Как на самом деле нужно прощать

Сергий Пономарь
      «Прощение обид – это одна из важных тем для современного христианина. Только научившись прощать, мы сможем примириться с ближними, с самими собой и, что самое важное, с Богом. Это и есть истинное христианское милосердие, превосходящее по своему значению добрые дела, труды и подвиги. Вот что говорит об этом святитель Феофан Затворник: «Ничто так не сильно пред Господом, как прощение обид, потому что оно есть подражание одному из самых ближайших к нам действий милосердия Божия…»

      Что же мешает нам скинуть с себя груз обид? Почему мы так редко прощаем или вовсе не хотим этого делать? «Думаю от невнимания к цене прощения, – говорит святитель Феофан, отвечая на подобные вопросы. – У нас уходит из внимания то, ЧТО дается прощением, тогда как ущерб от обиды представляется чересчур очевидным»

      Это цитата из небольшой брошюры  «Радость прощения», в которой приведены случаи из реальной жизни и практики православного психолога матушки (жены священника) Елены Триандофиловой с дивными последствиями явленной милости Божией.

      Особая польза книги заключается в том, что она разъясняет, как мы неправильно рассматриваем сам процесс прощения (если его можно так назвать), делая для себя его поэтому не подъемным и не реальным.
Книга подробно раскрывает и показывает сам путь, процесс и конкретный метод прощения.

      Прочитав эту книгу, можно сделать следующие выводы:
 
      Принципиальная наша ошибка состоит в том, что мы пытаемся простить людей, а не их поступки и совершенное зло по отношению к нам.
Нужно учиться разделять ЛИЧНОСТЬ человека и его ПОСТУПКИ по отношению к нам.
Как говорил праведный Иоанн Кронштадский – «Не нужно путать Человека, - этот Образ Божий, со грехом, который в нем».
      «Простить» или «казнить» людей, то есть войти в суд над Личностью, мы не имеем ни права, ни возможности, ни компетенции, ни власти на то, ни сил, - нам Самим Богом запрещено судить, это право только Божественное и оно будет совершаться на частном Суде Божием после 40 дней по исходе души и окончательно на Страшном Суде по кончине мира. Личность – это прерогатива Бога, а не наша.
«КТО ТЫ, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает» (Рим.14:4)

      Если внимательно читать Евангелие, то мы заметим, что Сам Христос при земной жизни не занимался прощением людей и не входил в суд над ними, Он прощал их греховные поступки, то зло, которое они совершили, если каялись. И предупреждал: «Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши».(Иоан.8:11)
      И то же самое на Голгофе, когда Его распинали, Он просил простить Отца Небесного их действия по отношению к Нему, а не их самих: «Отче! прости им (их действия), ибо не знают, что делают».(Лк.23:34) потому что это будет решаться только на Суде Божием, и Сам Христос не судит человека до самой его смерти! Почему же это должны делать мы?

      В этом-то и суть. Когда мы перестанем бесплодно заставлять или обманывать себя делать то, что не в наших силах, - судить людей, прощая их самих, а станем:
      1) прощать ПОСТУПКИ людей и совершенное зло по отношению к нам, что является нашим правом и находится в нашей власти, - что нам на самом деле то и заповедано, и для нас вполне реально и полезно, то мы опытно познаем, как от нашей души «отваливаются» комки прилипшей к ней грязи обиды и зла.
      И для этого еще вот что необходимо:
      2) благославлять своих обидчиков, желая им спасения, покаяния и всего доброго,  вручая их самих в Руки Божии и не думая о них уже зла и не беспокоясь уже о них, обретя от Бога мир в своей душе.
Причем это надо реализовать в словесной формулировке, приняв и произнеся таким образом свое решение пред Богом мысленно или вслух, - и это очень важно, потому что  «Говоря, ты рождаешь  слово, и оно не умрет до Страшного  Суда».(Святитель Феофан Затворник)
      В книге описываются примеры таких формулировок.

      Реально душа освобождается от некоего засилья зла, и это почувствует каждый, потому что, несмотря на то, что душа невидима, всякий человек вполне чувствует ее состояние и вполне может понять такие слова, как «душа болит», или «душа радуется».

      Заповедано нам: «Никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми.  Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь.  Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья.  Не будь побежден злом, но побеждай зло добром».(Рим.12:17-21)

      Мне самому приходилось в жизненных ситуациях применять этот метод, – и это чудо! – не только душа умиротворялась, но от Бога почти сразу же получал «компенсацию» нанесенного мне и прощенного мною материального ущерба, когда такое случалось.

      И уже не сужу ЛИЧНОСТИ ЛЮДЕЙ вместо Бога, «тужась» безплодно их самих простить, а просто прощаю ИХ ПОСТУПКИ по отношению ко мне, ОСВОБОЖДАЯСЬ ОТ МЫСЛЕЙ ЗЛА к ним и желая добра и спасения им, а дальше – уже  Бог Сам Судья всем и Промыслитель  всех судеб на земле. Аминь.

*                *                *

                ПРИМЕЧАНИЯ: Разъяснения и ответы на вопросы читателей.

       ВОПРОС: «А вопрос вот, как-то непонятно мне.
       "Принципиальная наша ошибка состоит в том, что мы пытаемся простить людей, а не их поступки и совершенное зло по отношению к нам." - цитата.
       А св.отцы учат, что прощать надо именно человека, а грех - осудить.
       Да и сколько раз повторяется в Евангелиях, "кто Он такой, что и грехи прощает"?  Т.е. прощать грехи может только Бог.
       Мы же должны не обижаться на согрешившего или загасить обиду.
       Потому что и сами таковы, согрешаем.
       (Светлана 19.12.2023 19:39)

       ОТВЕТ:
       Надо стараться разбираться по сути вещей и их смыслам, потому что сказать можно одно подразумевая, а поймут совершенно по-другому смыслу. Для этого нужно иметь разумение. Давайте по-порядку.

      1.)«А св.отцы учат, что прощать надо именно человека, а грех – осудить».

      Что значит «прощать человека»? Что такое есть человек и что в нем прощать? Почему возникла вдруг такая задача «прощать»?
      Человек - это есть ЛИЧНОСТЬ, которая совершает определенные ДЕЙСТВИЯ посредством своего тела, и пока эти действия нам не причиняют неприятности, у нас не возникает необходимости и задачи «прощать».
 
      Как только эти ДЕЙСТВИЯ наносят нашей ЛИЧНОСТИ какой-либо ущерб, возникает конфликт и задача ПРОСТИТЬ и устранить причину этого конфликта. Причина конфликта – совершенные ДЕЙСТВИЯ.
      Стало быть, ПРОСТИТЬ необходимо ДЕЙСТВИЯ человека по отношению к нашей Личности, тем самым разрешить возникшую проблему конфликта.

      ДЕЙСТВИЯ, совершенные под влиянием какой-либо СТРАСТИ (падшего ангела), являются ГРЕХОМ или ЗЛОМ.
      Саму эту СТРАСТЬ(падшего ангела), как источник зла, мы должны НЕНАВИДЕТЬ и ОСУЖДАТЬ в СЕБЕ, -  в таком случае мы её не приемлем для своей ЛИЧНОСТИ, как противную и не попадаем под ее влияние. Именно для этого нам дан ГНЕВ, как орудие против пытающих проникнуть в нашу ЛИЧНОСТЬ страстей (бесов).
      А ДЕЙСТВИЯ другого человека по отношению к нам мы должны прощать, тем самым разрешается возникшая проблема и нет необходимости какого-либо другого «прощения».

      Вот смысл слов святых отцов, только для женского ума это всё очень сложно и непонятно, женщина руководствуется больше своим сердцем, поэтому ей тяжело прощать, она начинает входить в СУД над Личностью: «Он (она) такая-сякая, но я должна ее прощать…» А как Вы сможете простить Личность «такую-сякую»? – она ведь не меняется, - это значит подспудно заставлять себя безуспешно признавать зло в Личности добром, что невозможно, поэтому обида в сердце на Личность остается в глубине всё равно и выливается в дальнейшем в болезнь тела вплоть до опухолей.

      Чтобы было это всё понятней, рассмотрим недавний простой пример из моей жизни.
      При расчёте в одном из банков за коммунальные услуги за свой дом и еще за квартиру одного пенсионера, я кассиру подал целый ворох квитанций, примерно прикинув необходимую сумму уплаты. Кассир посчитала, назвала сумму 6 тыс. и стала пробивать чеки. Мне показалась, что сумма завышена, но не стал ничего говорить, думаю, - сам ошибся, по чекам дома проверю.
      Проверил, - оказалось, что уплатил кассиру наличными по ее указанию на 300 руб. больше, чем значится в чеках.

     Первая волна чувств справедливого возмущения по поводу обмана сразу же подкатила внутри меня и попыталась разрушить мир в душе. Это почувствовал сразу же, однако всё понял, и сказал себе: «стоп!» Далее мысленно рассуждаю: «Мне очень жаль эту женщину-кассира, душа которой подверглась влиянию страсти наживы, обмана, ведь она может погибнуть для вечности, но я ее не сужу и желаю ей спасения, и прощаю её поступок по отношению ко мне, и не имею к ней претензий. Господи, вверяю ее в Твои Руки, прости ее греховное действие в отношении меня, ибо не понимает, как вредит своей душе, настави ее на путь покаяния и спаси ее ими же веси судьбами».
      Всё, - душа моя снова обрела свой покой в Боге, и я уже не возвращался больше беспокойными мыслями к этой ситуации. А на следующий день пришел на службу в храм, и мне сразу же один человек вручил 500 руб. с просьбой помолиться о своем родственнике. Тем самым Господь  компенсировал причиненный мне накануне некий ущерб. Слава Богу за всё!

      А ошибочные действия были бы в этой ситуации такие, - если бы стал пытаться «прощать» саму ее Личность, входя вместо Бога в Суд над нею: «Вот она, мол, жадная такая и наглая, но я должен ее простить жадную…» А как жадных прощать? Посчитать их хорошими? Это значило бы стать равнодушным ко злу. И зло войдет в тебя! Или обмануть самого себя, что простил, но на самом деле, жадность не может быть прощена, она подлежит осуждению! И будет так душа издеваться над собой, мучаясь своей обидой и не имея никакого права судить другого человека.
      «КТО ТЫ, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает» (Рим.14:4)
       А Господь Сам знает, как вести того человека по жизни, чтобы дать покаяться во зле, и спасти  душу, - вот этого мы ей и должны пожелать, и тем самым мы становимся соработниками Богу, а не его противниками, которые пытаются «простить», беря на себя роль Бога, судя Личность человека, а не занимаясь положенным прощением его Поступков по отношению к себе.

      2.)"Да и сколько раз повторяется в Евангелиях, "кто Он такой, что и грехи прощает"? Т.е. прощать грехи может только Бог».

      Возникает вопрос: Что такое грех?  Грех – это  рана, которую наносит человек своей душе. Много грехов, - много ран. От этого душа у человека болит.
      Посмотрите вокруг, сколько преуспевающих материально и богатых людей!  А Вы знаете, как у них ДУША БОЛИТ?! Только они сами знают, и носят эту боль в себе всю жизнь, а к Богу в Церковь не идут, мучаются всю жизнь.
      Больная душа является причиной болезни тела. И только Бог мог прощать грехи, т.е. злые поступки человека, исцеляя его душу и тело.
      Но, повторяю, Бог не судит человека до самой его смерти, а пытается спасти, вразумить, наставить, явить Свою милость в прощении грехов в надежде на покаяния человека и отвращении от зла и т.д.

      Мы же, когда прощаем человеку его ПОСТУПКИ  по отношению к нам, - не занимаемся прощением его души и Судом над ней, что может и имеет право совершать только БОГ.
      Когда мы прощаем его ПОСТУПКИ, мы тем самым СПАСАЕМ СЕБЯ от ГРЕХА, - греха осуждения, злобы, ненависти, обиды, зависти, напрасного гнева, а согрешившему против нас – ЖЕЛАЕМ спасения, только желаем, - и не более в нашей власти, прося Бога о его спасении, а не указывая Ему, - прощать или карать, потому что это СУД БОЖИЙ!

      3.)«Мы же должны не обижаться на согрешившего или загасить обиду».

      Вы знаете, что «должны» не обижаться, а как  не обижаться – никто не знает! Я тоже не знал целых 30 лет после своего Крещения. А в книге «Радость прощения» подробно рассказан процесс и метод прощения, который мы должны совершать согласно определенным духовным законам и последовательности, которую должны четко в себе уяснить, иначе ничего не получится.
      Не получится «загасить обиду», загнать ее внутрь, в глубину души, от этого  возникают глубинные поражения души и тела, - одна из причин раковых опухолей, в том числе.

*                *                *

      ВОПРОС: «Мы обижаемся на человека, хотя и за проступок. Потому что часто не хотим с ним после этого вообще общаться, а не где-то в области поступка.
      Не обижаться или загасить - то есть если все же не обидеться не удалось, надо от обиды избавиться.
      И прощение - это вот когда неважно, что там сделал, какой грех совершил - а раз грех неважен, значит не его прощаю, а человека, нанесшего рану тем или иным способом.
      "Бог не судит человека при жизни" - вот и мы не должны, а обижаясь - выносим ему суд, а осуждая грех -"да , ты неправ был" - человека любим». (Светлана  20.12.2023 01:54)

      ОТВЕТ:
      Как и предполагал, женщины всё воспринимают не столько своим умом, сколько своим сердцем, которое не очень старается оперировать мысленными категориями, как ум, чтобы разделять их. Поэтому и любовь у них бывает безраздельная и вера ревностная (поэтому и в церкви 80-90% женщин). Но и ненависть ко злу поэтому глубоко ранит сердце женщины, и ей очень трудно от этого излечиться.

      Но еще одну попытку сделаю, заключительную, чтобы пояснить. Если не получится понять, тогда мой ум безсилен уже как-то объяснить. Тогда надо помолиться Богу, чтобы дал разуметь, если на то будет Его воля и польза для души. А меня простите за мою назойливость.
      И правильным и корректным с духовной (а не чувственной) точки зрения ответ будет на это мое прошение таким: «Бог простит!». Потому что «простить» или «наказать» душу согрешившего человека может реально только Судья, а  пострадавший человек, прощая своего обидчика, имеет право и может простить только поступки человека в отношении себя, не предъявляя уже никаких претензий к обидчику в дальнейшем на Суде Божием, желая ему добра и спасения, - тем самым, как Вы говорите, - «прощая самого человека» в Вашем чувственном понимании этого термина.
      А вот если бы я попросил: «Простите мои назойливые (или иные беспокойные) действия по отношению к Вам, тогда Вы уже имели бы право сказать: «Прощаю», тем самым реализуя счастливую возможность получить во много раз больше прощение своих грехов от щедрого и любящего Бога. Если бы мы помнили о такой милости Божией, то все время духовно радовались бы каждому случаю и возможности такого прощения.

      То есть, если постараться мне перейти на Ваше восприятие терминов, то можно сказать, что предлагается «простить человека», «не обижаться на человека» путем определенной духовной методики, руководя сознательно своими мыслями и чувствами.
      Но вот чтобы руководить своими мыслями и чувствами как раз и нужно понять суть и смысл этих шагов и разделить своим пониманием в человеке Образ Божий, его Личность, которую мы не вправе судить, от его греховных поступков и действий по отношению к нам, которые мы можем отпустить, — это является нашей возможностью и в наших силах, было бы только желание это сделать.
      А желание возникает, во-первых, - от понимания той огромной пользы, которую получает наша душа, избавляясь от обид, неприязни, осуждения и прочих страстей, обретая мир и покой в Боге, а во-вторых, - от веры в необходимость выполнения наставления Христа о прощении для прощения пред Богом множества своих ведомых и неведомых грехов: «Прощайте, и прощены будете». (Лк.6:37)

      Теперь по Вашим суждениям:
      — «Мы обижаемся на человека, хотя и за проступок. Потому что часто не хотим с ним после этого вообще общаться, а не где-то в области поступка».

      В том-то и беда, что мы как раз обижаемся, осуждаем и входим в суд над Личностью человека, не рассматривая уже возможность прощения его поступков. От этого страдает и болеет наша душа.
      А если прощать поступки, не судя Личность, какая она есть, а желая ей добра и спасения, то наша душа освобождается от засилья зла.
      И дальнейшее общение при этом происходит уже на другом духовном уровне, мы как бы поднимаемся над греховным уровнем человека, уважая в нем Образ Божий, и хотя и учитываем склонность человека к этому греху, но не входим над ним в суд, сохраняя от повреждения свою душу.

      — «Не обижаться или загасить - то есть если все же не обидеться не удалось, надо от обиды избавиться».

      «Не обижаться или загасить», «надо от обиды избавиться» - а как? В том-то и дело, что человек, если не поймет действие духовных механизмов прощения, не избавится от внутренних переживаний, от мысленных мучений на основе своего самолюбия и гордыни.

      — «И прощение - это вот когда неважно, что там сделал человек, какой грех совершил - а раз грех неважен, значит не его прощаю, а человека, нанесшего рану тем или иным способом».

      Это самообман, в котором можно заблудиться. Не может быть неважно, «что там сделал человек» греховного или преступного, тем более, если нанес «рану тем или иным способом».
      Не важного не бывает греха ни перед Богом, ни перед людьми. Но для нас важно простить греховный поступок в отношении нас (тогда и наши грехи будут прощены), не входя в суд над греховным состоянием души человека, тем более, если он не кается, - у него есть свой Господь, Который с него Сам спросит так, как нужно.

      — «"Бог не судит человека при жизни" - вот и мы не должны, а обижаясь - выносим ему суд, а осуждая грех -"да, ты неправ был" - человека любим».

      «- вот и мы не должны» — а как «не должны», не понимаем на самом деле.
      «а обижаясь - выносим ему суд» — потому и  обижаемся, и «выносим ему суд», что начинаем судить неподсудную для нас Личность, не доходя до прощения Её поступков, т.е. делаем всё наоборот, поэтому не можем справиться с обидой, которую просто пытаемся забыть. Но забыть – это не значит простить, рано или поздно она будет о себе болезненно напоминать, потому что душа остается больной и неисцеленной, и от этого начинаются внутренние болезни тела.

      — «осуждая грех -"да, ты неправ был" - человека любим».

      Здесь тоже сумбур, куча-мала…
      Осуждать и ненавидеть мы должны ЗЛО (за которым стоит падший демон, влияя на человека), как источник греха; самого же человека – ЖАЛЕТЬ  (что он попал под это влияние), а его греховные поступки к нам – ПРОЩАТЬ.
      "да, ты неправ был" – само это выражение звучит, как укорение человека, а не прощение его поступка. Правильно было бы: «Да, ты не прав был, но я прощаю твое неправое действие по отношению ко мне, желая тебе понимание своей неправоты и покаяния в этом, а также всего доброго и спасения души», - тогда это будет по Любви, Которая не входит в Суд над Личностью, а желает ей спасения от Бога.

      Помоги, Господи, всем в разум Истины прийти и обрести пути спасения и прощения своих грехов через прощение грехов других людей по отношению к себе.

*                *                *

      ВОПРОС: «Человек, который все время прощает своего мучителя и вновь и вновь верит, возвращаясь к тем же отношениям, закрывая глаза на многочисленный обман своего доверия, потому что так проще, не надо ничего менять, достаточно опять надеть розовые очки - не сам ли он виноват в своих несчастьях?»
      ( Геля О.  19.12.2023 22:15 )

      ОТВЕТ:
      Ошибка такого человека в том, что он пытается простить Личность человека, став самочинно «добрым» его судьей, не имея на то никакого права от Бога, насилуя свою душу в этом, обманывая себя и как бы заставляя: «Ты должен его прощать, так заповедано!», хотя заповедано прощать поступки человека в отношении нас, а не выносить самому решение Суда над его Личностью.
      Таким образом он думает, что «прощает», а на самом деле закрывает глаза на источник зла – демона, под влиянием которого попал согрешающий, делает себя равнодушным к проявляющемуся злу, принимая это самое равнодушие за акт «прощения», и получает новый удар от этого зла в качестве повторяющегося урока.

      И если он не разделит в своем понимании Личность и Её Поступки, Образ Божий в человеке и ГРЕХ, который в нем, то рискует впасть в другую крайность – уже не «прощения», а «осуждение» Личности, то есть так и будет все время пытаться безуспешно залезать на место Судьи, которое ему никто не даст. Душа в этом случае так и не излечивается от влияния и поражения от зла.

      Правильная позиция с духовной точки зрения должна быть такова:

      При обмане своего доверия, - человеку простить его поступок в отношении себя, жалея, что он попал и находится под влиянием духовного зла (падшего ангела), и не входя в Суд над его Личностью, а вручая его в Руки Божии, пожелать при этом ему спасения, отвращения от зла и всего доброго.
      И если у того человека не будет реального покаяния и отвращения от влияния зла, то уже не доверять такому человеку и, возможно, прекратить с ним отношения, продолжая желать ему добра и спасения от Бога, тем самым сохраняя мир в своей душе, не причиняя ей вреда.
      А верующий и воцерковленный человек еще и молиться будет о таковом по слову Христа: «Молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного». (Мф. 5:44-45)

*                *                *