2024 7532 год Тёмного Соха Лося

Лидия Ракуц
5.12.2023

Там  где  леса  гуще  -  в Беловежской  пуще.
бродит  рогатый  сохатый  лось  бородатый.
Лосиха,  небесная  мать,  древних  людей
молоком  поила,  согревала,  кормила.

На  скалах  их  рисовали, из  золота  отливали, 
в  веках  сохраняли. 
Пока  не сменил  их  быстроногий  конь -
нынешний  друг  мой  и  твой.
               
Полярной  звездой  сиял  Лось -  небесный  гость.
на  земле  помощник,  кормилец  был, 
Это  для  тех,  кто не знал  или  забыл.
Бегал,  возил  сани,  был  рядом  с  нами.

Вот  скоро  грядёт новый   год, 
который  он сбережёт.
Сохатый  трудяга,  лидер,  творец,   
первооткрыватель  и   одинокий  мечтатель.

Спешите  ему  помогать  ваши  мечты  свершать.
Будет  непросто  трудно,  натужно.
Легко  лишь  на  печи  грызть  калачи.
Не пропустите  время,  когда  пора  ногу  в  стремя.

Лось  строгим  не   будет,  лишь  хитрость  осудит.
Готовимся  вновь  в  дорогу, 
покинуть  берлогу   отчаяния  и  обид.
За  нами  Лось  следит. 
Смелым  он  помогает  и  сам  не унывает.


    ****---Ра. Ли. Ев.---****
Восточный гороскоп — дело давно привычное, веками проверенное. Каждый знает, в год кого родился и какому животному придется угождать в новогоднюю ночь. Но все приедается, и вот уже вместо того, чтобы в 2024 году ждать Зеленого Деревянного Дракона некоторые готовятся встретить Темного Лося.
Согласно славянскому календарю (он же славянский гороскоп), именно Темный Лось (Сох) станет тотемным зверем 2024 года.
Если мода на «родную славянскую» эзотерику до сих пор обходила вас стороной, не удивляйтесь. Темные Лоси, а с ними Свернувшиеся Ежи, Шипящие Ужи и прочие Бородатые Жабы (всего 16 штук) ворвались в нашу жизнь совсем недавно. Единичные упоминания об этом гороскопе мелькали в сети еще в 2017 году. Но по-настоящему выстрелили лишь в 2019 году. Как вы помните, тогда по восточному календарю был год Желтой Земляной Свиньи, зато по славянскому — Парящего Орла. Не слишком удивительно, что люди массово отказались от «китайской свинины» в пользу отечественного пернатого. Хотя вера в любые гороскопы антинаучна, ассоциировать себя с гордой птицей кому-то оказалось приятнее, чем с поросенком. Дальше эзотерическое импортозамещение было уже не остановить.
Славянский календарь и его тотемы
Как мы уже упомянули, всего животных-покровителей в славянском календаре 16, а не 12, как в восточном. Вероятнее всего, это связано со Сварожьими Кругами. В них солнце за Лето (год) последовательно проходит 16 Чертогов. У каждого Чертога есть покровитель.
Что интересно, в некоторых статьях в сети славянский календарь называют то тотемным годословом, то Круголетом Числобога, то требуют не путать Круголет со Сварожьими Кругами, а то и вовсе предлагают разных покровителей года.
Чаще всего встречается такой список:
Темный Сох или Лось (1944, 1960, 1976, 1992, 2008 годы);
Жалящий Шершень (1945, 1961, 1977, 1993, 2009 годы);
Притаившийся Лют или Волк (1946, 1962, 1978, 1994, 2010 годы);
Огненная Векша или Белка (1947, 1963, 1979, 1995, 2011 годы);
Жемчужная Щука (1948, 1964, 1980, 1996, 2012 годы);
Бородатая Жаба: (1949, 1965, 1981, 1997, 2013 годы);
Дикий Вепрь (1950, 1966, 1982, 1998, 2014 годы);
Белый Филин (1951, 1967, 1983, 1999, 2015 годы);
Шипящий Уж (1952, 1968, 1984, 2000, 2016 годы);
Крадущийся Лис (1953, 1969, 1985, 2001, 2017 годы);
Свернувшийся Еж (1954, 1970, 1986, 2002, 2018 годы);
Парящий Орел (1955, 1971, 1987, 2003, 2019 годы);
Прядущий Мизгирь или Паук (1956, 1972, 1988, 2004, 2020 годы);
Кричащий Петух (1957, 1973, 1989, 2005, 2021 годы);
Златорогий Тур или Бык (1958, 1974, 1990, 2006, 2022 годы);
Огнегривый Конь: (1959, 1975, 1991, 2007, 2023 годы) — вы сейчас тоже мысленно спели про Город Золотой?
Важно помнить, что в те времена, которым приписывается гороскоп, новый год начинался в день весеннего равноденствия, в 2024 году это 20 марта. Учитывайте этот момент, чтобы не ошибиться со зверушкой. Кстати, в еще одном источнике нашли упоминание, что Круголет Числобога год нужно считать от дня осеннего равноденствия. Там же в качестве тотемов предлагают Деву, Вепря, Щуку, Лебедя, Змею, Ворона, Медведя, Бусла (аиста), Волка, Лису, Тура, Лося, Финиста, Коня, Орла и Раса(белого леопарда).
Если вы решили «вернуться к истокам» или же отдать дань уважения всем гороскопам, встретив и Зеленого Деревянного Дракона, и Темного Соха, вам стоит учесть некоторые важные моменты.
Темный Сох — это первый зверь в гороскопе. Он лидер, который может вести за собой, но при этом гордый одиночка. Согласно прогнозам астрологов, Лось благосклонно отнесется ко всем творческим людям и будет поддерживать тех, кто идет к своей цели, не боясь преград.
Также он ценит традиции, встречать Лося нужно в кругу семьи, но без лишнего шума. На столе не должно быть мяса (птица и рыба допускаются). Спиртное лучше сократить — «на рогах» в этот день должен быть только один, и пусть это будет Лось.
Если говорить конкретно о каждом знаке славянского зодиака, то для родившихся в год Лося, все сложится исключительно удачно. Символ года  в первую очередь будет помогать своим. Правда, двигаясь к своей цели, нельзя хитрить и «идти по головам», а то Темный Сох разгневается.
2024 год по славянскому календарю – Темного Соха (Лося). Год начинается 21 марта 2023 года, а закончится 20 марта 2025 года.
Темный Сох  – это самый настоящий первооткрыватель. Он всегда идет впереди и ведет за собой всех остальных. Считается новатором, который открывает новые дали. А еще одиночка, который ищет уединения.
В 2024 году Сох будет рад любому творцу, а также людям, которые занимаются творчеством. Он щедро одаривает талантами и идеями, руководит над теми, кто желает достигать определённых целей.
Чтобы Темный Сох вам помогал, обязательно вышейте его и с добрыми намерениями  подарите символ тому, кто нуждается в поддержке Лося. За вашу щедрость и старания он вас отблагодарит. Творите с Сохом из дерева и украшайте ваши творения ягодами, грибами и другими дарами природы. Помните, что Сох очень любит мухоморы.
Темный Сох (Лось): 1912, 1928, 1944, 1960, 1976, 1992, 2008. Рожденные под этим знаком – харизматичные лидеры, которые, однако, могут чувствовать себя одинокими.
Первый год в 16-летнем цикле – год Темного Соха (Лося). Именно этот знак будет управлять 2024 годом – с 21 марта. До этого момента мы будем жить под покровительством предыдущего знака – Огнегривого Коня.
Символ 2024 года по славянскому календарю вступит в свои права в день весеннего солнцестояния. После этого Темный Сох будет оказывать сильное влияние на все сферы жизни.
Теперь, когда мы знаем, годом  какого животного по славянскому календарю-гороскопу будет 2024-ый, предлагаем познакомиться с Темным Сохом поближе. Мы как-то немного знаем о лосях, но наши предки отлично изучили этих животных. По мнению древних славян, Темный Сох – харизматичное, сильное и гордое животное, которое обладает твердым характером, сильной волей и большой выносливостью. Лоси легко заражают окружающих своей энергией и являются прирожденными лидерами. Несмотря на это, они часто одиноки.
Темный Сох по славянскому календарю – настоящий первооткрыватель, который решительно идет к своей цели, не замечая препятствий. Не каждый способен разделить стремления такого человека, поэтому представители знака часто сталкиваются с непониманием. Годослов рекомендует рожденным под знаком Лося быть менее напористыми в отношениях и более внимательными: это не помешает достигать целей, но позволит избежать одиночества.
Зная характер Темного Лося, можно представить, каким будет 2024 год по славянскому календарю. Тотемное животное благоволит сильным и смелым, таким людям год принесет и карьерные успехи и укрепление материального положения. Это время для осуществления самых дерзких планов, главное, не бояться и двигаться вперед.
Каким будет 2024 год  по славянскому календарю в сфере политики и общественной жизни? Поскольку Лось – животное спокойное и неторопливое, ожидать каких-то эксцессов и неожиданностей вряд ли стоит. С другой стороны, в этом году возможны какие-то серьезные изменения, которые будут достаточно глобальными и определят нашу жизнь на много лет вперед.
В личной жизни следующий, 2024 год по славянскому календарю не сулит каких-то значимых изменений. Темный Сох – одиночка, помощи в делах любовных от него ожидать не приходится, но и мешать в создании семьи он никому не станет. Прекрасный повод взять инициативу в свои руки и без оглядки на сохатого покровителя строить отношения.
Лоси – одни  из  самых  древних  домашних  животных. Мы привыкли считать лося — диким лесным зверем. Но мало кто знает, что лось — прекрасно поддаётся одомашниванию. Наши далёкие предки держали лосей в качестве домашних животных, широко использовали их в различных целях.
По мнению ряда археологов, совместное сосуществование лося и человека началось ещё в эпоху мезолита (11-7 тысячелетие до н. э).
Небесный лось сибирских охотников неолита  Ученые нашли на неолитических стоянках в бассейне Оби многие прекрасные произведения древнего искусства, например, костяные скульптуры летящих птиц, фигуры зверей.  Культура западносибирских племен эпохи неолита была близка культуре племен, проживавших в северных лесах между Балтийским морем и Уралом. И там, и в бассейне Оби проживали народы большой этнографической группы каменного века — уральской, угорской. Ученые выделяют племена, создавшие в IV–III тысячелетиях до н. э. на берегах Ангары и Верхней Лены, а также в низовьях Селенги своеобразную байкальскую неолитическую культуру. Более всего люди этих племен занимались охотой на крупных таежных животных: лосей, оленей, медведей и кабанов. Особо важную роль в духовной жизни неолитических племен Прибайкалья, на берегах Ангары и Верхней Лены и в ряде других районов Восточной Сибири, в их мировоззрении и мифологии играл образ лося — могучего лесного исполина. Поэтому часто в высеченных на скалах писаницах во множестве рисунков там присутствует образ лося.    
Как метко заметил академик А. П. Окладников, «лесные охотники видели в лосе не только источник пищи, но нечто несравненно большее. Мифический зверь лось был в их глазах самой вселенной, которая, как это ни удивительно для современного человека, мыслилась как живое существо, как лосиха. Все три мира вселенной: небо, средний мир — наша земля, воображаемая подземная  страна мертвых — преисподняя, представлялись в образе лося .
С образом лося охотники прибайкальского неолита связывали культ предков людей их рода. Скалы с нарисованными или выбитыми рисунками лосей являлись, видимо, местами проведения культовых праздников, целью которых было обеспечение роду благополучия, охотникам рода — удачной охоты, всему району проживания племени — бурного размножения зверей и их изобилия.   
Почему в индоиранской мифологии образ коня тесно связан с образом оленя, следует, по нашему мнению, обратиться к археологическим памятникам севера европейской части СССР. Именно здесь на рубеже мезолитической и неолитической эпох, на скалистых берегах Онежского озера и Белого моря появляются изображения, свидетельствующие о древней сакрализации образов водоплавающей птицы и оленя (лося), присутствующих постоянно в сценах, связанных с оплодотворением, рождением и смертью, имеющих мифологический, ритуальный характер. Причем именно здесь очень часто эти два образа — гуся и лося — перерастают один в другой. Таковы — ладьи с носовой частью в виде рогатой лосиной головы на длинной гусиной шее, гусь с лосиными рогами, рогатые гуси, лось во главе идущих в ряд гусей, изображение лося среди гусей.. Исключительный интерес представляет связь образов этих животных с антропоморфными персонажами данных неолитических петроглифов.
Что касается второго ведущего зооморфного персонажа неолитических петроглифов данного региона — лося и оленя, то здесь, думается, также огромную роль в превращении этого животного в священное сыграло его исключительное значение в жизни людей. Уже в мезолитическом Оленеостровском могильнике, расположенном на одном из островов Онежского озера, до настоящего времени носящем название Оленьего, головной убор захороненного здесь в сопровождении двух женщин мужчины был украшен деревянными стержнями, завершающимися резными головами лосих; такие же стержни были найдены на Оленьем острове в Баренцевом море и на Северном Урале в Шигирском торфянике. Среди петроглифов Белого моря и Онежского озера есть целый ряд интересных композиций, в какой-то мере объясняющих, почему лось стал священным животным древних жителей этих мест. Так, в средней части сложной многофигурной композиции центральной скалы Залавруги (Белое море) в окружении многочисленных мелких изображений людей и животных представлены огромные лоси (самцы и самки). Центральная фигура с мощными, похожими на разветвленную крону дерева рогами перекрывает своим телом изображения длинных лодок, носовые части которых завершаются головами лосей. Огромные размеры животных, а также то, что под одной из лодок, между ногами лося, помещены человеческая фигура с опущенными вниз трехпалыми руками и ползущая змея, свидетельствуют о сакральной значимости изображения лося и лодок с людьми. Быть может, это — лодки мертвых, ритуальные ладьи? Ведь не случайно в Скандинавии и на Руси еще в раннем средневековье знатных людей хоронили в ладьях а в языке Эдды корабль — это "олень моря" или "конь моря". Кроме того, известно, что на Руси еще в XV в. созвездие Большой Медведицы называлось "Лосем", а польское название Полярной звезды — "Лосиная звезда".
Если мы обратимся теперь к ведической традиции, то в ней семь звезд Большой Медведицы соотносятся с "семью риши" — сыновьями бога-творца Брахмы, праотцами, прапредками арьев, т. е. с теми, от кого, по древним поверьям, зависело благосостояние живущих и к кому устремлялись их потомки после смерти. Более того, в обеих эпических поэмах фигурирует некий персонаж Ришья-Шринга, который был потомком Кашьяпы, одного из семи риши, но родился от оленихи, имел рога и был. наделен способностью вызывать дождь (что мифологически связывается с культом предков). Все это вместе взятое дает возможность предполагать, что неолитические изображения Белого моря и Онежского озера фиксируют древнюю, уже давно к тому времени сложившуюся мифологическую и ритуальную традицию, в которой лось ассоциируется с семью звездами Большой Медведицы и миром предков, подателей плодородия и счастья для живущих, куда направляются ладьи мертвых, украшенные головами лосей (вероятно, изображающих жертвенных ритуальных животных).
       Но среди петроглифов севера европейской части СССР есть еще один очень важный для нас сюжет. Это изображения людей на "лыжах", следующих за лосями, чем-то прикрепившись к ним. Что эта линия, соединяющая человека и животное, не лосиный хвост, абсолютно очевидно, так как на некоторых изображениях он тоже довольно четко обозначен. Кроме того, в композиции южной группы так называемых "Весовых следков" на шее у лося показано нечто подобное хомуту. Остается предположить, что неолитические художники изображали лосиную упряжку. Имеет смысл обратиться к выводам, сделанным современными исследователями, занимающимися проблемой одомашнивания лося. Так, К. Чапский пишет: "Если человеку удалось одомашнить и размножить сравнительно слабосильного северного оленя, то, казалось, вполне естественным подумать о том, чтобы испытать податливость к одомашниванию могучего лесного великана лося. В условиях бездорожной тайги с ее толстым снеговым покровом лось действительно представляет заманчивое ездовое животное, способное бежать без дороги по снегу". Он отмечает, что опыты по выращиванию молодняка лося и приручению его к упряжке увенчались положительными успехами, так как лось обладает значительной экологической пластичностью и способен до известной степени выносить условия неволи, а, кроме того, пасти лосят значительно проще, чем телят, так как они сами идут за пастухом и не отходят от него. Было отмечено, что "процесс приручения любого дикого новорожденного лосенка чрезвычайно прост. Он начинается и заканчивается первой же кормежкой молоком из бутылки с соской. Лосенок привязывается к кормящему его человеку на всю жизнь". Как мясопродуктовое животное лось очень выгоден, в первые полгода жизни он ежедневно прибавляет более 700 г. веса. Кроме того, он обладает повышенной плодовитостью, так как двойни рождаются чаще, чем одиночки. Лоси способны круглый год находиться на подножном корму. Лосихи дают отличное молоко и быстро привыкают к дойке.
         Прирученные лоси обладают мирным нравом и хорошо поддаются любой тренировке. Экспериментально доказано, что "после двухдневного приучивания к вожжам они начинают идти в требуемом направлении, а через десяток дней уже идут в упряжи. В процессе обучения и при запряжке лоси не проявляют каких-либо намерений ушибить или укусить работающих с ними людей, что далеко не всегда наблюдается даже при наездке молодых лошадей. В зимней упряжке лоси бегут быстрой рысью, никогда не сбиваясь на галоп, причем не каждая лошадь поспевает за бегущим молодым лосем".
Е. Кнорре успешно дрессировал лосей для работы в упряжке под седлом или вьюком. В седле лось может нести 80-120 кг, а запряженный в сани — до 400 кг. Эти животные незаменимы при таежном бездорожье, в заболоченных лесах, а также в весеннюю распутицу, но летом лосей можно использовать в упряжке только в ночное время, так как они очень страдают от перегрева и даже погибают от него. Возможно, именно поэтому люди, соединенные с лосями длинными полосами (вожжами?) на неолитических петроглифах Беломорья, всегда изображались на лыжах. Здесь может возникнуть вопрос: откуда люди неолита впервые стали брать лосят, чтобы сделать их упряжными животными? Ведь в основном лосята приручаются в возрасте до месяца, а потом они начинают бегать так же быстро, как взрослые животные, и поймать их довольно сложно. Вероятно, дело в том, что, как уже было отмечено, у лосихи, как правило, рождается двойня, но для удовлетворения ее материнского инстинкта бывает достаточно присутствия одного теленка. Возможно, именно такие "лишние" лосята и стали много тысячелетий тому назад теми, кого человек неолита (мезолита?) впервые вырастил, приручил и сделал своими первыми ездовыми и упряжными животными. Причем трудно сказать, кто — лось или олень — был приручен раньше.
        Известно, что на севере Европы до недавнего времени довольно широко использовались ездовые и упряжные лоси. Так, еще в XV в. лось был верховым животным в шведской армии, а на гравюре из книги О. Мангуса 1555 г. изображен лось, везущий сани с ездоками. Н. Кулагин пишет, что "по старым преданиям, лоси будто бы употреблялись в Швеции для езды, будто бы езда на них была столь быстра, что полиция должна была запретить пользование лосями в тех целях, чтобы преступники с помощью быстроногих лосей не укрывались от преследования"; он же указывает на то, что лоси в неволе на стойловом содержании, если на них не ездить и не давать им бегать, гибнут через 2 года, а при использовании их под седлом и в упряжи живут до 35 лет.
В XVIII в. на лосях в санной упряжке ездили шведские курьеры, а в Прибалтике со времен Петра I сохранился указ, запрещавший "появляться в городе на лосях". Известно, что в Вологодской губернии еще в середине XIX в. лоси были домашними и ездовыми животными. В середине и конце XIX в. домашние лоси имелись во Владимирской, Рязанской, Псковской и Московской губерниях, а на Украине, в Волынской губернии, лесничий на прирученных лосях ездил за 120 км. Имеются также указания на ручных лосей в начале XX в. в Сибири и в Вятской губернии. Эти примеры можно было бы продолжить, но, возвращаясь к петроглифам неолита, мы можем предположить, что с изменением климата или с увеличением численности населения, с продвижением его в более южную, степную, зону возможности использовать лосей в их прежней роли верховых и упряжных животных не стало, так как по устройству своих копыт и зубов лоси не приспособлены к степным грунтам и травам. В новых степных условиях появилась необходимость в новом верховом и упряжном животном. Вместо лося (и оленя) таким животным стал конь. Приручая и одомашнивая в V-IV тысячелетиях до н. э. дикого коня, жители степей и лесостепей, вероятно, использовали многие приемы тренинга, которые в течение тысячелетий до того испытывались на лосе, и пользовались упряжью, которая во многом напоминала ту, что была изобретена их предками для лося и оленя.
        Конь, заменив этих животных в упряжке, заменил их и в ритуале, приняв на себя все те сакральные функции, которые ранее с ними связывались. Он стал хтоническим животным, осуществляющим связь потомков и предков, стал главной ритуальной жертвой и объединился с гусем-лебедем. Но память о том времени, когда не конь, а лось или олень были ездовыми и священными животными, сохранилась у многих индоевропейских народов. Е. Кузьмина отмечает, что синкретичный образ коня-оленя характерен для мифопоэтической традиции Древней Греции, Ирана конца II — начала I тысячелетия до н. э.; что в Эдде олень выступает в роли коня у мирового дерева, а у скифов существовали налобники с изображением оленей, "что тождественно обряду обряжения коня в оленя".'' Здесь же уместно вспомнить о находках изображений лося в скифских курганах на Украине. Исключительный интерес представляет в этой связи ритуальная маска с мощными, по нашему мнению, скорее лосиными, чем оленьими рогами, найденная в конском захоронении Пазырыкского кургана ; С. Киселев приходит к выводу, что здесь ритуальная маскировка коня в виде оленя подтверждает то, "что первым верховым животным был олень, что оленя в этой функции лишь спустя много времени сменила лошадь", и далее — что "все данные говорят за то, что верховым животным на Алтае в эпоху Пазырыка была лошадь, а для перевозки тяжести применялись быки, запряженные в ярмо... Однако, как только дело касалось полных вековой традиционности областей культа и погребального ритуала, так оживало воспоминание о первоначальной роли оленя.      
Начатая на севере европейской части нашей страны еще неолитическими петроглифами Белого моря и Онежского озера традиция изображения в ритуальных сценах лосей и водоплавающих птиц завершилась в конце XIX — начале XX в. в вышивке северорусских крестьянок композициями, объяснить которые, не используя материалы индоиранской мифологии, крайне сложно. И в то же время многие загадки гимнов Ригведы и Авесты, думается, могут быть решены, если для их дешифровки использовать такой богатейший источник, как русское народное творчество. Одним из примеров тому является образ коня-гуся и коня-оленя, сохраненный до наших дней в мифопоэтических образах Ригведы, с одной стороны, и в северорусской народной изобразительной традиции — с другой.
       
В европейской части России археологами были найдены древние салазки и сани, относящиеся к эпохе мезолита. Длина салазок достигала 4 метров. Сани были в длину 3 метра, однако имели более сложную конструкцию и явно превосходили салазки по грузоподъёмности. Согласно распространённой гипотезе, именно лоси использовались в качестве тягловой силы для данных повозок. Свидетельством использования сохатых в качестве домашнего животного в Сибири служат наскальные рисунки.    Но возможно ли использование лося в статусе лошади или дойной коровы? — Да, это возможно. Эксперименты по одомашниванию лосей и применения их для хозяйственных нужд проводились на протяжении XIX — XX века. Лосиные фермы есть и сегодня. Совсем недавно, с точки зрения истории, а именно в XVII веке, шведы использовали лосей в качестве тягловых животных. Сохатые возили упряжки с курьерами, на них доставляли корреспонденцию и грузы на дальние расстояния. В петровские времена в Прибалтике существовал указ, запрещающий появляться на лосях в черте городов. Имеются письменные свидетельства использования лосей для хозяйственных работ в XVIII — XIX веке в Смоленской губернии. Сохатых запрягали в обозы, на них таскали снопы и даже пытались пахать. В начале XX века в Юрьеве превосходно выезженный лось со своим наездником участвовал в бегах, чем вызывал восторг и любовь местной публики.     Эксперименты с лосиными фермами в наши дни, доказывают, что лоси прекрасно поддаются одомашниванию. По сути лось — это готовое домашнее животное. Выросшие в обществе человека лоси привязываются к своему хозяину и ферме. При этом их вовсе не обязательно содержать на огороженной территории. Лосихи, как правило, не уходят от фермы далее, чем на 3 км, они самостоятельно приходят на дойку два раза в день. Самцы более склонны к вольной жизни, но почти всегда возвращаются к самкам.

Вернёмся в эпоху Древней Руси. Славянские Языческие общины разводили лосей как универсальных домашних животных. Это конь и корова в одном лице. К тому же, в отличие от привычных нам сегодня домашних животных, лоси куда более неприхотливы к пище. Они кушают и усваивают фактически любую растительную пищу, включая ветви деревьев, мхи, лишайники.
Лось в Древней Руси — это не только ездовое животное. Молоко лосей активно употребляли в пищу, из него готовили молочные продукты. Употребляли также мясо и сало лося. Кожа, шерсть, рога, использовались для создания необходимых в быту предметов и одежды. Шкура легко выделывалась в замшу. Из кожи с шерстью изготавливали дохи. Отдельно шерсть шла на пошив одеял, матрасов. В значительной степени домашние лоси одевали и обували наших далёких предков. Лоси были одним из первых домашних животных у жителей Руси и некоторых других северных стран. Они приносили много пользы, были не прихотливы, не требовали к себе особого внимания.

Иллюстрация  и  информация  из  интернета.