Музыка

Геласий Хелизагрийский
1

Музыка — есть стройное состояние соотношений разнообразных и множественных длин частот, воспринимаемое только человеком, как равные части, состоящие из семи конечностей с их вариациями в сторону большего или меньшего.

2

Древнегреческая музыка — есть разнообразие сложения тонов и полутонов и их промежутков в различных интервалах и ритмах, берущих своё начало в чувственно-слуховом ощущении прекрасного.

3

Музыкальные звуки голоса и инструмента — есть всегда подражание какому-либо животному.

4

Лад — это настроение в музыке, составленное из тонов и полутонов различной длины, определяемое слухом посредством чувственного восприятия человека.

5

В общем, лад делится на:
• Больший и меньший,
• Весёлый и грустный,
• Приподнятый и заунывный,
• Военный и гражданский,
• Пейзажный и городской.

6

Деление ладов древними греками по названиям:
• Миксолидийский (;;;;;;;;;;;) (b),
• Лидийский (;;;;;;;) (c),
• Фригийский (;;;;;;;;) (d),
• Дорийский (;;;;;;;) (e),
• Гиполидийский (;;;;;;;) (f),
• Гипофригийский (;;;;;;;;) (g),
• Гиподорийский (;;;;;;;;) (a).

8

Характеристика ладов древними греками:
• Простота Эолийского,
• Богатство Ионийского,
• Грусть Лидийского,
• Благочестие Фригийского,
• Воинственность Дорийского.

9

Лад существует мужской и женский. Натуральный лады женские, большие и смешанные лады, мужские.

10

Пикнон — Названия нот обозначал порядок струн кифары, но и название пальца, который необходимо было ставить при игре:
• А — нэта большая,
• G — паранэта большая,
• F — трита большая,
• (1) e — нэта — последняя,
• (2) d — паранэта — предпоследняя,
• (3) c — трита — третья,
• (4) B — парамеса — ближнесредняя,
• (5) A — меса — средняя,
• (6) G — лиханос — струна указательного пальца,
• (7) F — парипата — рядом с первой,
• (8) E — гипата — первая,
• d — лиханос малый,
• c — парипата малая,
• b — гипата малая,
• a — просламбаномен.

11

• Мажор — Т Т С Т Т Т С
• Минор — Т С Т Т С Т Т
(Т — Тон, С — Семитон.)

12

Арестоксенов тетрахорд:
• Диатонический — B C D E,
• Хроматический — B C Db E,
• Энгармонический — Bb/# C D E.

13

Арестоксеново деление лада:
• Миксолидийский (Мажор) (b-b) — G Ab Bb C Db Eb F,
• Лидийский (Мажор) (c-c) — G A Bb C D E F#,
• Фригийский (Минор) (d-d) — G A Bb C D E F,
• Дорийский (Минор) (e-e) — G Ab Bb C D Eb F,
• Гиполидийский (Мажор) (f-f) — G A B C# D E F#,
• Гипофригийский (Минор) (g-g) — G A B C D E F,
• Гиподорийский (Минор) (a-a) — G A Bb C D Eb F,
• Ионийский (Мажор) — G A B C D E F#.

14

Изобретённый Хелизагрийский восточной лад, названный «Самосатским» в честь Лукаиана из Самосаты, как «сатирический» лад:
• Самосатский (;;;;;;;;;;;) (Минор) — G Ab B C D Eb F#.

15

Античная мелодика:
• Органическая связь со смыслом текста и произведением,
• Вариативность,
• Гибкость в сочетании диатоники с энгармонизмом,
• Зависимость ритма и напева от метра стиха и его синтаксического членения.

16

• Грек — Ахилловый инструмент,
• Римлянин — лира,
• Варвар — арфа,
• Бретонец — ротта.