Наум Грановский. Живой город

Евгений Гольдендрут
В 2005 г. состоялась юбилейная выставка, посвященная памяти известного фотографа Наума Самуиловича Грановского, которому в том году могло бы исполниться 95 лет. Изображение Москвы стало главной темой его работ. Глядя на фотографии мастера чувствуется, что к их созданию автора вел искренний внутренний посыл. Он начал снимать город еще в 20-х годах прошлого столетия. Примечательно, что спустя годы (а порой и десятилетия), Грановский вновь обращался к тем же объектам, как будто пытаясь уловить время в изменении облика улиц, площадей и домов. В результате сложилась фотографическая «летопись» жизни города.

Расцвет творчества Грановского пришелся на середину XX века. Время 50-60-х годов было связано с масштабным жилищным строительством. Фотограф любил использовать при съемке высокие ракурсы. Вероятно поэтому он часто снимал с крыш домов. При этом открывалась широкая панорама, здания обретали объем, а улицы выглядели как с «птичьего полета». Большинство фотографий Грановского выполнено в академической манере. Их отличают: строгая композиция, точно найденный зрительный центр кадра, грамотное использование особенностей естественного освещения. Во всем этом нашло отражение мастерство фотографа. Однако, глядя на эти фотографии чувствуется, что них есть нечто большее.

В работах Грановского можно ощутить «дыхание жизни». На первый взгляд, это может показаться странным, ведь фотография представляет собой лишь мгновенный «срез» времени. Иными словами можно сказать, что это – жизнь, замершая во времени. Однако, при более внимательном рассмотрении, обращают на себя внимание детали, которые запечатлены с чутьем, присущим лишь фотохудожникам. Среди них: выезжающая из-за поворота машина (которых на снимках, как и в жизни того времени, было еще очень немного), отдельные фигурки спешащих по своим делам людей, 1 или 2 трамвая и, конечно, здания – лицо города.

Что изменилось в облике столицы за прошедшие полвека? Здания, улицы и мосты (по большей части) сохранились, машин и людей стало значительно больше. Но главное – изменилась аура среды, или дух места. Под ней, в данном случае, имеются в виду преобразования, отличающие нынешний облик от авторского видения фотографа. Москва в работах Грановского предстает в образе спокойной и гармоничной жилой среды. Возможно, так не было на самом деле, но такой она представлялась ему, как творцу характерных черт ее видимой реальности. Такой он хотел ее видеть. И именно эта особенность рассматриваемых работ имеет особую привлекательность, благодаря которой, интерес к ним, как хочется верить, никогда не будет утрачен.

2011 г.