Турнир поэтов. От печалек до печалищ

Дмитрий Московский
«Я погибал сегодня ночью, я перечитывал себя» - эти строки Марка Соболя, на которые написал пародию Александр Иванов, на самом деле являются весьма серьёзным откровением творческого человека.

Чем и как определяется литературная значимость, а тем более – вероятность литературного бессмертия? На этот вопрос ещё никто не ответил. Люди,относительно недавно по историческим меркам, считавшиеся выдающимися и даже великими литераторами, обсыпанные высшими наградами и премиями, не просто забыты напрочь: из всего, что они написали, нет ни единой строчки, которую не постигло бы забвение – причём, объективное забвение, а не субъективное.

Ничто и никто сегодня не мешает читать их стихи и прозу, даже, возможно, кто-то и прочитает, но это не изменит главного: эмоциональный, смысловой, а самое важное - энергетический потенциал данных произведений, или уже исчерпан, или недостаточен для полноценного существования в современном информационном поле – колоссальном и необъятном, как Вселенная.

Никакая премия, вплоть до пресловутой Нобелевской, никаких гарантий незабвенности не даёт, а при сегодняшнем уровне её обладателей и самом принципе для её получения – тем более.

Впрочем, и раньше тоже были знаковые примеры – взять французского поэта Сюлли-Прюдома, самого первого лауреата, которого даже во Франции уже никто не помнит, или поэта-масона, итальянца Кардуччи, который получил премию вместо отказавшегося от неё Льва Толстого.

Я читал и Прюдома, и Кардуччи – всё очень пространно и уныло, а у Кардуччи даже его анти-христианские потуги примитивны и смешны, хотя, на мой взгляд, именно за них ему Нобелевку и дали.

Если это хоть кто-то сегодня читает, то только потому, что действуют инерционные законы – пока ещё действуют. Но непосредственно с литературной точки зрения - это ничего не стоит, даже потраченного времени, но главное, что ничего не даёт.

Что же тогда может являться творческим мерилом, индикатором, оценочным критерием того, чем является данное произведение – мясной нарезкой, овощным салатом, или энергетическим «вечным двигателем»?

Единственным человеком, который может правильно оценить энергетический настрой и потенциал своего произведения, является его автор, как бы это парадоксально не звучало.

А единственная проблема здесь состоит в том, что автор должен быть сам правильно настроен для такой оценки.

Автор не просто должен умирать от стыда, перечитывая свои произведения – а именно о таком «умирании-погибании» идёт речь в стихотворении Марка Соболя, автор должен понимать, почему ему стыдно, где именно и в чём он не дотянул эмоционально, где и в чём ошибся смыслово, а где просто технически налажал.

Именно из этих деталей состоит, и в них скрывается энергетическая составляющая произведения - наиважнейшая ипостась поэтического творчества.