Турнир поэтов. Говорящие могилы

Дмитрий Московский
Семь лет назад, литературный критик Галина Ивановна Седых написала на полях моего произведения «Ангелы»: «Диалог чудом уцелевшего солдата с дочкой, случайно нашедшей сокровенную для него реликвию – фотографию, это очень сильный поэтический ход. Здесь всё и вся достоверно. Такое из головы не сочинишь. Вряд ли эти стихи могут оставить кого-то равнодушным.»

А в самой передаче «Вечерние стихи» Галина Ивановна прибавила, что если вас не трогает стихотворение «Ангелы» - вам нужно повнимательнее присмотреться к своей душе: очень вероятно, что с ней не всё в порядке.

И, действительно, в 2016 году, даже те, кто не поддержал моё творчество, отмечали данное стихотворение, признавали его поэтическую, энергетическую и духовную значимость. Предполагаю, что не все они говорили искренне - многие лукавили, что бы, скажем так, не выставляться наружу своим нутром слишком явно.

За эти семь прошедших лет, энергия, вложенная в стихотворение «Ангелы», умножилась до такой степени, что я с большим трудом смог произнести эти строки в четвертьфинале «Турнира поэтов» 2023 года. Это неудивительно: слишком многое изменилось во внешнем пространстве и пронзительность звучания «Ангелов» не просто усилилась, она слилась с тканью бытия.

Но изменения коснулись не только внешнего пространства – изменилось внутреннее состояние людей. Тот, кто семь лет назад обладал всего лишь разнообразными душевными неполадками, за эти годы успел превратиться в говорящую могилу из другого моего стихотворения - «Грани», которое я прочитал на предварительном этапе нынешнего «Турнира поэтов».

И теперь стало абсолютно ясно, что «говорящая могила» - не только поэтический образ, но реально существующий субъект-объект. Он может быть любого возраста, пола, проживать в любой стране, относиться к любой национальности.

«Говорящие могилы» могут быть инженерами, пенсионерами, членами экспертного совета, писателями стихов, читателями, писателями и читателями, одновременно.

Они могут иметь разный интеллектуальный уровень, социальный статус, могут обладать разным лексическим запасом, использовать разные словарные объёмы и приёмы.

Но принадлежность к говорящим могилам проистекает из их нервозного, ёрнически-истеричного отрицания по-настоящему живого, ибо, живое для говорящих могил – страшный, мучительный раздражитель и напоминатель об их собственном реальном состоянии.

Именно этим отрицанием живого говорящие могилы неосознанно скорбят о себе – безвременно и безнадёжно.