***

Борис Голутвин
"О, к;к в наш пошлый век духовность нам снискать?
Как подлинность, и смысл, и красоту взлелеять?
Возвысить тех, кто принуждён ползти, боясь летать,
и пробудить в душе огонь - быть тем светлее.

Бездарности толпе сбывают всё подряд:
искусственность искусно выдав за искусство.
Но ни халтура, ни эрзац, ни суррогат -
ничто не сможет обмануть живое чувство.

И всё бы ничего, когда бы понял плебс:
искусство суть для избранных и только!
SHAMAN для плебса (потолок предельный - Лепс,
а уж за плинтусом circenses этих сколько!).

Вы чё, блин, охерели, сука, в край?
Да за билет свой, твари, я забью любого!
Эй, бабка, one way ticket есть: экспрессом в рай!
А ты, лахудра, прись с Киркорова, корова!

Высокое искусство - это вам не щи,
оно, как минимум, за среднюю зарплату!
Тот Мельпомены сиськи не ищи -
кто нищебродом выродился всратым!".
12.12.2023

Едва ли не километровые очереди на выставки картин, давка в Большом театре, ради билетов на "Щелкунчика", напомнили мне столпотворения за дефицитным товаром в СССР. При этом, как и тогда, значение имеет не столько сам "товар", сколько "участие" в "действе" и результат: "достать".
Безусловно, ввиду засилья пошлости, бездарности, примитива - существует запрос на непреходящее, подлинное, духовное, то, что несёт в себе вечные смыслы и отвечает на злободневные вопросы безотносительно технологического развития общества, его социальной структуры и динамики. Единственно: а) сегодня медиа создают масс-продукт, одновременно предлагая его толпе и оправдывая конвейерное производство тем, что: "Мы вынуждены подстраиваться под низменные потребности и вкусовщину толпы";
б) несмотря на безграничные возможности интернета - посмотреть в записи или в режиме реального времени выставки, спектакли, побывать в лучших музеях мiра, скачать и читать книги о литературе, об искусстве, чтобы иметь минимальные представления о нём и отличать настоящее от некачественного заменителя - большинство воспринимает то или иное культурное событие как "товар".
К великому сожалению, не духовными голодом и жаждою томима толпа, а сугубо "дефицитностью" искусства (некоторые, особо истовые "ценители", считают, что искусство должно принадлежать не только лишь всем, но "избранному" кругу, в соответствии с его "культурными задатками и потребностями", а потому билеты должны быть недоступными для "плебса").
Разумеется, виртуальное посещение выставок и музеев, просмотр репродукций и книжной полиграфии не могут заменить и никогда не заменят подлинные впечатления -  "Если бы я спросил тебя об искусстве, ты дал бы мне полный отчет о каждой книге по искусству, которую ты читал. Микеланджело, ты многое знаешь о нём: его работа, политические взгляды, отношение с Папой Римским, сексуальная ориентация, основные творения. Верно? Но я уверен, что ты не знаешь, как пахнет в Сикстинской капелле. Ты никогда там не стоял, не разглядывал росписи под сводами"(*) - однако, суть не в кажимости приобщения ко внешней культуре, суть в отсутствии культуры внутренней, что и продемонстрировала толпа варваров, "штурмовавшая" Большой театр.

(*) Цитата из фильма "Умница Уилл Хантинг" ("Good Will Hunting").