Евгению Садакову

Александр Ерошкин
… Нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими: потому что это – доля его…
Екклесиаст, 3-22.



Кто ж Дон Кихот?
Он юноша без лет.
Его взгляд искренний и чистый…
Его мечтам пределов нет.
Удел его - путь вечно каменистый.

С копьём  иль кинокамерой рождён,
Он видит мир не так, как Санчо Пансы,
Он мир любить всем сердцем обречён,
Не дожидаясь гонорар у кассы.

Не зная передыха от работ,
Не требуя ни славы, ни награды,
Прогрессом управляет Дон Кихот,
Чтоб Санчо Пансы были жизни рады.



Евгений Георгиевич Садаков родился в Свердловске в 1939 году, но сразу же после окончания вуза переехал в Челябинск, где и жил до конца своих дней. По профессии он был радиоинженером, трудился в научно-исследовательском институте измерительной техники (НИИТ), который занимался разработками под грифом «секретно». Потому Евгений Георгиевич не мог рассказывать о своих профессиональных успехах. В своей автобиографии он кратко написал: «На работе создал прибор, за который не стыдно». Впрочем, было у Садакова и  второе призвание, которое со временем стало основным, – это любовь к кино.

Я его знал как кинолюбителя, как сторонника демократических перемен Более сорока лет Евгений Саадаков возглавлял народную студию НИИТ-фильм, в которой сам был главным оператором, режиссером и монтажером. Его соавторами были журналисты и литераторы, которые писали закадровый текст. В объектив попадали мгновения жизни – туристические походы, которые Евгений Георгиевич очень любил. А также авторы и исполнители самодеятельной песни – не только у походных костров, но и на первых фестивалях, когда возле сцены, сделанной из большой брезентовой палатки, можно было услышать самые проникновенные слова… И где-то рядом снимал все это на простую камеру с черно-белой пленкой человек с дон-кихотской бородкой клинышком. Свой облик автор картин не менял никогда – только со временем его борода становилась все белее…

Среди материалов, посвященных его памяти, обнаружил ссылку на мою статью в «Вечернем Челябинске». Очень сожалею, что при переездах не сохранил свой архив, что сжёг записные книжки.  В глобальной сети не нашёл дат его жизни и смерти. Пользуюсь тем, что встретил.

Будни народной киностудии ее руководитель как-то описал в интервью, в 1998 году (автор публикации – журналист Александр Ерошкин):

«Мы не имели возможности снимать в то время в стенах института: все-таки он был закрытым, но снимали спортивные мероприятия, туристские походы, слеты. Это объединяло, сплачивало, повышало активность, давало свободу. Создали и свою, чисто студийную традицию. В прежнем помещении, пока еще не было рядом пристроя, под окном находилась уютная полянка, мы вывешивали экран и из окна студии показывали фильмы прямо на улицу. Это было в сентябре, когда дети возвращались в город. Собиралось на полянке человек по 50. Другая традиция: к Новому году - новый фильм. А потом в стране начался перелом, стали ломаться и наши традиции, люди меньше общались, были разобщены, озабочены личными проблемами. В последнее время тяга к общению усилилась, возникает потребность возродить утерянные традиции. Об этом часто возникают разговоры во время встреч в студии, а круг общения у нас значителен, к нам приходит немало умнейших людей».

Челябинский блогер Татьяна Помелова писала: «Сегодня его плёнки стали достоянием не только нашего края, но и мировой истории. Он снимал приезд А.Сахарова в Челябинск, первые в Челябинске массовые забастовки горняков, шахтёров. Там история народного фронта, весь митинговый период в Челябинске. И это сделано человеком, глубоко сострадающим своему народу, понимающим весь переломный характер времени. В его материалах хорошо показаны надежды и ожидания интеллигенции, а затем разочарования, которые отражают вторую половину 90-х годов, становление мощного слоя новых собственников, тех людей комфорта, компромисса, которые сегодня пришли к нам. Материалы о великом актере и режиссере Леониде Оболенском, который в 80-е годы жил в Челябинске, а затем в Миассе».