Разум ценится повыше 3

Надежда Соловьёва5
Третья часть.

1.
Кылдысин чертил усердно
На поверхности суглинка,
Идеальную фигуру
Первозданного Асаба,***
Что должно стать человеком.
Он дохнул на свой чертёжик,
Силуэт вдруг стал куклёнком,
Но на ноги встать не смог он.
Кылдысин слегка подумав,
Охранять его от бедствий
В сторожа призвал собаку.
Сам пошёл просить Инмара
Душу, разум человеку.

Бес вмешался в созиданье
По натуре своей хитрой.
На богов был зол немного -
Он ревниво относился
К их любви к иным твореньям.
Проходя как будто мимо,
Обманул жуликовато
Он доверчивость собаки.

Принялся за дело резво,
Размешав плевок с землёю,
Стал намазывать на глину
Замечательной фигуры,
Смесь свою на руки, ноги,
На головку и на спину.
Приговаривал при этом: –
Будь огромным бестолковым,
Чтобы боги не любили
Человеческого рода.
Пусть меня полюбят боги
Пусть меня не обделяют
Ни вниманьем, ни любовью.

Кылдысин вернулся вскоре,
Разум нёс с душой в ладони.
Подошёл, и тут увидев
Надругательство такое,
Он всплеснул руками в горе,
Резко вскинул он ладони
Из ладони выпал разум
Как на грех, упал он прямо
На стоящую собаку.

Мотыльком душа слетела
Трепыхаясь тихо села
На нелепое созданье,
Что должно стать человеком,
Первенцем людского рода.
Так безлюдные равнины
Стали родиной Асаба.

И просторные долины
Посещали лишь Зэрпалы,
Великаны из пещеры,
Поднебесного Урала.      
Все они потомством были
Первозданного Асаба.
При своём громадном теле,
Невеликий ум имели.   
Было это в древнем мире,
Люди первые – гиганты,
Неудачные творенья,
Как огонь добыть не знали.

Кылдысин жил вместе с ними,
Превратившись в великана.
Неусыпно наблюдая
Думу думал непрестанно:
Как бы разум им вложить
Обучая обитанью,
Во среде обетованной,
Где леса для них как травы.
Лисы, волки словно блохи.   

Затруднительно ученье –
Земледелье не понятно,
Про огонь не разумели,
Шить одежду было сложно.
Только шкурою звериной
Прикрывали в непогоду
И своё мохнато тело.
Как любая мать на свете 
Любит деточек, лелеет,
Так и мать зерпалов сильных,
Даже грязных и лохматых,
Мальчиков своих любила.

Птица с лаской укрывает
Своих птенчиков крылом,
Чтоб не зябли знобкой ночью.   
Так и матушка зерпалов
На ночь всех своих детишек
Нежно шкуркой укрывала.
И наверно, вдохновенно,
Колыбельную им пела.

Сколько жили так зерпалы –
Счёт кукушка потеряла,
Что кукушечка не знала,
То неведомо и дедам.   

2.
Подуставший от усилий
(затруднительно ученье)
Кылдысин взлетел на небо.
Наблюдал за жизнью тайно
Он теперь с небес жемчужных.
Думу думал непрестанно –
Может новых человечков
Как-нибудь да по другому,
По иному от рождения
От природы завести?   

Вон в лесу деревья пели –
То, что птички им напели.
Ветки все  о том шумели:
Говорят что у Камшура
Красоты необычайной
Дочка родила сыночков
Века два тому назад.   

Расплодилось её племя –
То ли люди, то ли духи.
Говорят, что есть батыры –
И певцы, и хлеборобы.
Быль иль небыль в самом деле? –
Нужно самому разведать.

3.
А по меркам великанов  –
Эти маленькие люди,
Птичками для них казались.
Вот однажды самый младший
Головастенький сыночек
Птичку показал в ладони –
«Мама, посмотри на дятла.
Он такой забавный с виду,   
Необычным опереньем,
А летать-то не умеет.
Клювиком чудным усердно
Он дупло долбил на ели». 

Матушка была умнее
Здоровенных сыновей. 
Испугалась вдруг до дрожи: –
«Что ты, что ты мой хороший,   
Унеси его обратно,
То не птичка, то не дятел,
Он разумный человек.
Это бортник, ищет мёд он,
И для пчёл дупло готовил.
Завершается наш век,
На исходе наше время
Пребывания на земле.

Появились здесь тельмурты.
Это же лесные люди,
Явятся потом другие,
Что науки разумеют.
И дома построить могут.
Делать всё они умеют –
Землю пашут, зёрна сеют.   
Невелико наше племя,
Род теперь переведётся.
На исходе наше время.   

4.
Слева через много рек,
Небо горы подпирают,
Где снега в жару не тают. 
Собирайтесь дети споро,
К той горе пойдём мы скоро
По дороге всем семейством».

Но поднялся сильный ветер
Тучи чёрные как сажа,
Над Великим лесом гнал он
И глаза слепил колюче
Им то снегом, а то градом –
Заплутали великаны.   

Тол Пери' – дух злобный ветра,
Вихрем вырвался на волю.
И внезапно хладным пухом
Как ковром стелить стал землю.
Ледяным своим дыханием
Стал морозить всех в лесу.
В бездорожье великаны
По пространству всё скитались.

Только где бы не ходили,
Как зерпалы не искали,
Не могли найти дорогу.
И без сил на землю сели.   
Под негромкий вой метели
Крепко-накрепко уснули.
Злоба Тол Пери' гуляла
День и ночь по этим землям.   

А на утро солнце зверем,
Рыжешёрстой крупной львицей,
Скрытно двигалось по небу,
И напротив злого духа,
В боевую стойку встало.
Грозно на него рычало,
Даже за уши трепало –
И с земель своих прогнало.

Отогревшийся под солнцем
Самый маленький сыночек,
Что уснул под боком мамы,
Стал будить всех братьев криком.
Мать зерпалов их будила.
Половина её деток
Обратившись в глыбы – камни,
Здесь уснули вечным сном.
   
Мама видит – плохо дело!
Оглядела всю округу
А над ней ворона кружит
В тишь – затишье небосвода.
О горе Карйыл**** вещает,
За собой зовёт в дорогу.
И летит неторопливо
К местной горушке сама. 

В нескольких шагах стояла
Снегом тающим сверкая,
Та покатая гора.
На неё взошли зерпалы
И нашли подземный вход
Друг за другом, чередою
Все попрыгали в ту яму,
И исчезли навсегда.

Только в сказах сохранились
Люди первые – зерпалы.
А ещё те камни-глыбы,
Что веками тут лежат,
Смотрят, смотрят с укоризной,
С верой ли неугасимой
Так они веками смотрят
На кого-то в небесах. 

~ * ~

*душа – по представлениям древних удмуртов, душа человека могла летать где угодно, покидая тело, пока человек спит (поэтому будить его нужно ласково, чтобы душа успела вернуться). Если человек находится в бессознательном состоянии, потерянную душу мог поймать и возвратить, только имеющий тайные знания человек, Туно (чародей).

**Мукылчин (Мукылдысин) – бог (диал.- ангел хранитель) земли (подземного мира земли), её плодородия.

*** Асаба – древнее значение слова утеряно.
Диал. – 1. Первый сын рода.
2. Первосвященник, первенствующий глава семьи.
3. Господин (покоритель – захватчик), хозяин (дани).

**** гора Карйыл находится в 4 км от села Алнаши, рядом с деревней Верхний Утчан. По средине горы Карйыл, на верху, находится глубокая яма. Местные жители говорят что она как бездонный колодец. Только далёкий звон слышится от падающего шеста. По легенде местных старожилов именно в этот колодец (яму) попрыгали первые люди – великаны. Валуны в советские времена использовали в хозяйственных целях. Осталось совсем немного в подножии горы.