Железноводск, или как убежать от старости

Вера Чередниченко
           Короткий отпуск решила посвятить собственному здоровью и взяла санаторную путевку в Железноводск. И это послужило поводом для обновления собственных  географических знаний. Моя любая поездка начинается с  определения на карте места назначения. Я должна четко представлять место, его окрестности, дороги, природные  достопримечательности. И только тогда в моей голове появляется пространственная цельность мира.
           Северный Кавказ.  В прежние годы я побывала и в Кисловодске, и в Пятигорске, в Ессентуках и на Домбае, Чегеме, Медовых водопадах и  Суворовских горячих источниках. Но сегодня я его  открываю заново.
           Северный Кавказ- семь субъектов РФ:  Ставропольский край, Дагестан( столица Махачкала), Чечня( Грозный), Ингушетия ( Магас), Северная Осетия - Алания(  Владикавказ), Кабардино -Балкария( Нальчик), Карачаево- Черкессия( Черкесск).
           Железноводск - курортный город юга Ставропольского края  Кавказско- Минераловодческой агломерации. Из Адлера мне предстоит поездка на поезде с пересадкой на станции Кавказской в Кропоткине, но я не теряю рабочие дни и вовремя прибываю в санаторий. Вся ночь на перекладных:  в 18:30 отъезд из Адлера, в 2:40 пересадка на ст. Кавказская( Кропоткин), в 3:15 посадка на поезд до Минвод, прибытие в 6:15, такси до Железноводска. Учитывая бессонную ночь, я доплатила за раннее заселение и к полудню была готова начинать знакомство с городом.
            Санаторий им. Тельмана расположен рядом с парком, в котором находятся бюветы  минеральной воды- "Славяновская" с температурой до 45 градусов  и "Смирновская"- прохладная. На первый день впечатлений - это единственный плюс, в остальном - полная  совдепия: косметический ремонт без изыска внутри спального корпуса, старые двери и мебель в номерах. Обслуживание на ресепшене очень медленное, поэтому в день приезда к врачу я не попала. Впереди два выходных дня. Правда, всё это меня особо не смутило, поскольку цель моего приезда- попить минеральную воду, сделать массаж и изучить округу. Минеральная вода - в шаговой доступности. Но... Шаги для моих коленей оказались сложноваты- я не учла рельеф местности: спуски, подъемы, ступени, ступени, ступени! С массажистом я договорилась индивидуально. Экскурсии распланировала и  оплатила заранее.
           Гонимая желанием познать округу в послеобеденное время я отправилась в парк. На удивление в парке было очень многолюдно. Пристраиваясь то к одной группе туристов, то к другой, я медленно осваивала терренкур.  Неожиданно выросшие за моей спиной крылья горного орла понесли меня к Каскадной лестнице лечебного парка. Прислушиваясь к рассказам экскурсоводов обгонявших меня групп туристов, разявя рот и делая фото, я начала спуск. Вскоре я поняла, что орлиные крылья мне не помогут и стала вспоминать всех Богов.  1790 ступеней!!! Из-за больного колена , приступая только на одну ногу, я медленно, но упрямо шла вниз. Темнело. Зажглась иллюминация и я увидела нескончаемое количество фонарей по сторонам лестницы, уходящих в далёкую даль. Теперь я уже вспоминала нечистую силу, толкнувшую меня на этот безумный спуск. А впереди замаячило большое озеро, которое мне предстояло обойти.  Манала я такой терренкур! Лучше до ста лет на полусогнутых и в наколенниках кататься на горных лыжах, чем повторить этот маршрут! И только моё имя- ВЕРА- давало надежду, что я благополучно доберусь в санаторный номер до своей кровати.
            Какими то тропами и очередными ступенями я вышла к зданию санатория " 30 лет Победы". За ним слышался шум  проезжающих машин. Трасса! Я готова была  упасть на колени и целовать асфальт. На спасительном такси вернулась в свой санаторий. Завалившись на кровать, придя немного в себя, я решила, что в 70 лет не только «песок сыпется», а «есть ещё порох в пороховницах»!
            На шесть утра следующего дня мне назначен общий массаж- другого времени у массажиста не было.  А когда-то  день в шесть утра начинался с секса!

По воскресным дням процедуры в санатории не отпускаются. И эти дни можно использовать для дальних экскурсионных маршрутов. Из Железноводска есть однодневная экскурсия в Чечню, в Грозный.  Мне давно хотелось поехать туда, уж больно много рассказов о заново  отстроенном городе . Третий день пребывания в Железноводске - воскресенье и я поехала в Чечню. Но это отдельный рассказ!

Четвертый день моего пребывания в санатории. Подъем в 6:30. Иду к источнику пить воду. В парке настоящая движуха! Народ активно шагает  во всех направлениях: кто-то к источнику, кто-то уже назад. Впечатление, что все спешат. А может так и есть: начался рабочий день курортника!  На открытой площадке слышна музыка,  активные отдыхающие делают  утреннюю зарядку. Утро прохладное. Воздух свеж и ароматен, дышится очень легко.  После небольшого подъёма в горочку мне уже тепло. А попив горячей "Славяновской" водички, становится жарко.
            Сегодня мне нужно на прием к терапевту. Надо же хоть какое то лечение получить!  По переходу, преодолевая опять ступеньки и длинные коридоры, попадаю в лечебный корпус. Терапевт озадачивает меня не полностью оформленными администратором документами. Чертыхаясь, иду на ресепшен, получаю необходимые бумаги, возвращаюсь к врачу. Процедуры расписаны: кислородный коктейль и подводный массаж. Полагаю, что больше и не надо, иначе некогда будет пить минеральную воду  и дышать  чистым горным воздухом.
            Иду в кабинет подводного массажа. Медсестра с осоловелыми глазами и помятым лицом, видно, что с бодуна, на "автомате" отпускает мне процедуру. Выясняется, что сегодня первый день её выхода из короткого отпуска, который она провела в Москве. Вчера вечером с подругами допоздна отмечала в ресторане 60- летний юбилей одной из них. Потом её загрузили в самолёт, ночь в полёте, утром на работу. Ни у одной меня утро получилось трудным!
            Вторая процедура дня - кислородный коктейль. Вообще то, я люблю его, но этот не на травах, а сиропе, потому  сладкий. Мне не понравился.
            К 11 часам дня температура воздуха поднялась до +19, светило солнце. Погода шептала: "Осваивай терренкур!" Взяв привезённые с собой скандинавские палки, я вышла на маршрут номер один. Его длина 3600 м вокруг основания горы Железной. Тропа широкая, выложена тротуарной плиткой, без выраженных подъемов и спусков, проходит среди леса, с оборудованными местами для отдыха, с обозначениями километража.
            Первый километр я прошла бодро. Потом моя прыть поутихла, но палки помогали коленям и спине держать форс. Идущих по тропе много. Кто-то идёт медленным прогулочным шагом, кто-то ,как я , с палками, вырабатывает ритм шага, а кто-то умудряется идти со скоростью. Почти на середине маршрута Владимирский источник -  в нём самая прохладная минеральная вода +27 градусов. Особенностью Железноводских минеральных источников является их температура. Это единственные в нашей стране и Европе кальциевые воды с высокой температурой, что  абсолютно не свойственно кальциевым водам.
            Отмеряю километраж дальше. Погода меняется: то солнечно, то облачно, то прохладный ветер, то полный штиль. Непривыкшие к ходьбе колени( дома больше езжу на машине) начинают уставать. Повороты тропы уже сглаживаю диагональю! Бывалые курортники сказали, что тропа выходит в город, и потом опять начинается парк. Помня, что мой санаторий рядом с парком, иду в ожидании. Вот прошла уже большие красивые строения, оказавшиеся санаторием "Горный воздух", дальше санаторий им Кирова, на противоположной стороне храм Покрова Божией Матери. Дорога раздваивается: правая уходит вниз, левая- вверх. Я уже притомилась, голова слегка подкруживается, пространственная ориентация утеряна. Блин, да скоро ль мой санаторий?! Отрываю взгляд от дороги, поднимаю глаза в небо: Господи, дай силы! О- ба-на! Высоченное здание на горе, наверху надпись- санаторий им.Тельмана.  Дошла! Осилила!
             В этот день я прошла 8,37 км.

Пятый день санаторной жизни. Распорядок дня отрегулирован, всё идёт без суеты и спешки. Начинаю вкушать прелести беззаботной жизни!  За завтраком соседка по столу, зная о моих проблемных коленях, спрашивает:"Сегодня пойдёте по тропе?" Мой ответ её рассмешил:"Надо!"
             Сегодня движение по маршруту номер один я совершала в направлении, противоположном вчерашнему. "Лермонтовский"источник оказался в 5-ти минутах от моего санатория. Попив этой водички, я пошла вокруг горы Железной.
             К ноябрю в парке деревья уже сбросили листву и она золотисто-коричневым ковром покрыла склоны горы. А сквозь оголённые, причудливо изогнутые ветви, хорошо просматриваются горы Железноводска с их непривычными для меня очертаниями вершин, что отражается и в их названиях. Горы, по сравнению с уже родными мне Краснополянскими, невысокие - гора Лысая - 739 м, Железная - 851 м, Змейка 994 м, Развалка - 926 м, Кинжал - 506 м ,  гора Бык -817 м, гора Верблюд -885 м, гора Бештау 1403 м. На северных склонах последней и расположен  сам город . Гора Медовая ( 725 м)возвышается над жилыми кварталами города в виде огромного каменного зуба. Название своё  получила из-за жёлтого цвета скал, выложенных словно пчелиные соты.
             Иду, любуюсь корнями - корягами. Порой они кажутся родственниками Лешего.    Местами на тропе появлялся приятный запах леса. Я подняла сухие опавшие листья. От них исходил чудесный аромат. Это ясень, которого здесь множество.
             Сегодня маршрут показался мне короче, хотя километраж тот же. Может потому, что уже известен.
             Полтора часа неспешного шага по терренкуру номер один, выход к "Славяновскому" источнику с его горячей минеральной водой - заряд бодрости до следующего дня!

Сегодня утром я вспомнила анекдот про узбека, женившегося на хохлушке и объяснявшего ей о знаках своего настроения по виду тюбетейки на его голове, и ответе хохлушки. Так вот , в 6:00 я, выйдя на лоджию и, как та хохлушка, подперев руки в боки, громогласно на фоне утренний тишины грозным голосом сделала объявление: "Уважаемые курортники! Курение в номерах и на лоджиях категорически запрещено. Убедительная просьба неукоснительно соблюдать правила внутреннего распорядка санатория.  Администрация имеет право наложить штраф либо выселение без возврата Ваших средств". Моё грозно-раздраженное состояние от того, что накануне вечером я уже надышались табачной вонью. А поскольку  " спасение утопающих- дело рук самих утопающих", мои действия оправданы!
             И я пошла дышать воздухом курортного парка.
             Сегодня меня раздражало всё: и многочисленная толпа отдыхающих, спешащих на водопой, и громкая музыка на одной из площадок парка, и, конечно, нескончаемые ступеньки.
             Одно радовало -  погода. Чистое небо, солнце, полное безветрие и +20. Для Железноводска - это подарок.
             Мой жизненный принцип: возникла проблема - решаю быстро. После завтрака отправилась в приемную главного врача, дабы у горничной уже выяснила, что курит семейная пара в одном из номеров моего этажа.  Информацию передали начмеду. Ещё пожаловалась на недопустимо сладкий кислородный коктейль. Заодно попросила решить вопрос работы телевизора в номере: привыкла знать о событиях в мире. К 10:00 телевизор работал. Надеюсь, что и ситуация с курением разрешится! В противном случае, как сказала оптимистичная соседка по столу: "требуйте  переселения в лучший номер".
             Для улучшения настроения на вечер купила билет на концерт Игоря Христенко.
             Соседка по столу, пришедшая на обед раньше меня, доложила, что диетсестра сделала объявление о недопустимости курения в санатории. Лёд тронулся, господа!
             Но несмотря на это, уже затосковала по дому, по ровному Адлеру, по тихой даче с достаточным для тренировок количеством ступеней, по моей любимой Опель- Корсочке.

На седьмые сутки, похоже, организму надоела и горячая минеральная вода, и общий массаж, и каждодневные километровые прогулки по пересечённой местности, когда спина то мокрая, то охлаждается от налетевшего ветра. Взбунтовались колени. Фразу "Прислушайся к своему организму! У него для тебя столько полезной информации!" я часто говорю своим пациентам. Пришло время применить к себе!
              Заменила горячую "Славяновскую" воду на прохладную "Лермонтовскую". Мне она показалась приятней. Массаж теперь только спины и воротниковой зоны. Правда, подводный массаж продолжаю. Вместо кислородного коктейля - овсяный кисель. Добавила криотерапию коленей , заодно и лица. Немного ограничила походы.
              В Железноводск поехала по настойчивым рассказам моей подруги Людмилы Хаимовны. Сегодня окончательно поняла: что хорошо еврею, то русскому - швах! Хотела подлечить тело, получилось - только мозги! Думать-то своей башкой надо!

После второй процедуры криотерапии на коленные суставы я ощутила себя сайгаком. На сегодня моя задача исследовать город. Соседка по столу, приезжающая в Железноводск уже лет пятнадцать подряд, показала  фотоснимки Аллеи Любви - красивое местечко. Взяв скандинавские палки, я туда и  отправилась. Чтобы не сильно утомиться, часть пути проехала на маршрутке. Городская улица в виде аллеи, красиво вымощенная тротуарной плиткой, протянулась на километров пять от городского озера( озёр в Железноводске несколько) до санатория " Дубрава" и бювета рядом. На аллее установлены городские современные тренажёры. Я даже повелосипедила! В недоумение меня привел артобьект в виде двух больших красных сердец, а чуть дальше за ними - золотая трехметровая клетка с символичными попугаями. Интересно, что хотел этой композицией сказать дизайнер?!
           Попробовав воду из бювета, я отправилась назад. Чтобы сократить путь, уже ориентируясь, к автобусной остановке пошла другим маршрутом. Извитая ,с  подъёмами и спусками, множеством  ступенек, улочка. Смотрю название - улица Косякина. Верно то как!
           После обеда - поход в городской музей. В Великую  Отечественную Войну Железноводск был оккупирован фашистами с августа 1942 года по январь 1943 года.  После освобождения в город привозили  раненых советских бойцов. Почти всё мужское население города ушло на фронт. На фронт был отправлен весь транспорт, даже лошади. Женщинам и детям приходилось переносить раненых на носилках от железнодорожного вокзала в Дворец Эмира Бухарского, ставшего госпиталем. А это идти в гору километра четыре. Вот поколение было! Нынешнему подобное( не приведи, Господи!) не вынести!
               Вечером у меня поездка в Пятигорск в театр оперетты на спектакль "Баядера". Пятигорск тоже город "на холмах" - извилистые улочки с теми же подъёмами и спусками. Старинное здание театра, с лепниной на стенах внутри,  пилястрами на потолке. Зал заполнен полностью. Красочный спектакль, приятная игра артистов, хорошие голоса.
Приобщилась к культуре!

Последний день пребывания в Железноводске. Выселение из номера до 10:00, а поезд у меня в 23:40. Заранее взяла экскурсию на весь день в Кабардино- Балкарию. Маршрут: Кашхатау-Черекское ущелье-Башня Абаевых- Голубые озёра - Аушегер терма.
              Кашхатау- посёлок в центральной части Черекского района, на левом берегу реки Черек. Через посёлок проходит дорога республиканского значения «Урвань-Уштулу», связывающая посёлок с Нальчиком. Дороги, по которым мы ехали, с хорошим асфальтовым покрытием, разделительными полосами, разметками, отбойниками по сторонам, продуманными дорожными развязками, с эстакадами. Дома добротные, каменные, чаще одноэтажные, покрытые металлочерепицей , за высокими каменными заборами. Дворы большие. Ворота с кованного металла. В средней полосе России такого не увидишь!
             Черекское ущелье напомнило мне ущелье реки Мзымты в Адлере. Но окружающий цвет местности в ноябре серо-коричневый. Зелени уже нет. Дорога узкая, извилистая, как старая краснополянская: с одной стороны - обрыв, с другой скалы с камнепадами.
             Село, куда поднимаемся наша группа, расположено на высоте 1300 м над уровнем моря - в 2,5 раза выше уровня Красной Поляны.  Экскурсовод рассказывает об истории этих мест, населяющих их народах.
             Аул появился в этой местности примерно в XVII веке.  На склоне горы, имеющей ступенчатый ландшафт,  была построена башня, предназначавшаяся  для защиты от атак и обстрелов врагов- Башня Абаевых. Её высота составляет 17 метров, а стены достигают толщины в 2 метра!
Напротив башни Абаевых виднеется другая башня — Амирхана, которая возведена на большом валуне. Несколько зигзагообразных улочек петляют по гористой местности, поднимаясь снизу вверх. Нынешние руины - следствие гонений балкарцев советскими властями во времена Великой Отечественной войны. Фашистская горная группа "Эдельвейс" захватила все местные села. Советские войска, находившиеся здесь, но не имевшие опыта боевых действий в горах,  стали отступать по Черекскому ущелью в сторону Грузии, но их предали местные. Поэтому Красная Армия была вынуждена уничтожить аулы Средней Балкарии, в том числе и Куннюм.  Жителей депортировали в Казахстан и Среднюю Азию. В 1957 году  по амнистии балкарцы вернулись в родные земли. Сейчас здесь живет около 5000 человек.
            Меня поразили поднимающиеся на такую высоту трубы жёлтого цвета. Село, да и вся Кабардино-Балкария, газифицированы. Сибирь и Байкал только мечтают об этом!
            Рабочих мест здесь  маловато, но не увидела я здесь ни бедности, ни нищеты. Республика получает федеральные дотации. Эх, русскому бы человеку так жить!
            В Кабардино-Балкарии более 100 озёр. Большая их часть находится в высокогорьях. Экскурсионный  путь лежит к одному из них -Нижнее Голубое озеро. Озеро карстового происхождения, т.е. возникло в результате движения ледников, тектонических разломов земной коры, возможно, образовалось в кратере потухшего вулкана и  представляет собой "колодец" с отвесными стенами. Это послужило поводом для открытия здесь дайвинг-центра. Вода в озере прозрачная, но имеет тухлый запах из-за высокой концентрации сероводорода. Цвет её меняется от погоды:  вода бывает голубой, синей, бирюзовой и даже серой. Здесь не обитают пресноводные рыбы, но под водой растут водоросли и мох, а также живет рачок гаммарус, который питается этими растениями. В момент моего посещения погода была пасмурной, цвет озера был серым и большого впечатления на меня оно не произвело.
            На обратном пути мы заехали в село Аушегер. В его окрестностях обнаружены термальные воды и здесь полным ходом строятся отели с термобассейнами. В одном, уже функционирующем, искупалась и наша группа туристов. У меня есть с чем сравнить: под Майкопом красивее, чище, гигиеничнее.
            Возвращаюсь в санаторий за вещами. Поскольку ещё 5 часов до поезда, сижу в холле в удобном кресле, пишу свои впечатления и слушаю музыку, громыхающую из концертного зала. Сегодня воскресенье, в санатории после 20:00 танцы. Не удержалась, станцевала и я один быстрый танец!
            Смотрю я на стареющий, но не поддающийся старости народ и неоднозначные интересные мысли приходят на ум! ...