Обитель истины

Валерий Жуков 2
Обитель истины  сиянием чиста,
Обьединяя души верою в благое,
Она творится радостью Христа,
Создав союзы счастья в аналое.

Зовущем жить единою мечтой,
Сияющим восторгом жизни вечной,
Быть храмом Богородицы , Живой,
Стоящей в храме , в платье подвенечном.

Под куполом Божественной Любви,
Творящим Дух Величия Пространства,
Богоявлением Божественной Земли,
Девицу коронующим на царство.

Воспрянувшее ликом в счастье дня,
Вдохнув любовь в Божественные Очи,
В любви сияющие , искренно любя,
Софии вечной девственные ночи.

Соединившей души в вечность и покой,
В едином духе млечности стараний,
Творя и веря в Дух Любви Самой Святой,
Жить вечной сладостью Божественных Сияний.

Фото нашего венчания 25.07.2012 года (автор Лилия Здиславовна Петкун-Овцеводова)
на день чествования иконы Божией Матери "Троеручица", список с этой иконы является одной из высокочтимых святынь этого собора.

Софийский (Вознесенский) собор — православный храм в бывшем городе София (ныне часть города Пушкина в составе Санкт-Петербурга). Являлся капитульным храмом ордена Святого Владимира.
Храм на Софийской площади Пушкина относится к Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви, входит в состав Пушкинского (Царскосельского) благочиния. Настоятель — протоиерей Геннадий Зверев.
1780—1917
Идея создания собора связана с Греческим проектом Екатерины Великой и строительством уездного города София, заложенного в 1780 году юго-западнее Царскосельского парка. План разрабатывал шотландский архитектор Чарлз Камерон согласно задуманному Екатериной «Проекту больших территорий»: шесть парков и слобод вплоть до села Павловского должны быть объединены регулярной планировкой. Колоннада должна была вести к Софийскому собору, архитектура которого по требованию императрицы должна была ассоциироваться с храмом Св. Софии в Константинополе, отсюда названия храма и города.

30 июля (10 августа) 1782 года в софийской деревянной церкви святых Константина и Елены в присутствии императорской фамилии была отслужена литургия по случаю закладки Софийского собора. Проектными и строительными работами руководил Чарлз Камерон. Совместно с ним работал Иван Старов. Освящение храма состоялось 20 (31) мая 1788 года в присутствии Екатерины II, наследника и придворных. Богослужение возглавил Гавриил (Петров), митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский. Настоятелем нового собора был назначен духовник Александра и Константина Павловичей протоиерей Андрей Самборский.

С самого освящения и до 1845 года собор был капитульным (орденским) храмом ордена святого Владимира.

9 (22) сентября 1817 года «состоящий в городе Софии собор» был передан расквартированному с 1815 года поблизости лейб-Гусарскому полку (впоследствии лейб-гвардии Гусарский его величества полк). Походная полковая церковь была установлена в центральном приделе. В северном приделе в 1832-1899 годах находилась церковь лейб-гвардии Кирасирского его величества полка, в южном в разное время с 1850 года размещались храмы Образцового пехотного полка, лейб-гвардии 1-го и 2-го стрелковых батальонов.

Офицеры лейб-Гусарского полка в 1836 году преподнесли собору икону покровителя полка — святого Павла Исповедника — в серебряном вызолоченном окладе. Он был установлен в киоте-поставце у левого клироса центрального придела.

В 1833 году в память даты переформирования, был перенесён полковой праздник лейб-гвардии Кирасирского его величества полка со дня святителя Николая Чудотворца (9 мая) на день мученика Иулиана Тарсийского (21 июня). По этому случаю был написан храмовый образ святого на кипарисовой доске в сребропозлащённом окладе, который хранился в соборе до 1899 года.

В 1849 году во время капитального ремонта храма при устройстве под собором подвалов для размещения в них печей так называемого аммосовского отопления под главным престолом была обнаружен мраморный ковчег с частицей мощей и серебряной вызолоченной доской.

Изначально колокола размещались в одном из малых барабанов собора. В 1903—1904 годах на Софийской площади по проекту архитектора Леонтия Бенуа была возведена соборная колокольня, построенная на средства шефа Гусарского полка императора Николая II. В её нижнем этаже устроена часовня преподобного Серафима Саровского.
В 1903 году Николай II пожаловал собору крест и церковную утварь — точную копию полученной храмом в дар от Екатерины II ко дню освящения. Первая утварь (богослужебные сосуды, Евангелия, подсвечники, водосвятная чаша и брачные венцы) в 1812 году в связи с опасностью похода Наполеона на Санкт-Петербург была передана в Воскресенскую церковь Екатерининского дворца, а затем в Екатерининский собор.

После 1988

Церковная община была образована в 1988 году. После чего митрополит Алексий (Ридигер) обратился в Пушкинский районный исполком с просьбой о регистрации общины и передаче ей собора. 13 марта 1988 года решение о передаче храма было принято.
8 июня 1989 года, в престольный праздник Вознесения Господня, протоиереем Геннадием Зверевым была отслужена первая литургия. Восстановление собора было начато с его колокольни, которую отреставрировали к апрелю 1991 года.
20 марта 1995 года Софийский собор был включён в список памятников архитектуры федерального значения.
В мае 1998 года были «Вятскими кустарными мастерскими» изготовлены и установлены новые иконостасы, являющиеся копией дореволюционных. После выдержки иконостасов в храме, все резные детали были позолочены.

17 мая 1999 года состоялось полное освящение храма.

C 28 по 31 мая 2009 года прошло празднование 20-летия возобновления богослужений в Софийском соборе. В рамках празднования прошли торжественные богослужения; награждения клира, благотворителей и прихожан митрополичьими и патриаршими наградами; праздничный концерт.

Вечером 28 мая 2009 года храм посетил Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл.

В нишах по сторонам главного (западного) входа 7 июня 2013 года установлены и 13 июня освящены бронзовые скульптуры князей Александра Невского (справа) и Игоря Черниговского (слева). Скульптуры изготовлены во Франции народным художником Армении Альбертом Аветисяном в дар от Балтийской строительной компании.

Центральный купол в соборе сделан двойным, внутри его устроен второй, меньший. Этот купол и поддерживает второй, более широкий, барабан.

Первоначально в храме был один престол — в честь Вознесения Господня. 6 (18) ноября 1804 года был освящён левый, северный, придел святой великомученицы Екатерины (в 1850—1905 годах и с 1989 года. — святых равноапостольных царей Константина и Елены), а в 1850 году — правый — святого благоверного великого князя Александра Невского.

Внутреннее пространство храма разделено четырьмя пилонами с восемью колоннами из полированного гранита с позолоченными ионическими капителями. Некоторые колонны сохраняют повреждения, полученные в результате пожаров, которые случались в период закрытия храма. Капители и базы позолочены.

До 1849 года в самом соборе находился колодец, покрытый железной решёткой. Он был сооружён над ответвлением Таицкого водовода. В результате капитального ремонта колодец, как и второй вне собора, был уничтожен.

Убранство отличается простотой. Стены собора окрашивались внутри в светлый тон, оконные рамы обрамлялись позолоченными орнаментальными тягами. В настоящий момент стены белые, орнамент отсутствует.

Изображений первых иконостасов не сохранилось. В 1849—1850 годах в храме были установлены новые иконостасы. Иконостас главного алтаря был изготовлен по проекту Ивана Черника, иконостасы приделов — П. Егорова. Они были окрашены в белый цвет с позолотой. В настоящий момент в храме установлены копии дореволюционных иконостасов.

По стенам храма, кроме икон, с 1790-х годов были размещены религиозные картины:

«Введение во Храм Пресвятой Богородицы», Пётр Соколов (1788) — на горнем месте центрального алтаря.
«Воскресение Христово», Иван Бельский (1791)
«Вознесение Господне», Иван Бельский (1791)
«Рождество Христово», Пётр Дрождин (1791)
«Преображение Господне», Евстафий меньшой (1792)
«Благовещение Пресвятой Богородицы», Михаил Воинов (1792)
«Успение Божией Матери», Пётр Дрождин (1792)
«Крещение Господне», Иван Бельский (1793)
«Рождество Пресвятой Богородицы», Иван Пустынин (1793)
«Явление Иисуса Христа Апостолу Фоме», Григорий Угрюмов (1795)
«Сошествие Святого Духа», Г. Скливос (1796)
«Сретение Господне», Г. Скливос (1796)

Все картины были переданы в 1922 году в Русский музейный фонд. Ныне, вероятно, утрачены.

В левом и правом приделе запрестольными образами были соответственно — «Явление Бога Моисею на горе Синай» (1833) и «Воскресение Христово» (1898). В настоящее время запрестольный образ Софии, Премудрости Божией, имеется только в центральном алтаре.

Современная иконопись храма смешанная по стилю: а) иконы XVIII — начала XX веков из частных собраний и фондов музеев и б) иконы, написанные с конца XX века в древнерусском стиле.

Паникадила собора изготовлены на предприятии Русской православной церкви «Софрино». Оригинальные, меньшего размера, были созданы мастером золотых дел Бугом.

Над утварью для собора в 1787—1788 годах работали мастера золотых дел Франсуа Сеган (фр. Franois Sguin) и серебряных дел Юст Николай Лунд (Just Nicolaus Lundt); лампады изготовил Пьер Ажи.

До 1917 года в западной части собора у пилонов были размещены военные трофеи: знамёна и знаки, отбитые при Чимкенте у кокандцев в 1864 году генералом Михаилом Черняевым, а также мраморная доска с именами воинов лейб-гвардии Гусарского полка, погибших в первую турецкую войну Екатерины II.

До 1899 года в северном приделе находились штандарты Кирасирского (1817 года) и Драгунского (1804 года) полков.

После ремонта 1849 года у клиросов под стеклом были выставлены найденные серебряная закладная доска 1782 года, молоток и лопаточка, на которой были вензель Екатерины II и надпись на английском языке «Чарльз Камерон, архитектор». Там же находились старые полковые штандарты. В колонну у левого клироса была вмурована доска с памятной надписью: «Соборный сей храм сооружён во Имя Софии Премудрости Божией, празднуемой в день Вознесения Господня. Заложен в 1782 году в присутствии Ея Императорского Величества Екатерины II, в 21 лето царствования Ея. Освящён в присутствии Ея Императорского Величества, Его Императорского Высочества Государя Цесаревича, Великого Князя Павла Петровича и Их Императорских Высочеств Благоверных Государей, Великих Князей Александра Павловича и Константина Павловича, в 1788 году мая 20 дня.». Доска была утрачена, ныне на её месте новая, медная доска с изменённым текстом (добавлены сведения о новом освящении храма).

В 1900 году на Валдае были отлиты 10 медных колоколов, самый большой из которых весил 5,6 тонн. Пожертвования на изготовление звона собрали офицеры полка. После восстановления служб в соборе были размещены колокола, изготовленные в 1990 году. 26 апреля 2009 года состоялось освящение и подъём на колокольню новых колоколов.

Чтимые святыни

Икона священномученика Иоанна Царскосельского.
Список иконы Божией Матери «Троеручица».
Икона святителя Иоасафа Белгородского с частицей мощей.
Общая икона святых: преподобных Марии, Кирилла и Антония Радонежских, святителя Димитрия Ростовского, благоверного князя Владимира Новгородского, святителя Феофана Затворника, преподобных Саввы Стромынского, Феодора Санаксарского, равноапостольной Марии Магдалины с частицами их мощей.
Икона блаженной Любови Рязанской с частицей мощей.
Икона преподобного Арсения Коневского с частицей мощей.
Икона священномученика Петра (Зверева) с частицей мощей.
Икона святой великомученицы Ирины с частицей мощей.
Икона святого великомученика Пантелеймона Целителя с частицей мощей.
Икона святого великомученика Георгия Победоносца с частицей мощей.
Икона святителя Никиты Новгородского с частицей мощей.
Икона святителя Николая Чудотворца с частицей мощей.

Википедия.