Шабертон

Татьяна Ульянина-Васта
Гениальный Оноре де Бальзак со своим "Полковником Шабером" https://www.youtube.com/watch?v=UV14YIm32-Y.

В главной роли - Владислав Стржельчик.

Рок. Судьба. Карма. Тупость законов, которые не позволяют человеку быть человеком просто по праву рождения. Государства, которым все время нужны бумажки: паспорта, франки, свидетельства и показания, чтобы ты мог жить как человек.

Ну, хорошо, допустим, на фоне Революционных изменений полковник презрел сословные различия и женился на куртизанке. "Тогда все женились на ком хотели".

Поверим, что куртизанка при первой же возможности презрела свой супружеский долг и не стала заморачиваться с изуродованным войной мужем, потому что уже почувствовала, каково это быть вдовой героя Франции. Как ловко новоиспеченной графине удалось скрыть настоящее благосостояние, доставшееся после вступления в наследство, чтобы не исполнить волю покойного, завещавшего треть своего состояния каким-то нищим приютам.

Но как понимать это государство, где воскресший герой не может "воскреснуть" на бумаге? Почему Франции плевать на людей, воевавших за её идеалы и свободу? С какой стати требуется подтверждение личности генерала бывшей проституткой, которая уже продала себя за нового мужа и уже гораздо дороже?

И ходят по кругу какие-то поверенные и стряпчие и, нарезая эти круги ада вокруг героя своей Родины,  в ус не дуют... Поелику закон суров - но это закон?

Мне вспомнился "Остров" Павла Лунгина, где человек тоже сам самостоятельно наложил на себя епитимью. И Лунгин убеждает нас через превосходно исполненную Петром Мамоновым роль монаха, что Господь все видит и воздает человеку со Всевышним милосердием и справедливостью. Наделяя своими дарами. Ясновидения и яснознания. За что окружающие начинают уважать и почитать человека трудной судьбы.

А что же у Бальзака? А у Бальзака - как в реальной жизни. Никому ни до каких сирых и убогих дела нет. Если ты социально уничтожен даже проституткой, никто не пошевелит пальцем изменить что-то в твоей судьбе. Каждый сверчок знай свой шесток. Она - графиня. А ты - недоумок и преступник, и должен содержаться в Доме презрения.

А Французский Христос спит - и не вмешивается в дела созданного им человечества.

И мне даже в чем-то жалко Отца Филарета (настоятеля монастыря) из "Острова", у которого "врачеватель душ" Отец Анатолий сжег мягкие удобные для больных ног настоятеля сапоги. Это чтобы показать: ни к чему нельзя привязываться в мире, даже к обуви, надо нести свой крест из последних твоих сил.

Такой вот воин Христов - Отец Анатолий, который между прочим на службе в монастыре явно молится о Господинах Своих - иерархах церкви, которые привязаны к целым замкам, машинам, "рыбкам из чистого золота". И ничего...

Не идет Отец Анатолий "лечить их душеньки", не идет "заботиться о спасении"...

А тут... Сапоги ему помешали...

Да ящик еще этот. Сделали братия гроб тебе. Честь по-чести. Так нет же. Надо и тут себя выказать. В ящике похорониться...

Для кого и сняли этот "Остров"? Не для Архиереев же?

А для кого это всё...