Где Бог?!

Федор Федорович Федоров
Есть издавна примета у людей –
Винить в своих проблемах и тревогах,
Винить в плодах халатности своей,
Винить в своей вине – не нас, а Бога!..

Ну а когда, как нынче, мир горит,
Когда Война стучится в каждый домик,
Хор маловеров малодушненько гремит:
«Коль есть Ты, Бог, хоть малость нас припомни!».

«Где Бог?!» - молитвословности полны,
Внезапно-праведники поднялись: «Куда Он смотрит?!»…
«Вновь миром правят новые кровавые паны! -
А Бог – сидит лишь праведно на небосводе!..».

Нет, нет!.. Бравадные ватаги на порог
Не пустит ныне - сонмы ропотливых, -
В свою обитель, ведь тот самый Вышний Бог
Десятки раз стучал к нам в души кропотливо!..

Мне кажется, что странник – наш Господь!..
Да-да! – отнюдь не небосводный старец! -
Ты лишь в калиточку души своей позволь
Ему войти - в свою лачужную юдоль,
К своей Судьбе – в смурное «арестантство»…

Да! Ведь Господь стучит во все сердца! –
И шёпотом немым, но – громогласно! –
Он ни к кому отнюдь не просится…
Но предвещает часто нам угрозы Царь,
И - Странником – предупреждает об опасности!..

Но только отворяют вот не все! –
И – глуховатый, глуховитый, глуховидный
Услышат ли немыслимый набат-Рассвет,
Неслышно дарящий призывнейшие виды!?..

Услышат ли в привычной поступи Грозы
Не взбалмошность молниеносную, а – клич нам! -
Неистово-бодрящий к пастве зык,
Что, мол, - опастбищнилась – паства, - безгранично…

Да, Бог Вам пироги не испечёт,
И не заявится с подарочным сервизом! -
И не окажет Вам, родимые, почёт,
Держа в руках до государства Рай грин-визы!

Но он всегда нам дарствует с лихвой,
Когда услышит наш - беззвучный - крик «На помощь!»…
И даже если он не слышит голос твой,
Но Дух – страдающий с предельной остротой,
Иль Муки Гения - с предельно-солнечной строкой,
Да и набат-рассветный деловой настрой
Господний Промысел всегда узреют - Вышний поручень!...

И вот сейчас - в военный беспредел,
Конечно, Бог с Войсками Света! Так-то!..
Но! – независимо, на чьей он стороне,
Он всё равно ни от кого ни в стороне!! –
Его поддержка даже пусть одной стране,
А вот спасение Его – всегда «над схваткой»!!..

И шепчет он обеим сторонам!..
Но… нации меняются… а суть-то
Жестоко-недоступна племенам,
Что продолжают тратить в бойнях свои судьбы…
Но Бог потом, - потом! – нас всех рассудит...

А ныне! – на Хребте своём он раненых влачит,
И «скорым» дарит крылья-«неотложки»,
И в операционной собраны врачи
Так часто лишь консилиумом Божьим!..

Где Милосердье - медсестры! Где праведная ярь -
У военлётов с их «антеевской» мощью
(Земли Родной и Сил Небесных дар!), -
И где сквозь «минотавровый» пожар
Эвакуатору – лишь чья-то нить, пожалуй,
Помочь способна! – Бог всегда пожалует! -
И даже к тем, кто в панике и жалуются, -
С безвыходной предельностью – и ропщут!..

При этом в этот же, тот самый час сидит
Он где-то в Индии с калекой босым, нищим…
И помогает он его Смирению просить
Гораздо веселей деньгу на пищу!..

И в тот же час в гранд-зале Бог! – в «Ла Скала»! –
Там подпевает тихо новым «соловьям»,
Чтоб пенье их не только слух ласкало,
Но чтоб душа их – голосистей стала! –
И чтоб в - сто чудных соловьёв - запел, усталый,
Ещё и гений Баха помнящий орган,
Но вот забывший там – себя! - на пьедесталах, –
Свой «золотой век», мол, давно уж отыграл!..

И в тот же час влюбляющимся полем -
В бескрайняще-дурманящий тимьян! -
Бог сеет зёрна Светлой Тёплой Воли,
И «удобряет» Вдохновением Раздолье,
Рассеивая весь самодовольный,
Зарёй напыщенный, всезатмевающий туман!..

Он золотит уста влюблённых – страстно! –
Но только любящих, как дети и цветы! –
Всех, кто среди планеты, переназванной
И «Украиной», и «Израилем», и «Газою»,
Миротворят ещё сердца и разумы
Своей Любви - живой надбыльной - сказкою,
Растят и мнят себя «кадетами Весны»!..

Да, Бог не явится к нам с пирогом иль тортом! –
Так, господа хорошие! Но – в срок
Он ждёт с куском Рассвета надпотопного,
Строителя – нам! – Будущего Доброго,
И как божественно-вкуснейший жалок тортик,
Когда дарЯт тебе Зари Божественной кусок!..

Так что, друзья, откройте души Богу! –
Позвольте вам Ему Себя явить! –
И я, признаюсь искренне, ей-богу:
Сейчас Он странствует моим лиричным слогом…
И чувствую, как редактирует немного…
Как ненавязчиво в моей поэзии дорогу
Он вновь прошил свою тонюсенькую Нить!..

(Дата написания – 23-27 ноября, финальная авторская редакция – 10-11 декабря)

НЕСКОЛЬКО СЛОВ ОТ АВТОРА!
На написание данных стихов меня вдохновили несколько интервью со священниками Русской Православной Церкви, которые, находясь в России, не бояться выступать против войны, и, оставаясь истинно верными христианскому учению, не участвуют в «мракобесии», воцарившемся ныне в РПЦ… Это – иеромонах Иоанн (Гуайта) и отец Григорий Михнов-Вайтенко, независимо друг от друга высказывавшие очень похожие суждения, к которым я на протяжении многих лет невольно приходил сам, независимо от этих замечательных людей.

Однако их интервью Екатерине Гордеевой, в которых были отлично отражены верное служение этих людей христианским ценностям, их смелая искренняя гражданская позиция, их благородная подвижническая (волонтёрская и проповедническая)деятельность, стали решающим вдохновляющим фактором, непосредствнным поводом к тому, что моя давняя идея «вызрела» и воплотилась в эти строки, в стихотворение, которое я как автор считаю одним из самых важных произведений в моём творчестве.

Мысли, которые излагаются в данном произведении, являются во многом основополагающими для мирового христианства. И многие отцы церкви, самые почитаемые святые излагали идентичные суждения. К примеру, Старец Амфилохий (Макрис) многие годы был настоятелем монастыря святого Иоанна Богослова на острове Патмос. Основал на греческих островах несколько монастырей, детских приютов и богоугодных заведений.

Мудрый старец часто изъяснялся притчами:
  – Христос часто приходит и стучит в вашу дверь, и вы приглашаете его посидеть в прихожей вашей души, – говорил он о вере.
  – Затем снова погружаетесь в свои дела, за которыми забываете о великом госте. Он ждет вашего появления, а когда вы слишком долго не возвращаетесь, он встает и уходит. В других случаях вы столь заняты, что отвечаете ему из окна. У вас даже не находится времени, чтобы открыть дверь.

Так же интересно отметить, что представление Бога-странника с давних времён существовало в славянской народной культуре, на уровне «простонародных» поверий. При чём канонически Бог в славянской народной культуре христианского периода представлен как верховная сущность, имеющая определённый облик и часто дуалистически противопоставленная дьяволу. А Бог в народных представлениях отличается от канонического христианского образа Бога, и пребывая на земле, может принимать облик странника или нищего.

Кстати, такое «народное» понимание несколько раз отражалось в раннем периоде творчества великого поэта Сергея Есенина, особенно показательно в стихотворении «Шёл Господь пытать людей в Любови…»:

Шел Господь пытать людей в любови,
Выходил он нищим на кулижку.
Старый дед на пне сухом в дуброве,
Жамкал деснами зачерствелую пышку.

Увидал дед нищего дорогой,
На тропинке, с клюшкою железной,
И подумал: «Вишь, какой убогой, —
Знать, от голода качается, болезный».

Подошел Господь, скрывая скорбь и муку:
Видно, мол, сердца их не разбудишь…
И сказал старик, протягивая руку:
«На, пожуй… маленько крепче будешь».

ОДНАКО я всё равно особенно рад появлению в моём творчестве этого религиозно-философского светлого произведения, потому что сегодня, в наше мрачное время, основополагающий вопрос этого стихотворения звучит особенно остро и насущно. К тому же, как известно, «новое» - это хорошо забытое старое. Тем более, когда это не «зарифмованные строчки», а мысли, истины, пропущенные через собственную душу, осознанные самим собой на протяжении ряда лет, во многом даже независимо от других людей, отражённые с творческой индивидуальностью, пропущенные через оригинальность собственного творчества, собственного поэтического языка.