Пацифизисы

Влансер
ЗАПОВЕДИ ПАЦИФИЗМА 
Подборка В.А. Сергеева от 16.10.2023

ЗАПОВЕДИ ПАЦИФИЗМА - это цитаты о безумии и безнравственности войны от Л.Н. Толстого с позиции православного христианина, чёткого последователя "Библии".
В качестве таких "заповедей" представлены цитаты с << Ц1 >> по << Ц34 >>  из антивоенных  статей православного писателя Льва Николаевича Толстого, который был отлучён от Русской православной церкви = РПЦ за его антивоенную теологическую критику РПЦ и властей Российской империи. Эти статьи написаны Л.Н. Толстым в начале 20-го века и опубликованы в недавней книге "Не могу молчать". - М.: Альпина Паблишер, 2022. 
Видимо, Л.Н. Толстым в этих статьях подразумеваются все войны, - за исключением праведной ОТЕЧЕСТВЕННОЙ войны, когда государство и народ защищают себя ОТ НАПАВШЕГО на их земли ВРАГА - вероломного захватчика, наглого нарушителя законов и договоров, варварского разрушителя и разорителя, садистского убийцы, оккупанта, поработителя, осквернителя, клеветника, лжеца и лицемера, аннексирующего (=присоединяюшего к своему государству) чужие земли, захваченные противозаконно военной силой. 
Правомочны 2 вопроса.  (1) Считал ли Л.Н. Толстой ОТЕЧЕСТВЕННОЙ войну против захватчика, который объясняет своё агрессивное нападение вынужденно ПРЕВЕНТИВНЫМ  - "необходимым для своей защиты" против якобы "готовящейся на него напасть" жертвы его агрессии?  (2) Считал ли Л.Н. Толстой, будучи пацифистом и последователем "Нагорной проповеди" Иисуса Христа (из "Библии", "Нового завета"), что в ситуации ОТЕЧЕСТВЕННОЙ войны (например, 1812 года) надо по-христиански "не сопротивляться злу насилием" и "подставлять правую щёку, если тебя ударили по левой"? 
Итак, далее - ЗАПОВЕДИ ПАЦИФИЗМА от Л.Н. Толстого.
<< Ц1 >>  Война - это соединиться в стада военных, без отдыха ходить день и ночь, ни о чём не думать, ничего не изучать, ничему не научаться, ничего не читать, не быть полезным никому, загнивать в нечистоте, спать в грязи, жить, как скоты, в постоянном одурении, грабить города, сжигать деревни, разорять народы, потом, встретив такое же другое скопище человеческого мяса, бросаться на него, проливать озёра крови, покрывать поля разорванным мясом и кучами трупов устилать землю, быть искалеченными, быть размозжёнными без пользы для кого бы то ни было и наконец издохнуть где-нибудь на чужом поле.
<< Ц2 >>  Опять война. Опять никому не нужные, ничем не вызванные страдания, опять ложь, опять всеобщее одурение, озверение людей.
<< Ц3 >>  Несчастные люди, доведённые вековым насилием и обманом до признания величайшего преступления в Мире (массового убийства людей) - "доблестным делом", не считают себя виноватыми.
<< Ц4 >>  Как могут так называемые "просвещённые люди" проповедовать войну, содействовать ей, участвовать в ней и, что ужаснее всего, не подвергаясь опасностям войны, возбуждать к ней, посылать на неё своих несчастных, обманутых братьев?
<< Ц5 >>  Не могут "просвещённые люди" не знать того, что поводы к войнам всегда такие, из-за которых не стоит тратить не только одной жизни человеческой, но и одной сотой тех средств, которые расходуются на войну.
<< Ц6 >>  Вдруг начинается война, и те самые люди, которые вчера ещё доказывали жестокость, ненужность, безумие войн, ныне думают, говорят, пишут только о том, как бы убить как можно больше людей и как бы как можно сильнее разжечь страсти человеконенавистничества в тех мирных, безобидных, трудолюбивых людях, которые своими трудами кормят, одевают, содержат тех самых мнимо "просвещённых людей", заставляющих совершать эти страшные, противные их совести, благу и вере дела.
<< Ц7 >>  Русский царь, тот самый, который призывал все народы к миру, всенародно объявляет, что, несмотря на все заботы свои "о сохранении дорогого его сердцу мира" (заботы, выражавшиеся захватом чужих земель и усилением войск для защиты этих захваченных земель), он, вследствие нападения японцев, повелевает делать по отношению японцев то же, что начали делать японцы по отношению русских, то есть убивать их; и объявляя об этом призыве к убийству, он поминает Бога, призывая Его благословение на самое ужасное в свете преступление.
<< Ц8 >>  Все знают, не могут не знать главного, что войны, вызывая в людях самые низкие, животные страсти, развращают, озверяют людей.
<< Ц9 >>  Все подносят друг другу безобразные иконы, в которые никто из просвещённых людей не верит; все в землю кланяются перед этими иконами, целуют их и говорят высокопарно-лживые речи, в которые никто не верит.
<< Ц10 >>  Богачи жертвуют ничтожные доли своих безнравственно нажитых богатств на дело убийства или на устройство помощи в деле убийства, а бедняки, с которых правительство собирает ежегодно два миллиарда, считают нужным делать то же самое, отдавая правительству свои гроши.
<< Ц11 >>  Правительство возбуждает и поощряет толпы праздных гуляк, которые, расхаживая с портретом царя по улицам, поют, кричат "ура" и под видом патриотизма делают всякого рода бесчинства.
<< Ц12 >>  По всей России, от дворца до последнего села, пастыри церкви, называющей себя христианской, призывают того Бога, который велел любить врагов, Бога-Любовь на помощь делу дьявола, на помощь человеко-убийству. И одурённые молитвами, проповедями, воззваниями, процессиями, сотни тысяч людей с напущенным молодечеством едут туда, где они, рискуя жизнью, будут совершать самое ужасное дело - убийство людей, которых они не знают и которые им ничего дурного не сделали.
<< Ц13 >>  Граждане, воздерживающиеся от таких проявлений, если они пытаются образумить людей, считаются изменниками, предателями и находятся в опасности быть обруганными и избитыми озверевшей толпой людей, не имеющих в защиту своего безумия и жестокости никакого
<< Ц14 >>  Война образует людей, перестающих быть гражданами и делающихся солдатами. Их привычки выделяют их из общества, их главное чувство есть преданность начальнику, они в лагерях приучаются к деспотизму, к тому, чтобы достигать своих целей насилием и играть правами и счастием ближних; их главное удовольствие - бурные приключения, опасности. Мирные труды им противны.
<< Ц15 >>  Война сама собой производит войну и продолжает её без конца. Победивший народ, опьянённый успехом, стремится к новым победам.
<< Ц16 >>  Народы, озлоблённые друг против друга взаимными обидами, желают друг другу унижения, разорения. Они радуются тому, что болезни, голод, нужда, поражения постигают враждебную страну. Убийство тысяч людей вместо сострадания вызывает в них восторженную радость.
<< Ц17 >>  Наступил возраст военной службы, и всякий молодой человек должен подчиняться не имеющим объяснения приказаниям негодяя или невежды; он должен поверить, что благородство и величие состоят в том, чтобы отказаться от своей воли и сделаться орудием воли другого, рубить и быть рубимым, страдать от голода, жажды, дождя и холода, быть искалеченным, не зная зачем.
<< Ц18 >>  Точно как будто не было ни Вольтера, ни Монтеня, ни Паскаля, ни Свифта, ни Канта, ни Спинозы, ни сотен других писателей, с большой силой обличавших бессмысленность, ненужность войны и изображавших её жестокость, безнравственность, дикость и, главное, точно как будто не было Христа и его проповеди о братстве людей и любви к Богу и людям.
<< Ц19 >>  Как может верующий христианин или даже некто неверующий, но весь невольно проникнутый христианскими идеалами братства людей и любви, которым воодушевлены произведения философов, моралистов, художников нашего времени, как может такой человек взять ружьё или стать к пушке и целиться в толпы ближних, желая убить их как можно больше?
<< Ц20 >>  Все эти наглые, лживые речи о преданности, обожании монарха, о готовности жертвовать жизнью (надо бы сказать чужой, а не своей), все эти обещания отстаивания грудью чужой земли, все эти бессмысленные благословения друг друга разными стягами и безобразными иконами, все эти молебны, все эти приготовления простынь и бинтов, все эти отряды милосердия, все эти жертвы на флот и Красный Крест, отдаваемые тому правительству, прямая обязанность которого в том, чтобы, имея возможность собирать с народа сколько ему нужно денег, объявив войну, завести нужный флот и нужные средства перевязки раненых, все эти славянские напыщенные, бессмысленные и кощунственные молитвы, про произнесение которых в разных городах газеты сообщают как про важную новость, все эти шествия, требования гимна, крики "ура", вся эта ужасная, отчаянная, не боящаяся обличения, теперь русское общество и которое передаётся понемногу и массам, - всё это есть только признак сознания преступности того ужасного дела, которое делается.
<< Ц21 >>  Непосредственное чувство говорит людям, что не должно быть того, что они делают, но как тот убийца, который, начав резать свою жертву, не может остановиться, так и русским людям кажется теперь неопровержимым доводом в пользу войны то, что дело начато.
<< Ц22 >>  Война начата, и потому надо продолжать её. Так это представляется самым простым, заблудшим, неучёным людям, действующим под влиянием мелких страстей и одурения, которому они подверглись. И точно так же рассуждают самые учёные люди нашего времени, доказывая то, что человек не имеет свободы воли, и потому, если бы он и понял, что начатое им дело нехорошо, он не может остановиться. И ошалелые, озверелые люди продолжают ужасное дело.
<< Ц23 >>  Удивительно, до какой степени, благодаря дипломатии и журналам, может самое ничтожное несогласие превратиться в священную войну. Под одним или другим видом это всегда - тот же дух завоевания и насилия.
<< Ц24 >>  Спросите бросившего старых родителей, жену и детей солдата-рядового, унтер-офицера: зачем он готовится убивать неизвестных ему людей? Он сначала удивится вашему вопросу. Он присягал и должен исполнять приказания начальства. Если же вы скажете ему, что война, то есть убийство людей, не сходится с заповедью "не убий", то он скажет: "А как же, коли на наших нападают? Повоюем за царя, за веру православную!". Спросите офицера, генерала: зачем он идёт на войну? Он скажет вам, что он - военный, что военные необходимы для защиты отечества. То же, что убийство не сходится с духом христианского закона, не смущает его, потому что он или не верит в этот закон, или если верит, то не в самый закон, а в то разъяснение, которое дано этому закону.
<< Ц25 >>  Спросите дипломатов, которые своими обманами подготавливают войны, зачем они делают это. Они скажут вам, что цель их деятельности - в установлении мира между народами и что цель эта достигается не идеальными, неосуществимыми теориями, а дипломатической деятельностью и готовностью к войне. И точно так же, как военные (вместо вопроса о своей жизни - поставят вопрос общий), так и дипломаты будут говорить об интересах России, о недобросовестности других держав, об европейском равновесии, а не о своей жизни и деятельности.
<< Ц26 >>  Точно так же объяснят своё участие в деле войны все подготовители её. Они, пожалуй, согласны в том, что желательно было бы уничтожить войну, но теперь это не возможно, теперь они, как русские и как люди, занимающие знАчимое положение в обществе, призваны действовать, а не рассуждать, когда "есть великое общее дело". А бедняки, из которых делается "пушечное мясо", не имеют своих убеждений или мужества их отстаивания. От этого всё зло. Привыкнув издавна убивать себя ради вопросов, которые они не понимают, они продолжат это делать, воображая, что всё идёт хорошо.
<< Ц27 >>  То же скажет кажущийся виновником всего дела царь. Он так же, как и солдат, удивится вопросу о том, нужна ли теперь война. Он не допускает даже мысли о том, что можно было бы теперь прекратить войну. Он скажет, что он не может не исполнять того, что требует от него весь народ, что, хотя он и признаёт войну великим злом и употреблял и готов употреблять все средства для уничтожения её, в данном случае он не мог не объявить её и не может не продолжать её, мол, "это необходимо для блага и величия России".
<< Ц28 >>  Все эти люди, признавая для себя обязанность христианского закона, запрещающего не только убийство ближнего, но требующего любви к нему, служения ему, позволяют себе участие в войне, то есть в насилии, в грабеже, убийстве, - одинаково всегда ответят тем, что поступают они так во имя или отечества, или веры, или присяги, или чести, или цивилизации, или будущего блага всего человечества. Под ружьё теперь ставят не как прежде - несколько тысяч продажных бедняков, а целые народы, готовые убивать друг друга. Для того, чтобы приготовить их к убийству, разжигают их ненависть, уверяя их, что они ненавидимы, и кроткие люди верят этому. Бог знает из-за какого смешного распределения границ или каких-нибудь торговых, колониальных интересов эти люди бросаются друг на друга с жестокостью диких зверей.
<< Ц29 >>  Вы спрашиваете, необходима ли война между цивилизованными народами. Я отвечаю: не только не необходима, но никогда и не была необходима, никогда. Она всегда нарушала правильное историческое развитие человечества, нарушала право, задерживала прогресс. Если последствия войн иногда и бывали выгодны для общей цивилизации, то вредных последствий было гораздо больше.
<< Ц30 >>  Войны начинаются и ведутся ради власти, почестей, богатства в интересах меньшинства людей в ущерб массам, естественное легковерие и предрассудки которых вызыватся и поддерживаются этим меньшинством.
<< Ц31 >>  Совершенно очевидно, что если мы будем продолжать жить так же, как теперь,  руководствуясь как в частной жизни, так и в жизни отдельных государств одним желанием блага себе и своему государству, и будем, как теперь, обеспечивать это благо насилием, то, неизбежно увеличивая средства насилия друг против друга и государства против государства, мы, во-первых, будем всё больше и больше разоряться, перенося бОльшую часть своей производительности на вооружение; во-вторых, убивая в войнах друг против друга физически лучших людей, будем всё более и более вырождатьлся и нравственно падать и развращаться.
<< Ц32 >>  Пропасть, к которой мы идём, уже становится видна нам, и самые простые, не философствующие, неучёные люди не могут не видеть того, что, всё больше и больше вооружаясь друг против друга и истребляя друг друга на войнах, мы, как пауки в банке, ни к чему иному не можем прийти, как только к уничтожению друг друга.
<< Ц33 >>  Мы разогнались к пропасти и не можем остановиться и летим в неё. Для всякого разумного человека, думающего о том положении, в котором находится теперь человечество, и о том, к которому оно неизбежно приближается, не может быть очевидно, что практического выхода из этого положения нет никакого, что нельзя придумать никакого такого устройства, учреждения, которое  спасло бы нас от той погибели, к которой мы неудержимо стремимся.
<< Ц34 >>  Вы водворяете спокойствие и порядок. Чем же вы его водворяете? Тем, что вы, представители христианской власти, руководители, наставники, одобряемые и поощряемые церковными служителями, разрушаете в людях послоедние остатки веры и нравственности, совершая величайшие преступления: ложь, предательство, всякого рода мучительство и - последнее самое ужасное преступление, самое противное всякому не вполне развращённому сердцу человеческому: не убийство, а бесконечные убийства, которые вы думаете оправдать разными глупыми ссылками на какие-то написанные вами законы.
Всё, что вы делаете теперь, с вашими обысками, шпионствами, изгнаниями, тюрьмами, каторгами, виселицами - всё это не только не приводит народ в то состояние, в которое вы хотите его привести, а, напротив, увеличивает раздражение и уничтожает всякую возможность успокоения.
Но сколько вы ни говорите о том, что всё, что вы делаете, вы делаете для блага народа, люди всё больше вас понимают и презирают.