По конкурсу - Рассказывает персонаж

Творческая Мастерская Алкоры
http://stihi.ru/2023/10/26/5757 - Конкурсная страница
http://stihi.ru/2023/11/25/4438 - Итоги конкурса

Задание конкурса было трудным. Так думала я, не надеясь, что наберу хотя бы 30  заявок, необходимых для выявления победителя. И ошиблась. Участники посчитали задание очень легким и за каких-то две недели подали 64 произведения. Но когда я начала читать пакет принятых, то поняла, что многие из участников просто не поняли суть конкурсного задания.

Нечто похожее на данный конкурс я уже предлагала совсем недавно - в апреле 2023 г: конкурс «Прямая речь» - http://stihi.ru/2023/04/23/5455. Тогда поступило  всего 40 заявок, не особо меня порадовавших - прямая речь в стихах почти везде не играла особой роли в создании сюжета - она просто присутствовала и была неотличима от речи автора, который только вложил ее в уста персонажа, но не отделил его от самого себя.

МЕЖДУ ПРОЧИМ... Хотя некоторые из вас и пишут в отзывах на мои статьи, что они показались им полезными, но большинство участвовавших в конкурсе  не заходят их почитать, если сами не оказались в первой пятерке. А уж при подаче заявок редкий человек дочитывает то что там написано в конкурсном задании. Причина этому очевидна: другие конкурсные площадки Стихи.ру приучили авторов к мысли, что  конкурсы - это средство популяризации своего творчества. На них подается все, что есть из написанного и что хоть в  чем-то перекликается с названием конкурса. А дальше - как карта ляжет.

КСТАТИ. Я тоже принимаю всё, что предлагают, хотя и пытаюсь иногда задать наводящие вопросы участнику по теме его стихов. Поскольку я сама иногда голосую, вынужденно заменяя членов своей команды Жюри, то не имею права на приеме давать подсказки, но  не удерживаюсь - даю. Хочется, чтобы конкурсант  получил пользу от участия...  Да только зря стараюсь. Сверх того, что имеют, участники не предлагают. А предлагая, часто ведут себя как у прилавка в базарный день:
 - "Может, вам это больше подойдет? А может - это?".
Да не обо мне речь.  Совсем не обо мне...

В этот раз все повторилось в точности, как в конкурсе "Прямая речь", только выбор у судей был побогаче. Интересные стихи с правильно понятым конкурсным заданием попадались. А недостатки прочих - к сожалению! - были те же самые.

Итак, конкурсное задание:

Требуются стихи, написанные в жанре «рассказ в стихах», где сюжет рассказывает не автор, а персонаж стихов. Важно не столько включение прямой речи или диалог, сколько попытка ЧЕРЕЗ РЕЧЕВУЮ ХАРАКТЕРИСТИКУ ПЕРСОНАЖА - ОСОБЕННОСТИ ЕГО ЛЕКСИКИ создать его образ и его устами рассказать какой-нибудь случай из жизни.
В качестве самой яркой подсказки я прямо в задании к конкурсу даже ссылочку дала на стихи, которые точно годятся:

(Примером стихов, подходящих для данного конкурса по способу подачи содержания,  могут служить стихи под номерами 40 и 44 из обзорной статьи  недавно завершенного конкурса ТМА "Это было в 23-ем" - см. http://stihi.ru/2023/10/15/4140)

Самое смешное, что хлопотала я с этой подсказкой совершенно зря: кажется, всего только один автор зашел по ней посмотреть пример правильно выполненного задания, остальным она не понадобилась. Видимо, было не до меня.

Кончаю брюзжать, лучше расскажу вам то, о чем мне мечталось. Конкурсом «Рассказывает персонаж» мне хотелось предложить авторами погрузиться в мастерство не только поэта, но и актера - войти в образ, характер, судьбу и РЕЧЬ своего персонажа, который строками стихов рассказывает нечто, что его взволновало. Изложить историю не своим личным - привычным, авторским - языком, имеющим свои устоявшиеся мнения, оценки и привычки, а «услышанной со стороны» речью своего персонажа - другой личности. То есть, создать РЕЧЕВОЙ ОБРАЗ персонажа. Это очень сложно, мало кому удается!

Большинство участников просто поделили текст своих стихов на слова для двух действующих лиц, которые не только говорили в одном и том же стиле, но и одинаково мыслили.  А еще многие участники совершили в своих стихах  две часто встречающиеся  ошибки.

1. Автор удачно - ярко, фотографически - скопировал речь персонажа, не забыв сдобрить ее даже матерными или намекающими на то выражениями, обосновав последнее тем, что « в народе все именно так говорят». Во-первых, не все, а во-вторых, важно то, что за этой точной фотографией стоит? Зачем автор ЭТО сфотографировал? Если мы цитируем что-то нецензурное, то должны знать, для какой еще цели (помимо достоверности) мы это делаем -  в чем заключается то главное, что хочет сказать нам автор своим стихотворением? Просто читателя повеселить? Но жанр "шуточных стихов для узкого круга лиц" не был заявлен этим конкурсом!!!

2. Автор  не обратил внимания на то, что, если мы погружаемся в "подслушанную речь" персонажа, то она всегда - устная речь, а не поэтическая. Даже если персонаж высоко культурный человек, то он вряд ли в повседневной обстановке говорит слогом, полным метафор, изысканных сравнений и утонченных эпитетов. В лучшем случае, он в устной речи яркий фразеологизм употребит. А персонажи стихов многих наших участников просто грешат поэтической речью, которую почти никогда не услышишь в обычных диалогах или рассказах окружающих нас людей.

Об ошибках раскрытия задания я написала достаточно. Теперь покажу несколько стихотворений, которые показались интересными, даже при наличии в них технических недочетов. Отдаю свою предпочтение новым авторам и тем, кого прежде не комментировала в ТМА. Пусть простят меня мастера, которые, безусловно заслуживают включения их стихов в шорт лист, но если я из конкурса в конкурс буду знакомить вас с творчеством одних и тех же авторов, то это будет несправедливо.


1. БУЛКИ. МИННИАХМЕТОВА ЮЛИАНА   
 
Сладкие булки, ромашковый чай –
доча приехала в гости.
Я за улыбкой скрываю печаль –
снова совета не спросит.

Молча жуём и глядим за окно,
Барсик мурлычет у печки.
Сколько ни виться верёвочке, но
кончик уже недалече.

Мягко ладонью по тёплой руке.
– Вкусно, родная?
Кивает.
– Милая, что ж ты опять налегке?
– Ма…
– Погостила б до мая.

Бог с ним, хозяйством, я сдюжу сама.
Всласть отдыхай – и не думай.
Вырвем из сердца твой горький роман.
Сходим на Пасху к ведунье.

Есть тут одна, за околицей дом –
ирода мигом отвадит.
(Птичка моя с перебитым крылом
прячет ушибы под платьем).

Выплачешь боль и забудешь о нём,
номер сотрём в телефоне.
И жениха мы тебе подберём –
доброго, пальцем не тронет.

Глажу по плечику. Тихо в дому.
Булки слоёные стынут.
«Мам, – говорит, – я его никому…»
«Мам, – говорит, – он не ирод…»

Прекрасно выполненное конкурсное задание: мы здесь слышим не голос автора - интеллигентного литератора и  поэта, а простой женщины, матери, которая рассказывает о том, что составляет ее жизнь и ее печаль о дочери ("Птичка моя с перебитым крылом прячет ушибы под платьем"). Мы полностью погружаемся в нарисованную автором бытовую сцену, слышим речь персонажей, сопереживаем им. Автор здесь невидим - он не вмешивается, не поясняет, не выводит суждения. Он только объемно и точно показывает развитие сюжета.

3. ТОЛИК. МИЛА ТИМОШИНА   

От друга я услышала рассказ:
"Обычный парень, как любой из нас,
Не трезвенник, не праведник, не стоик.
В достатке рос. Избавлен от забот.
Искал себя уже который год.
Читал, ленился, думал. Звали Толик.

Когда-то он, узнав, что обречён,
Стал сам себе и богом и врачом,
Хотя уже звучал тревожный зуммер.
И выжил. Понимаешь, я о чём?
Потом ему всё стало нипочём.
Как будто бы в тот раз реально умер.

Но возвращен. Решил, что неспроста.
Всё обнулил и, с чистого листа,
Продолжил. Он и раньше не был трусом.
Да, он остался здесь, но стал другой.
Всё то, что так ценил, махнув рукой,
Он выбросил, поняв, что это мусор.

И каждый день приемля, словно дар.
Не думая, что для чего-то стар,
Услышав зов, спешил туда, где нужен.
Был в мудрости своей предельно прост,
Когда такое вытерпеть пришлось,
чужая боль потом мерилом служит.

Ведь многие бездарно гробят жизнь,
Бессмысленно проваливаясь вниз,
Впустую тратят силы и таланты
В болоте разных новомодных тем.
Он понял. Кроме смерти нет проблем.
Всё остальное - просто варианты.

Раз стало невтерпёж. Был сдохнуть рад.
Он всё просил. - "Ты не сдавайся, брат!
Хоть нет уж сил, бороться с тем, что гложет.
Кто выжил, может дать другим совет.
В реке есть брод, в конце тоннеля свет.
Никто не знает точно, что он может."

Вот так порой бывает. Правда, ложь.
Не ждёшь, что потеряешь, где найдешь...
Помог он мне, а то бы вряд ли пили
Мы здесь с тобой. Хороший был чувак.
Как он сейчас? Теперь уже никак.
Влез драку разнимать.
Ну и убили."

В отличие от предыдущих стихов, здесь автор входит в сюжет первой строкой: «От друга я услышала рассказ» и далее мы слышим речь этого друга. Рассказ стоит того, чтобы сделать его темой стихов, здесь не просто "фотография" услышанного, а  поучительная история жизни Толика ("Обычного парень, как любой из нас, не трезвенник, не праведник, не стоик"). Толик пережив трагедию и выжив, очень изменился.  Он " каждый день приемля, словно дар, не думая, что для чего-то стар, услышав зов, спешил туда, где нужен". Зацепила и понравилась философская фраза из рассказа: "В реке есть брод, в конце тоннеля свет. Никто не знает точно, что он может". Возможно ради этой (главной) мысли и стоило превратить услышанный рассказ в сюжет стихотворения. Печальна, но реалистична концовка: "Как он сейчас? Теперь уже никак. Влез драку разнимать. Ну и убили".  Автор и здесь не вмешивается - не морализирует. Читатель сам погружается в размышление от услышанного. Прием "рассказывает персонаж" - помог автору добиться этого впечатления.

5. ПОДРУГА, ЗДРАВСТВУЙ. ЛАРИСА ЧУПРОВА 
 
-Подруга, здравствуй! Ну давай поговорим!
Давно не виделись, что даже и неловко!
Какие новости? В заботах год горим,
А отпуск пролетает - сон короткий.

Ты фильм смотрела? Нет, а почему?
Работа или, как обычно, - в храме?
Тебя я, дорогая, не пойму,
Я сплю еще, а ты на службе ранней.
01 01 01 00 01
01 01 00 01 01 0
01 00 01 00 01
01 01 01 01 01 0
Ты слышала - у Аньки муж ушел,
К той самой, что хвостом пред ним крутила,
Переживает? Нет, все хорошо,
Все хорошо, вот только жалко сына.

-Скажи, как - дома, как твои дела?
-Устала, честно, рвусь домой - в берлогу,
ведь по большому счету для меня
не требуется слишком много.

Все - как у всех, как белка, - круглый год,
Кругом раздоры, зависть, ворох сплетен,
Дела начальник сверхурочные дает,
и, как всегда, - одна за все в ответе.

-Да я, ты знаешь, и сама ворчу,
Приходится поменьше спать и видеть,
Но мне других богатств не надо- красоту
От Бога получаю, не в обиде.
01 01 00 01 01
01 00 01 01 01 0
01 01 01 01 00 01
01 00 01 00 01 0
Поговорим о сотне мелочей,
О суете обычной нашей жизни,
И подытожим вместе: кто ловчей -
тот счастлив и богаче. С укоризной.

И разбредемся снова- кто куда,
К своим делам и пирогам на кухне.
Лампады маленькой дрожащая звезда,
Как чей-то взгляд, мигнет, но не потухнет.
01 01 00 01 00 01
01 01 00 00 10

А здесь видимо был запланирован живой диалог двух подруг, которые "давно не виделись, что даже и неловко!", но (если я правильно разобралась в лицах говорящих), то говорит в основном одна, вторая лишь наводящие вопросы задает. Потому что стиль речи - единый по всему стихотворению, один и тот же речевой образ вырисовывается. По сути, это даже не столько рассказ персонажа, сколько мысли и рассуждения самого автора, просто вложенные в уста своего персонажа. Последние две строфы - точно авторские, выполненные языком поэзии, а не устной речи: "Лампады маленькой дрожащая звезда, как чей-то взгляд, мигнет, но не потухнет". При голосовании я не отобрала эти стихи в свой шорт лист только потому, что начиная с четвертой строфы начался меняться стихотворный размер строф, то 5, то 6 стоп  - ошибка техники.

8. ПЯТИСТЕНКА С СОЛОМЕННОЙ КРЫШЕЙ. КУЗНЕЦОВА ЛЮДМИЛА
Монолог  бабы Маши

АБАБ
Пятистенка с соломенной крышей,
полный угол икон - всё богатство.
Остальное на ладан уж дышит...
Огород - добровольное рабство.
АБАБ
А куда ж без него? Он кормилец!
Наскребутся копеечки с грядки...
Годы жизни, сплетясь, притаились
там - за хатой, в рассохшейся кадке.
АбАб
Хлеб да щи, да по праздникам каша.
Летом легче, не то, что зимой.
Как тростинка суха баба Маша -
ох ты, Господи, Боже ты мой!
АбАб
На стене фотография мужа,
где-то сгинувшего на войне.
Дряхлый кактус - он вроде не нужен,
да прижился... Пусть чахнет в окне.
АбАб
Сколько жить-горевать здесь осталось?
В небесах... там... почти вся родня!
Уж позвали б к себе... То-то радость!
Не зовут. Только слёзно глядят...
АбАб
Как cуставы болят. Не по силам
заготовить поленницу дров...
Сколько их в необъятной России
вечных тружениц, вечных вдов!                нехватка слога
001 001 001 0
001 001 001
001 001 001 0
001 001 01

Еще одно знакомство с новым для нашей Мастерской автором. Стихи только в какой-то степени соответствуют конкурсному заданию, но интересны по содержанию. О том, что в них рассказывает персонаж, а не сама автор, мы только догадываемся по особому стилю речи - слышится невеселый монолог простой труженицы бабы Маши, осматривающей свое хозяйство - дом и участок, на поддержание которых у нее уже нет сил: «Как cуставы болят. Не по силам заготовить поленницу дров...". К кому он обращен? Из текста стихотворения это не понятно, похоже на мысленный разговор женщины с собою. Или все-таки это автор стихов озвучивает для нас мысли бабы Маши? А в концовке  уже очевидно авторская фраза философского содержания: "Сколько их в необъятной России вечных тружениц, вечных вдов!". Тема глубока, а вот по исполнению эти стихи пока еще не должны быть отобраны для номинации. Первые две строфы построены по формуле рифмовки четверостишия АБАБ (все женские рифмы), а остальные строфы - АбАб (чередование женских и мужских рифм). В лирическом стихотворении это - недочет базового стихосложения. Есть и проблема ритма: в последней строке последней строфы (3-х стопного анапеста) есть нехватка слога.

11. МНОГОЗНАЧИТЕЛЬНОЕ. ЯЛЕНКА

«— Иногда я подслушиваю разговоры… И знаете что?
— Что?
— Люди ни о чем не говорят»          /  Рэй Брэдбери /

Я сегодня на террасе
режу яблоки для джема
— Фёдор Палыч, здрасьте, здрасьте!
С добрым утром, тётя Эмма,
как давление сегодня?
Внуки едут? Очень рада!
Сима… та, представьте, сводня.
А жених из Волгограда…

На обед у нас печёнка,
как же можно — не свиная!
Замуж выдали девчонку?
Мчится время — не узнаю…
Добрый день, Василь Петрович!
Как там Раечка? Отлично!
Да, внучат, представьте, трое.
А у Вас на фронте личном?

С переменным? Ну, дерзайте!
Не Анфиса ль из «Магнита»?
Генриетта Львовна, здасьте!
Вы в посёлке знамениты!
Джем из яблочек — остатки —
разварю, да слив немножко…
Он не любит слишком сладко,
но чтоб в нём стояла ложка…

Как в борще, ага, представьте!
Жив-здоров, опять рыбачит…
Нет, Семён Михалыч… Завтра
всей семьёй с утра на дачу…
Марь Олеговна, дружочек,
заходите, выпьем чаю…
В одиночку скучно очень,
вот вдвоём и поскучаем…

Как дела, Русланчик милый?
Как там бабушка, здорова?
Клава, ах, опять Вы мимо…
Что такое? Чао, Вова!
Джем варю! Корзина яблок,
слив две пригоршни, корица…
С шоколадом? Что вы! Я бы…
было б чем ему гордиться…

Вот рогатый! Забодает…
Сорок лет — а всё мальчишка…
Зина тоже молодая,
для Семёна — это слишком…
Напекла сегодня плюшек — 
да, бессонница, не спится…
Нет, на даче было лучше,
там меня морили птицы…

Совесть… будь она неладна,
доконает: с боку на бок…
Сашка — всем известно, жадный!
В прошлом было меньше яблок…
Супчик лёгкий с потрохами…
А у Вас? Несите рыбу!
Оторвут уже с руками!
Хрена, хрена к ней …могли бы?..

Замечательные стихи по эпиграфу из Р.Бредбери, написанные в жанре иронии. Автор здесь перевоплощена в личность персонажа, которая "... сегодня на террасе режу яблоки для джема", а далее мы просто погружаемся в несмолкающий и местами бессвязный хор разговоров "ни о чем". Прекрасно и с чувством юмора переданы все реплики, которые слышит и в которых участвует  персонаж, "режущая яблоки". Не знаю, как вам, а мне стихи понравились. Я даже не уверена, что сама смогла бы так живо и артистично передать живой разговор домохозяек!

14. РАССКАЗ ВЕРНУВШЕГОСЯ ИЗ АДА. ЛАРИСА СЕМИКОЛЕНОВА 
 
Я вернулся в деревню один.
Дал на это Всевышний мне силы.
Кто от жажды с ума не сходил,
Тот ещё не изведал пустыни.

Мы, надеясь на лучшую жизнь,
Покидали родные селенья.
Путь из Нигера в ближний Алжир
Не доставит, казалось, лишенья.

Есть в канистрах запасы воды,
Есть еда на прогон в двое суток...
Зной палящий - предвестник беды -
Плавил мозг. И сводило желудок.

Ближе к вечеру наш грузовик
Наклонился и съехал с дороги:
Обе шины проколоты вмиг.
А воды оставалось немного.

Мы решили к колодцу идти -
Ждать подмоги мы были не в силах.
Гибли женщины, дети в пути,
Смерть и старых, и малых косила.

Становилось труднее глотать,
Кожа трескалась, руки немели.
Коль присел отдохнуть - уж не встать,
Каменеет проклятое тело.

Ты не видел, как сходят с ума,
Вены рвут, чтобы крови напиться?
Хоть бензин, хоть лекарство, хоть яд -
Мнимый призрак желанной водицы!

Больше сотни - в начале пути.
Лишь семнадцать - живыми вернутся...
Я - сумевший из ада уйти.
Я со смертью пока разминулся.

Суть этого рассказа помогают понять авторские пояснения к стихам: «Два года назад группа из 113 человек покинула Нигер в надежде на лучшее будущее в ЕС. Несколько дней спустя они оказались в пустыне Сахара без транспорта и воды. Лишь 17 из них выжили». Один из выживших - персонаж стихов, от лица которого рассказывается история. Сделано хорошо: речь персонажа - это не поэтический монолог, а убедительный рассказ человека, который «надеясь на лучшую жизнь, покидал родные селенья» о пережитых им невзгодах пути: "Ты не видел, как сходят с ума, вены рвут, чтобы крови напиться? Хоть бензин, хоть лекарство, хоть яд - мнимый призрак желанной водицы!" Изложение кажется мне достоверным, оно выразительно, эмоционально передано. А вот образ рассказчика удивляет, судя по стилю его речи, это вовсе не обнищавший и не обездоленный  житель Нигера, а хорошо образованный человек, поскольку его речь уж очень близка к литературной.

20. ИЗ ЖИЗНИ АНГЕЛОВ. АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ ПЕТРОВСКИЙ
                Друзьям моим, боевым летчикам    
(по рассказу начальника Небесного патруля)

Над зеленым сукном баталий – и шум, и гам,
Разлетаются кости и карты ложатся в масть.
Славно бесам мы нынче врезали по рогам!
А расклад был – самим бы, к Дьяволу, не пропасть.

Хор пропустим... и пусть ругается Гамаюн!
(мне псалмы эти – как под крыльями волдыри! )
Этот… новенький… нимбоюный… Хорош в бою!
И не выскажешь правым словом, как удивил.

Ну, летим, значит... Я - про тактику, про расчет,
Безопасность, мол, в нашем деле всему венец,
Этот… новенький… вдруг как гикнет: «Смотрите – Черт!»
И сорвался в пике из клина… Вот сорванец!

Завязались..Копыта, перья, да ярь в глазах.
Этот... новенький... нимбанутый... Ей-Богу, псих.
Тут поверишь во что угодно, но нам нельзя.
Он, наверное, русский. (Я раньше встречал таких.)

Как поэму поэт рожает – пишу отчет,
Будет нам по делам нашим… Ладно. Авось – простит?
Где-то жалобу стрОчит битый изрядно Черт…
Я сижу, улыбаюсь, – смотрю, как мальчишка спит.

Еще один новый для меня участник конкурсов Мастерской, который блестяще справился с заданием. Персонаж стихов - боевой летчик, начальник Небесного Патруля, очень эмоционально, используя профессиональный жаргон, рассказывает коллегам летчикам о том, как вел себя в бою "новенький", как он чудом избежал смерти: "...завязались... Копыта, перья, да ярь в глазах. Этот... новенький... нимбанутый... Ей-Богу, псих. Тут поверишь во что угодно, но нам нельзя. Он, наверное, русский. (Я раньше встречал таких)". Именно здесь, в этом сюжете и в этом контексте вся неправильность речи не только допустима, но и необходима, в отличие от предыдущих стихов, рассказываемых подозрительно правильным - литературным слогом, эти кажутся более достоверными. Хочу обратить ваше внимание на то, что будь те же самые жаргонизмы в речи автора стихов - это было бы недостатком, препятствующим номинации.

26. ТАКИМ Я ПОМНЮ ДЕНЬ ПОБЕДЫ. НИНА ПИГАРЕВА   
Написано по рассказу Михаила Семёновича Самсонова, почётного жителя нашего района.

Под окном родимой хаты
Зацвела сирень.
Мама ставила заплаты
В памятный тот день
На штаны мои и брата,
Платьице сестры.
Уловив взгляд виноватый
Матушки – вдовы,
Поспешил её утешить
С раннего утра…
Тут влетела тётя Стеша –
Мамина сестра.
Словно в рупор, закричала
Во весь дух она:
«Радуйся, сестрица Алла,
Кончилась война!!!»
Лишь скользнула тень улыбки
На родном лице.
Вновь сверкнули яркой вспышкой
Думы об отце.
Как любила, провожала
Милого на фронт…
И как горюшко подкралось
Ровно через год.
Вопреки суровой вести
Продолжала ждать…
Сжав рукой нательный крестик,
Застонала мать.

Я не смог унять боль мамы.
Горше часа нет.
В те мгновения казалось –
Рухнет белый свет.
Безутешно до обеда
Голосила мать…
Вот таким я День Победы
Буду вспоминать.

Увы, я не слышала вживую речи Михаила Семеновича, почетного жителя района. Если он делился своими воспоминаниями о наступившей  Победе столь же скучным, невыразительным языком, то я, возможно, не стала бы использовать в стихах прием "рассказывает персонаж", а  лучше бы переложила услышанное авторским языком, наполнив его своими чувствами и использовав какое-то количество выразительных средств - тропов. Здесь же - тема стихов достойная, а речь персонажа уж очень блеклая, не говорящая о рассказчике совершенно ничего - одна только последовательность событий. Таким языком очевидцы столь значимого для (наверняка, фронтовика) события не рассказывают, у него должны были прорваться в рассказе какие-то эмоции, а вместе с ними - неровность и оборванность живой речи. Мне не хватило в этом стихотворении образа рассказчика, ощущения его личности.

27. ПИСЬМО. ФИДЕЛЬ САГИТОВ

…Маманя, не держи на сына зла,
Меня судьба по жизни помотала,
Сюрпризов, что она преподнесла,
И горя я, поверь, хлебнул немало.

Недавно здесь случился форс-мажор,
Никто того не ждал, но вот однажды
К нам в ИТК заехал Дирижёр,
Тот самый, о котором слышал каждый.

Немного он, конечно, обещал,
Но как всегда, не говорил впустую,
Надежду всё ж какую-то нам дал,
А главное - амнистию вчистую.

Понятно, никаких гарантий нет,
Что пулю не получишь на зелёнке,
Но это лучше, чем ещё пять лет
По 35-й чалиться на шконке.

Кто говорит, что нет пути назад,
Он есть, но лишь для тех, я знаю точно
Чьи руки ещё помнят автомат,
Кто в армии, как я, служил на срочной.

Я это понимаю как никто,
Здоров, силён, не болен, не контужен,
Пусть новая работа не УДО,
Но значит я ещё кому-то нужен.

На этот адрес больше не пиши,
Повремени пожалуйста с ответом,
А новый угадать ты не спеши,
Тут видимо какие-то секреты.

Ну всё, меня торопят мужики,
Такая уж видать моя судьбина,
Родная, ты себя побереги
И не печалься попусту за сына.

Очень современные стихи. Если я правильно их поняла, они о том, как наши «музыканты» (ЧВК Вагнер) приглашали находящихся в заключении людей для осуществления военных операций и через участие них - давали возможность искупить свое преступление, освободиться. Перед нами - письмо такого заключенного своей матери. Он тот самый персонаж, через речь которого автор раскрывает содержание стихов. И мне кажется, у него получилось: образ получился живым, зримым. «Понятно, никаких гарантий нет, что пулю не получишь на зелёнке, но это лучше, чем ещё пять лет по 35-й чалиться на шконке". Я не знаток тюремной лексики, но здесь именно она присутствует и употреблена к месту. И мы, читая стихи, симпатизируем персонажу: «Пусть новая работа не УДО, но значит я ещё кому-то нужен». Чувство нужности необходимо каждому человеку, оно даже важнее, чем одно только освобождение...

36. НУ, КАКОЙ ИЗ МЕНЯ ГОРОДСКОЙ. ГАЛА ГАЛКА. 

Ты, послушай меня, что кумекаю,
Не поеду я в город к своим.
Под крыло стариков — глупость экая,
Будто завтра мы в гроб норовим.

Семь десятков здесь жил и, пожалуйста,
Покидай-ка деревню скорей.
Понимаю, опека из жалости,
Ведь из шёлка сердца дочерей.

Что не жить здесь, покуда ходячие?
Всем для жизни Господь угодил:
Дом, работа, справляемся с дачею,
И уверен, полно ещё сил.

Не прощайся с берёзками стройными,
Раньше срока слезой не кропят.
Не забыла, небось, как устроили
В старом здании клуб для ребят?

Ты прикинула, взглядом измерила,
А по шее ли выбран хомут.
Пол намыла, обои поклеила,
Тюль повесила — полный уют.

Собирал тренажеры из хлама я
И пороги контор обивал.
Всех друзей есть заслуга немалая
В том, что стал лучшим местом спортзал.

Затянул спорт по самое темечко,
Вот где ждало призванье меня.
Сорок лет пронеслось. Эх, ты, времечко,
Не прошло без качалки ни дня!

Жизнь моя — пацаны с их ребячеством.
Как оставишь "Атлет" сиротой?
Лишь со штангой умею корячиться,
Ну, какой из меня городской?

Стихи написаны в формате письма семидесятилетнего деревенского жителя  своим родным, которые, видимо, уговаривают его переехать в город. Мне нравится точно подобранный, характерный и потому выразительный язык стихов: «Ты прикинула, взглядом измерила, а по шее ли выбран хомут. Пол намыла, обои поклеила, тюль повесила - полный уют». Нравится и то, что здесь не просто фотография чужого письма, а присутствует тема, которую автор вполне сознательно захотела раскрыть через это письмо - тема привязанности человека к своей земле, вложенному в нее труду, к делу, которому он  долго служил. «Что не жить здесь, покуда ходячие? Всем для жизни Господь угодил». Или: «Лишь со штангой умею корячиться, ну, какой из меня городской?»

37. МОНОЛОГ СТАРОГО ДОМА. ГАЛИНА СКУДАРЁВА

Как страшно быть пустым и позабытым!
Надежды нет, что жизнь сюда вернётся.
Устал я ждать  гостей, держа открытым
Для просуха чердачное оконце.
А в  брёвнах старых стен — всё больше щели:
Ведь воробьи всю паклю растаскали.
Да, нужен бы ремонт: придут метели...
До этого ль хозяину? Едва ли.
Пышна одна крапива за сараем.
Клён-самосев горит костром нежарким.
Мы с ним опять всю зиму проскучаем:
Смешно ведь ждать гостей  — судьбы подарка!

Здесь тот случай, когда я не могу определенно сказать, создана речевая характеристика персонажа или нет, потому что совершенно не представляю себе, как именно  разговаривает дом! Хотя все печали и озабоченности  стареющего дома в монологе отражены точно: «А в брёвнах старых стен - всё больше щели: ведь воробьи всю паклю растаскали», «...придут метели... До этого ль хозяину? Едва ли. Пышна одна крапива за сараем». Ворчит домик, критикует своих хозяев, одиноко ему без людей. Мне понравились стихи. И читать интересно, и сюжет выстроен нестандартно.

60. ТАМ ГДЕ СОЛНЕЧНО.  ЮРИЙ БАШАРА   
                Материнское письмо на фронт. СВО

Там где солнечно осень пышет,
Где не знают слёз чьи-то дети,
Ночью мать письмо сыну пишет.
Он, ведь счёл, что за всех в ответе.

    «Я люблю тебя очень, очень,
    Мой радетель людских страданий
    И горжусь, милый мой сыночек,
    Благородством твоих желаний.
    Для меня самым главным было,
    Чтоб ты  рос человеком чистым.
    Материнское счастье сбылось,
    Настоящий ты, бескорыстный.
    Боль людская тебя пронзает.
    Человечностью ты пропитан.
    Справедливость в душе святая.
    Добротою сердце прошито».

И я тоже припомнил мамы
Полуночный ступор испуга.
Матерей связь крепка с сынами,
И тому природы заслуга.

    «А меня страх и боль терзают.
    Крик в душе и внутри всё рвётся.
    Но победа ведь там, я знаю,
    И других мам детьми куётся».

Напролёт дни и ночи молят
Мамы все о своих кровинках.
Нет сильней в городах и сёлах
Материнской любви инстинкта.
Он в окоп поехал без страха,
Поменяв уют безмятежный,
На победу над злом... иль плаху.
Бог то знает — Кто прав, кто грешен.

    «И любовь моя верю, знаю,
    Как щитом, плащом-невидимкой,
    Укрывать тебя помогает,
    Чтобы враг и смерть прОшли мимо.   РУ
    Жду тебя. Я ждун терпеливый.
    Маяком могу быть, светиться.
    Я с тобой. Я ангел-хранитель.
    Ничего с тобой не случится.
    И Господь с тобой! Свято верю!
    Он тебе этот путь отмерил».

А в этом стихотворении рассказывают по очереди два действующих лица: персонаж - мать, пишущая письмо на фронт сыну («Я люблю тебя очень, очень, мой радетель людских страданий, и горжусь, милый мой сыночек благородством твоих желаний...»), и автор, который поэтическим языком комментирует события, осмысливает их и сопереживает («Напролёт дни и ночи молят мамы все о своих кровинках. Нет сильней в городах и сёлах материнской любви инстинкта»). Написано неплохо. Правда, не могу сказать, что язык матери по стилю речи отличается от языка автора. И это скорее минус в целом хорошему произведению. А по технике - над точностью рифм, над единообразием формата строф еще стоит поработать.

61. МОНОЛОГ ОТВЕРГНУТОЙ ЖЕНЩИНЫ. МАРИНА ШИРМА-ИГНАТОВА

Полночь... В бессонницу туго закутана,
тихо стою у окна.            
Годы промчались лихими минутами,
но одарили сполна.

Дети успешные, внуки и правнуки –      
счастья земного цветы.
Так для чего же ты, память, исправно так
в юность уносишь мечты?!

Ишь, как луну распузатило в талии -
самое время завыть,
чтоб все мыслишки летели подалее.
Юность... Её растудыть.

Сердце истерзано рваными ранами
ноет и ноет в груди –
грёзы о первой любви были тайными...
Пропадом всё пропади!

Бросилась в омут, на старости, дурочка!
Мнила – сначала начнём.
Помнишь, тебя называла – роднулечка...
Ой, да сиди бобылём!

Мне ль горевать-то, чай, скоро каникулы!      
Внучки приедут опять.
Только, родной мой, мечтания сгинули –
вместе хотелось встречать.

В небе беззвучном луна расплывается –
мутный забрезжил рассвет.
Видно не быть мне твоею избранницей,
даже на старости лет.

Снова весь день хлопотать осовелою,
в том виновата сама.
Грею дыханьем стекло запотелое,
слёзы глотая. Одна...

Хорошо передан внутренний женский монолог, произносимый героиней стихов наедине с самой собою в минуту печали. «Сердце истерзано рваными ранами ноет и ноет в груди – грёзы о первой любви были тайными... Пропадом всё пропади!». Монолог - не по свежим событиям, а по воспоминаниям, по осмыслению их. «Дети успешные, внуки и правнуки – счастья земного цветы. Так для чего же ты, память, исправно так в юность уносишь мечты?!». Вряд ли персонаж произносит этот монолог вслух - скорее подслушанные мысли, но автору здесь удалось убедительно перевоплотиться в образ своего персонажа.

62. ДЕБОШИР. ЕКАТЕРИНА РЫСКОВА

- Да вовсе я не дебошир -
Всему виною энтот сыр...
В собес приехал из села -
Заказ старуха мне дала.

Подай ей сыр! Гляжу, а здесь -
Такой, что бомж не станет есть!
Ведь он заплесневел совсем -
Моей старухе он зачем?!

А запах... запах - просто жуть!
Такая вонь - не продохнуть!
А сколько стоит тот «Рокфор»?!
Ну, я и выдал весь фольклор…

Я энтот сыр, едрёна вошь,
Не взял бы и за медный грош!
Весь персонал я в шок поверг?
Моральный всем нанёс ущерб?!

Ну, каюсь - лишнего наплёл…
Конфуз... Зачем же протокол?!
Да забодай меня, комар! -
Я ж думал: порченый товар...

Теперь-то вижу - был неправ!
За что такой большущий штраф?!
Ну, ладно, в драку бы полез,
А тут - ругнулся... дёрнул бес...

На штраф всю пенсию отдал -
Устроит бабка мне скандал:
Ей - месяц чай без сыра пить...
"Рокфор" по гроб мне не забыть!

Жанр иронических стихов, полностью написанных от лица персонажа с его яркой разговорной лексикой, с юмористическим сюжетом. «Ну, каюсь - лишнего наплёл… Конфуз...Зачем же протокол?! Да забодай меня, комар! -Я ж думал: порченый товар...». Хорошая работа!


 В качестве внеконкурсных произведений сегодня предлагаю вам два:

ПО СУББОТАМ КРУГЛЫЙ ГОД... ВЛАДИМИР КУРКОВ. ВНЕ КОНКУРСА

По субботам, круглый год, на базар спешит народ
закупить вперёд товара:"видит око — зуб неймёт".
Ну зачем, скажите мне, продовольствие извне?
Все равняются на доллар: цену требуют втройне.

На базаре, в двух шагах, мужичок в простых штанах
продаёт чернику в банке молодухе на сносях,
и матёрый скороспел (кто учиться не хотел)
предлагает телефоны тем, кто в жизни выше дел.
Бабка с местным хрусталём и кавказец с миндалём.
Ряд мясных деликатесов мы подальше обойдём.

— Ай, послюшай, дарагой, хочищ яблик наливной?
— Сколько стоит?...Это Пенза! Ты нас путаешь с Москвой.

Скрежет, как от саранчи.
— Быстро сделаю ключи!
— Мне бы ключик в мир, где счастье. Заготовку поищи.

У прилавка огурцов споры женщин-продавцов,
как всегда, про платья, деньги и "распутных жеребцов".

Вот китайский уголок: всё от кепок до сапог,
джинсы, платья и футболки, пачки толстые чулок.
Здесь по-русски говорят, добродушны, не хамят.
Их улыбкам и вниманью, если честно, — очень рад.

Всюду шум и суета, а котомка-то пуста.
Обойду ещё разочек.Ох, задача непроста!
Что на тысячу рублей купишь: вяленых лещей
штук пяток, кусочек сыра? Растяни на восемь дней.

Улыбаюсь продавцам:
— Помидоров бы, мадам.
Мне улыбкой отвечают и "с походом" двести грамм.

Вот и "яблик наливной":
— Ты ведь парень не плохой,
поторгуемся, приятель?
— Да канечна, мой радной!!!

Всем приятна похвала. От улыбки, как халва,
напряженность тут же тает, и смягчаются слова.
По субботам, круглый год на базар спешит народ:
кто найдёт себе товары, кто-то — мудрость обретёт.


МОНОЛОГ ДЕТСАДОВСКОЙ НЯНЕЧКИ. АЛКОРА. ВНЕ КОНКУРСА

Объявление на двери детского сада: «Прием детей строго до 8-30. Калитка д/сада будет закрыта. Опоздавшие не принимаются! Убедительная просьба детей через забор не перекидывать. Дети должны быть переданы лично воспитателю группы!»

Ну, что вы в двери ломитесь, родители!!!!
Все тащут да и тащут мне дитять…
Часы - на стенке, глянуть не хотите ли???
Уж восемь тридцать, даже тридцать пять!

Опять сопливых, сонных соберёте мне,
Натопчите – придется подтирать!
Начнут кричать, носиться вскачь по комнате,
Здесь детский сад - не дача, вашу мать!!!

Вчерась опять мне парочку подсунули,
Забросив втихаря через забор...
Вам всё б рожать! Нет, чтоб сперва подумали!
А мне одни мученья - шум да сор!

Зарплата – смех, а дети заполошные:
И днем не спят, и кашу не едят!
Веди, мамаша взад, уж сколько прошено:
Кто опоздал, тот не мешай людЯм…   

******************************************

На этом все. Конкурс получился интересным и, надеюсь, мои комментарии к способам использования прямой речи в стихах кому-то пригодятся и покажутся убедительными. Спасибо всем, кто участвовал: даже, если что-то и было отобрано неудачно, все равно разбор ошибок идет нам всем на пользу. Спасибо судьям, которым тоже в этот раз было трудно. Всем - вдохновения и новых творческих открытий! С уважением, Ваша Алкора. 25.11.23.