31. Лепесток хайку - Неповторимость в хайку

Татьяна Игнатова 5
В предыдущем конкурсе мы обстоятельно потрудились над тем, чтобы искренне и правдиво передать чувства в своих лаконичных пейзажных зарисовках под названием хайку. Параллельно мы обращали внимание на присутствие, или наличие, человека. Но оценивая передаваемые чувства, вероятно, мы заметили, что некоторые хайку затрагивали нас больше, становились нашими "фаворитами", которые авторы куда-то сохраняли для себя, переживали, чтобы на конкурсе именно эта работа заняла достойное призовое место. А некоторые хайку, весьма правдивые, передающие знакомый многим пейзаж были оставлены без особого внимания, потому что не так сильно затрагивали, хотя, возможно, отступлений от жанра в них было не больше, чем в "фаворитах"... Давайте задумаемся, почему и как можно попытаться создать такое, что станет неповторимым и особенным, запоминающимся надолго!
Для этого внимательно прочитайте и поразмышляйте над приведённом ниже.

***

Хайку в классические времена всегда существовало как часть мира, в котором стихи вливаются в единый и сложный поток мироздания. Отсюда такое значение неожиданности, озарения, умения увидеть необычное в обычном, вечное в сиюминутном в поэзии хайку. Поиск озарения привёл к созданию традиций поэтических путешествий. Постоянная смена впечатлений, естественная и неизбежная в дороге, идеально подходит для того, чтобы увидеть, ощутить и выразить в стихах что-то новое.  Ниже приводятся высказывания известных японских писателей об этом лаконичном жанре, распространяющемся в пространстве и во времени:

Ясунари Кавабата:

«Слова в хокку одни и те же, но жизнь безостановочна, и, стало быть, одни и те же слова не могут быть одними и теми же словами. Не может одно и то же слово прозвучать дважды, как не может дважды омыть ваши ноги одна и та же река, как не может дважды повториться одна и та же весна. Иначе эти стихи не удовлетворяли бы столь взыскательному вкусу читателей стольких поколений, не волновали бы сердца наших современников».

Цураюки:

«Люди, что живут в этом мире, опутаны густой зарослью мирских дел; и всё, что лежит у них на сердце, — всё это высказывают они в связи с тем, что они слышат и что они видят»

Сёё:

«Это та правда, которую можно увидеть и услышать».

Хуан Хименес:

«Чем же нас так привлекает это бессмертное искусство слагать стихи из нескольких строк, дошедшее к нам из глубины веков, эта магия немногословности: простотой слова, концентрацией мысли, глубиной воображения или своей душой?»

================

  Итак, дорогие друзья, мы подошли, возможно, к самому интересному, к самой загадочной двери, которая может нам приоткрыть тайну успеха в этом непростом жанре! Дерзайте! У вас всё получится. Пусть каждое слово будет стоять не только на своём месте, но и сверкать как алмаз, а возможно и как бриллиант. Но не забываем о простоте. Всё истинное не бросается  в глаза, и наоборот - фальшивое, блестит и в тоже время отталкивает, мешая размышлению, процессу созерцания, а значит, внутреннему ВОСХИЩЕНИЮ! И ещё... То, что вас сильно не впечатляет, не может побудить написать шедевр. Как можно передавать чувства, которые не испытываешь сам?

  Помним, что пишем хайку, мысленно рисуя на полотне, как художник, периодически отходя в сторону и рассматривая со стороны представленный пейзаж сезона, чтобы исключить собственную навязываемую оценку происходящего. В рисунке не должно быть самого автора.

Итак, в конкурсе «НЕПОВТОРИМОСТЬ В ХАЙКУ» оценивалось:

НАСКОЛЬКО УДАЧНО УДАЛОСЬ СОЗДАТЬ ПРОСТЫМИ СЛОВАМИ НЕПОВТОРИМУЮ ЗАРИСОВКУ ПЕЙЗАЖА, ИМЕЮЩУЮ КАКУЮ-ТО ЗАМЕЧЕННУЮ ОСОБЕННОСТЬ, ЧТО ПРИВЛЕКАЕТ И ЗАПОМИНАЕТСЯ.

Вот   достижение в этом конкурсе:

1-Е МЕСТО 

    баночка мёда
 на заснеженной скамье
    зимнее солнце   (Автор Мария Абазинка)
*      

2-Е МЕСТО   

   стайка снегирей
  раскачивает ветки
    морозный ветер     (Автор Татьяна Шадуя)
*         

3-Е МЕСТО 

  лестница в гору
  по каменным ступенькам
      стекает вода         (Автор Иррациональное Число)
*
   звёздное небо
 мерцающие льдинки
  в сосновых иглах     (Автор Ирина Жукова-Каменских)
*

4-Е МЕСТО 

   открытый  зонтик
  под гнётом снегопада
      тысячелистник    (Автор Арина Шик)
*

5-Е МЕСТО 

    ледяной узор
  на берегу залива
    фотосессия   (Автор Елена Графская)