30. Лепесток хайку - Правдивость чувств в хайку

Татьяна Игнатова 5
Главной задачей (и признаком) хайку является преодоление и обживание границ между природным и человеческим мирами; между микро- и макро- космосами; выявление их единства и взаимосвязи.
Как правило, предметом изображения в хайку оказывается окружающий мир: природные явления и объекты, но может присутствовать и «городской пейзаж», и даже человек.
Для этой формы не характерно активное использование тропов и фигур речи. Авторское присутствие и оценочность выражены осторожно и опосредованно.

Классические хайку обязательно строятся на соотнесении человека (его внутреннего мира, биографии и т. п. ) с природой; при этом природа должна быть определена относительно времени года — для этого в качестве обязательного элемента текста используется киго.
История присутствует в хайку как история времен года, история круговорота, совершающегося в природе, причем смена времен года вовлекает в движение все предметы и события, названные в стихотворении, и принимает космический характер. Конкретные вещи, относящиеся к миру хайку, включены во всеобщность круговорота, в череду бесконечных изменений, в систему повторяемости явлений природы, так же как и конкретные однократные события, имеющие место в каждом стихотворении.
Люди и предметы, относящиеся к природе, предстают как объекты художественного наблюдения, а не как объекты действия. Мир хайку - это вполне обозримый, конкретный мир, ограниченный жесткими рамками канона. Предметы, названные в хайку, содержат в себе опосредованную соотнесенность человека и природы, то, что связывает "ближний" (конкретный) план стихотворения с "дальним" (всеобщим). Вещь существует в хайку, с одной стороны, как замкнутая внутри себя, являющаяся объектом пристального внимания, самоценная, а, с другой стороны, сама она является связью с рядом неназванных в хайку вещей, создавая дополнительную протяженности стихотворного пространства. Канон предметов, могущих быть названными в хайку, в новое время расширялся от сугубо поэтической лексики до самых широких пределов, к предметам непоэтическим, мелким, грубым и новым. Употребление традиционного круга лексики ставило перед поэтом задачу выбора необходимых слов для максимально точной передачи картины природы. Жажда общения японского поэта с природой совмещается со стремлением находится с ней в гармонии, согласии, и это сказывалось на подходе к материалу - в данном случае - к слову.
Цель поэта - наблюдать природу и интуитивно усматривать ее связи с миром человека;
В хайку уничтожена дистанция между поэтом и объектом. "Если предмет и я существуют раздельно - гармонии не достигнуть", - говорил Басё. Чувство и действие понимается поэтом как единое целое.
Красота би характеризуется для поэтов школы "Хототогису" категориями "человеческая красота" (дзиндзитэки би) и "природная", или "небесная и земная" (тэнтитэки би). Противопоставляя человека природе, поэт противопоставляет и другие сопутствующие категории: активность и покой, сложность и простоту, деятельность и молчание - и приходит к выводу, что статичное (природа) легче изобразить в хайку, чем динамичное (человек и его дела). Не случайно главная тема хайку - природа; пейзаж обнимает человека, который "вписан" в горы, леса, потоки. Человек - органичная часть природы.
Магокоро - Истинность и правдивость чувств.
Магокоро – умение передать истинные чувства, душу образов, передать макото (искренность, правдивость).
В последние годы жизни Басё провозгласил новый ведущий принцип поэтики — каруми (легкость). Он сказал своим ученикам: «Отныне я стремлюсь к стихам, которые были бы мелки, как река Сунагава (Песчаная река)». Слова поэта не следует понимать буквально. Поздние стихи Басё отнюдь не мелки, они говорят о простых человеческих делах и чувствах. В бытовых картинках сквозит добрый юмор, а не насмешка, теплое сочувствие к людям.” (Хайкупедия)

================

  Итак, дорогие друзья, перед нами непростая задача: не только показать неразрывную связь окружающего мира с человеком, но и постараться передать через неё чувства так, чтобы читатель поверил. Помните, как по Станиславскому, можно  сказать "Верю!" и ещё, быть может, добавить "Знаю".
  Помним, что пишем хайку, мысленно рисуя на полотне, как художник, периодически отходя в сторону и рассматривая со стороны представленный пейзаж сезона, чтобы исключить собственную навязываемую оценку происходящего. В рисунке не должно быть самого автора.  Желаю успехов в этих поисках. Зимний пезаж располагает к созерцанию и тихой отрешённости от дел насущных, давайте увидим нечто характерное для этого прекрасного сезона  и передадим его без искажения, даже если за окошком серо и уныло без снега.

  Итак, в конкурсе «ПРАВДИВОСТЬ ЧУВСТВ В ХАЙКУ» оценивалось:

 НАСКОЛЬКО УДАЧНО И ПРАВДИВО УДАЛОСЬ ПЕРЕДАТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЧУВСТВА ЧЕРЕЗ КАРТИНКУ ПЕЙЗАЖА СЕЗОНА И, ВОЗМОЖНО, ВКЛЮЧИТЬ НЕПОСРЕДСТВЕННО И САМОГО ЧЕЛОВЕКА В ЭТОТ ПЕЙЗАЖ, но не обязательно. А для этого каждое слово в хайку должно быть на своём месте и незаменимо. Всевозможные разночтения и создание дополнительных образов приветствуется.

Вот достижение в этом конкурсе:

1-Е МЕСТО

   тропинка к дому
 блестит при свете луны
   иней на стеклах      (автор Марианна Заигралина)

*      

2-Е МЕСТО   

   парус скатерти
 на бельевой прищепке
  снежная льдинка   (автор Иррациональное Число)

*         

3-Е МЕСТО 

  ночью женщина
 шьёт белыми нитками
   пурга за окном    

*

4-Е МЕСТО   

  морозная ночь.
 любуется на звезды
   снежная баба       (автор Марианна Заигралина)

*

5-Е МЕСТО   

  сезон корюшки
треногий стул на пирсе
делят рыбаки                (автор Иррациональное Число)


  окно в лиане
 цветущего жасмина
     узор инея                (автор Арина Шик)