А ходил ли Толстой босяком?
И кто эту балванку придумал?
Он не часто бывал и пешком,
Всё на лошади
Тихо без шума,
Не гоняя без дела коня,
Уважая товарища в мире.
Он любил и тебя и меня
И всех тех, кто здесь думает шире.
*
В эссе известного борца с пошлостью, американского писателя русского происхождения, Владимира Набокова, "Пушкин, или Правда и правдоподобие", написанном в 1937 году - к столетию смерти Пушкина, есть некий персонаж, то ли реально живший, то ли созданный воображением писателя. Этот персонаж - человек, получивший психическое заболевание в виде регрессии самосознания, и Набоков его заболевание описывает так:
"Его безумие, причиной которого, как говорили, было падение с лошади в ранней молодости, выражалось в том, что, полностью опустошив рассудок, оно заполнило его ложной старостью. Мой больной не только считал себя старше, чем он был на самом деле, но ему еще и казалось, что он участвовал в событиях прошлого века. Этот человек, приближающийся к сорокалетию, крепкий и краснолицый, рассказывал мне, с легким покачиванием головы, свойственным мечтательным старикам, как мой дед совсем еще ребенком забирался к нему на колени. Быстрый подсчет, который я мысленно произвел, слушая его, заставил меня дать ему совершенно неправдоподобный возраст. Поистине поразительным было то, что с каждым годом, по мере того как болезнь прогрессировала, он отдалялся во все более глубокое прошлое".
Я думаю, этот персонаж использован автором как пример, живое олицетворение господствующего исторического безумия, свирепствовавшего уже тогда и принявшего крайне острую форму в настоящем. "Зажав в уголке рта папиросу, он в непринужденной манере рассуждал о босых ногах Толстого, серебристой седине почтенного Тургенева, цепях Достоевского и, наконец, добирался до любовных увлечений Пушкина".
Набоков поставил босые ноги Толстого в ряд избитых штампов, сформированных в публичном пространстве применительно к личностям великих русских литераторов.
Происхождение штампа о босых ногах Толстого связано с именем художника Ильи Репина. Личное знакомство Толстого с Репиным состоялось в октябре 1980 года в Москве. За время их тридцатилетнего знакомства Репин неоднократно приезжал в имение Толстого и дважды работал над портретами Толстого в Ясной Поляне: неделю в августе 1887 года и семнадцать дней в июне-июле 1891 года.
Всего Репиным было создано 12 портретов Толстого, 25 рисунков, 8 зарисовок членов его семьи и 17 иллюстраций к толстовским произведениям. Кроме того, Репин вылепил три бюста Толстого. Так много в разных видах не изображал Толстого ни один художник. Существенная часть общения между Толстым и Репиным происходила в косвенном виде - через переписку с Владимиром Васильевичем Стасовым, послужившим изначально связующим звеном между ними. Порой отзывы их друг о друге источают патоку и елей.
Именно Репин первым "посмел" изобразить Толстого не совсем одетым, то есть босым:
Илья Ефимович Репин, картина Л.Н.Толстой в лесу (босой), 1901 год. Картина написана по этюду, выполненному Репиным в Ясной Поляне в 1891 году. Место экспозиции: Петербург, Русский музей, Михайловский дворец, зал 34.
Не обрати пристальное внимание на свои босые ноги сам граф-нигилист, так и никто бы не обратил. Стоит пожилой человек босыми ногами в летний день на родной земле...
По словам старшего сына Толстого, Сергея Львовича, "Отец был недоволен тем, что Репин изобразил его босым. Он редко ходил босиком и говорил: "Кажется, Репин никогда не видал меня босиком. Недостает только, чтобы меня изобразили без панталон". Странная щепетильность со стороны графа, желавшего слиться с простым народом, ходившим босиком. В 1891 году Илья Репин нашел графа "сильно опростившимся", и вдруг такие аристократические церемонии!
По свидетельству Репина, он видел Толстого босым во время пребывания в Ясной Поляне; об этом художник писал в книге воспоминаний "Далекое близкое":
"По лесной тропинке мы часто ходили вместе купаться версты за две, в их купальню, в небольшой речке c очень холодной водой. Лев Николаевич, выйдя из усадьбы, сейчас же снимал старые, своей работы, туфли, засовывал их за ременный пояс и шел босиком".
Аргументация Толстого, что если Репин никогда не видел его босым, следовательно, не мог его босым изобразить, показывает, что Толстой к тому времени уже потерял связь с творчеством, и доживал свою жизнь памятником самому себе.
Ведь сам-то Толстой не видел, как Вронский соблазнил Анну, да и графа Вронского никакого не существовало в мире, но ведь изобразил же! Да так, что люди рассуждают о судьбах героев Толстого, словно о живых людях. Толстого к тому времени покинул гений художника. Высказывания Толстого тех времен об искусстве достойны высказываний большевистских идеологов борьбы с искусством.
"Без панталон" Толстого изобразил художник Наркиз Николаевич Бунин.
Наркиз Бунин, "Рыбная ловля", 1902 год. Место нахождения картины не установлено, по неподтвержденным сведениям, она предположительно находится в частной коллекции в Америке.
В изображении Толстого "без панталон", нет ничего неприличного: человек занят рыбной ловлей и по сюжету картины он мог заходить в воду, вот и снял мешающие панталоны. Такое изображение еще больше приближает Толстого к простому народу - ведь именно этого он так хотел. Простой народ в панталонах в воду не пойдет!
Учитывая число "фанатов" Толстого и их отношение к нему как к неприкосновенному кумиру, "посланнику Бога", поступок Наркиза Николаевича был весьма смелым. Для обожателей Толстого-памятника художественное изображение его "без панталон" - акт вандализма. Выставка картины "Рыбная ловля" сопровождалась публичным скандалом.
Вот как об этом случае писал Сергей Львович Толстой: "Слова отца о том, что его изобразят без панталон, оказались пророчеством. В 1903 г. была выставлена аллегорическая картина художника Н.Бунина, изображавшая Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, М.Горького и самого И.Е.Репина в виде рыбаков. Эти рыбаки, в одних рубашках, — разумеется, без панталон, — с голыми ногами тащили невод, полный рыбы. [При открытии выставки журналист Любошиц нацарапал ножом на полотне этой картины слово "мерзость". Картина была испорчена, и ему пришлось дорого заплатить за свою надпись.]
Сергей Львович описывал картину по произведенному в его сознании впечатлению, ибо картина вскоре была снята с выставки и увезена художником за границу, где она им была продана. Сознание является источником ложной памяти, и люди помнят не то, что было, а то, что они считают, что было. Во-первых, нет никаких сведений, что кроме узнаваемых Толстого и Репина на картине изображены Чехов и Горький; во-вторых, из перечисленных четверых не все четверо "без панталон"; в-третьих, невод пустой, и только один из рыбаков, который в полном одеянии и в сапогах, держит в руке рыбешку, да из полупустого ведра виднеется что-то рыбье; в четвертых, надпись "мерзость" была написана карандашом, а не нацарапана ножом; в-пятых, никак нельзя сказать, что журналист Семен Любошиц дорого заплатил за свой проступок. Наркиз Николаевич Бунин не требовал наказать вандала, но поскольку акт вандализма был им публично совершен на выставке, то его осудили согласно действовавшим законам.
Газета "Московский листок" 16 (03) апреля 1903 года сообщала:
"2 апреля в камере мирового судьи 2-го участка разбиралось дело по обвинению киевского мещ. Любошица, написавшего на картине художника Бунина слово \"мерзость\". Дело привлекло массу публики, среди которой было немало художников. Самого Любошица на Суде не было. ...
Мировой судья, признав Любошица виновным по ст. 14 и 38 стт. уст. о нак., заочным решением приговорил его к аресту на 6 дней без замены штрафом".
Сохранились мнения о Любошице как о скандальном журналисте, что не удивительно: человек намеренно испортил картину на выставке. Впоследствии, уже при большевиках, он под псевдонимом Семен Любош выпустил книги "Последние Романовы" и "Русский фашист Владимир Пуришкевич". По словам писателя А.Куприна, после происшествия на выставке с картиной Бунина" Взбудораженное общественное мнение сразу обрушилось на него же. Месяца четыре его имя грубо трепали все газеты, от столичных до "Крыжопольского вестника". На целых полгода он приобрел широкую известность, которой, кажется, никто не завидовал".
Относительно персонажей, изображенных на картине Н.Бунина "Рыбная ловля" у писателя А.Куприна было свое мнение - он считал, что с Репиным и Толстым рыбу ловил Короленко.
Судя по некоторым письменным свидетельствам, в то время сам Репин уже считал поступки Толстого "чудачествами". Но, следуя желаниям публики, он творил Толстого-"матерого человечища", творил миф. Миф превращался в пошлость. Репинские образы Толстого тиражировались и стали широко распространяться сразу после их создания: босоногого Толстого можно было увидеть где угодно, даже на шоколаде и флаконах с одеколоном начала XX века:
Шоколад с босоногим Толстым (Государственный музей Л.Н.Толстого)
Флакон одеколона с изображение босого Льва Толстого. (Государственный музей Л.Н.Толстого)
Лично мне представляется сомнительным образ босоногого графа для рекламы шоколада, а уж одеколон с таким образом я не знаю, чем должен пахнуть...
Картина Репина "Толстой на пашне" также сопровождала разные товары и предметы обихода, чашки, перочинные ножи, конфеты,.. По словам Сергея Львовича Толстого, "В этой картине есть недостаток, на который обратил внимание сам Лев Николаевич: не нарисованы вожжи". Репин забыл написать вожжи - они были добавлены потом.
Миф пошел "в народ". "Толстой на пашне" стал поводом к анекдоту: "Толстому докладывают: "Барин, пахать подано". Появились народные песенки, например:
"Жил-был великий писатель
Граф Лев Николаич Толстой,
Не ел он ни рыбы, ни мяса,
Ходил по деревне босой".