Музыка нас связала

Юлия Котова Ледэ
Прислушайся, как дружественно струны
Вступают в строй и голос подают, -
Как будто мать, отец и отрок юный
В счастливом единении поют.
Уильям Шекспир

  В эпоху цифровизации непонятно по каким причинам, материальный достаток стал мерилом счастья. Конечно же, это – откровенная ложь. Скорее верблюд пройдет через угольное ушко, чем богатый войдет в Царствие Божие… Организация объединенных наций сколько угодно может составлять рейтинги «счастливых» стран по этому критерию. Но моя страна – живое доказательство обратного: мы выиграли войну, одержали победу над фашистами благодаря духовным качествам – сплоченности, единству и огромным желанием подарить детям светлое будущее. На мой взгляд, показатель счастья нации – это мечты.

  Как так получилось, что молодежь мечтает не о великих свершениях, а о мебели? И почему музыка сегодня – оружие уничтожения?

  Алексей Холопов, к.ю.н., доцент педагогического университета им. Герцена на кафедре «Информационная безопасность личности» (Санкт-Петербург):

  «Один из главнейших вопросов философии – передача опыта поколений. Чтобы потомки были лучше нас, совершенней нас. Как это сделать? Здесь колоссальную роль играет музыка. Она навевает самое ценное – идею.
 
  Начертим шкалу. Высокие утешения и низкие утешения, которые находятся в эмоциональной сфере. Низкие – это еда, развлечения, секс… А высокие – чтение умных газет, книг. Артемьев сказал: всю музыку можно поделить на два типа: одна вызывает эмоцию, другая передает энергию. Выше уровня положительной эмоции – состояние энтузиазма. Вся музыка древних была направлена вверх!

  Энтузиазм – в античной философии – это священный огонь, который Боги давали избранным. Он возгорался внутри человека и тот мог свершить невероятное. Музыка должна заниматься этим.

  Первый, кто подошел к музыке с научной стороны – Пифагор. Он считал необходимым применять музыку в воспитательном процессе. Существовали те или иные мелодии, созданные против страстей души: уныния, внутренних язв, раздражения, гнева, душевной перемены, вожделений. Однако, некоторые лады и ритмы были признаны непригодными для использования. Среди них фригийский, имеющий оргиастический страстный характер воздействия, миксолидийский, вызывающий жалостливое и подавленное состояние.

  Китайские мудрецы во времена императора Цинь Шихуанди, запрещали под страхом смерти придворным музыкантам играть музыку в определенных сочетаниях. Считалось, что она влияет на сознание и уничтожает мудрость. Вся современная музыка – это то, что запрещали древние. Нарушается фундаментальное правило передачи информации.

  Огромное значение имеет и то, что вы поете вместе. У каждого появляется состояние. В теории систем, если элементы работают несогласованно, то система либо не работает, либо происходит ее распад. Когерентность системы – согласованность. Общество сплачивается этой когерентностью. Акт сакральный, когда люди ощущают себя единым целым. Тогда нация начинает жить, как единый организм.

  Раньше пели о победах, покорении космоса, науки, а сейчас?... Певица Шерил Кроу говорила, как писала альбом в депрессии, готовясь к самоубийству и обдумывала способ. Создала диск, человек купил его и начинает слушать. Какие мысли ему придут? Состояние автора и уровень интеллекта слушателя входят в некий резонанс. Подобное соединяется с подобным.

  Нас сейчас переозвучивают, отстраняют от банка данных, накопленного нашими предками опытом. Как, например, ветераны вспоминают пережитую войну? Они плачут, когда слышат: «Эх, дороги, пыль да туман…». Вспоминают это состояние, соединяются с информационным пространством нации. А когда человека переозвучивают, он становится чистый как лист, с ним можно делать все, что угодно. Загрузить в него любую информацию.

  Молодежь – вся на эмоциях. Когда в 80-е появилась песня Цоя «Перемен», ее подхватили. (Не говорю, что такие исполнители не талантливы, сам на гитаре играл их песни). Но, перемены в биологии связаны с таким понятием, как «мутация».  И вот музыка создала информационный вихрь, и когда нас надо было разъединить с историей (пусть она – коммунистическая, но великая, ничего не поделаешь), музыка сделала протест. А сейчас протеста нет и где этот русский рок? Такой впечатление, что он выполнил свою задачу и исчез. Произошло разъединение и сейчас нас переозвучивают дальше. Оказывается, все равно было, что мы в космос летали, имели лучшую систему образования и воспитания детей… Оказывается это не нужно было?

  Какой смысл вкладывали в песню «Прекрасное далеко»? – Я иду по дороге, на которой нет следа… Клянусь, что стану чище и добрее… И все было настолько талантливо и гармонично… Целая система передачи состояния. Обмен национальных культур, когда по телевидению и на концертах выступали различные народные коллективы.
 
  Вот какая сакральная цель музыки. –  Выведение человека на новые орбиты существования, осуществление постоянной связи времен и приумножение информационного банка данных. Первый, кто стал создавать такую музыку, был Бах. Музыка, как ракетоноситель, брала человека и выводила на новые дали.

   Шостакович, Чайковский, Лист говорили о том, что человек от своего интеллекта доходит до каких-то состояний… и создает произведение. Бах в мыслях слышал музыку многократно сложней, современный орган даже не позволял выразить ее сложность. Эти люди внутренне – были очень гармоничны.

  А «Рамштайн» – это внутренне гармоничные люди? Соответственно, они не гармонию дают, а дисгармонию. Если музыка – гадость, а человек с нею резонирует, значит он внутри такая гадость и есть. Подобное соединяется с подобным. Значит состояние, которое автор передал слушателю, близко.

  В образовании это чувствуется. Современные молодые люди не способны воспринимать научную информацию. Открывают книгу – текст сложный. И он – засыпает. Хоть с бубном вокруг бегай. А бывает, откроет журнал и – не оторвать… Человек не способен поглотить научную информацию, если он ее глупей.
 
  Состояние – это совокупности эмоций. Если долго человека держать в состоянии отрицательных эмоций, будет падение многократное, он превратится в преступника.
 
  А кто проверяет современные компакт-диски? Какой колоссальный объем информации подается в подсознание?

  Поговорим о физическом воздействии звука. Если, к примеру, на рок-концерте положить сырое яйцо вблизи колонок (на удалении 10-15 см), то уже через час оно станет вареным. Соответственно, у человека тоже наблюдается повреждение белка, некая денатурация. Проводили опыты, брали кровь на анализы у детей до и после рок-концерта. Оказалось, что кровь густеет. Знаете, чем это грозит? Развитием сердечно-сосудистых заболеваний.

  Человек слышит от 20 до 20 тыс Гц. То, что ниже – инфразвук, то, что выше – ультразвук. Качество компакт диска – 44 100 Гц. Некоторые исполнители записывают поверх основного звучания – дополнительный. У группы «Кисс», к примеру, примешивались сатанинские мессы, хрипы умирающих животных… У Мадонны неслышимый текст «Трансформируюсь в грехе»… Кроме того, многие муз. коллективы на своих выступлениях используют инфразвуковые резонаторы, что крайне губительно для человека.

  Теперь о плотности звука. 20 дцб – шепот, пение птиц – 50 дцб, разговор – 60-70 дцб, дальше шум автомобиля… а свыше 120 – болевой порог. Не задумывались с какой интенсивностью звучит музыка на мероприятиях? –Свыше 120 дцб. Однажды группа «Пинк Флойд» давала концерт вблизи озера… а после их выступления рыба в озере вся всплыла.

 О наушниках. Наше ухо приспособлено к тому, чтобы слышать звук на некотором удалении. Перепонка захватывает звук и посылает в «улитку», где 30 тыс волосков. Они очень чувствительны и от сильного звука могут сломаться. Когда человек снимает наушники с громкой музыкой, стоит некий звон в ушах – это звенят отмирающие слуховые клетки. Они не восстанавливаются. Перестают звенеть, значит нерв умер и на этой частоте человек никогда ничего не услышит. Наушниками молодежь делает себя инвалидами.

  Звук в каком-то смысле стал действительно, оружием».

  Глобализация равно американизация. Так говорят казахстанские учебники. Но, дело в том, что с американским народом у нас нет ничего общего. Западная повестка прививает нам чуждую культуру и менталитет. «Я – концепция» Роджерса и Бернса идет вразрез с учением Абая и нашими собственными достижениями. Под словом «наши», я подразумеваю 150 национальностей, объединенных общей историей, живущих под единым шаныраком. Почему бы в популярных песнях не использовать национальные мотивы, звучание кобыза и домбры?

  Пословицы и поговорки – живая связь с нашими предками… «Собака лает – караван идет»… «Мой дед сказал мне – тише едешь – дальше будешь». Такие песни и стихи, благотворительный проект в Турции «Подари детям море» (для детей с диагнозом ДЦП)… и даже медитации можно найти в творчестве нашего гостя.
 
    Ерлан Кокеев, певец, музыкант, лауреат премии Союза молодежи РК, заслуженный артист Казахстана (Алматы):

  «У нас очень много используется народных инструментов в треках. Я сейчас в Алматы живу. Часто встречаюсь с молодыми музыкантами, композиторами. Их люди не знают, по одной простой причине – у нас коммерциализированность популяризации. Музыкант создает треки, выпускает на какие-то платформы, но не всегда это люди поддерживают. А если что-то надо раскрутить, то к сожалению, все упирается в финансовые средства. Молодые музыканты, не имея такой возможности, проводят выступления в кругу своих друзей… Делают, еще и как.

  Вопрос популяризации – это уже другой вопрос. Кому больше денег заплатили, кому больше занесли… И начинают раскручивать, навязывая свой суррогатный вкус. Такое тоже есть, к сожалению, на сегодняшний день. Выбор за каждым. Мы никого не можем заставлять слушать песню Ерлана Кокеева «По небу». Все индивидуально. И критиков музыкальных у нас тоже хватает, диванные войска. Которых хлебом не корми, готовы уличить того или иного исполнителя, переходя на личности. Это – целая армия негативных людей. Поэтому, авторы создают музыкальные формы благостного направления… но, что слушать – зависит от людей. Никого мы заставить не можем и не будем.

  Про утверждение эксперта по информационной безопасности. Отчасти он прав, я с ним соглашусь. Начнем с того, что музыка может быть оружием, смотря как ее направлять и как использовать. Любое питание возьмите –сахар, соль, масло… если их правильно применять в умеренных количествах, то они являются довольно вкусным, полезным ингредиентом. А если скажем перебарщивать – чревоугодие… оно будет идти во вред здоровью. Правильно? Музыка… Зависит от того, о чем мы поем, какие песни…

  Давайте начнем с того, что на общемировом конгрессе в 1920-х годах была принята за правило музыкальная настройка всех инструментов на частоте 440 Герц. Мы с вами все слушаем музыку на этом уровне. Хотя, музыка прошлого, которая была написана Моцартом, Гайдном, Бетховеном, была настроена совсем в другом диапазоне. Герц очень влияет на подсознание человека. Все, что мы с вами слушаем по радио, по телевидению, все настроено на частоте управления сознанием. Понимаете, насколько мы с вами глубоко заходим? Когда будем слушать классические произведения в том виде, в котором они были созданы, то получим духовные вибрации космического направления.

  Рассмотрим вопрос с исторической точки зрения. Музыка влюбляет. Мы свои чувства, эмоции можем передавать с помощью музыки. Сколько песен написано о силе любви... Также есть очень много музыкальных произведений, которые рассказывают о несчастной любви. Опять-таки, это выражение эмоций. Давайте дальше посмотрим. Есть музыкальные произведения, которые поднимают дух народа. Под которые хочется бороться и идти на баррикады. – Смело, товарищи, в ногу! Это маршеобразное, которое дает курс…

  Здесь угадать практически невозможно, здесь надо знать, как управлять сознанием посредством музыкальной канвы.

  Возьмите любой гимн любой страны. Он начинается именно со ступеней кварты. В виде марша. И первые ноты – это кварта… поднимающие дух! Даже  –  Союз нерушимый… Это ступень квартовая называется. И она используется практически во всех гимнах.

  Существуют песни, под которые народ веселится и пляшет. Это обрядовые музыкальные направления.  И есть даже похоронная музыка. Музыка сопровождает человека от рождения и до смерти.
 
  Поле – оно широкое. Много разных произведений. Нот всего семь. На постинформационном пространстве, в социальных сетях есть очень много произведений благостного характера и ангельские пения существуют, вопрос в следующем: «Нравится ли это людям?». Насильно мил не будешь. Выбор за каждым.

  Говоря о музыкальных формах… Группа «Земля, ветер, огонь» однажды использовала в песне в качестве частоты ударов – ритм биения сердца. Она «зашла» как легендарный хит.

  Кстати, есть еще музыкальные произведения, которые намеренно были написаны в другой герцовости. Моджо «Мейби» к примеру, написана в тональности, которой не существует в нашем пространстве. Музыканты не могут точный тон закрепить – он где-то «между» находится.

  В музыке существует не только семь нот. Если отталкиваться от принятого – кварта-квинтового круга. ХТК Иоганн Себастьян Бах изобрел и пошли по направлению семи нот. Вообще у разных народностей есть еще обертона.  И очень много других звуков. К примеру, у симфонического мугама азербайджанского народа существует 32 ноты. Человеческому восприятию это как-то сложно понять, но есть народности, у которых 64 ноты. Кенийская музыка. С такой «пробежкой»… она построена на 64 нотах. И мы, музыканты, живущие на той или иной точке планеты, совершенно безболезненно может понимать другого музыканта, посредством исполнения нот.

  Музыка – безгранична. Является ли она оружием? – все зависит от того, кто и как ее будет применять. Все находится в ваших руках.

  Если мелодии классические, национальные, благостного характера не популярны, люди сами виноваты. Какой у них интерес? – Вот это и показатель состояния общества. Которым интересно кто где упал и обкакался… Это духовно-нравственная проблема. Дело не только в музыке. Требуется большая воспитательная работа, которая нужна буквально от каждого человека».
 
  Действительно, вопросы нравственного характера довольно остро стоят в наше время. Приведу случай, связанный со звуком. До наступления холодов в центральном районе Кокшетау девочка – баскетболистка вышла покидать мяч в корзину. Из-за этого во дворе разразился скандал. Восемь утра – раннее время для этого, не предусмотренное законом. Видимо поэтому взрослые дяди и тети сочли целесообразным устроить начинающей спортсменке – террор. Даже полиция была приглашена для разбирательств. Интересно, с какой громкостью может звучать одинокий мяч во дворе?... Это же не футбольная команда растревожила чуткий сон законопослушных граждан. А самое главное: с чем они борются? С желанием молодежи заниматься спортом? Предпочитают жить в окружении преступности, пьяниц и наркоманов?

  Музыка может нас связать с небесами, с памятью наших предков… А может и бросить на самое дно… Какое психологическое воздействие оказывает музыка и почему в моде безэмоциональное исполнение рассказал

   Тимур Джакубалиев, преподаватель на кафедре психиатрии и наркологии НАО «Медицинский университет Астана», международно известный врач-психотерапевт (Астана):

  «С трудами Алексея Холопова я не знаком. Но, вероятно, раз человек об этом говорит, то имеет ответственность заявить о том, что через мозг идет некая перепрошивка. Прививается новая традиция. Вытесняет то, что есть. Балластная культура. Возможно, она не несет отравляющего воздействия. Но опасно, что она вытесняет конкурентно то, что раньше было привычно и понятно. Человеку свойственно обращать внимание на что-то новое интересное, особенно в области музыки. Какие-то новые решения, звуки непривычные. Некоторые люди на это реагируют, это подогревает их любопытство. Но у нас в жизни всего 24 часа в день. И если мы посвятили достаточное количество времени одной музыке, то другой (родной национальной) посвятили меньше. Таким образом она просто вытесняется. Иностранная музыка с ее характерными традициями балластно занимает пространство. Если пространство занято, туда уже ничто другое не сядет. А хотелось бы, действительно, черпать идеи в национальной музыке – казахской народной, русской… Любая национальность может предложить прекрасные образцы. Она веками устанавливалась, разрабатывалась, культивировалась, имела хорошее развитие. Понятно, что национальная музыка, которая исполняется на живых инструментах – очень хрупкая. И выдержать конкуренцию с изощренной электронной музыкой порой не в силах, наверное. Почему люди реже ходят сейчас в обычный живой театр и предпочитают смотреть фильмы в формате 3D? – Они более зрелищны, выхолощены, насыщенны…  Мы все дальше уходим от живого чего-то.

  Может в какой-то точке все рано или поздно сойдется. Живая музыка и интеллектуальная электронная мелодия. Сойдутся по своим параметрам. Другое дело, что желательно удерживать руку на пульсе. И помнить лучшие образцы национальной, которые тесно сплетены с культурой, событиями, которые мы переживали и переживаем. Каждый этнос, безусловно, свое привносит – это обогащает общемировую культуру.

  Я когда в Австрии был, разговаривал с доктором-психиатром. Эта женщина говорила, что они исследуют значение музыки для терапии психических расстройств. Она была заинтересована в казахской музыке. И считала, что этнические мелодии, исполняемые на живых инструментах, очень благотворно влияют на психику человека. Позволяют выйти из кризисных состояний. Я абсолютно согласен. Музыка, действительно, оказывает глубокое воздействие на психику человека. И поэтому, если рассматривать идеи российского эксперта по информационной безопасности: перепрошивка как злой умысел, то – да, музыка может использоваться как очень удобные входные ворота. Благодаря ее способностям воздействовать на психику человека.

  Есть злонамеренное и не злонамеренное воздействие. С этим пусть разбираются юристы, культурологи, музыканты. Одно могу сказать: «Музыка открывает ворота в душу». И этим можно по-разному воспользоваться. Как для благой цели, так и для нанесения вреда.

  То, что существуют неправильные гармонии – это факт, известный со времен Древней Греции. Эти гармонии старались избегать. Или во всяком случае не культивировать, широко в массы не вбрасывать. Другое дело, что некоторые новаторы в музыке, стремясь найти новое средство выражения, иногда натыкаются на эти забытые гармонии неправильного характера.
 
  В чистом виде музыка начинается не как бизнес. В чистом виде музыка начинается как чувства. Возможно, неправильную музыку несут люди с неправильными чувствами (грубо говоря). Они ее несут, а более продвинутые в маркетинговом отношении специалисты потом используют эту музыку для продвижения идей свободного секса, педофилии. Возможно, вторым слоем используются какие-то внушения. Опять же, это к тому, что музыка сначала делает раскрытие души, а дальше ты можешь воспользоваться. Либо через открытые ворота подаешь исцеляющие лекарства, либо вредоносные. Это все на совести тех, кто этим миром заправляет.

  Почему давление сексуальное такой энергии высокой? – это одно из самых популярных и продвигаемых направлений. Раз популярно, значит, покупателей больше, больше денег. Люди просто забывают, что больше денег есть еще что-то. Важнее и ценнее. И отравленные дети, скажем так, совращенные музыкой и визуальными образами из Интернета, ложными установками, искаженными, привитыми где-то в школе. Эти дети потом будут заправлять обществом. А общество станет искаженным.

  Притчи библейские о Содоме и Гоморре, где грех перестал быть грехом. Он – стал естественным состоянием. Насколько я понял, там некое богопротивное дело происходило. Но в целом эти люди утратили понимание нравственности, перепрошились, переформатировались из поколения в поколение. И не было той силы, которая оказывала бы обратное – гармонизирующее действие сообщества. И образное выражение, что эти два города сгорели, говорит о том, что просто у них не было будущего. Об этом речь. Может быть не о катастрофе... Скорее там произошла гибель этой разнузданной цивилизации, где главенствовала похоть всех видов – направленная и на детей, и на животных, и на лиц такого же пола. Там все до кучи было – убийства, воровство… И это растленное общество однажды убило само себя. Скорее всего об этом – Содом и Гоморра. Праведник вынужден был покинуть это место. Потому, что его голос там уже никто не слышал. Благодаря этому и спасся, что ушел. Но может наступить такой момент, когда вся планета станет одной сплошной Гоморрой или Содомом. Вот это было бы страшней любой войны.

  Сейчас мне интересно… я периодически просматриваю каналы научные, связанные с тем, что археологи находят следы прежних цивилизаций, которые миллионы лет назад были. Там и гиганты… и технологические находки, которых быть не могло на то время. Значит, те цивилизации по какой-то причине исчезли. И совсем необязательно из-за внешнего воздействия – метеорит упал, луна развалилась или еще что-то в этом роде… совсем необязательно. В принципе, для человеческого организма, как и для любого биологического организма, даже на клеточном уровне, программа на самоуничтожение – заложена. Другое дело, что до определенного момента она уравновешивается программой возрождения. Программа на самоуничтожение в клеточном понимании – апоптоз. Умирание клеток естественным образом. Такой же апоптоз может происходить и в обществе. Самостоятельное умирание у деградированной каждой клеточки. Как только мы все, как клетки, деградируем, общество иссякнет просто. И все.

  Если возвращаясь к музыке… к сожалению, музыку, как безотказный инструмент воздействия на психику, могут использовать злонамеренно. И злонамеренность даже не в том, что они заработают много денег – ради Бога, пусть хоть выше крыши завалит их этими деньгами. Не в этом дело. Злонамеренность бывает… те же суицидальные идеи внедрить. Или нацистские концепции общества с некоей расовой чистотой. Все это внедряется зачастую в музыку с агрессивными началами.

  Вообще, агрессия и сексуальность – идут рука об руку. Музыка с повышенным уровнем агрессивности может влиять и на повышение сексуальности. Некоторым людям это нужно. Допустим, они находятся на этапе упадка. Захотелось взбодриться – послушал энергичную музыку рок-группы какой-то. Их в принципе, достаточно много – профессиональных, классных. Другое дело то, что они могут использоваться (может и помимо их воли), как входные ворота для пропаганды, переформатирования мышления, в угоду интересов какой-то группки людей, тщеславия псевдо-ученых, алчности каких-то торговцев…

  Когда человечество забывает какие-то свои основные человеческие ценности, на этом все и заканчивается. Потом вылезает неправильное использование музыки. Правильное использование музыки – которое помогает человеку встать на ноги, созидать что-то, быть в мире.

  Энергичная музыка, наверное, родилась в те времена, когда использовались специальные музыканты на полях сражений, в той же самой Греции. Били в барабаны, создавали определенный ритм, выкрикивали что-то, играли на духовых инструментах, создавали особую атмосферу – боевую. И сейчас это перетрансформировалось и стало использоваться фактически – в каждой машине… жесткая энергичная музыка, которая по идее, должна звучать только на поле сражения и нигде больше.

  Про исполнение. Для того, чтобы быть экспрессивным чувственным надо иметь определенный эмоциональный ресурс. Душевный ресурс. Духовный ресурс. Бесчувственность современной музыки отражает состояние ресурсов души современного человека. Мы все находимся на дне ресурсов. Исчерпаны. В данном случае могу сказать, музыка отражает общее состояние общества. Некая опустошенность. Это – очень большая серьезная проблема. Любой энергетик, который снабжает электричеством города, он скажет: «Энергии не бывает много». И мы все спотыкаемся об одно – поиск ресурсов. Они нам всегда нужны. И их всегда мало. То же самое и с ресурсами души. Эмоционально их всегда немного. Откуда их восполнить? От созидания – слишком долго. Хочется все побыстрее. Происходит обесточивание населения. И музыка здесь только отражает это состояние. Она не является в данном случае ведущим компонентом. С другой стороны (я – не историк искусства), но полагаю, что история имеет свойство двигаться циклично. Вслед за экспрессивностью придет холодноватость, выхолощенность. Потом – снова экспрессия… это можно даже наблюдать на уровне одного исполнителя… повышенная экспрессия, затем – пониженная… Люди попроще считают: «Да он в депрессии». – Нет. В глобальном смысле если посмотреть, человек проходит этапы развития, и только. Это отражается и на его творчестве. Тот же Денис Мацуев не каждый свой концерт отыгрывает экспрессивно, с полной отдачей. Наверняка, когда он не чувствует себя полностью в ресурсе, может отыграть технично, красиво, но с меньшим количеством экспрессии. На уровне каждого исполнителя и на уровне целого общества, на уровне истории, цикличность будет. Искусство зачастую, только отражает то, что происходит.
 
  Музыка может использоваться как входные ворота для внушения, направленного на убийство или покупку кукурузы, или образа жизни связанного с потребительством».