что-то среднее между диким животным и инфантильным роботом. Первые, как известно, действуют согласно заложенным в них Природой инстинктам, а вторые – по заложенным в них Человеком программам.

И никакой творческой инициативы. Творчеством на Бете занимаются в основном роботы, хоть и под управлением ученых.

Ну, понятно, что связанный инстинктами и программами человек – это уже и не человек, а какой-то элой из романа Герберта Уэллса «Машина времени», который может только веселиться как попавшая на праздник собака, и следить за тем, чтобы роботы не портились. Кстати, даже руководство полицией, призванное оберегать покой бетян, и то действовало по методичкам, разработанным когда-то на Земле-альфе, только совершенствовало их с помощью компьютерных программ, но всякой инициативы все эти правоохранители были лишены начисто. Хотя, конечно же, работу свою они делали достаточно эффективно.

В общем, дальше разворачивается целый калейдоскоп событий. Ингрид Кейн, воплотившаяся в тело дочери начальника бетянского (от слова «Бета») КГБ и превратившаяся в его самого ценного агента-крота, выясняет, что Эрл Стоун, за которым ее (еще при жизни Риты-Николь) послали следить, втершись к нему в доверие, и на самом деле непрост. Когда-то давно он случайно обнаружил тайник с не найденными и не уничтоженными земными вещами, оставшимися от первых экспедиций на «Ахиллесах». Тогда он еще был химиком с другим именем, причем человеком совсем неглупым, и порывшись в своих многочисленных находках, он всё прекрасно понял.

А поняв всё, он сменил профессию и под личиной иллюзиониста стал готовить планету Землю-бету к перерождению, намереваясь с помощью химически синтезированного им вещества альфазин (от слова Альфа, то есть Земля-альфа) ликвидировать в ее атмосфере весь трод, который превращал людей в животных-роботов, лишенных «гена любознательности».

Вот тут-то и начинается самая настоящая земная, то есть человеческая любовь, которая и объединила Ингрид-Николь-Риту и Эрла Стоуна в одну «шайку-лейку», намеревавшуюся совершить самое злостное преступление против бетянского общества – вернуть населению планеты этот самый «ген любознательности».

Однако КГБ их переиграло. Благодаря хитроумному ходу папаша Риты накрыл-таки Стоуна и раскопал многочисленные свидетельства его преступления. Однако о том, что его дочь – это давно уже не его дочь, и даже не агент, он так и не узнал. Не зря поселившейся в ее теле Ингрид Кейн было 127 лет, и она немалую часть своей жизни посвятила науке, развившей ее ум до тех пределов, которых не могли достичь даже самые продвинутые бетянские кэгэбисты. Она ловко обвела всю Верховную Полицию Земли-беты вокруг пальца, и произведение заканчивается хоть и хитроумно, но вполне шикарно. То есть становится ясно, что, несмотря на то, что Кейна все же казнили, он свое дело доведет до конца и избавит Бету от трода.

Не хочу выдавать секрет, каким образом казненный иллюзионист это совершит, потому что я не имею право раскрывать развязку произведения до того, как его не прочитали мои читатели. Единственно жаль, что Юлия Иванова не написала еще одну часть этого шикарного произведения – а его можно было бы расширить и на «второй сезон», причем запросто. И можно было бы сделать концовку еще более шикарной, лично я прекрасно вижу резервы для продолжения, и если бы я был писателем, то непременно сам дописал бы повесть, превратив ее в роман.

Ну ладно, повесть с двойным названием «Последний эксперимент» / «Земля спокойных» и без того шикарная, поэтому я призываю всех своих читателей найти ее в Интернете, если у кого-то нет возможностей купить книгу, и обязательно прочесть. Удовольствие получите неподдельное, причем я уверен, что критиковать это произведение просто не за что.

Кстати, я сравнивал журнальный вариант 1973 года с вариантом книжным, 1982 года, и особых различий не нашел. В Интернете есть книжный вариант, а кого интересует вариант журнальный, то он есть в Сети только в виде файлов, а не текста. Но в книге так и написано, что текст печатался именно по журнальному варианту без особых переработок, только, может, редактор где-то запятые переставил.