Об испанской поэзии

Семён Гонсалес
    Я в стареньком парке на ветхой лавчонке сегодня приметил забавный реликт: седой старичок в летней кепочке тонкой, в пенсне и в шинели бывалой на вид, читал на испанском книженцию Лорки. Взор острый и вдумчивый – интеллигент! Потертая книга – от корки до корки – средь серости будней столь яркий момент. Ему, улыбнувшись, уселся я рядом: «Скажи-ка, отец – интересен поэт?» Меня тот обмерил столь пристальным взглядом, что аж засмущался – прилично иль нет? Быть может, я зря старика потревожил, в моем обращении плох этикет. Но вот не сдержал любопытства и что же, стихи на испанском – манящий секрет! «Ити твою мать, тут слова непонятны! Наверно, с похмелья глаза неважнец» – ответил старик и дыхнул неприятно – тяжёл перегар, как какой-то свинец. «Нашел на помойке красивую книжку» – старик уже строил подробный рассказ. С трудом говорил он, икота с отдышкой и членораздельность – ну так, через раз. «Сижу, значит, в парке, культурно читаю, а что тут написано – э-э-э, не понять! Какие-то буковки, вроде бы, знаю, но в целом всё мутно, ити твою мать!» Меня тут на смех сразу что-то пробило, как снег по весне испарился эффект. Ведь всё поначалу возвышенно было… Не тем, кем казался, тот вышел субъект! В пенсне будто Чехов, с такой же бородкой, и Лорка Гарсия – mentira!* Fatal !* Забавно, конфузно, смешно и неловко, и в мыслях итогом всплывает мораль.
    Встаю. «Ну, бывай» – поспешаю прощаться. «Сынок, не найдется рублей пятьдесят?» Я роюсь в карманах. «Вот сотня на счастье!» «Весьма благодарен». И глазки блестят. Тот трепет, с которым Цветаева Лорку читала, внимая Гранады мотив, утратил восторга былую подпорку, но вмиг философский обрел нарратив: всё в мире мираж – всё обманно и бренно, хотя так пленяет испанская блажь. Пусть «НО ПАСАРАН!»* кто-то пишет на стенах, в испанском стыде находя эпатаж, а дед на чекушку сумел заработать – ему «мучо густо»*, печалям «адьёс»!* Да, впрочем, какому эстету забота, что кто-то на свалку ту книгу отнёс?
    Пространный итог подводить я не буду, и так всем понятно, наверно, уже: полезна поэзия всякому люду от интеллигенции и до бомжей!

____________________________

*Ложь.
*Ужасно.
*НЕ ПРОЙДУТ!
*Очень приятно.
*Пока.
(исп)