По конкурсу - Печаль моя светла

Творческая Мастерская Алкоры
http://stihi.ru/2023/11/01/1688 - Конкурсная страница
http://stihi.ru/2023/12/04/4127 - Итоги конкурса

Конкурс лирической поэзии, собирающий красивые и задушевные стихи о состоянии грусти со светлой ноткой позитива, является антиподом недавно завершенного конкурса «Рассказывает персонаж», в котором мы оценивали живой язык персонажа. В том требовалась разговорная речь, та самая, что так часто грешит обрывом фраз и индивидуальными особенностями выбора слов, речь яркая, но далеко не поэтическая и часто неправильная. Для конкурса «Печаль моя светла» требовались стихи другого жанра написания - лирического, у которого совершенно иной язык и особые художественные приемы - выразительные средства речи. Все, что годилось для выбора стихов на конкурс «Рассказывает персонаж», категорически не годится для конкурса лирики.

Лирические стихи - это какие? Данный жанр подразумевает поэтическое повествование, в котором отображены размышления автора о и жизни в целом и о различных состояниях природы в частности. Почти всегда он пишется от первого лица - лица автора стихов. Для языка лирики подходит и требуется ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ. Он воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство русской речи, характеризуется образностью, эмоциональностью речи. Это тот самый язык, который используется в высокой поэзии.  Художественный стиль предполагает предварительный отбор языковых средств для создания точных образов  в раскрытии содержания.

Для лирических стихов подходит не всякое содержание. В первую очередь лирическая поэзия отражает внутреннюю жизнь автора, его собственное «я», поэтому его типичная  речевая форма - внутренний монолог. Лирика может быть разной в зависимости от выбранной темы - интимной, пейзажной, философской, религиозной, но в любом случае в ней должна отражаться личность автора, его личные чувства и размышления, в идеале его переживание должно иметь общечеловеческое значение – лирические стихи должны задевать струны души и других людей.

Лексика лирики – образная, но при этом - возвышенная, доверительная, эстетически красивая, а используемые обороты речи – только правильные. Разговорные выражения в ней тоже могут присутствовать, но, скорее, как исключение, чем правило. Вкрапление в лирическое произведение экспрессивно и эмоционально окрашенной лексики разговорной речи, отклоняющейся от принятой литературной - сленга, в лирическом произведении выглядят просто безобразно.

Как я и ожидала, заявок на конкурс поступило очень много, за короткий срок их число перевалило за 70. Принимала почти всё: на то он и конкурс, чтобы автор сам был заинтересован в успехе и потому с самого начала вдумчиво отбирал в своей кладовой то, что соответствует и теме (с этим большинство справилось!), и жанру - языку написания. С последним не справилась добрая половина участников. Если не обращать внимание на огрехи техники, которые в любом конкурсе ТМА - главное препятствие для включения стихов в шорт лист, то встречались следующие типичные ошибки неудачного отбора стихов на конкурс:

1. Язык стихов не достаточно выразителен, чтобы считать его лирикой. Он только сообщает, информирует, а не передает картину чувств, настроения, размышлений автора. Очень часто стихи написаны не от первого лица ед.числа (как правильнее всего писать лирику), а от множественного МЫ. Еще более неудачное решение  - писать свои размышления в повелительном наклонении или во втором лице «ты», «вы»: лирика не любит ни публицистических ноток, ни поучений, все мысли должны исходить от автора - его личного опыта  или чувства.

2.  Другая крайность - писать лирику как жонглирование образами. Нормальный способ создания стихов таков: сначала автор наполняется настроением и хочет поделиться своим мыслями, для чего подбирает рифмы и образы, которые способствуют наиболее выразительному их  изложению. Не нормальный - автор начинает описывать что-то, продолжая случайно родившуюся (иногда услышанную) красивую строчку, при этом он  еще не знает, о чем будет его стихотворение. Как правило, в этом случае мы имеем множество разнородных образов (все сравнения в стихах - о разном и случайно легшим в рифму, нет единой родственной группы образов). Иногда эти образы странны - шокируют читателя своей неожиданностью или редкостью. У читателя возникает ощущение красивой поэзии, но после второго прочтения стихов, он не может ответить себе на вопрос - а о чем они? Что конкретно зацепило автора, чем он планировал с нами поделиться?   

Для меня этот конкурс неожиданно оказался трудным, хотя я менее всего ожидала этого от такой простой, казалось бы, темы - заявок-то поступило великое множество! А вот что отбирать в шорт лист - сказать сложно. В одних стихах тема слишком далеко уплыла - от грусти почти ничего не осталось, в других - "света" нет: все-таки сочетание слов "светлая грусть" требует от раскрытия темы чего-то большего, чем только про внешнее... В третьих, - по теме есть все, да жанр не тот - не лирика, а либо чистый пейзаж, либо типично философская поэзия с рассуждениями «вообще», а не о том, как автор лично это ЧУВСТВУЕТ. В-четвертых, вроде бы все перечисленное есть, и даже ошибок техники или речи не обнаружено, но нет самого главного, что ценнее всего - поэзии! Одна только правильность мысли и изложения... И как тут отобрать из 71 стихотворения всего 10-12 стихов для протокола? Какое счастье, что я не голосовала: хватило в этот раз судей, пожертвовавших личным времени для работы в Жюри! В итоге было номинировано аж 37 произведений (а я бы к ним еще пяток включила, если бы голосовала!), а количество набранных баллов у всех - малое... Огромный разброс симпатий у судей! На мой взгляд, ни один из сложившейся пятерки лауреатов в этот раз не может считаться убедительным победителем! На стихи каждого из них можно «смотря с какой стороны посмотреть!». Ну, что же, случается и такое. Поэтому всех участников сегодняшнего конкурса я прошу не печалиться и не ликовать по поводу полученного ими в конкурсе места. В этот раз - не оно главное. Главное - пробовать поучаствовать самому и учиться анализировать стихи, как свои, так и чужие.

В этой статье я покажу вам то, что мне понравилось в самых разных стихах, на что стоит обратить внимание. Заодно продолжаю вас знакомить с новыми для ТМА авторами - с их решениями темы и с их единичными недочетами. Делая комментарии, основное внимание я буду уделять способу и жанру написания: действительно ли это - лирика или нечто другое? Но даже, если и не лирика, но в стихах присутствует поэзия и искренность, я все равно покажу вам эти работы. Только стихи отдельных мастеров, которых я из статьи в статью справедливо и заслужено ставлю вам в пример на наших разборах, в этот раз пропущу - не обижайтесь на меня, пожалуйста!

*************************************

6. НЕЖНЫЕ ЗВУКИ РОССИНИ. МАША РАЙНЕР

Две мысли бегают, как мыши
И отравляют мозг и кровь.
Душа давно мертва, но дышит
Неразделённая любовь.

Где отыскать тот день пропащий
И загадать, что я не в нём?
Я потерялась в страшной чаще
Между водою и огнём.

Я переставлю мебель в доме,
Предвидя атомов распад.
И о тебе, как о фантоме,
Я буду думать невпопад.

Я завоюю сумрак синий
Беспомощным движеньем глаз.
И звуки нежные Россини
Меня спасут в последний раз.

Знакомство с новым для ТМА автором. Стихи, написанные в жанре интимной лирики, мне понравились искренностью содержания и точно выбранными авторскими образами состояния, когда«душа давно мертва, но дышит неразделённая любовь». Нравится цепь метафор, которые создала автор, описывая свое состояние: «я потерялась в страшной чаще между водою и огнём», «я переставлю мебель в доме, предвидя атомов распад», «я завоюю сумрак синий беспомощным движеньем глаз». Не поняла, правда, какие это «ДВЕ мысли» (см. начало стихов), а все остальное - отлично.

7. НИСХОДИТ СВЕТЛАЯ ПЕЧАЛЬ. ЛАРИСА СЕМИКОЛЕНОВА

Моя тоска, как мёд, сладка*,   *Из В.Тушновой
Её я холю и лелею,
Так обнимали облака
Икара, чувствуя потерю.

Тобой живу который год,
То растекаюсь карамелью,
То, уставая от невзгод,
Сгораю молча и болею.

И в тихом шелесте берёз,
И в майском вишенном круженье,
И в горечи осенних грёз
Не сожаленье - утешенье.
Нисходит светлая печаль.
Но боль несёт, однако, счастье.
И было бы, наверно, жаль
С любовью навсегда расстаться.

Пусть безответная, она
Мир несказанно осветила.
Звенит серебряно струна,
Слагая новые мотивы.

У нас на сайте часто подаются на конкурс авторской поэзии стихи, написанные в жанре реминисценции - подражания стилю другого поэта и даже использующие аппликацию - цитату из первоисточника. В данном случае эти стихи воспроизводят смысл, настроение и звучание известного стихотворения ушедшего из жизни в 1965 году поэта Вероники Тушновой:

Биенье сердца моего,
тепло доверчивого тела…
Как мало взял ты из того,
что я отдать тебе хотела.
А есть тоска, как мед сладка,
и вянущих черемух горечь,
и ликованье птичьих сборищ,
и тающие облака..

Возможно, если бы в ТМА был объявлен конкурс реминисценций  (использований общей структуры, отдельных элементов или мотивов ранее известных произведений искусства), то эти стихи можно было отбирать в шорт лист, но у нас - авторская лирика!!! На сайте СТИХИ.Ру  такое отношение к переложению на свой лад чужих стихов и подача их на другие конкурсы в качестве авторских не запрещены, более того, проходят на ура. Свое отрицательное мнение об этом я уже неоднократно высказывала, оно, к сожалению, никого не убеждает и ничего не меняет. Поэтому от дальнейшего разбора этих стихов-призеров, кстати, уже участвовавших в конкурсе ТМА «Прикосновение любви» (2019г), я устраняюсь. Реминисценция отличная. Но она не к месту.

10. КОГДА ТЫ УЕЗЖАЕШЬ. ЕВГЕНИЯ БЕЛТО

Когда ты уезжаешь, ломаются часы,
Они как будто знают, нет смысла торопиться:
"Мам, ходики застыли," - опять встревожен сын, -
"Не двигаются стрелки, внутри застряла птица".

Когда ты уезжаешь, я в твой вплетаюсь сон,
Стуча о стыки рельсов колесами вагонов,
Чтоб этот звук напомнил о тиканье часов,
Домашним стал, уютным, привычно-монотонным.

В отелях придорожных, на станциях в кафе
Парю я ароматом твоей любимой "Прада",
Невидимою феей. Пусть ты не веришь в фей,
Почувствовать сумеешь, что я с тобою рядом.

Среди чужих пейзажей не будешь одинок,
Знакомым теплым ветром повею я вдоль улиц.
"Мам, двигаются стрелки", - обрадован сынок,
А это значит, вместе из странствий мы вернулись.

Мастерски написаны стихи. Автор не поясняет ситуацию, не пересказывает события и причины, а только с помощью образа часов задушевно делится с нами своими переживаниями, своей личной светлой печалью. Когда любимый человек в отъезде, что-то происходит с часами в доме: «Не двигаются стрелки, внутри застряла птица», говорит мальчик, а когда разлука заканчивается, то часы оживают: «Мам, двигаются стрелки!». Интересный прием, хорошая техника  стихосложения.

16. МЫШЬ. ДМИТРИЙ МАЛЬЯНЦ

Молочный путь как сахарная пудра,
Хрустальной линзой выгнут лунный серп,
Лисица, приходящая под утро
Меняет мышь на бородинский хлеб.

Листом ложится рыжим у порога,
Ты дашь и хлеб, и сахар для лисят,
Наверное пора поверить в Бога,
Когда давно уже за пятьдесят,

Но чтобы не принять Его ответы
Всегда найдётся тысяча причин.
Так хочется не лечь травой под ветром
И не погаснуть угольком в печи.

Вот и живёшь, стареешь, просто дышишь,
Латаешь крышу, ждёшь благую весть
И думаешь, что делать с этой мышью,
Отдать обратно или всё же съесть?

Умная и выразительная лирика, написанная от первого лица, и грусть здесь есть:  «Так хочется не лечь травой под ветром, и не погаснуть угольком в печи», и  пессимизмом не удручают - мудростью дышит стихотворение! Очень нравится, как автор использует образы - не украшения ради, а по делу - они работают, привязаны к содержанию. От наблюдения реальной лисицы, приходящей подкормиться, автор  невольно сравнивает с нею себя: если у лисицы есть он, то у него - Бог, в которого "пора поверить... когда давно уже за пятьдесят». Далее идет замечательная строчка: «Но чтобы не принять Его ответы всегда найдётся тысяча причин». Стихи - яркая философская лирика с богатой литературной речью, с обращением к себе, где автор не учит других, не обобщает, а анализирует свою жизнь, попутно наблюдая природу «Молочный путь как сахарная пудра, хрустальной линзой выгнут лунный серп» !!!

17. МЕЖСЕЗОНЬЯ ОСОБАЯ МИЛОСТЬ. ГАЛА ГАЛКА 

Уходило тепло лета бабьего,
Целовало лучом напоследок.
Благодать будто падала яблоком
Мне в ладони с раскидистых веток.

Растворялась я в жизни размеренной,
Глядя в небо, прощала обиды,
И природа казалась мне теремом
Без рутины, войны и ковида.

Слух ласкали дождинки скользящие,
ТО бегущие с крыши вприпрыжку.
Наконец после зноя палящего
Подарили дожди передышку.

Кофе с пенкой и томик Есенина.
Ах, какая позволена роскошь,
Чтоб под дымкой тумана осеннего
Любоваться картиной неброской.

Садом голых ветвей, тёмной графикой -
Лаконичностью пятен и линий,
Где калиновый куст яркой крапинкой
Разгорался в потухшем камине.

И была в этих днях удивительных
Межсезонья особая милость.
Вместе с грустью щемяще-пронзительной
Что-то нежное робко струилось.

Насыщенная авторскими чувствами и осмыслениями лирика, где не просто описывается осень, но и идет самоанализ: «Растворялась я в жизни размеренной, глядя в небо, прощала обиды, и природа казалась мне теремом без рутины, войны и ковида». Есть много удачных авторских находок: «Благодать будто падала яблоком мне в ладони с раскидистых веток», «Садом голых ветвей, тёмной графикой - лаконичностью пятен и линий, где калиновый куст яркой крапинкой разгорался в потухшем камине». Но есть и недочеты (у кого их нет!): некорректная конструкция предложения, где потеряно второе "то": «Слух ласкали дождинки скользящие, ТО бегущие с крыши вприпрыжку». А еще - плохо слышна рифма "роскошь- неброской".

21. НЕ НАВСЕГДА... МИЛА ТИМОШИНА

Не навсегда была упругость щёк.
И сфер других округлость и соблазн.
Не то чтоб я испытываю шок.
Но иногда не верится глазам.

Теперь так много хочется успеть
Хватаю жизнь, как рыба воздух ртом.
Мне время тихо расставляет сеть.
Я попадусь. Но, лучше бы, потом.

Ещё не длинен лист моих побед.
Мой мудрый опыт ждёт ученика.
Есть города, где не было и нет                ПЕРЕНОС
Моих следов, и тянется строка...

Я не корю за правду зеркала.
И не скорблю. Печаль моя светла.

В этих стихах их лирическое содержание (от первого лица, образно, высоким стилем речи, доверительно) решены в форме сонета. Причем, заметно, что автор стремилась соблюсти основные требования к сонету. В первой строфе - теза: описание проблемы («Не навсегда была упругость щек»), во второй - антитеза, то, что создает переживание: («Мне время тихо расставляет сеть»), в третьей - синтез:  не все так плохо («Ещё не длинен лист моих побед») и в концовке вывод - «не скорблю. Печаль моя светла». И сонету автор угодила, и конкурсному заданию - полностью. Правда, с сонетом дела чуть хуже: я вижу здесь некоторое лукавство с попыткой угодить сонетному требованию "каждая строка = законченная мысль, предложение". Именно поэтому автор столь странно ставит точки на конце всех строк первой строфы, хотя по смыслу там требуется совсем не точка, потому что все три "предложения" 2, 3 и 4 строки первой строфы - суть незаконченные обрывки предложения. Для сонета фраза: «И сфер других округлость и соблазн.» как и фраза «Не то чтоб я испытываю шок.» - не могут рассматриваться в качестве законченной мысли или завершенного предложения. А в последнем катрене автор совсем забыла про сонетное требование и сделала перенос предложения на другую строку в не самом удачном для произношения месте. Но по содержанию и поэтическому языку - прекрасно!

22. СИРИН. ПЕСНЬ СВЕТЛОЙ ПЕЧАЛИ. ИГОРЬ СЕМЫКИН 

Там, где ночь и день теряют границы,
и заря смешалась с тьмой в небе синем,
то ли кол в лесу тесать из осины,
то ли плакать, то ли всласть веселиться.
Расскажи мне, чернокрылая птица
Сирин.

Хороводят лешаки в лихолесье,
топчут ведьмины круги на поляне,
и меня в болото гиблое манят,
где в тумане зреет липкая плесень.
Не зови меня к себе, сладкой песней
ранив.

Дома ждут родные сёстры, да братья,
и за лесом слышен звон колокольцев,
мне б испить живой воды из колодца,
и избавиться от злого заклятья,
крикнуть в небо и отдаться в объятья
Солнца.

Стихи с иносказанием. Можно ли их назвать лирикой, не знаю. С одной стороны, автор пишет от первого лица и передает собственные мысли и чувства, но делает это не лирическим монологом, а иносказательно, через обращение к мифической птице Сирин. Сирин - это воплощение несчастной души. В русских духовных стихах Сирин, спускаясь из Рая на землю, зачаровывают людей своим пением. Сирин по легенде воплощает скорбь, а если и появляется перед человеком, то лишь как вестница гибели. «Хороводят лешаки в лихолесье, топчут ведьмины круги на поляне, и меня в болото гиблое манят» - говорит автор. Мы точно не знаем, что он имеет в виду, поскольку маскирует свою мысль иносказательными образами - «мне б испить живой воды из колодца, и избавиться от злого заклятья». Стихи прекрасно написаны, но, повторюсь, можно ли их отнести к жанру лирических - я не знаю.

24. ВРЕМЯ ПОКАЧАТЬСЯ НА КАЧЕЛЯХ... ГАЛИНА СКУДАРЁВА
 
Время покачаться на качелях,
Время вновь подумать о душе.
Радуюсь, что в этом  бренном теле
В этот мир не возвращусь уже.

Как дождинки, капают минуты
И ползут букашкой по стеклу...
В этом мире все нужны кому-то,
Я же — только Боженьке в углу.

Завтра вновь на даче свет отклЮчат,       отключАт
Догорит закат в седом окне.
Свитер твой любимый, не колючий,
Нежной лаской греет плечи мне.

Глубина душевного покоя
Вкруг меня туманом разлита.
Болен летний день седой тоскою,
Я же — как монашенка свята.

Не могу сказать, что мне очень нравится содержание. Скорее, меня привлекает честное, откровение, доверительное отношение к читателю - такие стихи всегда выигрывают в сравнении с красивыми, но нафантазированными строками с напускной загадочностью. Грусть описана убедительно, жанр - лирический, вот только позитива (светлой нотки) мне не хватило. Не понравилась и последняя (обычно - главная) строка стихотворения. Во-первых, звучит самонадеянно, во-вторых, сравнение не совсем удачное: быть монашенкой - еще не признак святости.  А по технике не понравилось некорректное (разговорное) ударение в слове "отклЮчат"  (прав. отключАт). Над выражением  «Глубина душевного покоя вкруг меня туманом разлита»  задумалась. Глубина - разлита? Да еще туманом? Что-то здесь царапает...

25. НЕ РУХНУЛ МИР. ОЛЬГА ГРУБСКАЯ

Не рухнул мир и ты, увы, живая,
Из сердца гонишь прочь обиду, злость,
Всё краешек за краешком сшивая
Там, где всегда болело и рвалось...

Оправдываешь рок, себя ругая,
Смирившись с увяданьем октября,
И входишь в новый день совсем другая,
Свободная от старых передряг.

Не рухнул мир, когда сломалось что-то,
Хранимое так бережно в душе,
Жизнь вовсе не пуста — дела, заботы,
На новом неизвестном рубеже...

По содержанию, может, это и лирика (обращение к внутренним переживаниям), но написана она в форме философской - отстраненной! - поэзии. Мне здесь очень мешает форма 2 лица, вместо 1-го: звучит стихотворение назидательно, автор не душу нам свою раскрывает, а поучает, как будто бы точно знает, как нужно правильно жить.

31. ЧТО В ЭТОМ МИРЕ СВЕТ. НАТАЛЬЯ ШАЛЛЕ
 
Весенняя капель. В разгул пустились лужи,
а в воздухе хмельно, дыши и пей до дна.
Совсем с другим мой дом, свеча, цветы и ужин.
С тобою... А с тобой – стихи и тишина.
Шью только для себя наряд красивый самый,
пусть нота будет в нём до дерзкого пестра,
повязываю шарф – пашмина или лама.
А для тебя строка спешит из-под пера.

Что в этом мире Тьма? Всё то, что в чёрном цвете.
Ночь, например, когда отсутствует Луна,
и "чёрная дыра" на памятной монете*...                * в честь Стивена Хокинга
Что в этом мире Свет? Стихи и тишина.

В горшочке на окне стрелу пускает крокус,
фиалок шелестит сиреневый прибой.
Не тороплю строку, она созреет к сроку,
но буквы по листку бегут наперебой,

взмывая вверх, летят, свободные, как птицы.
И плещет осторОжно пАмяти волна         
01 00 01 / 01 00 01               
на побережье слов, чтобЫ стихам родиться,       РУ
привычно пеленать их будет тишина.

А телефон молчит. Размолвки в одночасье
пусть рухнут, как стена, и выдуют ветра
обиды торжество... Какое это счастье
писать тебе стихи... В тиши... Et cetera...

 Красивые лирические стихи о прекрасной возможности писать и пребывать в тишине: «Чтобы стихам родиться, привычно пеленать их будет тишина», «Что в этом мире Свет? Стихи и тишина». Написано в форме монолога или письма к близкому человеку: «Какое это счастье писать тебе стихи...». О чем еще эти стихи? Трудно сказать. Они скорее - рафинированная живопись настроения, чем сокровенный монолог о том, что автора реально заставляет грустить. Красиво, но всё тщательно скрыто под утонченной маской слов. Написано произведение длинной строкой 6-и стопного ямба с женскими рифмами и с хаотичной расстановкой безударных (00) стоп. Одно место читается с запинкой: «И плещет осторОжно пАмяти волна». Почему так произошло? 6-и стопный ямб строки в стихах состоит из двух полустрок (пусть и без внутренней рифмы), но в данной строке конец первой полустроки завершается на середине слова (осторО...), где пауза чтения неестественна. Хочется еще доработать это место. А в строке «на побережье слов, чтобы стихам родиться» имеет место распад ритмического ударения с фонетическим, отчего звучит «чтобЫ».

33. ВОТ ТАК И НАША ЖИЗНЬ… АНДРЕЙ ХАЛТУРИН 

Вот так и наша жизнь – то невпопад,
То всё наладится, не стоит суетиться,
А то – летишь куда-то в водопад,
То в небесах паришь беспечной птицей,

И вроде всё уж есть, да КОЙ-ЧЕГО
Для счастья непременно не хватает –
ВСЕГО-ТО безделушки НАВСЕГО,
Но ради этого в безумство жизнь впадает,

Да так, что сразу в омут головой…
Дурманит ветер свежий поначалу,
Но всё сильней тоска зовёт домой,
Обратно, к ДЫМКОЙ СКРЫТОМУ ПРИЧАЛУ.     инверсия

Что изменилось? В целом – ничего…
Все новое войдёт опять в привычку,
Теряя ключ от счастья своего,
Взамен найти пытаемся отмычку,

Чужой успех хоть вроде не слепит,
Но жизнь чужая видится милее,
С чем ЯВИМСЯ ИЗ-ПОД МОГИЛЬНЫХ ПЛИТ   ???
Мы в этот мир – пока не разумеем…

А потому поправить жизнь спешим –
И падаем, и от обиды плачем,
И прошлое зачем-то ворошим,
Живём, как есть, а хочется иначе.

Иначе… А иначе это как?
Неведомо. Но знаем, как не надо –
Приобретаем счастье за пятак,
Приобретя – тому уж и не рады.

Живём – без ощущения вины,
Грубим в ответ, коль лезут в дверь без стука,
Мосты назад бывают сожжены,
Своя ошибка часто не наука,

Но грех скулить – всё вроде хорошо,
Обиженные ЗАВСЕГДА найдутся…
Вот, за окном весенний дождь прошёл,
А значит, скоро яблоки нальются.

Еще одно знакомство с новым для ТМА автором. Его стихи пока еще нельзя отобрать в шорт лист по технике, но содержание - замысел стихов, мне показался интересным. Лирика ли это? Скорее, попытка философского осмысления жизни, но автор везде искренен, он пытается откровенно высказаться, поделиться с читателем своими переживаниями.« И падаем, и от обиды плачем, и прошлое зачем-то ворошим, живём, как есть, а хочется иначе». Или: «Приобретя – тому уж и не рады. Живём – без ощущения вины», «Своя ошибка часто не наука». Очень многое здесь близко читателю - доходит до сердца! Бесконечно жаль, что этот монолог написан от множественного числа - от "мы", а лучше бы - от "Я", тогда  действовало бы на нас сильнее. И, конечно, жаль, что язык стихов пока еще грешит искаженными разговорными фразами - большинство их я выделила в тексте заглавными буквами - заменить бы их на литературные формы!

39. ПОЦЕЛУЙ ПОД ДОЖДЁМ. ГАЛИНА ДОНЦОВА

В дождливый день на остановке старой
Толпа людей под крышей укрывалась,
Стояла в стороне влюблённых пара
И, вопреки ненастью, целовалась.

Летели капли на девичий локон,
Два сердца в унисон стучали нежно,
И пассажиры видели из окон,
Как вишни цвет кружил метелью снежной.

Зелёный глаз моргал, считал минутки,
Водители давили на педали.
Автобусы мелькали и маршрутки,
Счастливые часов не наблюдали.

Смущённо отворачивая лица,
Прохожие спешили... И не скрою,
Так захотелось в этот миг влюбиться,
Как мокнущие под дождём те двое...

Скорее рассказ об увиденном на улице, чем монолог о себе. Хорошо написанная лирическая зарисовка, где радуют два образа: «Как вишни цвет кружил метелью снежной» и «Зелёный глаз моргал, считал минутки, водители давили на педали». Еще есть к месту вставленная идиома «Счастливые часов не наблюдали». Остальное - скорее констатация увиденного, чем рассказ о себе. И только в концовке наконец открывается авторская мысль: «Так захотелось в этот миг влюбиться». Выполнено ли конкурсное задание по части жанра? Только чуть-чуть...

41. НЕ ПЕРЕЖИВАЙ! ЕЛЕНА ЗАОСТРОВЦЕВА

Всё обойдётся, не переживай.
Что толку нам в переживанье этом?
Ночь холодней всего перед рассветом...
Согрей шалаш - да будет с нами рай!

Смятенье и тоску переживём -
Ещё не то с тобой переживали!
Мы самый чёрствый хлеб пережевали
И соли пуд схомячили вдвоём.

Что нам года? Их прочный окоём
Нас делает умнее и солидней.
Мы победим любых врагов и злыдней:
Возьмём - и просто их переживём!

Сквозь строй унылых, тяжких судных дней
Пройдём с тобой спокойно и достойно.
Минуют нас болезни, беды, войны...
Не дай Бог только  пережить детей.

Замечательное по теме и по исполнению стихотворение, которое я не удержалась, чтобы не включить в статью, хотя жанр его тоже не тот. Вместо личного первого лица, написано от отстраненного и чуть поучающего "мы" - так пишут философскую или гражданскую поэзию, но не лирику. Грусть здесь по сути не описана, стихи сразу начинаются с позитива: «Всё обойдётся, не переживай. Что толку нам в переживанье этом?», «Смятенье и тоску переживём - ещё не то с тобой переживали» и идет по всему стихотворению.   А все остальное - вне связи с нашим конкурсом - гениально.

42. УТЕШИТ СВЕТЛАЯ ПЕЧАЛЬ... ЛЮДМИЛА ЧЕПИКОВА

На сердце и боль, и тревога,
Уходят друзья в мир иной.
И всё тяжелее дорога,
Короче и путь наш земной.

Печали на сердце всё больше,
СЛОЯМИ ТРАМБУЕТСЯ ЖИЗНЬ.
Пожить на земле бы подольше,
Душа подпевает: «Держись!»

С судьбою играем, смеёмся,
Забыв про мирские дела,
Но с горем вдруг близко столкнёмся,
Жизнь кажется нам не мила.

И слёзы польются рекою,
Покоя душа лишена.
Не стоит нам спорить с судьбою,
А помнить: жизнь только одна.
               
И память об ушедших людях
В сердечках сотрёт слово "жаль".
В земных настоящих  буднях
Утешит  светлая печаль.

После рассмотрения поэзии мастера перейду к знакомству с работой относительно нового для ТМА автора, находящегося пока в середине своего творческого пути. По технике стихи не проходят номинацию: много повторов значащих слов (жизнь, земной), а последняя строфа даже полностью изменила стихотворный размер. Но зато приятно, что стихи написаны специально к конкурсу, что очень хорошо, пусть даже новые стихи часто грешат недоработкой. Последнее поправимо. Автор постаралась раскрыть конкурсное задание - и грусть присутствует, и позитив есть, и авторские размышления, хотя лирика пока не удалась: написано от отстраненного "мы" (а лучше описать свои переживания, не обобщая их), а язык стихов больше информирующий, чем поэтический - почти не использованы выразительных средства, разве что вставлена одна метафора «слоями трамбуется жизнь», которая показалась мне сомнительной.

45. ПОКА. АЛЕКСАНДР СОЛОМАТИН 3

Уходящий сентябрь перекрашивает дворы.
Человечки в оранжевом молча листву метут.
Облака, словно стаи неведомых белых рыб,
Уплывают неспешно в лиловую пустоту.

Разноцветные зайцы беснуются на воде –
Осовевшее солнце резвится на посошок.
Отбывающий за горизонт разноцветный день
Подмигнул на прощание городу – и ушёл.

Фонари-одуванчики тянутся к облакам.
Обезлюдел и стал неуютным любимый сквер.
Отлетевшее прошлое шепчет тебе "пока",
Закрывая тихонечко очередную дверь.

Очень неплохая пейзажная зарисовка, где есть выразительная картина природы в сентябре, но зато совсем нет личности автора - ни его ассоциаций, случайно  возникших при виде этого пейзажа, ни его личных размышлений, даже настроение автора (автора, а не времени года!) не особо понятно из текста этих стихов. Поэзия хороша, но лирика ли это?

48. НЕ ПРАВДА ЛИ? НАТАЛЬЯ АЛЯСОВА 

Где взять эмоции? Нет никаких эмоций.
Выжаты соки. Где бы найти истоки?
Режет октябрь надежды мои на порции.
Рыжим безмолвием вымостил все дороги.

Тёплый сентябрь пожитки собрал уверенно.
Мне подмигнул и ушёл по ночному холоду.
Знаю, вернётся. Придёт в аккурат ко времени.
Будет рядить небеса в кружевное золото.

Хмурый октябрь, так пахнущий межсезоньем...
Серый, печальный, продрогший, сырой до ниточки.
Дышит в ладошки на гаснущем небосклоне,               
Хочет согреться и лезет в карман за спичками.

Слушай, октябрь, а может быть хватит хмуриться?
Видно, забыл, что бываешь уютным, бархатным?
Что ж раскидал по дорогам/полям распутицу
Да отобрал у меня все мотивы жаркие?

Я подожду. И ты станешь опять приветливым.
После ненастья поможешь увидеть главное.
Пусть временами бываешь суровым, ветреным...
Только погода не так уж важна, не правда ли?

Очередное знакомство с новым для ТМА автором. Мне понравились эти стихи, одно начало уже завораживает: «Где взять эмоции? Нет никаких эмоций. Выжаты соки. Где бы найти истоки?». Очень удачно соединено описание осени с настроением ЛГ: «Слушай, октябрь, а может быть хватит хмуриться? Видно, забыл, что бываешь уютным, бархатным? Что ж раскидал по дорогам/полям распутицу да отобрал у меня все мотивы жаркие?». Стихи написаны логаэдом (100 100 100 10 100) - 3 дактиля, хорей, дактиль, хотя и не совсем чистым - вместо дактилической рифмы в конце строки то и дело появляется двухсложная - женская. Но это почему-то почти не портит мелодию стихов. На мой взгляд, очень симпатичная лирика на заданную тему.

52. ПОД ЛУННЫЙ СВЕТ. НЕУТОМИМЫЙ ЧИТАТЕЛЬ

Уж лучше ночь,
чем серый, хмурый день,
уж лучше шторм,
чем сонное затишье,
когда и думать,
и не думать лень,
и в этом мире
кажешься ты лишним.

Под лунный свет
движения легки,
шар жёлтый в небе -
словно мяч из детства,
и пишутся
печальные стихи,
что жизнь прошла
и никуда не деться.

Лаконично, с грустинкой, с философским выводом в концовке «и пишутся печальные стихи, что жизнь прошла и никуда не деться». Мне нравится. Здесь нет явного «я», но по содержанию - это поэтическая исповедь автора о себе, а не о том, как у всех или как "мы", поэтому жанр - лирика.

53. ГЛАЗА НЕ ОТВОДИ. ЕЛЬКА ВОЛКОВА

Глаза не отводи, когда в них смотрит вечер,
повесив мокрый плащ в прихожей на гвозде.
Немного потерпи, и сумерки излечат
все ссадины души, споткнувшейся о день.

И мерное тик-так часов настенных старых
разбавит ТИШИНЫ СЛЕЖАВШИЙСЯ ВАТИН.
Басовая струна очнётся на гитаре,
напомнив ваш июль и простенький мотив,

звучавший у костра с пекущейся картошкой,
под тихий плеск волны распаренной реки.
Мешал в котле небес своей огромной ложкой
Бог звёздное пшено, и вас кормил с руки.

Зачем приходит грусть, прошедшее корёжа,
клюёт исподтишка сердечное тепло,
и память летних дней остервенело гложет,
и ВЯЖЕТ НЕМОТУ ТУГИМ МОРСКИМ УЗЛОМ?

Стучится в стёкла дождь настырно и тревожно.
День прожитый ушёл, в прихожей наследив.
Свернувшийся клубком, уснёт печали ёжик -
смотри глаза в глаза, и взгляд не отводи.

Знакомство с этим, новым для меня автором, заставило  более пристально изучить стиль ее письма. Жанр - лирика, потому что здесь автор делится с нами своими воспоминаниями о прошлом (о песнях  под гитару у костра на берегу реки).Нравится композиция стихотворения - обрамление его рефренной строкой: «Глаза не отводи, когда в них смотрит вечер», «смотри глаза в глаза, и взгляд не отводи».Загадочная фраза «смотрит вечер» здесь иносказательна, речь идет не просто о сумерках дня, но и о времени жизни, в котором многое и лучшее уже в прошлом. И автор сама себе говорит: «Немного потерпи, и сумерки излечат все ссадины души, споткнувшейся о день», как бы приглашая себя не бояться воспоминаний -  «взгляд не отводить». Богат поэтический язык: река - «распаренная», Бог «в котле Небес кормит с руки звездным пшеном» - здорово! Правда, не всё: я не могу принять странное сравнение тишины со...«слежавшимся ватином» и понять смысла фразы «память вяжет узлом немоту». Слишком уж разнятся здесь объекты сравнения по качеству и виду - тишина с ватином, память - с немотой! Да и упоминание о «морском узле» было бы уместно только в случае, если бы несколько других сравнений имели похожую - морскую! - тематику, но этого нет, все сравнения стихотворения - из разных семейств! И это чуть портит впечатление от отличных стихов.

55. ПО ТЕЧЕНИЮ. АЛЕКСАНДР КУЗНЕЧЕНКОВ

Вздымает пенный гребень винтом шальной мотор.
Нанизан на форштевень* безжалостно простор,
Кильватером от лодки он взрезан пополам -
Зеркальные ошмётки летят по берегам.
Вобрал песок мгновенье, минуту, месяц, год -
На "глиссере*" движенье - "машина полный ход!"
Предельные нагрузки превышены стократ,
В ответ мотор при пуске, не внял команде "старт".
И выбитый поломкой, в душе себе кричу.
"Обратно в эту гонку я больше не хочу!".
Но сажа-ночь по курсу,  ни звёзд ни маяков!
Рвану Луну за бусы  из плена облаков!
И рухнет звёздный купол, накроет с головой,
От запахов и звуков затеплится покой.
Я, покоряясь слепо теченью и ветрам.
Плыву в ночное небо, как в обретённый храм!

А здесь пример использования образов, противоположный предыдущему: все стихотворение построено на одном семействе образов, автор раскрывает себя через  воображаемое путешествие на быстроходном морском судне - глиссере, которое попадает в экстремальную ситуацию: «Предельные нагрузки превышены стократ, в ответ мотор при пуске, не внял команде "старт". И выбитый поломкой, в душе себе кричу...»... «Я, покоряясь слепо теченью и ветрам... Плыву в ночное небо, как в обретённый храм!». Этот круиз - скорее всего только метафора жизненного пути, а не рассказ о реальном путешествии по воде, цель стихов - передать свое эмоциональное состояние, рассказать о себе. «И рухнет звёздный купол, накроет с головой, от запахов и звуков затеплится покой» С жанром здесь все в порядке - это лирика, а вот грусти - ни светлой, ни темной - я в тексте не нашла. Другая тема.

60. ПАРАБОЛА ЮНОСТИ. ВЛАДИМИР ЕВАНГУЛОВ

Золотой, дивно-чистой пора была
С одуванчиковыми оттенками…
Под «Мишель»* смело рифмами тенькали,
Поднимаясь шальными ступеньками
К поэтично-небесным параболам.

Жизнь неслась колдовскими флюидами,
Не касаясь евклидовых идолов.
Золотой, дивно-чистой пора была,
Хоть и с тысячелетними кривдами
И с такими же древними правдами.

Вечер краповый память накрапывал,
И шептала о юности жимолость.
Храбро зрелость к печали  приблизилась,
Не забыв, что и в горькую изморозь
Золотой, дивно-чистой пора была.

Еще один пример стихов, на прием написания которых я хочу обратить ваше внимание. Стихи написаны по особому замыслу - как кензель - твёрдая форма, состоящая из 15 строк, где первая, восьмая, пятнадцатая рифмы повторяются. Твердые формы хороши для тренировки техники подбора рифм и ума, но они почти всегда надуманы по содержанию. Вот и здесь, даже не подозревая о сверхзадаче автора написать по заданной схеме кензель, есть риск восхититься только качеством рифм - «параболам - пора была», «приблизилась - изморозь», «оттенками - тенькали». И в целом найти много интересных по звучанию мест: «Вечер краповый память накрапывал», «неслась колдовскими флюидами, не касаясь евклидовых идолов». Искусная игра словами и небанальное звучание - это то, что в первую очередь бросается в глаза, привлекает внимание, нравится. Содержание здесь вторично. Полное ощущение, что оно здесь вырисовывалось из формы, лепилось по ходу дела из того, что требуется. Не автор, рассказывая о своей грусти, подыскивал наиболее точные слова и образы, а нужные рифмы и заданная мелодия на ходу искали что-то более или менее логичное, чтобы наполнить форму содержанием. Кому-то такой способ нравится, кому-то нет. Что кензель сделан хорошо, с этим не поспоришь.

61. СУДЬБА - НОЯБРЬ. РИТА КРИХЕЛИ

Темнеет рано. Осени черты
Сплетаются с судьбой моей дождями.
Стучу не каблучками – желудями,
И в мокрых листьях чую ночи стынь,
Что скоро наведёт свои мосты                перенос
Над реками. Дробит очередями

Часы, минуты и секунды жизнь,
То ускоряясь, то буксуя в лужах.
Промокший ворон кашляет натужно,
Косясь на капель ярких витражи
И пустоту гнезда, что, обнажив
Деревьев ветви, ветер рвёт бездушно.

На сером небе росчерком пера
Рисует чайка призрачный автограф.
Ноябрь мой – мой спутник и биограф,
Что не даёт забыться до утра,
Упрямо насылая мыслей рать,
Погрязшую в сомнениях и в спорах.

В цветастом платье выйду в эту муть,
Набросив плед, лицо подставив каплям.
«Мы переплетены с тобой, не так ли?
Ведь это ты тоской мне давишь грудь,
Не позволяя сумерки вдохнуть,
Толкая вновь на те же точно грабли?»

Молчит ноябрь. Осенний воздух прян.
Рябиновые капли мажут красным.
Дождь время отбивает ежечасно,
И кажется, он сам собою пьян.
Надежды брошу горсточкой семян,
Вздохнув: судьба, ты, как ноябрь прекрасна!

Стихи написаны умело, ярким поэтическим языком и в жанре лирики, в форме разговора автора с ноябрем («Ноябрь мой – мой спутник и биограф, что не даёт забыться до утра»). Описания осени здесь переплетены с авторскими мыслями о себе: «Мы переплетены с тобой, не так ли? Ведь это ты тоской мне давишь грудь, не позволяя сумерки вдохнуть, толкая вновь на те же точно грабли?». Стихи красиво написаны, хотя читая их, меня не покидало ощущение, что авторские откровения здесь вторичны по отношению к поэтическому слогу, что не потребность высказаться, не реальный повод для переживаний здесь искали подходящие формы, а поэтический язык верховодил над содержанием. Возможно, ошибаюсь...

62. ДУША. МИРА ЛЮБОВА

Без оболочки защитной  голубка-душа,
Лиху открыта и всяким житейским напастям,
Нежными фибрами тянется к  верному счастью,
Зло и  обиды готова смиренно прощать.

Стонет от боли, о  рёбра морзянкой стучит,
SOS  посылает в эфир, о спасении молит.      
Только напрасно:  пространство  по собственной воле
Хрупкую душу не будет заботой лечить.

Раны  и шрамы умело врачует  сама.
С трепетом  сладким  встречает Венеры сиянье,
К миру  огромному снова спешит  на свиданье,
И от восторга  поёт,  словно  скрипки струна.

Может, поэтому вечно  душа  молода,
Что забывает плохое и к свету стремится?
Горечь стряхнёт…  и свободною  царственной птицей
В небе парит человеческой злобы чужда.

Не лирика, а философская поэзия. Хорошо написано, но, как мне кажется, здесь изложены общие размышления о том, каков человек и какова природа его души, а вовсе не сделана попытка самоанализа в поэтическом откровении о себе, о причинах своей личной "светлой грусти". Стихи мне нравятся, но они не к заданию конкурса.

64. Я ЗДЕСЬ. АЛЕКС КОНРАД-БОНО

Куда мне в развалинах новых,
При всех моих спорных талантах,
Отправиться следом подковным
Копыт моего Росинанта?

И хоть мне кормить его нечем,
И пусты ладони у ждущих,
Лопатки его, словно плечи,
Хрустят в предвкушенье грядущем.

Вот катится камешек в пропасть,
А сзади волнуется площадь,
И мельницы сломанной лопасть
Как знамя победы полощет.

И та, кОму прежде со сцены
Бросал я цветы в её ложу,
Осталась навеки бесценной
И так же, как прежде, тревожит.

Заржал старый друг, словно вспомнил,
Как вёз нас двоих по урезу,
И как под копытами море
Как мы, нас любило безбрежно.

Я здесь еще. Я еще крепость.
Пока Росинант подо мною,
Знакомой пустыни нелепость,
Как море, колышет волною…

Лирика, потому что автор о себе, о своих чувствах рассказывает, только он использует прием иносказания, изображая себя в образе Дон-Кихота, который не знает, куда ему «отправиться следом подковным копыт моего Росинанта». Его жизнь - путь,  полный печали, где «сзади волнуется площадь, и мельницы сломанной лопасть как знамя победы полощет», но он не теряет надежды: «Я еще крепость. Пока Росинант подо мною, знакомой пустыни нелепость, как море, колышет волною…». Не знаю, почему стихи не заметили судьи, а мне они понравились.

67. ПТИЦА. ЯНА БАТИЩЕВА 

- Что осталось? Вдыхать стихи,
Выдыхать потеплевший воздух,
Притворяясь глухой, глухим
Напевать о далеких звездах,
Петь вполголоса, погрузив
Взгляд в закрытое сеткой небо,
Петь о звездах хрустально-бледных,
Так похожих на нас вблизи...

- Что осталось? Черновики,
В кроне дуба умолкший ветер,
Прутья ивы от ветхой клети
Птицы, выкормленной с руки.
И так тихо в ночном саду,
Что теперь на кусочек хлеба
Я приманиваю звезду -
Вместо птицы, обретшей небо.

Очень порадовала меня этот автор, впервые появившаяся на страницах ТМА. Какие мелодичные, насыщенные языком хорошей поэзии строчки! Рассказ о своей жизни идет без какой-то конкретики или сетований, но мы чувствуем настроение автора: «Что осталось? Вдыхать стихи, выдыхать потеплевший воздух, притворяясь глухой, глухим, напевать...» Вроде бы о творчестве пишет автор, но мы понимаем, что не только о нем -  о жизни, в которой что-то уже не успеть, но зато еще можно «на кусочек хлеба... приманивать звезду - вместо птицы, обретшей неб». По-моему, отличная работа!

69. Я ЛЮБЛЮ... ЮРИЙ ПЕСТЕРЕВ

Я люблю этот дом, эту землю родную,
тихий дремлющий пруд, этот сонный причал,
оттого и пою только песню одну я
о великой любви, о начале начал.

Вдаль долины иду, спорю с яростным ветром,
отдыхаю порой под знакомой ветлой,
а по долу метель в броских  клетчатых гетрах,
хлопья снега крутя, мчится с белой метлой.
 
Я люблю брачный пир снегирей красногрудых,
снега мягкого скрип на счастливом пути,
птахи вешнюю трель, планов целые груды…
Мне с дороги-стези не сойти, не уйти.

Я люблю просто жить, чтобы изредка сниться,
каждый день, каждый час песни петь соловьём
Королеве Весны, где святая криница
тёплым лучиком зрит прямо в сердце моё.
 
Оттого и пишу этот гимн не напрасно,
обретя мир в себе, пережив боль потерь,
над отчизной парю легкокрылым Пегасом,
рядом дети, друзья, всё, чем жив я теперь.

А любовь для того, чтоб дорогу осилить,
сбросить в омут навек эту странную грусть,
чтобы крепла броня справедливой России,
чтобы вечно жила христианская Русь.
 
Я люблю…

Стихи, где позитива куда больше, чем грусти (может, поэтому их не отобрали, решив, что тема не совсем та), но они заслуживают того, чтобы показать их вам в статье. Это поэтический гимн России, родине, которую человек любит и  поет ей всей своею жизнью: «оттого и пою только песню одну я о великой любви, о начале начал». «Оттого и пишу этот гимн не напрасно, обретя мир в себе, пережив боль потерь». И даже дает напоследок совет, как найти позитивное даже в грусти: «А любовь для того, чтоб дорогу осилить, сбросить в омут навек эту странную грусть». Прекрасные лирические стихи!
 
70. УСТАЛАЯ ДУША. ВИТА ОСЕННЯЯ

А усталой душе не поможет уют,
от несносной тоски не укрыться под пледом.
Ей бы в небе найти свой надежный приют,
над землёю парить в синеве заповедной.

И забыть, что огнём полыхает земля
и гуляет по ней беспардонное лихо,
что разбросаны мины в широких полях,
где когда-то цвели медоносы гречихи.

Полетать бы душе выше звёзд в небесах,
с непременной надеждой однажды вернуться
в рай земной к возрождённым полям и лесам,
где исчезнут следы жутких войн, революций.

Верить хочется в высшую силу добра,
в справедливость Творца и народную мудрость,
не забыв о печальных ошибках «вчера»,
с оптимизмом встречать наступившее утро.

В этих стихах тоже нет "Я", но автор точно говорит именно о себе, о своих чувствах. Она не обобщает через «мы», не поучает. Этому помогает использование сослагательного «бы» в рассказе о своей душе: «Ей бы в небе найти свой надежный приют, над землёю парить в синеве заповедной. И забыть, что огнём полыхает земля и гуляет по ней беспардонное лихо». «Полетать бы душе выше звёзд в небесах, с непременной надеждой однажды вернуться». Доверительные поэтические строки - не сотворенные искусственно, не собранные под нужный формат, а написанные о том, что волнует, что переживается. В этом и заключается  лирический жанр написания. Поистине - «усталой душе не поможет уют, от несносной тоски не укрыться под пледом». Здорово сказано!


**************************************
В подарок от наших судей, одно из четырех предложенных внеконкурсных произведений:

МАРКИЗКА. ВЕРА СЕРГЕЕВНА БУТКО 

Однажды - я правда, не знаю конкретно когда -
Ученые смогут найти в моей памяти образ
Маркиза - давно уж почившего с миром кота.
Изучат окрас его хитрый, повадки и голос,

И, в колбах стеклянных расплавив гремучую смесь,
Они придадут ей до боли знакомую форму.
Разряд! - и тотчас же Маркизка окажется здесь,
Мяукнет, потрется о ногу, затребует корма...

Не станут за это просить миллионы рублей,
А хоть бы и стали - не жаль на Маркизку мне денег,
Ведь каждый, без друга оставшийся в жизни своей,
Бесплотную душу с готовностью в тело оденет.

Но мал этот мир, не вместить ему столько котов -
Пушистых, пятнистых, породистых, толстых и рыжих...
И в космос отправятся сотни груженых плотов
К далеким планетам, где могут колонии выжить.

Найдется одна, где без счета синиц и мышей,
Она подойдет пассажирам особого рода.
Их высадят там и дадут наплодить малышей,
И будет невиданной та неземная порода.

Я буду садиться ночами на свой звездолет
И мчаться туда, где портала виднеется дырка.
Маркизка такой. Без меня никогда не уснет.
Дождется и ляжет в ногах, с возмущением фыркнув.

Я буду лежать в тишине и смотреть в темноту,
В бескрайнее небо, где светится звездная крошка,
Я буду неспешно рассказывать что-то коту,
А он мне мурлыкать о местных красавицах-кошках.

Наутро мне нужно вернуться - работа, семья,
Но я привезу в бардачке драгоценное фото
С пометкою: Альфа-Центавра. Маркизка и я.
И грустно мне будет смотреть на него отчего-то.

 Не знаю, как вы, а прослезилась, читая эти стихи. Кто когда-либо терял своего четвероного друга, тот меня поймет.

 *******************************

На этом все. Спасибо всем  участникам за предоставленные на конкурс стихи. Надеюсь, вам было интересно их читать. Не стесняйтесь оставлять свои отклики на эту статью - мне ваши ответные реакции и важны, и нужны! С теплом, ваша Алкора. 4.12.23.