В. Перов. Христос в Гефсиманском саду 1878 г

Шувалова Татьяна Григорьевна
Ночь в мир вцепилась хваткой мёртвой,
Сгущая темень, как в аду.
Ниц Иисуса распростёртым
Во Гефсиманском зрим саду.

Застыл в невыразимой муке,
Изнеможением сражён.
Недвижны мертвенные руки,
В мольбу всецело погружён,

Являя крайнее смиренье.
Как стражи, вскинулись окрест
Стволы гигантские деревьев,
Огромный образуя крест.

А он, к земле припавши телом,
Душой вознёсся до небес.
Предав себя Отцу всецело,
Готов принять Голгофский крест.

Струится лунный свет холодный.
Теней зловещих вьётся сонм.
Тревога, скорбь, и безысходность,
Беды предчувствие во всём.

Зверьми древа над Иисусом
Разверзли хищные уста.
Усугубляя мрак предчувствий
И бремя тяжкое Христа.

Как знак грядущей смерти крестной,
Тернов венец застыл над ним, -
И нимбом святости небесной,
И как мучений скорбных нимб.

В противовес терзаний жгучих
Что Иисуса тяготят,
За тыном кактусов колючих,
Вдали простёрся древний град.

И несмотря, что ночь глухая,
В окошках светятся огни.
Там люди Пасху отмечают,
О том не ведают они,

И даже не подозревают,
Что в этот праздничный их час,
Он к Всемогущему взывает,
Об их спасении молясь.

Что в скромной горнице Сионской
Он Новый людям дал Завет,
Чтоб духом жили, а не плотски,
Храня души пречистый свет.

Мир возлюбив, Христос страдает.
Его земной окончен срок.
Как человек, Он умирает,
Но возрождается, как Бог.



         
   Картина В. Г. Перова «Христос в Гефсиманском саду» была написана в 1878 году.
В то время художник искал вдохновения в христианстве, в частности в Евангелии. Автор полагал, что христианская культура и истинная вера поможет ему найти пути изменения несправедливого устройства общества.
   Автор пытается донести до людей, что мирская жизнь не вечна, и все мы не вечны. Мы приходим в мир в страданиях, и так же покидаем этот мир в муках.
   Обращаясь к одной из самых драматических страниц в Евангелии, Перов предлагает свою трактовку сюжета, основанную на личностном переосмыслении многовековой истории христианства.
   Превосходный русский портретист – Василий Григорьевич Перов – отказался наделить себя правом самостоятельно показать лицо Спасителя посредством красок.
   Для автора важным являлось не только сохранение непогрешимого и чистого евангельского образа в состоянии неприкосновенности, но и представление посредством своего произведения двойственной природы Христа – человека и Бога.