Нежданная зима

Наталья Баенхаева
Зима пришла неожиданно. Как это бывает, впрочем, и всегда.

Так происходит из года в год. Мы понимаем, что она не за горами, но последнее осеннее тепло, что дарит природа – расслабляет.

Ты улыбаешься солнышку, радуясь последним ярким краскам осени – бархатцам, хризантемам в саду, клёнам, что рдеют в лесу, среди давно облетевших дубов, диморфантов и маньчжурского ореха. А наутро вдруг накрывает ледяной дождь со штормовым ветром или всё присыпано снежком.

Этой осенью я в Харбине. Здесь всё так и не так, как у нас в Приморье.

Харбин очень зелёный город. Парки, скверы, аллеи - их здесь великое множество. Вдоль Сунгари, через весь город, который обрамляет её берега, тянется набережная со старыми ивами в парке Сталина, что до сих пор золотисто-зелены. Сколько же им лет? Они словно из сказки, причудливо изогнуты и в толщину наверно обхвата в три – четыре, а то и в пять! Бредёшь этой аллеей, погружаясь в детство, среди скульптур спортсменов–пионеров, рабочих, музыкантов, танцовщиц… Вот мама держит малыша за руку. А вот памятник переселенцам – китайская семья со скарбом на телеге. Парк незаметно выливается в центральную площадь, где стоит стела внушительных размеров в память о большом подвиге харбинцев в борьбе с наводнением 1957 года, и является одним из главных символов города-героя Харбина.

А через дорогу, в город уходит китайский Арбат, где всегда многолюдно и красочно. Но я продолжаю свой путь парком вдоль Сунгари.

И в глубине золотой ивовой аллеи, склоняющей свои густые кроны до земли, вижу уже деревянный дом, к которому и направляюсь. Это домик в русском стиле 1938 года постройки, с верандой, резными колоннами и резными наличниками на окнах, выкрашенный сейчас в белый и зелёный цвет. В нём было расположено кафе, где мы с мужем, каждый раз приезжая в Харбин и прогуливаясь по набережной, любили посидеть. Из года в год нас встречала знакомая уже китаянка и, улыбаясь показывала три пальца, что означало три блюда, которые мы всегда здесь традиционно заказывали. Это были всегда три овоща (припущенная картошка, баклажаны и болгарский, непременно зелёный в этом блюде, перец), губаджоу (мясо в кисло-сладком соусе) и пару бутылок харбинского пива.

Через Сунгари по канатной дороге плыли кабинки на Солнечный остров, где находится океанариум, красивый парк и музей «русская деревня». Со стороны набережной видны башенки и очертания сказочного замка на том берегу. Мы любовались Сунгари и наблюдали за людьми.

И в этот раз двери в кафе были открыты, приглашая войти. Но прежней кухни, как и улыбчивой китаянки, в домике на набережной уже не было. Время течёт и всё меняется. Здесь стояла кофе-машина (китайцы тоже пристрастились к кофе), а в витрине, совсем по-европейски, были выложены десерты.

Пирожных мне совсем не хотелось, и я побрела назад.

В Харбине, как, впрочем, и по всему Китаю, вдоль дорог, а также в парках и скверах много аллей, высаженных хвойниками (кедрами, голубыми елями) или кустами сирени. Весной город утопает в сиреневой дымке. В кампусе университета, где мы живём, на левом берегу реки, много таких аллей. Кусты сирени до сих пор одеты зелёной листвой, и только лишь слегка кое-где подернулись бордовым цветом. Здесь также много золотистых ивовых деревьев, которые я так люблю. И изгороди из кустарников совсем не облетели, удивительно! Ведь уже начало ноября!

6 ноября Харбин накрыла снежная буря. Температура упала. Уже с ночи пошёл снег и поднялся ветер. Наутро, раздвинув шторы, я увидела кампус в белых пушистых одеждах. А мне в окно улыбалась харбинская зима. Я вышла ей навстречу, прогулявшись до ближайших магазинчиков и радостно приветствуя её. Дворники и работники лавок скребли лопатами, очищая дорогу, улыбаясь, и звонко, шутя переговаривались.

На обратном пути к дому ветер сносил меня уже с ног, пытаясь сорвать с головы шапку и забивал снегом глаза так, что я брела на ощупь.

С каждым часом ветер усиливался, снег продолжал сыпать, всё больше укрывая землю. В обед пуржило, а к вечеру ураганный ветер разогнал всех людей по домам. На улице не было ни души. Только в снежном вихре танцевала зима, вступая в свои права. А ветер кружил и кружил её в снежном вальсе. Он хохотал, то завывая, то присвистывая.

К утру 7 ноября всё затихло. Нарезвившись вдоволь, ветер полетел дальше, оставив на время Харбин в тишине и покое. А зима, наигравшись и наплясавшись осталась в городе. Прилегла в снежной шубе, сама отдохнуть, украсив дворы и деревья. Над Харбином, как прежде, синело ясное и высокое небо. Кедры и голубые ели в аллеях кампуса были торжественны в снежном убранстве и сказочно красивы. На их ветвях снег искрился на солнце и своей белизной слепил глаза. Студенты дружно скребли лопатами, чистили первый снежок. Им в помощь работала на дорогах снегоуборочная техника.

Зиме в подмогу до Харбина добрался и мороз. Благо он был сухой в отличии от приморского климата. И -16 здесь без ветра переносится гораздо легче.

Во Владивостоке же вторые сутки лил дождь.

Здравствуй, харбинская зима.
               
07.11.2023