Самурай с мечом против будущего Императора

Арсений Анненков
Большевики убили русского царя, но не монархическое мировоззрение

И.Н. Ордынская. Святая царская семья. – М.: Молодая гвардия («Жизнь замечательных людей»), 2022. – 399 с.

Книга Ирины Ордынской «Святая царская семья» относится к тем случаям, когда важность темы и тон повествования перекрывают его недостатки. С них и начнем. Именно потому, что не они являются определяющими, и чтобы можно было к этому не возвращаться.

План книги составлен таким образом, что все выводы представлены уже в предисловии. Еще одна странность состоит в том, что автор сначала рассказывает о судьбе царской четы, потом о пятерых детях – каждом в отдельности. А так как речь идет об одной семье, читатель шесть раз погружается в одни и те же подробности.

И если у большевиков «царь превратился... в сосредоточие всего негативного», то здесь царская семья написана голубым и розовым. В итоге главные герои так же относятся к своим прототипам как икона святого к самому святому. Собственно, книга Ордынской и есть своего рода икона – это, конечно, не фото и даже не портрет.

«Император, искренне любивший Россию, жизнь положивший на алтарь служения Отечеству, отдававший все силы для ее экономического процветания, заботившийся о военной мощи страны, как человек глубоко верующий, как «отец нации», действительно готов был пожертвовать всем для своих подданных. Однако сколько бы он ни отдавал всего себя России, поданные, как неблагодарные дети, не считали нужным ценить его заслуги». 

Пафос, который и сам по себе – не лучшая стилистика, в книге порой переходит в стилистику откровенно скверную («юная девочка» (стр. 47), «оставалась добрым и добродушным ребенком» (стр. 219)...).

На это накладываются смысловые погрешности. На стр. 82: «Яхта «Штандарт» стала фактически вторым домом для царской семьи», через несколько страниц – «Царская семья проводила на яхте не так уж много времени» (стр.103).

Чем же компенсируется недостатки книги? Во-первых, тем что автор говорит правду. Царская семья – святая, вот он о святой семье и рассказывает. Причем, последние Романовы были не просто святыми, а мучениками. Как евреев убивали только за то, что они евреи, так и царскую семью – за то, кем они родились.

Во-вторых, книга содержит множество интересных сведений о Николае II и его семье.

Так, первым государственным актом ещё цесаревича Николая было перечисление 15 тысяч рублей на нужды самых бедных жителей Москвы «из собственных средств»...
После завершения образования он отправился в зарубежное путешествие. Побывал в Европе, Индии, Египте, Цейлоне. В Японии на него напал самурай, как положено – с мечом. Спас будущего российского императора греческий принц Георг, задержать нападавшего помогли два рикши...

Жена Николая II, императрица Александра, «с детства привыкла обходиться без слуг», защитила диссертацию по философии в Оксфордском университете...

Международные институты, активно занятые сегодня «воспитанием» России, своим возникновением во многом обязаны русскому царю. «В 1899 году именно император Николай II стал инициатором созыва в Гааге международной конференции по разоружению и законам войны. Конференция открылась 6 мая, в день рождения русского царя. Вторая подобная конференция в Гааге открылась в 1907 году. На конференциях были приняты международные конвенции о законах и обычаях войны, ставшие основой норм международного права. На конференции в 1907 году обсуждалось предложение императора Николая II о создании Лиги Наций, которая могла бы своим авторитетом предупреждать международные конфликты.

Европейские газеты писали, что только благодаря настойчивости русского царя состоялись обе мирные конференции, которые готовила и проводила Россия, выдержав и преодолев сопротивление многих европейских государств»...

Во время февральской революции слуги и служащие в царском дворце «разбежались, многие при этом уносили ценные вещи, принадлежавшие царской семье». «Высшее» международное сообщество вело себя не лучше. Английский король и правительство сначала выразили желание принять русского царя вместе с семьей. А потом свое приглашение отозвали...

Слова, которые царь адресовал своим сторонникам незадолго до мученической смерти были подлинного христианскими: «Отец просил передать всем тем, кто ему остался предан, и тем, на кого они могут иметь влияние, чтобы они не мстили за него, так как он всех простил и за всех молится, чтобы не мстили за себя и чтобы помнили, что зло, которое сейчас в мире, будет ещё сильнее, но что не зло победит зло, а только любовь»...

И т.д.

Но самым важным, пожалуй, является мало кем до конца осознаваемый факт, что тема монархии в нашей стране остается ключевой до сих пор.

Большевики убили русского царя, но не монархическое мировоззрение (в том числе в собственных головах). Проклиная царизм, они построили его модификацию. И у них, как правило, царь был один, его власть – практически абсолютной и только смерть (за редким исключением) освобождала его от полномочий. Единственное, что до сих пор всерьез отличает нашу «постмонархическую монархию» от обычной – отсутствие престолонаследования.

Причина же того, что Россия до сих остается, по сути, монархической страной заключается, конечно, не в желании правителей, а в народном мироощущении. Пословица «на Бога надейся, а сам не плошай» только на первый взгляд – о важности самостоятельных решений. Стоит прочитать её ещё раз и понятно, что отношение к жизни у придумавших её людей иное. И Тот, на Ком оно зиждется, указан совершенно определенно.

Бог – основа монархического мировоззрения. Поэтому и упование на царя – не отказ от своей политической воли и тем более – не перекладывание ответственности. Это доверие к Богу, который действует, в том числе, через своих помазанников. При демократии человек надеется на человека (себя, президента, друга, соседа...). При монархии он, как правило, занят слишком большими делами, чтобы иметь такую слабую опору. Явно или бессознательно он предан Богу.

Глубоко скрытая монархическая сущность и делает Россию той страной, какой мы ее знаем и любим. В противном случае она уже давно перестала бы существовать.
Однако нашей общественности до сих пор мало что известно о Российской Империи до 1917 года и последних легальных царях. Их судьбу надо рассматривать на фоне обстоятельного и квалифицированного рассказа о церкви, духовенстве, экономике, культуре, политике (и политическом сыске), сословном и административном устройстве, о важнейших, в том числе монарших, решениях и многих других аспектах праздников и будней той огромной державы, падение официальной монархии в которой привело к катастрофе мирового масштаба в начале XX века и сделало неизбежной вторую – в его конце. Фразами вроде «император каждый день с раннего утра до поздней ночи всё своё время посвящал делам» здесь не обойтись.

Потому, кроме благодарности к автору, книга Ирины Ордынской вызывает у заинтересованного читателя уверенность в том, что и об истории родной страны, и о святой царской семье ему еще предстоит узнать очень много.

(«Независимая газета», 12.10.2022 г., в сокращении)