Лилит

Аристарх Басаргин
Джульетты не было на свете…
          Лилит, конечно же, была!
~~~~~~
          «И сказал змей жене: действительно Бог сказал: не ешьте ни от какого дерева в раю? И сказала жена змею: от всех дерев мы можем есть, от плода же дерева, которое посреди рая, сказал Бог, не ешьте от него и не прикасайтесь к нему, чтобы вам не умереть» (Быт. 3:1–3).
~~~~~~

Адам был слаб, поддавшись Еве,
а может, сладким голосам,
       подвёл её к плодам на древе:
       – Один лишь взгляд!.. Но съесть не дам!
Он не мудрец, не Авиценна,
жене противиться не мог:
       – Всего лишь взгляд на плод бесценный,
       что запретил вкушать нам Бог!
Сам, в искушении великом,
взирал, предчувствуя финал…
       А демон тьмы с прелестным ликом
       господним чадам щебетал:

– Адам, сей дивный плод отведай.
Меня ты помнишь, мой герой?
А эта – вовсе не Джульетта,
не станет жертвовать собой;
       с тебя листок последний снимет
       и пустит мужа голяком,
       все мысли – только об интиме…
       Жаль, что с Ш-шекспиром не знаком!

– Отведай, Ева, дар сей божий.
А тот урод – неужто, муж?!
Смотри, как мы с тобой похожи…–
зеркальность ликов, сходство душ!
       Тебе сменить наряд бы надо…
       Не для твоих запрет ушей!
       Ведь выбор фи́говых нарядов
       важнее, выбора мужей!..

– Адам, тебя с ней ждут проблемы…
Да если ангел вступит в брак –
с ним не сравнится даже демон!
Но ты же, милый, не дурак…
       Брак одиночеству послужит,
       сужает он общенья круг,
       он охолащивает души…
       Да в нём…– без лемеха ты плуг!

– Ешь, Ева, еш-шь, и верь подруге…
Ты умной быть иль верной хочешь?
Учти, неверные супруги
куда желаннее всех прочих.
       Нельзя же быть такой упрямой!..
       Скажи, какой с Адама прок!..
       Да легкомыслие для дамы –
       есть добродетель, не порок!

– Мой милый, брак не богадельня, –
жена на шее не нужна!
И всё должно быть с ней раздельно…
Учись… хотя бы у слона!
       И жизнь твоя свободней будет –
       ведь тесно в ней для двух сердец.
       А Бог...– он сына не осудит,
       пусть он и строг, но он Отец.

– Моя бедняжка, ты в неволе, –
муж скуп и груб, подарки редки!
А брак – рулетка, фарт – не боле.
Ты не слыхала о рулетке?!
       И будет он – тебя, постылый,
       винить, послушную, как воск,
       что ты ребра его лишила…
       а следом – вынесла и мозг!

– Ешь плод, мотай на ус и слушай:
у женщин разный прейскурант…
одной – подай и плоть, и душу,
другой – сервант да провиант.
       А эта вот, за-ради скуки,
       лишит и сердца, и души,
       и обречёт тебя на муки.
       Проси другую! Поспеш-ши!

– Съешь, Ева, плод, чтоб ум твой вырос,
чтоб стал сравним с длиной волос.
И мужа надо брать на вырост...
А этот твой…– и гол, и бос!
       А нужно брать на перспективу,
       с прямым расчётом на доход.
       Гони Адама в хвост и в гриву!
       Милаш-шка, съеш-шь волш-шебный плод...
~~~~~~

       Заблаговременно приношу извинения читателям, глубоко погруженным в содержание Священного Писания и решившимся потратить время на прочтение нижеследующего комментария.
Также прошу снизойти к моим несистемным "раскопкам" в нагромождениях информации по этой щекотливой теме, к попыткам разобраться в причинах, послуживших созданию образа змея-искусителя – довольно спорного, странного, противоречивого.
Вопрос этот возник давно, в процессе знакомства с произведениями живописного искусства, посвященными библейскому повествованию о «Грехопадении»: почему в ряде средневековых картин и миниатюр, и даже на фреске Микеланджело в Сикстинской капелле, змей-искуситель изображен столь странно; на каких-то работах «рептилия» изображена с женской головой, а где-то в образе змея совмещается тело женщины с хвостом змеи?
Итак, попробуем обратиться к библейскому повествованию о сотворении человека.
.
       В книге Бытие дважды рассказывается о сотворении человека!
Согласно первому рассказу, Бог берет прах земной и из него творит человека: «И создал Господь Бог человека из праха земного…» (Бытие 2:7).
При этом Он говорит: «Сотворим человека по образу Нашему (и) по подобию Нашему». (Бытие 1:26).
Далее в Бытие 1:27-28 повествуется: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь...»
*
       И в Евангелие от Марка (Глава 10, стих 6) также говорится: «В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их».
*
       Таким образом, Создатель сотворил сразу мужчину и женщину, и благословил их словами: «плодитесь и размножайтесь...»
Затем «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой».
*
       В следующем повествовании, во второй главе книги Бытие, мы видим уже совсем другое событие – и это не повторение первого рассказа в иных выражениях, а действительно новое событие.
В Бытие 2:7-18 повествуется следующее: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою. И насадил Господь Бог рай в Эдеме на востоке, и поместил там человека, которого создал».
А затем происходит следующее: «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему».
*
       Предположим, что изначально человеческое существо, несет в себе все мужские и все женские свойства, и оказывается перед лицом ситуации, которая приводит его к следующему шагу в самопознании: Бог приводит к человеку все твари, чтобы они получили от него имя.
И человек обнаруживает, что среди иных всех творений только он одинок – у него нет пары.
Он ощущает неполноту, чувствует необходимость иметь рядом другого, который был бы равен ему, соответствовал ему. И Бог отзывается: «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему».
«И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку.» (Бытие 2:21-22).
И жена создается из ребра, взятого у человека, погружённого в крепкий сон. И после пробуждения человека Господь приводит к нему жену.
*
       Что же происходило, почему прочитывается несоответствие в порядке создания мужчины и женщины?
Ведь прежде было уже написано, что «мужчину и женщину сотворил их» Он сразу и благословил их. А теперь получается, что человек оказался одинок, и требуется ему помощник, так как «…для человека не нашлось помощника, подобного ему».
*
       Встречается и такое объяснение библейского описания процесса создания: «Существо, которое в тот момент выходит из рук Божиих, является как бы образом многосложности Божией, отражением того, что Бог Един в Трех Лицах; это выражается в том, что человек один, но больше, чем монада, чем арифметическая единица».
*
       В Тексте, в переводах на другие языки, говорится, что Бог наводит на человека «крепкий или глубокий сон». Но существует и один перевод, сделанный за столетие до Р.Х.
Этот перевод был сделан в Александрии по указанию царя Птолемея, пожелавшего иметь греческий перевод Библии.
В этом переводе, называемом «Септуагинте» (“перевод семидесяти старцев”), вместо слов «глубокий сон» употреблено слово «экстазис», которое означает «взлет», «возбуждение».
Бог приводит человека в состояние, когда тот внезапно становится «больше себя самого», «перерастает себя». Вроде как, человек внезапно перерастает себя, и рождается Ева.
*
       Вероятно, строки, в которых написано, что Ева была создана из ребра, не были переведены правильно. Некоторые исследователи Библии говорят, что речь в повествовании идет не о «ребре», а о «стороне». Человек как бы разделяется.
Затем человек смотрит на жену и говорит:  «вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа (своего)» (Бытие 2:23).
Например, протоиерей Сергей Лепин так объясняет описываемое Библией создание: «Неточный перевод несколько скрывает от нас всю грандиозность библейского образа. Еврейское слово «цело» которое обычно переводится как ребро, может быть переведено не только так. Часто в Библии оно обозначает «сторону». Это слово может быть переведено и как «грань», «аспект»… Ева – это не просто кость Адама (а может, и вовсе не кость). Она – одна из сторон его природы, его грань, его аспект…»
*
       Но в любом случае просматривается разночтение между прежним «сотворением мужчины и женщины, по образу Божию», и последующим отделением жены от мужа.
Так неужели, существовала и другая женщина, созданная единовременно с Адамом «из праха земного»?
Упоминание о ней, под именем Лилит, встречается в «Алфавите Бен-Сира», в Свитках Мертвого моря, Книге ЗОАР, в неканонических евангелиях.
Упоминается, что, расставшись с Адамом, Лилит стала злой демоницей, «убивающей младенцев».
В тексте Танаха слово ;;;;;;;; – «Лилит» переводится как «ночное привидение».
В Книге пророка Исаии говорится про «ночное существо», которое живет среди руин,
когда речь заходит о запустении Идумеи после Божьего суда (Ис. 34:13, 14):
13. «И зарастут дворцы ее колючими растениями, крапивою и репейником – твердыни ее; и будет она жилищем шакалов, пристанищем страусов».
14. «И звери пустыни будут встречаться с дикими кошками, и лешие будут перекликаться один с другим; там будет отдыхать ночное привидение (lilith) и находить себе покой».
И очевидно, речь здесь идёт не о «зверях пустыни».
Книга «Бен-Сирах» или «Бен-Сира» – литературный памятник еврейского народа; анонимный текст, чьё авторство приписывалось Бен-Сире, создателю «Книги премудрости Иисуса, сына Сирахова», известного и под латинским названием «Екклезиастик».
В «Алфавите Бен-Сира» говорится, что ссора Адама и Лилит возникла из-за вопросов равенства. Адам хотел, чтобы Лилит слушалась его. Лилит же настаивала на том, что Бог создал их обоих из земли и поэтому они равны. У Лилит не сложились отношения с Адамом, и она ушла.
Тогда появилась Ева.
Но, увидев, что у Адама и Евы все хорошо, Лилит решила испортить их отношения.
И вот Лилит, по легенде, стала ночным призраком, который искушает людей.
*
       В Талмуде легенда о Лилит звучит иначе: она встречается с Адамом уже после грехопадения, когда он расстается с Евой на 130 лет, и от их связи на свет появляются демоны. Лилит становится также и матерью Ахримана – бога тьмы и олицетворения мирового зла.
Предупреждая о страсти Лилит овладевать земными мужчинами во сне, с целью породить новых демонов, Талмуд советует им не ночевать дома в одиночестве. Также Лилит способна навредить роженице или сделать женщину бесплодной. Особую опасность демонесса Лилит представляет для новорожденных. Похищая младенцев, она пьет кровь их и забирает душу.
Чтобы предотвратить это, иудеи защищали свой дом с помощью заговоров и амулетов, писали над детской колыбелью имена наказавших Лилит ангелов. Магические имена и обнаженные образы Лилит встречались на древних иудейских чашах.
Каббалистический образ Лилит был романтизирован в еврейской литературной традиции XIX-XX веков, где магически соблазнительная демонесса противопоставлялась Еве.
*
       А вот откуда образ Лилит мог возникнуть в иудейской мифологии?
Существует Шумерская версия.
Стройная, длинноволосая дева, прекрасная в своей наготе (но с крыльями и лапами совы), предстаёт на древних вавилонских барельефах. Сам мистический образ Лилит входит в число древнейших в человеческой цивилизации, он появляется еще в середине III тысячелетия до н.э.
По мнению шумеролога С.Н.Крамера, впервые Лилит, как демонесса, под сходным по звучанию именем, упоминается в прологе «Эпоса о Гильгамеше», – шумерских клинописных текстов. Одна из песен повествует о том, как шумерский правитель Гильгамеш, изгнал из ивы, росшей в саду богини Иннин, поселившуюся там демонессу и зарубил охранявшее её чудовище.
Образ шумерского демона Лилу, Лилиту и Ардат Лили перекочевал в вавилонскую и ассирийскую мифологии. Эти демоны соблазняли мужчин и женщин и мстили людям за собственное бесплодие, нанося вред роженицам и младенцам. Древние тексты описывают Лилит, как неспособную носить детей и не имевшую молока в своих грудях. Являясь воплощением темной страсти и вожделения, Лилит в образе прекрасной девы овладевала спящими мужчинами, оставаясь девственной и не доставляя при этом настоящего удовлетворения.
***
       Итак, «увидев, что у Адама и Евы все хорошо, Лилит решает испортить их отношения».
Любому знаком библейский сюжет, нашедший отражение в бесчисленном множестве живописных работ – Адам, Ева и змей-искуситель.
Так почему же в христианской живописной традиции змей часто имеет женское лицо?
В XII веке в живописи появился образ, совмещающий змея и деву.
Петр Коместор, французский теолог XII века, пишет о том, как дьявол вошел в змея-искусителя, который имел конечности и лицо девы.
Хитрость дьявола состояла в том, что подобное тянется к подобному, вызывает большее доверие. Поэтому и змей имел женский лик, чтобы проще было искусить Еву, принудить её съесть запретный плод.
На средневековых европейских миниатюрах лицо змея-искусителя похоже на лицо Евы.
Образ змея-девы получил распространение в ряде стран западной Европы к XIV веку.
Образ змея, обвивающего древо познания, можно увидеть на фресках Микеланджело в Сикстинской капелле.
Возможно, в Сикстинской капелле Микеланджело изобразил именно Лилит – в облике змея-искусителя, с телом женщины и хвостом змеи?
На фреске изображаются и сцена «Грехопадения», в которой Первая Женщина, ещё спокойная и величавая в своей красоте, устремляет к древу познания взглядом. Здесь же, справа, представлена и сцена последующего «Изгнания из рая». В ней Ева представлена уже съежившейся, угнетённой. Интересно, что в сцене «Грехопадения» Микеланджело не возлагает вину за грехопадение именно на Еву, – она здесь сохраняет спокойствие, а Адам, наоборот, тянется к запретному плоду.
Вазари так описывает изображаемое на фреске: "Ниже изображено, как Адам в ответ на уговоры полуженщины-полузмеи приемлет через яблоко собственную и нашу погибель. Там же изображено изгнание его и Евы из рая, и в фигуре ангела показано, с каким величием и благородством выполняется приказ разгневанного владыки, а в позе Адама и горечь содеянного греха, и страх смерти, в то время как в жене его стыд ее, унижение и раскаяние видны в том, как она обхватила себя руками, как она прижимает пальцы к ладоням, как она поворачивает голову к ангелу, опустив шею свою до грудей, ибо страх возмездия явно превозмогает в ней надежду на божественное милосердие".
***
       Возможно также ознакомиться: «Змей-искуситель с женским лицом: генезис и вариации образа в русской иконографии // Славянский альманах. Вып. 1–2. М., 2016. С. 194–210.»
***
       А теперь ещё раз обратимся к библейскому сюжету, в котором присутствует змей.
Можно обратить внимание на этот стих – Бытие 3, ст.4-5. Соблазняя Еву, змей обращается к ней, опасающейся смерти в случае нарушения запрета: «И сказал змей жене, нет, не умрете; но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло».
В грехопадении человека, о котором написано в Бытии, упоминаются: Бог, Адам, Ева и змей. Больше никто не упоминается. Значит, нет и оснований винить кого-то другого, кто воспользовался обличием змея.
Апостол Павел так же говорит, что «змей хитростью прельстил Еву» (2Кор.11,3).
И Сам Бог тоже говорит змею: «За то, что ты сделал это…» (Быт.3,14).
То есть, не встречается упоминания, что в шкуре или в облике змея предстал сам «дьявол», о нём ничего не сказано. И сам он почему-то не был наказан за искушение людей?
Теперь, обращаясь к Отцу, Адам обвиняет Еву в своем грехе: «Она дала мне есть от дерева» (Быт.3,12).
А Ева обвиняет змея: «Змей обольстил меня» (Быт.3,13).
А Змей, отчего-то,  никого не обвиняет. Видимо, и обвинять ему некого!
Есть и такие предположения, что змеем в Быт.3 был серафим, так как еврейское слово «сараф» переводится и как «серафим», и как «змей». Но слово «сараф» не встречается в 3-ей главе книги Бытие. Здесь используется другое слово – однокоренное со словом, переводимым как «медь», – с понятием, символизирующим грех (Суд.16,21; 2Цар.3,34; 4Цар.25,7; 2Пар.33,11; 36,6) . Возможно, потому змей может олицетворять грех, а не падшего ангела.
*
       И вот, когда Бог разгневался на змея и проклял его, то отобрал у него ноги, велел ползать на брюхе, есть грязь и пыль. «И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей» (Бытие 3,13-14).
Напрашивается вывод, что изначально Змей был наделён ногами, вероятно, и руками.
*
       Так кем являлся змей-искуситель, наделенный изначально хитростью и мудростью, речью и ногами?..
***