По конкурсу - Я часть той силы

Творческая Мастерская Алкоры
http://stihi.ru/2023/09/28/6658 - Конкурсная страница
http://stihi.ru/2023/11/03/5196 - Итоги конкурса

С самого первого дня объявления конкурс философской поэзии "Я часть той силы" обещал стать интересным. И он полностью оправдал мои ожидания. Большого количества заявок я не ждала - тема трудная, тем не менее их оказалось достаточно много: 42 произведения, среди которых 4 - внеконкурсные. Наших судей, похоже, тема тоже заинтересовала! Вот как я сформулировала конкурсное задание:

«Я - часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо» - крылатая фраза, заимствованная у Гете, которую в романе «Мастер и Маргарита» М. Булгакова произносит Воланд. Требовалось языком поэзии поразмышлять над этой фразой,  проиллюстрировать ее сюжетом своих стихов. Например, рассказать читателю  случаи из реальной жизни, в которых человек, погружаясь в пучину зла, не только наполняется страданием, но побеждает зло и становится сильнее - приходит к пониманию, что именно испытание и встреча со злом дают добрый и необходимый плод,  позитивно изменяют его самого или жизнь его страны - устремляют к свету. Словом, к теме стихов конкурсанта должен подходить по смыслу эпиграф: «Я - часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо».

Часть участников пошла по другому пути. Многие заметили в цитате только ее первую часть - «силу, что вечно хочет зла» и пустились в рассуждения о демонизме, о борьбе сил добра со злом, их противостоянии. Во многих стихах проскальзывала мысль о равенстве сил Зла и Добра, которым человек может служить по своему выбору. Такие взгляды миру известны, но христианское мировоззрение считает их неправильными.

В мире есть только одна сила - Бог, Творец,  который суть Любовь и Свет, а зло - это только искусственно создаваемая тень, в которую по ошибке или по слабости попадает человек, отказываясь от Бога (Света). Человек сам начинает создавать тень, но именно она, погружая его в страдания, помогает ему осознать свою ошибку и устремиться к Свету. Тьма - это то, что нас искушает, что мы создаем сами своими действиями. И  дьявол, и демоны  не существуют сами по себе, они действуют в пределах замысла Бога. Они попущены Богом для того, чтобы создавать препятствия на пути человека к Богу, чтобы он начал противостоять злу. Препятствия нужны лишь затем, чтобы человек совершил свой выбор, осознанный выбор в пользу добра, в пользу Бога, в пользу служения Ему. Отсюда и вторая часть предлагаемой цитаты: «вечно совершает благо», которая далеко не во всех стихах оказалась раскрытой.

Как всегда, наши участники очень по разному раскрыли заданную философскую тему. Некоторые вообще далеко ушли от эпиграфа, но зато предложили взамен свои интересные мысли. В данной подборке «понравившегося» я покажу вам все стихи, которые мне было интересно читать - стихи, заставляющие думать. Не все из них совершенны по исполнению - ничего страшного! Со временем техника нарастёт, главное, чтобы автор был думающим и начитанным - умным и интересным собеседником.

Стихи - это особенный жанр литературного творчества. Они ничего не должны объяснять читателю, их цель - показывать, рождать эмоциональный отклик. Авторские объяснения происходящего в рифму - это рифмованная проза, а я в своих статьях всегда ищу и стараюсь показать вам поэзию, ее наличие или отсутствие в раскрытии темы. Чем мы этой статье сейчас и займемся. А еще я познакомлю вас с новыми авторами, независимо от того, какое место в турнирной таблице их стихи заняли.

*****************************************************

1. СПАСИБО ВАМ, ДРУЗЬЯ!  ОЛЬГА АЛЬТОВСКАЯ
 
Нет, неспроста дано мне было видеть
Со дна души всю поднятую грязь.
Друзья смогли беду мою насытить
Судом. И переполнить – отстранясь.              перенос

Клеймя любви моей маниакальность,
Они лишь углубляли мой надлом.
И праведная их принципиальность
Была в тот миг – предательством и злом.

Отвергнутая ими – на пределе
Всех мыслимых, отпущенных мне сил,
Взорвав мосты, очнулась в новом деле –
Меня в другое Бог переносил

Взрывной волной. С надрывом, не без страха         перенос
Прошла рубеж. Всевышний мне помог
Отстроить храм, освободив от праха,
Былую боль стряхнув с усталых ног.

Спасибо испытаниям и с ними –
Друзьям: за неучастие ко мне,
За то, что были грубыми и злыми
В том злом – благословенном ныне – дне.

Что дали мне открыться в новом свете
Во всей красе, играя и горя.
А принципы и все несчастья эти –
Сошлись на мне недаром и не зря.

Спасибо вам, друзья мои, спасибо.
Мне не за что сегодня вам пенять
И не за что винить былое, ибо
Венец несчастий – Божья благодать.

Всё – Промысла Святого воплощенье:
По Плану - крах, успех и торжество!
Друзья мои!  Честны до отвращенья,
Вы были лишь орудием Его!

Лирический монолог персонажа, обращенный к друзьям, причинявшим горе и предававшим, удачно вписан в тему конкурсного задания, здесь полное созвучие с мыслью эпиграфа "я часть той силы...". На примере этого стихотворения, я хочу показать вам, насколько  осторожно нужно применять в стихах  перенос (перескок или анжамбеман) - размещение  предложения с началом в  середине строки  стихотворения и завершением его в следующей. Конец строки - это всегда пауза при чтении стихотворения, если эта пауза совпадает с естественной паузой внутри длинного предложения, то все отлично: нет проблемы в использовании переноса, а вот если разрыв предложения сделан в неудобном для делания паузы месте, то автору лучше потрудиться над  перестановкой слов и иначе уложить законченные фрагменты смысла в строки. Например:
       Друзья смогли беду мою насытить
       Судом. И переполнить – отстранясь.
Вынужденная пауза после "Насытить" здесь царапает слух. Не проще ли построить фразу так:
        Друзья смогли судом беду насытить,
        И переполнить, молча отстранясь....   
Аналогичная беда  и с другим переносом - между 3-ей и 4-ой строфами , перед "взрывной волной". А еще я не вижу нужды в написании заглавными буквами слов "Промысел Святой" и "по Плану".

2. СПАСАЮТ МИР! ИМ ДЕЛА НЕТ ДО ПЛАХИ... МАРИНА ЧИГРА

У входа в рай последний первым может стать.*
О вы, кричащие, что нет у вас страны!   
Трусливо ждёте, снизойдёт ли благодать,
А за Россию  -  умирают  пацаны.            
               
Судить ли вам! В ком откровенье редкий гость,   
Страшитесь Бога вы, а сердце не горит,   
Там нет любви; не пожалеть собаке кость -      
Предел радушия. Бездушие внутри!            
 
Поднявший меч, заплатит пОлно за просчет.
Кто ж развернет тот меч - жующий калачи?
Вода под камень, как известно, не течет.
Не сыщет помощи сидящий на печи.
               
Судить ли вам, предавшим память праотцов!   
Мальчишки, жертвуя собой, спасают род.
Там не до плахи - не до выверки счетов...
Он властен Сам решать в своём!* Укажет "брод"... **

Автор дает две поясняющие сноски к стихам:
*  библейские сюжеты
** в противовес фразе "в огне брода нет".
На мой взгляд, это лишнее, поскольку стихи - не научная статья. В литературном произведении аллюзия на библейский сюжет должна быть понятна читателю и без пояснений, а аллюзия на фразу "в огне брода нет" тоже не нуждалась бы в сноске, если бы она была взята в текст более полным фрагментом поговорки, чтобы он не вызывал недоумения и был абсолютно узнаваем. А так, как здесь - одним словом, но со сноской, неудачное решение. К тому же совмещение мирского высказывания рядом с темой обращения к Богу, да еще и в концовке стихов, где обычно размещен итог содержания - это не лучшее решение. А в остальном стихи хорошие - наполненные, яркие. Подходят ли они к мысли заданного эпиграфа? Думаю, что нет. Но стихи достойные.

5. ДРАТЬСЯ! ЕЛЕНА ЗАОСТРОВЦЕВА

В хорошей драке средств не выбирают,
А побеждает тот, кто хочет жить.
Здесь без предупрежденья нападают -
И бьют, чтобы когда-нибудь убить.

Про милосердье к побежденным - враки.
Дуэльный кодекс - это не по мне.
Закон один: законов нет у драки,
А проще - на войне как на войне.

И пусть мне обещают муки ада
За то, что был задира и нахал, -
Но мне и ТАМ Господь вручит награду,
А Страшный суд - для тех, кто проиграл.

Я зол как черт, и мне ль греха бояться.
Хватило б сил по жизни прошагать
С одной, но главной заповедью: драться!
С одним законом: жить и побеждать!

Стихи, тема которых берет читателя за живое. «Закон один: законов нет у драки, а проще - на войне как на войне». Так ли это? Точнее, для всех ли ситуаций это справедливо? Невольно вспомнишь современность - весьма неуравновешенную реакцию одного маленького государства, вдруг возомнившего себя  наделенным правом мстить обидчику , не выбирая средств, потому что «мне и ТАМ Господь вручит награду, а Страшный суд - для тех, кто проиграл". Вспомнишь, и ужаснешься: это же - тьма кромешная... Хотя есть в жизни и ситуации, когда у тебя не остается ничего, кроме права и обязанности «Жить и побеждать!»  Вот видите, сколько непричесанных и трудных мыслей пробудили во мне эти стихи. Значит, есть в них что-то достойное, значимое, интересное. И тема эпиграфа им созвучна. 

6. КРОШКИ ДЛЯ АНГЕЛА. НЕБО ТРОИ

Дымились руины, и вОроны резали крыльями небо сгоревшее,
и солнце взойти не решалось над миром, где ненависть правила,
и падали глухо монеты в ладони обугленной решкою -
и выбора не было, и зло расцветало оправданным.

И тысячу лет задыхался в душе, склепом ставшею,
измученный Ангел, но всё же меня не покинувший,
он бился о рёбра настойчивой белою пташкою,
ронял капли крови на сердце созревшею вишнею.

К исходу катилось второе тысячелетие,
когда над душой погибающей, грешная, сжалилась -
в то утро, для чёрного злобного мира последнее,
я Ангелу крошки любви наскребла на пожарище.

Здесь меня удивил ритм - вторая и третьи строфы написаны  5-и стопным  амфибрахием, а первая строфа содержит то 7, то 6, то неполных 6 стоп амфибрахия. Никакой пользы от этой "вольности" в числе стоп я не увидела. Может, стоит поработать над более чистой ритмикой? А сами стихи мне понравились - и поэтическим языком, и содержанием, рассказом  про то, как «...тысячу лет задыхался в душе, склепом ставшею, измученный Ангел, но всё же меня не покинувший». И персонаж в их концовке благодаря испытаниям все-таки находит верный путь: «я Ангелу крошки любви наскребла на пожарище».

10. ПРО ЦАРЕВНУ И ПРО... АНДРЕЙ СОЧИНЯЛКИН 

...а хочешь, я тебе прочитаю сказку?
про царевну и про... в общем, о чём-то хорошем -
в ней не будет Кащея и прочих чудовищ ужасных,
и бессонниц принцесс по причине обычных горошин.
В ней не будет волков, обожающих кушать старушек,
красных шапочек, трёх поросят и ягнят -
только доброе что-то. Ложись  поудобней и слушай: -
жили-были когда-то, лет сто или триста назад,
в полусгнившей избушке у самого синего моря...
Нет, вот если бы только про старика,
но старуха была ещё та - всё ей с рыбкой бы спорить.
и конец там печальный - не будем об этом пока.
Про Конька-горбунка... Там в финале кого-то сварили.
Про Царевну-лягушку... Ах, да! там же страшный Кащей
сказки, сказки... И в них не укрыться от былей,
да и нужно ли - может быть так веселей?
Засыпай.  Жизнь и сказка порой так похожи!
А что сказку не смог рассказать - не беда!
Потому, что хотел о хорошем и только, но всё же -
если б не было Зла, как Добро бы узнали тогда?

Мне очень понравились эти стихи, удачно собравшие в себе аллюзии на многие известные сказки. Еще больше понравился умный, ироничный и философский ход мысли автора. Его желание рассказать сказку «о чём-то хорошем» оказывается несбыточным: везде - то Кащей, то сварливая старуха, то «в финале кого-то сварили». И автор понимает: «сказки, сказки... И в них не укрыться от былей, да и нужно ли - может быть так веселей?» И делает вывод: « Жизнь и сказка порой так похожи!». Без столкновения со злом никому не удается прожить, но это не беда: «если б не было Зла, как Добро бы узнали тогда?» Великолепная концовка, отвечающая заданному эпиграфу.

11. БЕЛАЯ И ТЕМНАЯ СТЕЗЯ. АЛЕКСАНДР КОНСТАНТИНОВ-МАРТ

Информация и энтропия -
Белая и темная стезя,
И судьбу твою творит Мессия,
И его ослушаться нельзя.

Мы всегда КАК ЕСТЬ творенья Бога,
Но частица черта в нас подчас,
И кто знает в жизни от порога,
Где, когда и что погубит нас?

То душа - как раненая птица,
То голубкою в тебе душа,
На иконы смотрим, чтоб молиться,
Ну, а жизнь чертовски хороша!

И всё яд по жизни, всё лекарство,
Где ж мерило и добра, и зла?
Попадёт душа в святое Царство,
Иль в аду сгорит из-за «бабла»?

НАМ себя познать не хватит жизни,   мн. ч.
Если ТЫ, конечно, не монах,               ед.ч.
Отпоют тебя на горней тризне,
Коль покаяться успел в грехах.

Не могу не отметить заслуг данного автора, не боящегося к каждому конкурсу писать новые стихи, не боящегося думать и делиться своими мыслями. С радостью отмечаю, что и ритм и рифмы у него уже пришли в полный порядок, что базовое стихосложение освоено им за короткий срок (а прежде были с этим сложности). Я это к тому, что Творческая Мастерская (если ты в ней работаешь, а не просто приходишь либо за еще одним дипломом, либо просто желаешь время провести и поговорить), помогает начинающему автору довольно быстро вырасти над самим собой, обрести школу стихосложения. Чего я настойчиво желаю многим другим непрофессиональным  авторам нашего сайта!
   А теперь по содержанию стихов. Думаю, что заданный эпиграф к этим стихам отношения не имеет - стихи о другом - о добре и зле, которые, по ощущению персонажа стихов, управляют жизнью человека, который в итоге или «попадёт в святое Царство... иль в аду сгорит». По части картин мира, мировоззрения, тут, конечно, полная разноголосица:  религиозные положения ("Мы творенья Бога") идут рядом с солянкой эзотерических ересей ("судьбу твою творит Мессия, и его ослушаться нельзя") и с научными воззрениями ("Информация и энтропия -белая и темная стезя"). Кстати, противоположностью энтропии - тенденции к разрушению, хаосу - является организация и усложнение структуры, а вовсе не информация... Ну, да ладно, главное, что персонаж  стихов размышляет, ищет ответ на важный вопрос: «Где ж мерило и добра, и зла?». Очень понравилась фраза и мысль: «И всё яд по жизни, всё лекарство» - она как раз ложится в тему нашего конкурса! Стихи читать было интересно. А незначительные шероховатости построения фраз я выделила в тексте заглавными.

13. ПРЕДАННОСТЬ. ОЛЯ ВОЛЬФ

Мне преданность твоя  похуже пытки всякой
зачем в глаза глядишь ты брошенной собакой
пощечину хоть дал бы по  лицу
за страсть к нему…красавцу подлецу…

В чернильной темноте по спальне босиком
ты ходишь взад вперед неслышно и молчком
о чем не говорим? в мозгу цензуры нет
надело время ночи грим, не настает рассвет

Волна волос, не взбитая подушка
не вымолить покой, душой на эшафот
забыта малышом, осталась погремушка
и преданность твоя, пускай нас всех спасет.

Эти стихи - еще одно знакомство с новым для ТМА автором. Мне бы очень понравились ее стихи, если бы только  Ольга знала принцип Творческой Мастерской: русский язык заслуживает того, чтобы на нем не только грамотно говорили, но и соблюдали правила его записи. Расстановка знаков препинания от балды: хочу - ставлю, хочу - пропускаю, это не то, за что предложенное произведение получает в ТМА номинацию. Запись стихов всегда должна быть сделана по правилам пунктуации и орфографии русского языка. А вот их содержание мне понравилось, хотя и не имеет прямого отношения к задаваемому конкурсом эпиграфу. Симпатична подача темы. Автор не объясняет историю, а показывает ее, погружает нас в чувства и мысли персонажа, осознающую свою неправоту: «зачем в глаза глядишь ты брошенной собакой пощечину хоть дал бы по  лицу...». Чувство собственной вины, оказывается, еще более тяжко, чем чувство обиды на другого. «Не вымолить покой, душой на эшафот забыта малышом, осталась погремушка и преданность твоя, пускай нас всех спасет».. Как же все это было бы здорово, если бы еще и толковая запись со знаками препинания присутствовала, если бы была четкая разбивка текста на отдельные фразы и мысли!!! Если такая запись сделана автором  намерено - ради желания передать сумбур чувств персонажа, то, Я УВЕРЕНА! - то же самое и даже ярче можно передать, используя выразительные средства поэтической речи. 

18. КОСА. ДМИТРИЙ МАЛЬЯНЦ

В полях, где мины по весне сплелись корнями с васильками,
Где богомолы все мудры и благородны словно львы,
Нашла коса на злую сталь, на придорожный серый камень,
Легла потрёпанным крылом на лица мёртвых и живых.

Катился Солнца рыжий мяч и застывал в лиловых травах,
Ржавели мириады гильз на дне разрушенных траншей,
С утра был дождь, обычный дождь и те, кто правы и не правы
Снимали камуфляж с небес, а со спины своей- мишень.

Плыл на посадку штурмовик, гудели пчёлы у бетонки,
Кормили непослушных птиц, жалели беспокойных вдов,
Гулял по воздуху Господь, его красивый профиль тонкий
Скрывал от нервных и больных тела сгоревших городов.

Чертей крестили на реке, драконов загоняли в стойло,
Героям наливали спирт, манкурты продолжали ныть,
А я на лавочке курил. Не важно что, не важно сколько,
Так сладок был пурпурный дым в последний день большой войны.

Скорее настроение, чем информация, но именно такой и должна быть поэзия. Мне трудно обосновать связь этих стихов с заданным эпиграфом, хотя она все-таки есть. Стихи о кошмаре войны, об огромной трагедии, упавшей на мир, они про один конкретный день, в который  «и те, кто правы и не правы снимали камуфляж с небес, а со спины своей- мишень» и когда «гулял по воздуху Господь, его красивый профиль тонкий скрывал от нервных и больных тела сгоревших городов». Наполнившись мраком, человек устремляется к свету - он не может жить во зле. И именно зло, страдания, испытания помогают увидеть мир другим и понять, как «сладок был пурпурный дым в последний день большой войны». Отличные стихи!

19. МОЙ ЗЛЕЙШИЙ ВРАГ... ОЛЬГА ГРУБСКАЯ 

Так вышло, что сосед — мой злейший враг,
Что б я ни сделал, всё ему не так.
Он жалобу за жалобой  строчил,
И были наши споры горячи.

Казалось бы, поддайся —  съест живьём,
Откуда столько ненависти в нём?
Куда не поверни один итог —
Во всём он лишь плохое видеть мог.

Характер или быт тому виной,
Что он КЛЯНУТЬ готов  весь шар земной.    
Противный злобный маленький старик,
А я к его ворчанию привык

И Бог бы с ним, полно других  забот,
Но  я внезапно слёг под Новый год.
Один... Нет ни собаки, ни родни,
Мой лучший друг  мне даже не звонит.

А главный враг принёс на мой порог
Лекарства, мандарины и пирог.
Сидит ночами в изголовье он.
Готовит мне овсянку и бульон.

И чувств своих, и мыслей не пойму —
Свались он,  смог бы я пойти к нему?

Стихи, иллюстрирующие мысль, что человека нужно судить по делам, а не по словам, по способности проявить свою истинную сущность  в тяжелые времена. На более глубоком уровне - стихи о том, что мы часто не способны распознать, кто (или что) наш главный и злейший враг и действительно ли он нам враг, а не тот, кто нас учит или спасает в трудных обстоятельствах. Интересные стихи. И их концовка задает важный вопрос, приглашающий к размышлению на самых разных уровнях. Только вот слово "клянуть"  меня напрягло. Да, такое слово есть, но это устаревшая, редко употребляемая форма, в стихотворении, написанным современным языком, лучше бы употребить "клясть" или "проклинать".    

20. В СУМЕРКАХ. ТАТЬЯНА ШКОДИНА 2

Сумерки. Воздух сгущается серой мглой,
Мертвенной сыростью тянет из всех щелей.
Зло оживает, снимая - за слоем слой -
Приобретенный душой золотой елей.

Зябко душе… Стебельком на ветру дрожит.
Как же без розовых сказок? Душистых снов?
Хочется в страхе свернуться, как аммонит,
Нежным моллюском, что к вечности не готов…

Это лишь сумерки. Царство слепых теней.
В них не укрыться от страхов. И знаешь...ты
С ужасом смотришь в себя, где еще темней.
И не сбежать от разлившейся темноты.

Красивые, образные стихи, довольно далеко ушедшие от заданной темы. Но это философская лирика, ставящая очень глубокий и нужный вопрос: где находится истинное зло: вовне, во внешнем мире, который только "сумерки", "царство слепых теней" или все-таки внутри, в нас самих, где может быть "еще темней и не сбежать...". Умные стихи.

27. ДУША. ЮРИЙ ПЕСТЕРЕВ

С деревьев срывались, предзимьем дыша,
Осенние фраки и платья…
Мечтала о маленьком счастье душа,
О маминых нежных объятьях.

Сквозь серые тучи на шум камыша
Катилась луной ясноокой
По мшистой тропинке, лесной, не спеша,
С чужбины к Пенатам, к истокам.

По узкой дорожке, порой напрямки,
Докуда? До детства, вестимо,
Бежала в мгновение ока в Ямки',
Скорей на свидание с милой.

Над тишью и гладью широкой реки,
Над гатью и острой осокой,
Летела, невзгодам шальным вопреки,
Над горной грядой невысокой.

Как поздняя зорька – внутри и вовне,
Дойдя до немого экстаза,
Сверлила рассвет, наяву и во сне,
Пытливым чарующим глазом.

Любовью и верой живой дорожа,
Ни разу не встав на колени,
Ловила в ладонь на крутых виражах
Крылатый огонь вдохновенья.

Пройдя через боль и мятежность стихий,
Собрав необъятные силы,
С седой головой погружалась в стихи,
В небесную высь уносилась.

В любое столетье,  ускоривши шаг,
На небе, на море, на суше,
С душой православной святая душа
Спасала заблудшие души…

Еще одни замечательные стихи, вынутые из копилки произведений, ранее и по другой теме написанных. Они тоже не на тему заданного эпиграфа, но хороши по исполнению и относятся к философской поэзии. Они о душе человека, которая, погрузившись в материю, проходит трудный путь, летит "невзгодам шальным вопреки над горной грядой невысокой", "как поздняя зорька – внутри и вовне", "пройдя через боль и мятежность стихий, собрав необъятные силы". Концовка мне понравилась меньше - и мысль ее размыта, и ожидания завышены, утопичны. Тема роли зла, помогающего развитию, здесь вообще не затронута. Но с точки зрения поэтического мастерства стихи хороши.

28. ВЕТРА ПЕЧАЛЕЙ. РИТА КРИХЕЛИ

Сквозь ветрА ураганные шла не секунду, не год,
Не по тропке проложенной кем-то из здесь проходящих,
Не за целью - за жизнью. Без форы, поддержки и льгот,
Без запасов, заботливо сложенных в кованный ящик.

Спотыкалась и падала, небо и землю кляня,
Просыпалась в бреду и ногтями царапала стены.
Но ветра всё сильнее хлестали по сердцу меня,
Проводя по пути сквозь предательства, ссоры, измены,

Сквозь людей частокол - равнодушных, брезгливых, больных.
О, как часто хотелось устои попрать и границы,
Чтоб вдохнуть ароматы дождя, раствориться бы в них,
А потом полюбить (а не буйно и быстро влюбиться),

Раскидать бесконечных проблем нарастающий ком
И, сорвавшись куда-то, набить чемоданы мечтами.
Как же близко мне был одиночества привкус знаком,
Как ветра неизменно бросали лицом на татами,

Поражения снова и снова в анналы вписав,
Усмехаясь и воя - в трубе и сквозных коридорах.
От ветров я бежала прямёхонько на небеса,
Но не делался меньше препятствий мучительных ворох,

И сшибало, крутило и за горизонты влекло,
Разбивая о камни, и всё повторяя сначала.
Я стою на вершине. И слёзы текут вместо слов.
Будьте благословенны ветра и потерь, и печалей.

Вот эти стихи, на мой взгляд, более других соответствуют и заданной теме и хороши по исполнению: правильная литературная речь, умелое использование образов, искренность. Автору веришь - она пишет то, что пережито личным опытом, а не выдумано ради написания красивых стихов. Очень много удачных, ярких фрагментов: "Спотыкалась и падала, небо и землю кляня, просыпалась в бреду и ногтями царапала стены". "Как ветра неизменно бросали лицом на татами, поражения снова и снова в анналы вписав, усмехаясь и воя - в трубе и сквозных коридорах". И отличная концовка: "Я стою на вершине. И слёзы текут вместо слов. Будьте благословенны ветра и потерь, и печалей".

31. О ПОДМЕНЕ ПОНЯТИЙ. БЕЛЫЙ ЯЩИК

Это модно сейчас – толерантно искать снисхожденья
даже к тем, кто в крови перепачкан с хвоста до рогов.
Это модно… но вот, выбирая зачем я и с кем я? –
к этой моде иметь отношение – я не готов.
 
Это модно сейчас, – даже если кому не по нраву, –
называть наименьшее зло гибким словом "добро"…
Никого не сужу – не дано дозволенья и права.
Но вот выбрать могу, мне прощенья просить у кого.

Еще одна отличная философская поэзия на тему добра и зла, хотя и не совсем на тему эпиграфа. Мне понравились эти стихи как по исполнению (ясный и грамотный  литературный язык), так по их содержанию. Особенно первая строфа нравится. Видимо, я тоже противник  появившейся моды: "Это модно сейчас, – даже если кому не по нраву, – называть наименьшее зло гибким словом "добро"…".

32. СОЦИОПАТ. ЕЛЕНА КАЛЬСБЕРГ 

Они, наверно, санитары леса.
Возможно, это замысел такой,
Чтоб вынудить наивного балбеса
Задуматься о подлости людской.

Не доверять ухмылке плутовской,
Издёвке за завесой политеса,
И жизнь читать доступною строкой
Хотя бы из простого интереса.

Мне думается вот какая штука:
Чтоб не дремал карась, полезна щука.
А человек не голый землекоп,
По чёткому уставу рыть окоп.

Жизнь в жёстких рамках — форменная скука,
Как музыка без хромоты синкоп.

Отличная работа! Содержательная философская поэзия уложена в формат сонетной строфы, я бы эти стихи и на конкурсе "сонет" с удовольствием отобрала бы, будь они туда поданы! "Чтоб не дремал карась, полезна щука" - вот ироничный и предельно точный ответ на заданный сегодняшним конкурсом эпиграф.

33. ОТЯГОЩЕННЫЙ ЗЛОМ. АЛЕКСЕЙ АПРИН 

Я – демиург, отягощённый злом.
Творенья акты – суть существованья.
Но что б ни созидалось в мирозданьи,
Всегда приходится жалеть потом.

Я со;здал жизнь. С ней вместе смерть пришла,
Ведя с собой: болезни, немощь, старость,
Борьбу за право жить, слепую ярость
Для тех, чьи души битва забрала.

Любовь созда;л. Возникла ревность вмиг.
И ненависть, что от любви в полшага.
Из ножен горя вылетает шпага,
Чтоб ранить тех, кто пыл любви постиг.

Искусство, с восхищением собой,
Родит гордыню, зависть и соблазны.
Их формулы весьма разнообразны,
Но никогда не блещут добротой.

И это проявляется во всём,
Что б я ни делал, есть всегда дефекты,
Любые, вновь творимые объекты,
Рождаются ОТЯГОЩЁННЫ злом.

Я не могу создать себе друзей,
Хоть одному уже невыносимо.
Моё проклятие неодолимо –
Врагов творю: всё больше, всё сильней.

Путь этот длится миллион веков.
Вновь создаю и вновь уничтожаю,
Когда закончится сие не знаю.
Я – демиург, мой приговор таков.

Почему эти стихи отобрали судьи и вывели в лауреаты, я не знаю, они не были в моем личном списке отобранных для разбора. На мой взгляд, даже по исполнению стихи на призовое место не тянут: в охватной рифмовке, где точность рифм особенно важна, находим  такие как: существованье-мирозданьи, уничтожаю-не знаю, есть повтор рифмующегося слова на конце строки - дважды "злом". А строка "Рождаются ОТЯГОЩЁННЫ злом" вообще не верно выстроена: возможна либо полная форма причастия "отягощенныЫЕ злом", либо краткая в сказуемом "отягощенЫ злом", но только не так, как в тексте. Пятикратно в тексте использовано значащее  слово с корнем "созд" (сОздал, создАл, создать, создаю, созидалось). Коряво по управлению словами выстроена фраза: "Но что б ни созидалось в мирозданьи, всегда приходится жалеть потом". И в целом язык стихов - это скорее торопливая рифмовка мыслей, чем литературная поэтическая речь. Всё это можно было бы считать случайным недосмотром, если бы судьи поставили стихам баллы, ценой менее 3, но на 10 баллов данное исполнение точно не тянет. А больше всего меня удивила (уж простите!) путаность мировоззрения автора. О каком демиурге идет речь в стихах? Если о Творце, который "любовь создал... жизнь... искусство...", то очень странны фразы о том, что Он "отягощен злом", что у Него "непреодолимое проклятье", что Ему "одному невыносимо" и у Него "приговор". Полное смешение базовых религиозных представлений.

   Совет для всех участников: если автор упоминает в стихах Творца (а лучше бы, человеку, не разобравшемуся в вопросах веры, религиозных  терминов всуе в стихах не касаться), то нельзя приписывать в этом же стихотворении Творцу качества  сотворенной сущности. Зло - это не демиург, а следствие того, что сотворенное Творцом существо выбрало ошибочный путь, потеряло связь с Творцом.

34. КНЯЗЬ ВОЙНЫ. МИЛА ТИМОШИНА 

Князь войны, бесцельно глядя вдаль,
Без поводьев двигаясь неспешно,
Равнодушно, молча озирал
Ад, самим им созданный, кромешный.

Он устал, немыслимо устал.
Бесконечность - это очень много.
В неживых глазах застыла сталь.
Там, в своей космической берлоге

Он бы мог смотреть на взрывы звёзд.
ВСЕВСЕЛЕНСКОЙ мудростью питаясь.
Подниматься в космос в полный рост,
С ликованием мрачным низвергаясь.

На Земле он всадник, меч и конь.
Так его здесь видят почему-то.
Учиняет бойню и огонь,
Смерть, беду и всяческую смуту.

Всё неймётся людям. Сто веков
Он торчит на проклятой планете.
Страсть к войне и поиску врагов
С молоком здесь впитывают дети.

И, когда уже зашкалит злость.
Брат пойдет на брата, друг на друга.
Выполняет Космос их запрос.
И опять по замкнутому кругу.

Море крови, части рваных тел,
Города в руинах, трупы, взрывы.
«Я ведь так ни разу не хотел!
Воплощать я призван их порывы, -

Говорит он скорбно. - От камней
Доросли до бомб, ракет и дронов
Но ничуть не сделались умней.
Честных судят. Сволочи на тронах.

Вечность- долго. Больше не хочу.
Беспредел. Конца и края нету.
Кнопка есть. Нажму и улечу.
Всё равно пропащая планета»

Интересный и неожиданный взгляд на современность. Здесь тоже присутствует некто - Князь Войны, но автор хотя бы не отождествляет его с Творцом. Князь Войны - образ, что символизирует силу разрушения и мог бы управлять в космосе "взрывами звезд..." и "подниматься в космос в полный рост", но оказывается на Земле, где люди видят в нем стихию войны, кровопролития:  "На Земле он всадник, меч и конь. Так его здесь видят почему-то". Этот Князь устал, он уже не может "воплощать людские порывы", "ад, самим им созданный, кромешный", поскольку люди "доросли до бомб, ракет и дронов, но ничуть не сделались умней". Тема зла автором раскрыта в стихотворении в ином ракурсе - она не по теме эпиграфа, но решена интересно, философски. Хорошие стихи, разве что эпитет "ВСЕвселенский" - это избыточно, достаточно было бы "вселенский".

35. ВИТРАЖ. ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ ТЮРИН

Влачась в бездействии ленивом,*                * – А.Фет
к годам преклонным не спеша,
я вспоминал о прежней ниве
рисуя части витража;

сюжет – в нём вставки бурной жизни:
о светлых лился парафраз,
о тёмных, только зубы стиснув,
не говорил и пары фраз.

В них был судьёй чрезмерно строгим –
никто меня не назначал.
Клеймил с трибун друзей в «дороге»
суровой правдою сплеча:

за успокоенность, просчёты
иль закисанье в каждом дне,
за приземлённые полёты –
такими все казались мне.

Желал добра, но делал больно,
как будто мною правил бес.
Его глашатаем невольным
я был в невидимой борьбе.

Судил. Себя считал безгрешным,
в принципиальности черствел.
За благостной картиной внешней
тихонько сердца свет тускнел.

Когда очнулся от дурмана,
осела горечь на душе:
ведь наносил знакомым раны,
штампуя скверное клише.

Скребками не почистишь память,
витраж мой собран на миру.
В последней вставке с монограммой,
пусть поздно, камни соберу.

Мне понравились эти стихи и языком (литературным, образным), и способом раскрытия темы. Персонаж ищет причины зла в себе, в своем отступлении от правильного пути. Прожитая жизнь персонажу видится как витраж, в котором он не придавал должного значения многим деталям: "я вспоминал о прежней ниве рисуя части витража; сюжет – в нём вставки бурной жизни: о светлых лился парафраз, о тёмных, только зубы стиснув, не говорил и пары фраз". Но все злое творил он сам, он страдает от того, что сам упустил и не остановил в себе, именно зло - помогает свернуть на правильную дорогу в итоге. "Судил. Себя считал безгрешным, в принципиальности черствел. За благостной картиной внешней тихонько сердца свет тускнел". И делается вывод: "Витраж мой собран на миру. В последней вставке с монограммой, пусть поздно, КАМНИ СОБЕРУ". - Это ли не мысль эпиграфа? На мой взгляд, недооцененные стихи.

37. ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ. ВЕРА СЕРГЕЕВНА СЕМЕНОВА 
фрагмент, полная версия - http://stihi.ru/2022/11/13/5535

Заболеют пусть все человечностью,
Чтобы злобу навеки прогнать -
В эпидемию души излечатся,
И добро в них начнёт процветать.

Из добра станем гать по болоту
К твердой почве себе выстилать
И стремиться на автопилоте
В светлый мир, где войне не бывать.

Заболеют пусть все человечностью –
Распри, ссоры планету убьют.
По-другому как души излечатся?
Да никак!.. Просто в ад попадут.

Мы – не звери! А звери нас лучше,
И добрее  бывают подчас.
Человечности, люди, не учат!
Человечность рождается в нас.

Познакомлю вас со стихами нового автора (точнее, малознакомого нашей Мастерской). Эти стихи мне понравились, но показались немного затянутыми - их концовка повторяет то главное, что уже, пусть другими словами, сказано в начале. Но начальный фрагмент удачен - привожу его здесь. Конечно, стиль этих стихов - публицистический, который всегда проигрывает стихам, написанным поэтической образной речью, но мне симпатично у автора ее четкое и правильное построение предложений, убедительное раскрытие темы эпиграфа: "По-другому как души излечатся? Да никак!.. Просто в ад попадут". А еще понравилась строка: "Человечности, люди, не учат! Человечность рождается в нас", которая окажется выигрышной, если разместить ее в концовке стихотворения.

41. ПОБЕГ. ЕЛЬКА ВОЛКОВА   
 
Мир каждый день идёт на тебя войной,
цедит по капле кровь из набухших жил.
Тяжёлым камнем он тянет тебя на дно
и точит на душу бесчисленные ножи.

Ухают совы над грешным твоим житьём,
смердят болота, толкая в гнилую топь.
Цепляясь взглядом за призрачный окоём,
сухими губами шепчешь: спаси, Господь.

Не отвечает Бог, у него поважней дела -
небесных птиц зерном накормить с руки.
Ты, задыхаясь в паучьих тенетах зла,
мечтаешь утро с новой начать строки.

И, камнем серым всё глубже идя на дно,
рванёшься  на яркий свет из последних сил.
И Бог улыбнётся, пошире открыв окно,
и руку протянет. Очнёшься - а мир красив,

он полон звуков, он дышит с тобой одним
весенним ветром, в нём место нашлось тебе.
И ты рисуешь цветной акварелью дни,
из темноты ночной в рассвет совершив побег.

Еще одно знакомство с новым автором ТМА. Стихи написаны пятиИктовым дольником - звучит произведение рублено, непривычно, но в целом неплохо. Языком хорошей поэзии выразительно описана жизнь человека: "Мир каждый день идёт на тебя войной, цедит по капле кровь из набухших жил" и " Ты, задыхаясь в паучьих тенетах зла, мечтаешь утро с новой начать строки". И тут же интересная авторская мысль - Бог не отвечает ("у Него поважней дела!"), пока ты сам не сделаешь шаг навстречу к Нему: "рванёшься  на яркий свет из последних сил. И Бог улыбнётся, пошире открыв окно, и руку протянет". Удивительные, мудрые и красивые по изложению стихи!

*************************************************

В заключение - подарок от наших судей, внеконкурсные стихи ОДНОГО ИЗ представивших свои внеконкурсные произведения.

 Пусть не обижаются на меня другие внеконкурсные авторы: миссия судей ТМА - предлагать читателям ТМА наиболее убедительное  раскрытие заданной конкурсом  темы, а не просто рекламировать свою отточенную технику. В последнем сомнений нет, ведь иначе бы эти авторы ни были приглашены в судейскую команду!

ДОРОГА В … РУСАКОВ ГРИГОРИЙ.   ВНЕ КОНКУРСА

Люди не ангелы, руки не крылья -
Вторило гулко раскатами грома.
Горькая правда не пахнет ванилью,
Кроткая подлость живёт вне закона.

Беглая совесть однажды проснётся,
Скажет: "Гордыня во всём виновата,
Завтра исправлюсь", - но путь до погоста
Краток и время, похоже - пернато.

Медной полушкой звенит добродетель,
Кованым фартом чугунного мира.
Свыше назначен - хранитель-свидетель,
Кем, неизвестно, грехи и могила?

Крохами дел утрамбовано бремя,
Вещими снами и торбой дырявой.
Здесь, мостовая - удел подземелий,
Агнец покорный в обличье лукавом.

В рай не дают проездные билеты.
Небо не биржа торгующим верой.
Цель не всегда заменяют монетой,
Счастье везде полноценная мера.

Догмы клеймом отпечатаны в душах,
Присными текстами чёрного цвета.
Помыслы лучшие, словно кликуши,
Лживыми пятнами грязи навета...

Тени желаний развеяны ветром,
Мраморной пылью по ангельским лицам.
Каменной кладкой уложены метры
В серое чрево промозглой темницы.

Кара ли карма сосуда Пандоры,
Гнев ли небес или прихоть Олимпа?
Дань искупления целых народов
Или в масштабе Вселенной песчинка?

Спящие "дети" порочного света,
Взмывшие к солнцу с надеждой в обнимку
Кликните: "Боже", - оставив советы...
.................
PS
(Встретимся может, устроим поминки...)

На этом всё. Спасибо всем за представленные на конкурс произведения. На ваших примерах мастерства, находках и небольших недочетах все мы - и судьи, и участники, и наши гости - учимся поэзии, получаем повод поразмышлять на интересную тему и написать свои замечательные стихи. Именно в этом заключается цель создания нашей Творческой Мастерской. Хотя...

Более половины участников, подав заявку, далее совсем не приходят почитать разбор ИХ стихов, если не находят себя в первой пятерке. А если и читают, то совсем тайно... То ли дорогу к статье с разбором не все знают, то ли им от меня ничего, кроме диплома, не нужно, но мне это странно. Для кого я тогда делаю эти разборы? Для мастеров, которые пишут стихи куда лучше меня? Неужели моя работа здесь - только хвалить, славить  и превозносить - даже то, что, на мой взгляд, могло бы быть сделано еще лучше? Но у меня это никак  не получается, хотя именно этот путь  - беспроигрышный способ нравиться на сайте всем.

Всех авторов от души поздравляю с прекрасным российским праздником Днем  Народного Единства! Давайте жить дружно и терпимо относиться друг к другу! Всем - мира, согласия и радостного творчества! С теплом, ваша Алкора, 04.11.23.