Железная дорога. О музыке

Александр Сильва
                (разговор в купе)



Санкт-Петербург. Вокзал.
                И «Красная стрела».
До полночи ещё минут пятнадцать.
И за день я устал –
                дела, дела.
Уже в купе хотелось бы забраться,
На полку верхнюю улечься поскорей.
Вот-вот пробьют вокзальные куранты.

Заходят трое молодых людей.
По багажу, я вижу – музыканты.
Один с фаготом в кофре за спиной,
Другой со скрипкой,
                третий с барабаном.
Кивнули, поздоровались со мной.
И что-то звякнуло.
                Похоже, не с нарзаном.

– Ну, что? Неплохо конкурс отыграли?
Есть предложение!
              – И возражений нет!
Стаканчики по-быстрому достали.
– Составите компанию, сосед?

– И как там поёт музыкальный народ:
«Бездельник кто с нами не пьёт»? *

– Бетховен? Помню.
                Но не соблазняйте.
Я – пас. Уже хотелось бы заснуть.
Беседуйте, ребята, отдыхайте –
Вы мне не помешаете ничуть.

– Тогда – поехали! (не наливай помногу)
Провозглашаю тост из двух частей:
Так выпьем за железную дорогу!
За музыку её стальных путей!!

– Ну, ты хватил! Какая музыка в вагоне?!
Вот если только радио включить.
Такая тряска тут на перегоне –
Лишь стук колёс и можно уловить!
Гляди: даже вот – подстаканник
Дрожит, как осиновый лист.

– Тебе не понять!
                Ты ударник.
Ты кто? Ты перкуссионист.
Нам звуки даруются свыше,
Но кто-то до них не дорос!
Скрипач – он мелодию слышит.
Ударник – лишь стуки колёс!

– Не стуки, а стаккато!
                Шпалы – ноты.   
Пантографы электровоза – как смычки.
– Ну, хорошо.
                А что твои фаготы?
Гудят, как паровозные гудки!

– Вот, вот! Звучит железная дорога.
И даже рельсы – как металлофон!
А звуков на дороге очень много.
Прислушайся – они со всех сторон:
Стучат колёса и скрипят рессоры,
И даже подстаканник – в резонанс.
Созвучия, аккорды, переборы.
Такой… неуловимый консонанс.

– А вместо клавишных – колёсные реборды?
Ну, ты загнул! Нет, это как-то… через край.
Какие уж на рельсах-то аккорды?!

– А ты не отвлекайся, наливай!
Мы вот сидим и чешем языками,
Мол, звуки уловил, не уловил?
А ехал бы тут композитор с нами –
Уже бы целую сонату сочинил!

– Да, ну! Не верю. Разве так бывает?
Он едет в поезде, глядит себе в окно,
И пьёт, допустим, чай или вино,
И музыку попутно сочиняет?

– Так я ж тебе об этом и долблю!
Джордж Гершвин –
               помните, «Рапсодия in Blue»?
Так говорят,
               он в поездах её писал!
И даже как-то образно сказал,
Беседуя с друзьями на перроне,
Что гений и талант между собой
Примерно так же различаются порой,
Как полки – верхняя и нижняя – в вагоне.
У композитора, да и у музыканта,
Уж если профессионально говорить –
Должно хватить и слуха, и таланта
Мелодию за ритмом уловить.
Ведь столько тут мелодий всевозможных
Под стук колёс рождаются порой!
А сколько песен железнодорожных?!
А?! Дунаевский! Соловьёв-Седой!
– А «Голубой вагон»? Шаинский?
                – Вот!
– А «Веселится и ликует весь народ»?!
– Что, Глинка?
                Были композиторы покруче:
Гленн Миллер!
                «Чаттануга Чу-Чу»!

Я всё же встрял,
                их спором раззадорен:
– Вы ошибаетесь: не Миллер, а Уоррен!
Уоррен Гарри – композитор.
                – Вот не знал…
– Он к «Серенаде…»** музыку писал.
И, между прочим, тоже в поездах.
В Америке, в сороковых годах.

– Спускайтесь к нам! Отметим это дело?
– Благодарю. Но хочется поспать.
Уже совсем дремота одолела.
Спокойной ночи!
                Я не буду вам мешать.

– Ребята! Уже поздно. Допиваем?
Как говорится, подведём итог?
И мы когда-нибудь рапсодию сыграем –
На темы рельсов и стальных дорог!
– А то! Я никогда не сомневался:
Поймаешь ритм – и тема зазвучит.
Стучат колёса! Во, как поезд разогнался –
Такая дробь! Практически бласт-бит!! ***
– Он всё о том же! Только стук и замечаешь.
Тебе бы только по тарелкам бить!
Ударника – не перевоспитаешь!
– Нет, барабанщика не переубедить!
– Для всех, кто едет под вагонной крышей,
Колёса будут одинаково стучать.
– Но каждый слышит то,
                что хочет слышать?
– Нет. Только то, что в состоянии понять.
– Тогда за звуки! От колёс и… те, что свыше!
Звучит железная дорога! Ух, звучит!
За музыку!!
                – Ребята, только тише!
Сосед-то наш уже, похоже, спит.

Как там у Глинки?
                В чистом поле поезд мчится?
Летит стрелою «Красная стрела».
Накатывает сон.
                Ночная мгла.
Какая мне мелодия приснится?

Несёт меня поезд куда-то,
   И в стуке колёс, как во сне –
      Семнадцатая соната
         Бетховена слышится мне…


___________________________________
*      Бетховен «Шотландская застольная»
**    фильм «Серенада Солнечной долины» 
***  дробь, бласт-бит – приёмы игры на ударных инструментах