С Праздником Казанской иконы и Народного единства!

Галина Николаевна Николаева
        С Праздником, братья и сестры, Казанской иконы Божией Матери и Днем народного единства!
      
        Празднование Пресвятой Богородице, в честь Ее иконы, именуемой «Казанская», установлено в благодарность за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 году. Торжество сегодняшнего дня есть торжество Всероссийское - День народного единства, это праздник духовный, его пафос – духовное единство, в котором нет ни еллина, ни иудея.
       Само содержание праздника 4 ноября может многому нас научить. Что мы отмечаем в этот день? Окончание Смуты, ставшее возможным благодаря народному единству. То есть, благодаря солидарности, объединению множества людей во имя общей высокой цели — защиты Родины, ее независимости, сохранения национального достоинства.
        4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года народное ополчение во главе с земским старостой Кузьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским освободило Москву от польских интервентов, проявив героизм и сплоченность всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе.
        В 1613 году царь Михаил Федорович учредил День очищения Москвы от польских интервентов.
        В 1649 году по указу царя Алексея Михайловича дата была объявлена церковно-государственным праздником.
        Казанская икона Божией Матери была прислана из Казани князю Дмитрию Пожарскому и стала покровительницей народного ополчения. С ней войско вошло в Москву. И сегодня на Красной площади стоит собор Казанской иконы Божией Матери, освященный в 1637 году в память о героях, освободивших столицу.
        В 1818 году по указу императора Александра I на Красной площади был установлен памятник "Гражданину Минину и князю Пожарскому" работы скульптора Ивана Мартоса — первый в истории России памятник не царю или полководцу, а народным героям.
      
        Теперь углубимся в исторические события, и перенесемся в этот же день 1612 года...
        411 лет тому назад мы были на волосок от исторической трагедии, от уничтожения страны, от потери ее суверенитета, от ассимиляции Православия католичеством — в общем, от национального уничтожения.
        Никогда Россия не была в столь бедственном положении, как в начале XVII столетия: внешние враги, внутренние раздоры, смуты бояр, а более всего совершенное безначалие — все угрожало неизбежной погибелью земле Русской. Предательство бояр, отсутствие порядка и власти привели к тому, что страна была разрушенной, а Православию грозила опасность. И тогда встал вопрос жизни и смерти: станет ли Земля Русская порабощенной? Останется ли Церковь Русская Православная?
      
        Сегодня, мы обращаемся к событиям начала XVII в., чтобы, руководствуясь духовным опытом преодоления великой Смуты, одолеть смуту нынешнюю.
        О том, что Минин и Пожарский спасли Россию, знают все, но что им для этого пришлось сделать - мало кому известно.
       15 лет в истории России (с 1598 по 1613гг.), названных потом Смутным временем, вместили в себя столько событий, что в истории любого другого государства их с лихвой хватило бы на добрую сотню лет:
        – три царя — Борис Годунов (1598–1605), Лжедмитрий I (1605–1606) и Василий Шуйский (1606–1610);
        – засуха, голод, эпидемия чумы;
        – восстание Ивана Болотникова (1606);
        – самозванец Лжедмитрий II («тушинский вор») (1607–1610);
        – одновременное существование двух правительств — про-польского в Москве и «тушинского»;
        – осада Троице-Сергиева монастыря (1608–1610);
        – Семибоярщина (1610–1613);
        – избрание на московский престол польского королевича Владислава (1610);
        – Первое народное ополчение под предводительством Прокопия Ляпунова (1611);
        – война с Польшей (1609–1618);
        – шведская оккупация Новгорода и северных земель — Корелы, Копорья, Ладоги, Порхова, Иван-города, Тихвина и Орешка;
        – Второе народное ополчение и освобождение Москвы (1612);
        – выборы нового русского царя — 16-летнего Михаила Романова.

        Трудно себе представить, что пришлось пережить тогда русским людям в годы польской интервенции:
        – 16 месяцев (с сентября 1608 г. по январь 1610 г.) длилась осада Троице-Сергиева монастыря. 15 тысяч поляков не могли сломить дух двух с половиной (!) тысяч русских, из которых к последнему штурму 31 июля 1609 г. остался в живых лишь каждый десятый;
        – В сентябре 1609 г. польский король Сигизмунд осадил Смоленск. Город стойко держался 20 месяцев, хотя из-за страшной цинги (всего-то не было соли!) его население уменьшилось в 9 раз;
         –  В марте 1611 г. поляки выжгли Москву до Китай-города и Кремля, где укрылись сами. Убитых и сгоревших москвичей было около 60 тысяч.
        К 1611 г. Смута, захватывая все большее число людей, дошла до определенного предела, за которым начинался распад государства и погружение в хаос. Обманутый в своих ожиданиях народ искал человека, который бы руководствовался в своих действиях не политическими амбициями и своекорыстными интересами, а желанием спасти Державу. Таким был князь и воевода М.В. Скопин-Шуйский, но с его смертью (март 1610 г.) русское общество вновь утратило точку опоры, потеряв человека, вокруг которого, по выражению С.М. Соловьева, можно было «сосредоточиться».
        Москва, с подачи «седмочисленных бояр» присягнувшая католическому принцу, бесчинства поляков, осквернение святынь, - все это оскорбляло религиозное и национальное чувства народа.      
        19 марта 1611 г. в Москве вспыхнуло народное восстание против поляков. Чтобы справиться с восстанием, интервенты подожгли город и 14 дней грабили брошенную столицу. По свидетельству Конрада Буссова, «брали только бархат, шелк, парчу, золото, серебро, драгоценные каменья и жемчуг. В церквах они снимали со святых икон позолоченные серебряные ризы, ожерелья и вороты, пышно украшенные драгоценными каменьями и жемчугом... Из спеси солдаты заряжали свои мушкеты жемчужинами величиною с горошину с боб и стреляли ими в русских».
        Именно тогда князь Пожарский, буквально «втоптавший» интервентов в Китай-город, был тяжело ранен в голову, вывезен в Троице-Сергиев монастырь, а оттуда в свое суздальское имение Мугреево, где его и нашли нижегородцы.
      
        Противостояние Боярской Думы вместе с засевшими в Кремле поляками и Первого ополчения, раскинувшего свои таборы под Москвой, до крайности изнуряло столицу.
        Общее настроение передает грамота жителей смоленских земель, присланная москвичам: «Для Бога, положите о том крепкий совет меж собя: пошлите в Новгород, и на Вологду, и в Нижний нашу грамотку, списав, и свой совет к нам отпишите, чтоб всем было ведомо, всею землею обще стояти за православную хрестьянскую веру, покаместа еще свободны, а не в рабстве и в плен не розведены».
        В Москве грамота была переписана и разослана по городам. Находившийся под домашним арестом Патриарх Гермоген (см. память 2 марта, 25 мая) приложил к этим грамотам свою, где призывал «всею землею обще стати». Как и во все времена вдохновителем и организатором в деле преодоления смут и нестроений в государстве была Русская Православная Церковь в лице ее выдающихся иерархов и подвижников.
        Сам Святейший Патриарх Гермоген, принявший эстафету святителя Иова, Троицкий архимандрит Дионисий, Борисоглебский затворник Иринарх явились духовными вождями народа. Своей молитвой, патриотической деятельностью они побуждали людей к духовному деланию, осознанию необходимости преодоления Смуты.   
        Но до реального преодоления было еще далеко. По всей России набатом разносился голос патриарха Ермогена, «несокрушимого столпа Православия»: «Посмотрите, как Отечество наше расхищается и разоряется чужими; какому поруганию предаются святые иконы и церкви, как проливается кровь неповинных, вопиющая к Богу!» (ноябрь 1609 г.).
      
        Находясь в заточении у поляков, Патриарх Ермоген, который впоследствии стал великомучеником, стал также начатком духовного роста в смятении народного духа. Одного слова Патриарха было бы достаточно, чтобы вся страна склонилась перед властью польского королевича. Но все произошло не так! Святой священномученик Ермоген предпочел избрать смерть, чем разрушить свое Отечество, и обратился с воззванием к людям, чтобы они крепко стояли за веру, унимали грабеж, сохраняли братство и, как обещались, положили души свои за Дом Пречистой и за Веру, призывал, чтобы они собрались и дали отпор врагу.
        Существование России как самостоятельного государства, казалось, подходило к концу. Из-за внутренних противоречий распались отряды Первого ополчения, после многомесячной осады пал Смоленск, шведы захватили новгородскую землю, во Пскове обосновался «Сидорка Псковский вор», поляки засели в Московском Кремле.
        Но…, именно в это время движение за освобождение России стало набирать силу. Возглавить борьбу могли только безкорыстные и преданные России люди. Таковых народ увидел в лице Минина и Пожарского.
       Уроженец Балахны, купец Кузьма Минин переехал в Нижний Новгород, где его семья заняла видное место в посадской среде. По мнению С.Ф. Платонова, Минин был гениальным человеком с большим самостоятельным умом и практической сметкой. Отличаясь глубокой верой и исключительной честностью, он стал идейным вдохновителем и организатором Нижегородского ополчения.
        По свидетельству преподобного Дионисия Троицкого, Кузьме трижды являлся сам преподобный Сергий Радонежский, благословляя его на подвиг спасения России.
        За время своего общественного служения «выборный человек от всея земли» принял на себя тяготы безконечных скорбей, поругания и клеветы, но всю жизнь болел «душею за люди», за вверенное ему дело. Пламенный призыв Минина: «Станем за святую Русь, за Дом Пречистой Богородицы!» — нашел отклик не только у нижегородцев. Вскоре свои рати и казну прислали Коломна, Рязань, Казань и другие русские города.
      
        Второе народное ополчение, составившееся, по словам летописца, из «последних людей от земли», возглавил 35-летний князь Дмитрий Михайлович Пожарский, участник Первого русского ополчения. Минин заведовал казной. Духовным руководителем ополчения стал митрополит Кирилл Ростовский.
        Под стать Минину оказался и Дмитрий Пожарский. В жалованной грамоте на суздальскую вотчину (это была награда за разгром «воровских казаков» атамана Салькова) содержится замечательная характеристика князя и воеводы: «Князь Димитрий Михайлович, будучи на Москве в осаде, против врагов стоял крепко и мужественно, и к царю Василию и к Московскому государству многую службу и дородство показал, голод и во всем оскудение и всякую осадную нужду терпел многое время, и на воровскую прелесть и смуту ни на которую не покусился, стоял в твердости разума своего крепко и непоколебимо безо всякой шатости».
        С 15 лет князь Димитрий начал службу при Государевом дворе. Но, предпочтя ратное служение спокойной придворной жизни, князь по личной просьбе отправился к южным границам для отражения набегов крымских татар. В этом поступке весь Димитрий Пожарский. Служение Богу, Царю и Отечеству станет главным в его жизни.
        Возглавив Нижегородское ополчение, Князь Пожарский взвалил на себя колоссальный груз нерешенных проблем. После убийства П. Ляпунова в рядах Первого ополчения усилились анархические настроения. Намерение руководителей Второго ополчения собрать в Суздале Земский собор и избрать сообща Царя никак не устраивало Заруцкого, который лелеял авантюрную мечту посадить на русский трон «воренка», сына Марины Мнишек, обеспечив себе особое положение в государстве.
        Отряды Заруцкого заняли Суздаль, опередив Пожарского. Заруцкий намеревался захватить и Ярославль, чтобы поставить под контроль Верхнее Поволжье и дороги на Москву с севера. Пожарский успел занять Ярославль до прихода отряда, посланного Заруцким. Именно здесь развернулась работа по организации похода на Москву.
      
        За четыре месяца пребывания в Ярославле Минину и Пожарскому удалось воссоздать структуру государственного аппарата. В Ярославле стали действовать приказы: Разрядный, Поместный, Дворцовый, Сибирский, Посольский и др., а также Денежный двор. Сюда стекались со всех сторон дворяне, стрельцы, пушкари. Воеводы производили смотр вновь прибывшим и определяли им жалованье. Поместный приказ приступил к раздаче земель оскудевшим дворянам.
        Пожарский делал все возможное, чтобы сплотить вокруг Ярославля все национальные силы. Нельзя было повторить ошибок Первого ополчения. Богатое и   знатное дворянство претендовало на особое положение. Его притязания привели к неурядицам в ополчении.
       Сколько же нужно было терпения и смирения, чтобы примирить всех! Пожарский принимал челобитные, давал тарханные и жалованные грамоты монастырям, делал постройки в городах, давал льготы разоренным, но все это он делал «по совету всей земли». Пожарскому чужды были какие бы то ни было диктаторские замашки. Под текстом соборной грамоты князь Димитрий приложил руку десятым, признав тем самым местническое превосходство девяти других более знатных бояр.
        Необходимо было не только обустроить войско, но и обезопасить тылы: достигнуть нейтралитета со стороны Швеции, очистить край от казачьих шаек. А времени оставалось все меньше. Князя торопили и упрекали в медлительности. В довершении всех трудностей в мае 1612 г. в Ярославле вспыхнула «моровая язва».
        Господь словно испытывал терпение своего труженика. Эпидемия стремительно распространялась, умерших уже не успевали хоронить. Народ пришел в смятение, многие дворяне стали уезжать в свои имения. Но, как и во всех подобных случаях, спасала молитва.
        24 мая из Толгского монастыря изнесли чудотворную икону Божией Матери Толгской. Вместе с древним почитаемым образом Спаса Нерукотворного и другими святынями князь Димитрий и жители города прошли Крестным ходом вокруг Ярославля. Вскоре эпидемия прекратилась («сама собой», как пишет Р. Скрынников) и люди стали возвращаться.
      
        Терпеливо объединяя и примиряя в рядах ополчения представителей самых разных социальных слоев и групп (от вольного полуразбойного казачества до родовитого дворянства), мужественно преодолевая «ненавистную рознь мира сего», князь сам едва не стал жертвой этой ненависти. Ополчение стало уже собираться в поход на Москву, как был раскрыт казацкий заговор на жизнь Пожарского.
        Народ хотел растерзать их, но князь не желал начинать поход с кровопролития. Один из заговорщиков был сослан, другие взяты в Москву на обличение Заруцкого.
        Но неудавшееся покушение роковым образом сказалось на общем настроении воинства. Поползли слухи: нет Божьего благословения на поход, кругом предательство и измена, а значит под Москвой войско ждут поражение и бесславная гибель. Заразительный дух уныния быстро растекался среди участников ополчения. Некоторые воины начали покидать Ярославль.
        Один Господь знает, что пережил князь Димитрий в эти страшные дни, когда судьба Отечества висела на волоске. Пожалуй, это был самый трагический момент в истории Смутного времени. Чаши весов колебались...
        И все же был человек, которому была открыта вся картина событий в России. Зорко следил он за тем, что происходит в Ярославле. И в этот грозный час на чашу весов была возложена МОЛИТВА. И ... весы склонились на спасение России!
        Князя Пожарского «выделяло из других исторических деятелей того времени глубокая вера в патриотические силы народа. Верно. Но даже это не главное.
        Молитва - следствие нашей веры в Бога; именно она и увенчивала все деяния Пожарского. Вера в спасительный Промысел Божий, глубокая убежденность в том, что во всех своих действиях необходимо следовать воле Божией. И эту волю и возвестил ему духоносный старец Иринарх Затворник.
        Один из духовных вождей русского народа в тяжелейшие годы Смуты, преподобный Иринарх, прославил своими подвигами Борисоглебский, что на Устье монастырь. Эта славная обитель была основана в 1363 г. преподобными Феодором и Павлом по благословению «игумена земли Русской». Здесь более 30 лет и подвизался преподобный Иринарх, «в затворе, узах и веригах Господеви благоугодивший». Господь даровал Иринарху прозорливость. Далеко разносились пророческие слова Преподобного из его убогой кельи (см. память 26 января).

        В 1612 г. пришел час Димитрия Пожарского. Тогда, в самый драматический момент «ярославского стояния», напряжение всех сил достигло предела, вера в успех Второго ополчения пошатнулась. И вдруг из Борисоглеба пришла грамотка - благословение старца Иринарха. Лагерь ополчения буквально ожил, радостная уверенность в победе поселилась в сердцах воинства, ушедшие из Ярославля, стали возвращаться. Князь Пожарский понял: это благословение свыше. Через несколько дней Второе ополчение выступило к Москве.
        20 августа 1612 г. русские войска подошли к Москве. «Возглавлял» ополчение чудотворный образ Казанской иконы Божией Матери, обретенный всего 30 лет назад и подаренный Пожарскому казаками. Осада Китай-города продолжалась уже два месяца. Русские теряли уверенность в своих силах, сомневаясь в возможности захвата каменной твердыни — надежды на освобождение Москвы становилось все меньше. Казалось, что дух русского воинства сломлен.
        Зная, что бедствие попущено за грехи, в столь горестном положении оставалась лишь одна надежда, — на помощь свыше. Весь народ и ополчение наложили на себя трехдневный строгий пост и обратились с молитвой за помощью к Царице Небесной, отслужили торжественный молебен перед Ее чудотворным Казанским образом. Молитва была услышана.
        Историки Церкви и государства Российского свидетельствуют, что никогда еще не было такого падения русского народа. И никогда не было такого чудесного его восстания, такого дивного покаяния, которое совершилось сразу, объединив всех русских людей, вчера еще враждовавших друг с другом.
        Сама Божия Матерь за верность их Православию пришла к ним на помощь через Свой Казанский образ, промыслительно дарованный русским людям не так давно, в 1589 году. Князь Пожарский дал тогда обет: в случае дарования победы русскому воинству построить храм в честь Казанской иконы Божией Матери и украсить икону драгоценным окладом.
      
        И небесная помощь не замедлила явиться — Богоматерь простерла Свой милостивый Покров над Русской землей. Греческому архиепископу Арсению Елассонскому, которого поляки удерживали в плену в Кремле, явился преподобный Сергий Радонежский и предрек: «Предстательством Богоматери суд об Отечестве нашем преложен на милость — завтра же Москва будет в руках осаждающих, а Россия спасена».
        Эта невероятно радостная весть проникла в ряды ополченцев. Их сердца преисполнились таким мужеством и отвагой, что на следующий день, 22 октября (4 ноября по новому стилю), с упованием на помощь Заступницы Небесной, русские устремились на поляков — Китай-город был взят! А еще через три дня поляки, потерявшие всякую надежду удержать Кремль, сами сдали его русским.   
        Благодарность русских людей к Заступнице Небесной не знала границ… Была зафиксирована она и в летописи: «Иконою Казанскою Пресвятой Богородицы 22 октября была первовзята круглая башня Китай-города».
        А через три дня, в воскресенье, 25 октября, русские дружины торжественно, крестным ходом направились в Кремль, неся Казанскую икону Божией Матери. На Лобном месте Крестный ход был встречен вышедшим навстречу из Кремля архиепископом Арсением, который нес Владимирскую икону Богородицы, «бывшую в плену» у поляков.
        Так встретились две русские святыни! В Успенском соборе Кремля было совершено богослужение, и все русские люди в сердечной радости возсылали благодарение Богу и Его Пречистой Матери за избавление от бедствий.
        В торжественные дни венчания на царство нового русского государя Михаила Федоровича Романова (22 февраля 1613 г.) оба великих мужа — Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин — были вознаграждены за свой подвиг во славу Отчизны: первый был пожалован в боярство, второй — в думные дворяне (отчество — Минин — теперь стало фамилией).
        А слово свое боярин Пожарский сдержал: в 20-х годах XVII в. при его деятельном участии на Красной площади был воздвигнут первый деревянный Казанский храм, куда им собственноручно и была перенесена та самая Казанская икона Божией Матери, хранившаяся в его усадьбе на Лубянке.

        Пройдут годы, и в память о великом русском святом, благословившем ополчение Минина и Пожарского, сложится традиция Иринарховских Крестных ходов из Борисоглебского монастыря до села Кондакова, родины преподобного Иринарха.   
        Здесь, недалеко от храма Рождества Христова по сей день сохранился святой колодчик, ископанный когда-то самим подвижником. Сегодня эта традиция возродилась. Со всего мира приезжают люди, чтобы стать участниками Всероссийского Иринарховского Крестного хода и пройти вместе с тысячами других паломников от монастыря, где почивают святые мощи преподобного, до святого колодчика, вода из которого уже не одно столетие исцеляет от духовных, душевных и плотских недугов.
        В 2012 г. Крестный ход был особым: он начался в тот день, когда 400 лет назад князю Пожарскому было дано благословение преподобного Иринарха Затворника. Нет, не случайно духовная поддержка Минину и Пожарскому пришла из обители, основанной по благословению преподобного Сергия Радонежского.
      
        "То, что произошло в начале семнадцатого века с Россией, как будто не имеет аналогов в истории. Это можно сравнить только с нынешним временем. Хотя то, что происходит у нас сейчас, ни с чем нельзя сравнить.
        Но среди этого мрака, было одно, что помогло выжить нашему народу, память о тех основах, которыми жила Россия. Если бы не было этой памяти, гибель была бы окончательной. Но оттого, что люди еще не до конца отступили от Бога, оттого что нашлись те, кто смог поднять народ, призвать его к истинной жизни, небо помогло. Все святые земли нашей участвовали в этом. «Ваши и наши молитвы услышаны, сказал преподобный Сергий, явившись заточенному в Кремле епископу Арсению, и суд об Отечестве нашем изменен на милость».
        После первого празднования Казанской иконы Божией Матери в течение почти трех столетий шестьдесят икон списков с чудотворного образа прославились на нашей земле.
        Божия Матерь говорит нам сегодня, что возрождение России будет возможно только тогда, когда мы усвоим уроки, которые Промысл Божий преподает нам в истории.
        Сейчас, как никогда сложный период переживает наше Отечество, когда, кажется, что все силы ада ополчились на Россию, вся грязь и клевета обрушиваются на нашу страну и народ. Русский народ и православная вера мешают миру жить так, как он хочет – вне нравственных и Божественных законов. Именно поэтому либеральный, секулярный, отступивший от Бога мир ополчается на нашу страну и наш народ.
        Господь показывает, что когда нет покаяния, когда равнодушие в народе, враг занимает все новые и новые рубежи. Нам нужны мужи силы и разума. Какой силы? Господней силы, те, кто понимает, в чем крепость народа и государства. Для кого крест не внешний узор. Только имея разум Христов, могут эти мужи обратиться к людям с действенным словом не как книжники и фарисеи, а как власть имеющие, то есть в силе Духа Божия.
        И сегодня мы больше всего нуждаемся в том, чтобы вновь как на первое празднование Казанской иконы Божией Матери прогремела над нашей столицей победная песнь: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящие Его». Как бежали войска Тамерлана от явления сияющего грозного лика Пречистой, окруженного светоносными воинами, в 1395 году, как поляки в замешательстве покидали Кремль в 1612 году и как немцы отступали от Москвы в 1941, так да отступят от нас сегодня все враги наши, да обновится земля Русская заступничеством Божией Матери, и да восстанет народ наш на основах той жизни, которую даровал ему Господь.
        И до тех пор, пока наш народ верит в Бога, до тех пор, пока дорога к храму не зарастает, до тех пор, пока мы к Пречистой Богородице притекаем как к Заступнице и Матери, чувствуем Ее присутствие в нашей жизни – никто и никогда не сможет побороть – ни каждого из нас, ни наше Богом хранимое Отечество Российское» (протоиерей Александр Шаргунов).
        Да дарует нам Царица Небесная духовные силы, чтобы не соблазниться, не пасть жертвой искушений, но выстоять, так, как выстаивали наши великие предки.
        "Радуйся, Заступнице усердная рода христианского".

        Тропарь, глас 4:
        Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего, Христа Бога нашего, и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающим. Всех нас заступи, о Госпоже, Царице и Владычице, иже в напастех, и скорбех, и в болезнех обремененных грехи многими, предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем пред пречистым Твоим образом со слезами и невозвратно надежду имущих на Тя, избавления всех зол, всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево: Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим.

        Кондак, глас 8:
        Притецем, людие, к тихому сему и доброму пристанищу, скорой Помощнице, готовому и теплому спасению, покрову Девы, ускорим на молитву и потщимся на покаяние: источает бо нам неоскудныя милости Пречистая Богородица, предваряет на помощь и избавляет от великих бед и зол благонравныя и богобоящияся рабы Своя.

        Величание:
        Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим образ Твой святый, от негоже истекает благодатная помощь всем, с верою притекающим к нему.

        Молитва Божией Матери пред Ее иконой «Казанская»:         
        О, Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Со страхом, верою и любовию пред честною иконою Твоею припадающе, молим Тя:
        не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе, умоли, Милосердая Мати, Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа, да сохранит мирну страну нашу, Церковь же Свою святую непоколебиму да соблюдет и от неверия, ересей и раскола да избавит.
        Не имамы бо иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Пречистая Дево:   
        Ты еси всесильная христиан Помощница и Заступница. Избави же и всех с верою Тебе молящихся от падений греховных, от навета злых человек, от всяких искушений, скорбей, болезней, бед и от внезапныя смерти; даруй нам дух сокрушения, смирения сердца, чистоту помышлений, исправления греховныя жизни и оставление прегрешений,
        да вси, благодарне воспевающе величия и милости Твоя, являемыя над нами зде на земли, сподобимся и Небеснаго Царствия и тамо со всеми святыми прославим пречестное и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

        Пресвятая Богородице, спаси нас.

        P.S. Удивительное событие! Казанская икона Пресвятой Богородицы - та самая, обретенная в XVI веке в Казани, - найдена по милости Божией! Об этом сообщил сегодня Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на праздничной Литургии в Успенском соборе Московского Кремля. Икона долгое время считалась похищенной и утерянной, но оказалось, что ее спасли и хранили добрые люди. Экспертиза подтвердила, что это действительно подлинник. Икону планируют поместить в Казанском соборе на Красной площади.





Составлено по материалам:
http://www.verav.ru/common/mpublic.php?num=1979
http://ruskline.ru/analitika/2012/11/29/
prepodobnyj_irinarh_zatvornik_i_
knyaz_dimitrij_pozharskij/
http://www.pravoslavie.ru/jurnal/954.htm
http://www.mpda.ru/site_pub/1917411.html
http://azbyka.ru/days/ikon/20