Разум ценится повыше...

Надежда Соловьёва5
Эпизод третий. Тыпылуд
Продолжение. (Рос дубок животворящий).

Первая часть.

1.
С той поры, как жёлудь плавал,
Лет без меры миновало. 
Может семь и больше жизней
Вёсны зиму провожали.
Десять или двадцать жизней
Лето зимушку сминало.
Скрытно под покровом серым
Осень зимушку встречала.

Только Пуп Земли на месте
Пребывал под самым дубом.
Подрастал дубочек милый
На царившей здесь долине. 
Рассказал Очи' о дубе,
Всё о нём он мне поведал
И тайком шепнул на ухо –
Дуб Мудор подобен богу.   

2.
Я, Ульмоль, потомок Уля -
Чародея рода Уды
И нектара девы-розы,
Первой дочери Камшура.
Той, что в образе медянки
Напугать могла любого.

Ко мне боги благосклонны,
Бездыханным я родился,
А седой как лунь, мой прадед
Отыскал, вернул мне душу.*
Что летала белой мушкой,
В изголовье роженицы.

В светлом, синем, в давнем крае,
В центре наших территорий,
Где гуляют небыль с былью,
Там Мудор' стоит в долине.
И собою прикрывая,
Ось земную защищает.

Исполинский дуб учёный
Чудесам меня научит,
Здесь, где Кама с Волгой спорят
В полный голос на просторе.
И веками в бурной ссоре
О главенстве в среднем мире –
Быть кому из них великой,
Кто в одном потоке главный
И в слиянии сильнее.
Из весны в весну так спорят.

3.
В жизни праведных поступков
Правда жизни в милосердье,
Что присуще, в общем, людям.
Разве сила вес имеет?
Разум ценится повыше.
Тот, что есть на космовыси
Он даётся людям свыше.

Ну, а коль дурак по жизни,
(семя есть и у полыни) –
Выше головы не прыгнет.
Значит так угодно богу,
В вышине своей вселенской
Для поддержки равновесья. –
Говорил отец мне в детстве.
Брат Очи' от деда слышал,
Когда поле боронили
Рассуждения такие ж.   

4.
Бог – Инмар, что есть на небе,
Он духовно всех сильнее.
Главным был в небесной сфере
Бог верховный в древнем мире.
В небесах держал могучих,
На гигантских белых тучах
Совещание с богами;
Как бы так весь мир устроить,
Чтоб порядок соблюдался,
В благоденствии процесса
На земле и под землёю
Между Волгой и Уралом,
Чтоб любимым место стало
На просторах Камы с Ваткой?
Важно дело – думать надо! 

Долго голову ломали
Боги над вопросом этим.
Всякий час сомненье гложет-
Справятся ли боги сами?
Нужен человек, не нужен? 
Подождёт венец творенья: -
Молвил твёрдо брат Инмара –
(помните того шайтана,
 помогал творить землицу)?

5.
Всемогущею десницей,
Наделив волшебной силой,
Бог назначил Кылдысина
На земле вести хозяйство.
А в помощницы взять деву
Му-мумы, земли хозяйку.

И распределить в природе
По порядку, равномерно
По землице плодородной,
Где, чему и должно быть.
Лучше сделать жизнь в округе,
Чтоб река дышала солнцем,
Родники давали силу,
А в болотину селились
Кулики, бекасы, ржанки.   

При безмолвии вселенной,
Основательно, разумно
Пусть устроят так природу, 
Чтобы люди не нуждались,
И в гармонии с ней жили. 
Придёт время – будут люди.   

Всемогущею десницей
Наделив волшебной силой
Доблести Мукылдысина,
Бог-Инмар, что есть на небе
Объявил всему собранью -
Мукылчин** – оберегатель,
В подземельном мире главным
Будет на века отныне,
И защитником отважным
Всей земли обетованной.
Под землёй пусть правит миром
И землицы плодородьем
По разумным наставленьям.

6.
Так в подземном тихом царстве
Появилась в море рыба
Необъятного размера.
А на рыбе чёрный – чёрный,
По другим рассказам – красный,
А возможно чёрно – красный,
Проживал в подземном мире,
Охранявший землю бык.   

Тот подземный Бык особо,
Благонравным, добрым словом
Был назначен Мукылчином,
Землю подпирать рогами,
Для устойчивости оной.
Важно, стойко и надёжно
Здесь поддерживал он землю,
Бык подземный – Муошо.   

Лишь едва пошевельнётся,
Вся земля тотчас трясётся.
И бывает, что стихия
Огненная вверх взовьётся
Поглощая всё живое,
Что в пути ей попадётся.

Так рассказывали деды
Своим правнукам и внукам.
Так мне брат Очи поведал
Когда вспахивали землю,
Засевали поле рожью
Под сиянье ранней зорьки…

(Продолжение следует...)