27 Лепесток сакуры - Изящество в хайку

Татьяна Игнатова 5
  Мы не раз сравнивали процесс создания хайку с живописью. И в связи с этим, рассматривая готовые пейзажные картины хайку, нам бы не хотелось видеть голову самого художника, загораживающую пейзаж. Это будет нам мешать. А именно, мешает навязывание автором своих чувств и переживаний, а также определённая манерность живописца, который старается нам понравиться, произвести на нас впечатление  или навязать свой опыт восприятия. Одним из средств выразительности таких "дневниковых" трёхстиший, под названием  хайку, являются  всевозможные красивости. Но в то же время, "простота хуже воровства" - прямое указывание на действие и предмета, без намёка и недостроенности, трудно будет отнести к поэзии. И поэтому, перед нами стоит непростая задача найти золотую середину между этими крайностями и обнаружить золотое сечение в соразмерности образов.
 
      Немного из теории хайку от Е.М. Дьяконовой:

  "Люди и предметы, относящиеся к природе, предстают как объекты художественного наблюдения, а не как объекты действия. Мир хайку - это вполне обозримый, конкретный мир, ограниченный жесткими рамками канона. Предметы, названные в хайку, содержат в себе опосредованную соотнесенность человека и природы, то, что связывает "ближний" (конкретный) план стихотворения с "дальним" (всеобщим). Вещь существует в хайку, с одной стороны, как замкнутая внутри себя, являющаяся объектом пристального внимания, самоценная, а, с другой стороны, сама она является связью с рядом неназванных в хайку вещей, создавая дополнительную протяженности стихотворного пространства. Канон предметов, могущих быть названными в хайку, в новое время расширялся от сугубо поэтической лексики до самых широких пределов, к предметам непоэтическим, мелким, грубым и новым. Употребление традиционного круга лексики ставило перед поэтом задачу выбора необходимых слов для максимально точной передачи картины природы. Жажда общения японского поэта с природой совмещается со стремлением находится с ней в ГАРМОНИИ, СОГЛАСИИ, и это сказывалось на подходе к материалу - в данном случае - к СЛОВУ. Цель поэта - наблюдать природу и  интуитивно усматривать ее связи с миром человека; хайкаисты отвергали БЕЗОБРАЗНОСТЬ, беспредметность, утилитарность, абстрагирование."

 Есть такое подходящее слово "ИЗЯЩЕСТВО". Размышление над его значением в лучшем его проявлении поможет нам справиться с нашей задачей по написанию прекрасного творения пейзажной лирики - хайку.

ИЗЯЩЕСТВО -  Изысканная, тонкая красота, грациозность, художественная соразмерность форм.
Слово ИЗЯЩНЫЙ вошло в древнерусский литературно-книжный язык из языка старославянского. По своему происхождению оно обычно связывается с глагольной темой *изьм- и глаголом "изти" (ср. современное изъяти). Его первоначальное значение понимается как `избранный'. В «Этимологическом словаре» А. Преображенского о слове изящный написано: «Изя;щный красивый, со вкусом книжн. заимств. из цсл.: изящество, изящность, др. изящьный, изячьный, изящьство прием, способ (?) (Срезневский, 1, 1086).

Само происхождение этого замечательного слова подсказывает нам некий процесс избранности и взвешенности каждого слова, которые мы используем в нашем утончённом жанре. Именно такой характеристике удостоились произведения Ёса Бусона (1716–1783)
 
  Характерные черты его поэзии:
- живописность, художественность, пейзажность
- визуальность
- выразительность
- возвышенность
- изящность, утончённость
- чувственность, лиричность
- созерцательность
- романтичность

Примеры его стихотворений:

летняя ночь коротка.
засверкали на гусенице
капли рассветной росы.
*
тонкие струйки сбегают
на корни камфарного дерева.
осенний дождь моросящий
*
(просьба не брать за образец сам перевод! Сумейте услышать то, что удалось донести)

   

 ================

 В конкурсе «ИЗЯЩЕСТВО В ХАЙКУ» оценивалось:

НАСКОЛЬКО УДАЧНО УДАЛОСЬ ЗАТРОНУТЬ ЧУВСТВА ЧЕРЕЗ ИЗЯЩЕСТВО И НЕНАВЯЗЧИВОСТЬ ПРЕДСТАВЛЕННОЙ КАРТИНКИ В ХАЙКУ.

  Вот достижение в этом конкурсе:

1-Е МЕСТО
   зонтик под снегом
   цветение сакуры
   на горных склонах        (Янковская Татьяна)
*      

2-Е МЕСТО   
   Яблоневый сад
  Лепестки на веранде
   В солнечных лучах     (Наталия Белоус)
*         

3-Е МЕСТО 
   лампа на ветке
сыпятся вишен цветы
   в лунном сиянье          (Янковская Татьяна)

   веранда в пыльце
  освещается солнцем
    выцветший ковёр         (Арина Шик)

    чайный сервиз
 на столе и за окном
    цветущая сакура         (Елена Графская)
*

4-Е МЕСТО   
   Садовый домик
  Под лепестками яблонь
     Белеет ландыш         (Наталия Белоус)
*

5-Е МЕСТО 
   мать-и-мачеха
тянется вдоль террасы
   полоска снега      

  мальчишка - рыбак
возле ручья на камнях
   журавль танцует        (Марианна Заигралина)

  сторожевой пёс
  дремлет за изгородью
    мячик под лапой       (Иррациональное Число)