Камо грядеши Г. Сенкевича

Юлия Ви Комарова
Роман нобелеата 1905 года Генрика Сенкевича не нуждается в представлениях. Это классика исторического романа, основанного на художественном противопоставлении двух миров, «из которых один был правящей и всемогущей силой административной машины, другой представлял исключительно духовную силу. Мысль эта привлекала меня как поляка своей идеей победы духа над материальной силой; как художника она увлекала меня великолепием форм, в какие умел облекаться древний мир» (Г.Сенкевич)

Камо грядеши
Автор:Генрик Сенкевич

Возрастное ограничение:16+
Дата написания:1896
Длительность:22 ч. 05 мин. 54 сек.
Переводчик:Витольд Ашмарин
Чтец:Пётр Мальцов
Правообладатель:ИДДК

О чём?

Времена Нерона. В центре сюжета сам цезарь и его окружение, в том числе знаменитый арбитр изящества Петроний, его племянник Виниций с невестой-христианкой Лигией. И христиане: апостолы Пётр и Павел и их последователи.

Любовная история Лигии и Виниция разворачивается на фоне грандиозного пожара Рима и начала гонений на христиан, в том числе мученической смерти огромного числа христиан на арене римского цирка.

Что хорошо?

На примере августианца Виниция мы можем увидеть эволюцию язычества в христианство: в самом начале романа наш герой стопроцентный римский воин, которого мало заботят проблемы других людей, а рабов так и вовсе он людьми не считает. Бить, мучить или даже убить раба за малейшую провинность он считает нормой. Но по мере знакомства с Лигией и апостолами мировоззрение Виниция кардинально меняется. К моменту, когда Лигию выпускают на арену цирка для мученической кончины, душа Виниция совершенно преображается. Сделано это очень впечатляюще.

Ещё один персонаж, за которым любопытно следить, это Хилон Хилонид, грек, считающий себя философом, но не гнушающийся предавать и наушничать, если ему это выгодно. Однако страдания христиан и его изменяют.

Безусловно, прекрасен как персонаж Петроний – его диалоги, остроумные реплики и философия наслаждения, которой он следует до самого конца, это украшение романа. Однако как личность на фоне христиан он проигрывает.

А вот что касается апостолов, то их образы совершенно безупречны. Даже сомнения Петра на римской дороге не снижают образа мученика, а лишь делают его человечнее. Но самое главное – апостолы не устают повторять, что вера Христова – это любовь, милосердие и радость. Мне кажется, верующие люди часто об этом забывают, увлечённые дотошным исполнением заповедей.


В подтверждение последней мысли я бы привела образ священника Криспа – в нём отображён всем нам известный тип ярого фанатика, который в своей вере ищет лишь искупления грехов и напрочь лишён сочувствия к грешникам. Он и себя не щадит, но и другим не помогает пережить трудные времена, а лишь усугубляет страдания.

Ну и, наконец, Нерон. Более отвратительного персонажа я давно не видела. Не сравнить ни с одним маньяком из последних прочитанных книг. Вот где абсолютно психически нездоровый человек!


Вообще вся галерея образов в романе впечатляет: все они живые, настоящие, им веришь, за них переживаешь. Особенно волнуешься о влюблённых.

Хороша озвучка. Впервые слушала этого чтеца, понравился. Читал ровно, спокойно, без излишних украшательств – то, что надо для этой книги.

Что не так?

Иногда пафос зашкаливал) Где-то в середине книги порой казалось, что христиане как-то перегибают палку. Но к моменту их мучений на арене понимаешь, что только в таком настроении и можно выйти на смерть. Для того, чтобы страдать, надо понимать, за что, видеть в этом высший смысл.

В конце концов сам Сенкевич хотел показать именно победу духа над плотью, как мы видели из цитаты в первом абзаце этой статьи.

А вы читали роман? Что скажете? Давайте обсудим!