А10. Экспертный обзор Галины Булатовой

Сетевой Клуб Поэтов
Здравствуйте, уважаемые конкурсанты!
С вами ведущая авторского конкурса «Один на один» Илина Гумер.
Писатель и редактор из Тольятти Галина Булатова подготовила для вас небольшой обзор конкурсных произведений и, в соответствии с условиями конкурса, по своему выбору распределила призовые места. Хочу напомнить, что все стихи подавались эксперту анонимно (имена авторов добавлены в обзор мной), поэтому нет сомнений в объективности суждений нашей уважаемой гостьи.
Со своей стороны хочу поблагодарить Галину Ивановну за то, что откликнулась, нашла время в своём плотном графике и поработала со стихами наших участников. На мой взгляд, в обзоре немало ценных замечаний и тонких профессиональных советов. Ну, а краткость, как известно, – сестра таланта.
Для всех же авторов, у которых останутся вопросы к эксперту, напоминаю, что у вас есть возможность пообщаться с ним в комментариях.

Илина Гумер

**********************************************

Благодарю организаторов за приглашение и доверие. Как я и люблю – работы присланы без указания фамилий, анонимно, поэтому жюристу ничто не помешает разгуляться в своих кратких комментариях )) Иду по порядку. Призёров назову в самом конце.

1. ЛУНА (Александр Быстров)

На другой стороне луны
по-другому пекут блины
и, другой рецепт полистав,
подбирают другой состав.
Словно тёплый живой кефир,
наливают в кастрюлю мир.
Хоть не крепок мир и не нов,
он - основа других блинов.

Насыпают взамен муки
по родной стороне тоски
и любви добавляют с ней,
так другие блины вкусней.
Перемешивают потом
с милосердием и добром,
обязательно нужен труд,
вместо соли его кладут.

На другой стороне луны,
видя ночью другие сны,
на исходе другой зимы
существуем другие мы.
И с другой стороны луны,
забираясь на валуны,
мы другие нам, что есть сил,
машем, топаем, голосим:

«Нам вернуться бы к нам, ребят!
Вспомнить бы про других себя
и других посмотреть бы снов,
и поесть бы других блинов…»
Только, вот беда, у луны
не найти другой стороны.
Никогда она не видна.
Никому она не нужна.

Комментарий: Перечитала стихотворение дважды – оно требует вдумчивого подхода. Стихотворение о хорошем и добром, о другой, подчас забытой стороне нас, людей. Главное – не повернуться спиной к самому себе.

2. МОЖЕТ БЫТЬ (Юрий Рехтер)

Удача - редкий феномен,
Везёт, обычно, не любому.
И нет простых житейских схем,
Где всё понятно и знакомо.

Бежит без остановки жизнь,
Безумным скоростным трамваем
И, исполняя свой каприз,
По ходу правила меняет.

Как обнаружить механизм,
Который выдаёт везенье,
И разобраться: в чём сюрприз,
Секрет и одухотворенье?

А может быть и нет его,
Нет ни значений, ни пророчеств.
Не говори, бедняга, "гоп",
Пока судьбу не перескочишь.

Я к этой версии клонюсь,
Пройдя уже немало буден,
Успех не ощутить на вкус,
Когда подход к нему не труден.

Комментарий: Как раз на днях смотрела склонение слова «будни» в родительном падеже. Ну что ты будешь делать – везде выдают «будней»! А мне так хотелось зарифмовать с «беспробуден». А вдруг всё-таки можно? )

3. ВЕЧНОБАРД (Дэн Мартини)

Вечнобард сидит недвижно
Смотрит на огонь и воду
Ветер листья ровно стелет
Дождик косы расплетает
Не споёт он дальним-ближним
Не в отместку, не в угоду
В неподвижном его теле
Странный свет струист и таен
Мы сожжём свои гитары
Мы сожрём свои запасы
Мы расправив свои крылья
Кучно в воду будем падать
Поплывём во власти Мары
Не дельфином и не брасом
Без напряга и усилия
Без задержки и преграды
Будут песни петь русалки
Скалы нависать сурово
Вечнобард смотреть вдогонку
Девы ладить хороводы
Феврали стелить одеяла
В ненасытнейшую прорву
Будут зазывать воронки
Ну а мы родимся снова

Чтоб услышать Вечнобарда.

Комментарий: Сожжение гитар и бурное оприходование съестных запасов немного тревожат. А если потом ещё кучно падать в воду – волнение возрастает. Впрочем, Вечнобард нас непременно спасёт!

4. "ОНА ВСЕХ ПОМНИТ" (Трунова Вероника)

Река надежд вздыхает по ночам
Едва-едва, как горестная мать,
Ребёнка заболевшего качая.
И раб под равнодушный свист бича,
И на кресте распятый тать –
Любой на грани полного отчаянья
По капле эту реку полнит, полнит, полнит...
Она всех помнит.

Ей тяжело. Вода её – свинец.
Но, берега расправив, словно плечи,
Не зная роздыха, рефлексии чужда,
Течёт, вбирая алчущих сердец
Простые чаяния. Бесконечна,
Поскольку бесконечно есть нужда
В незыблемой неиссякаемости русла.
Река надежд не знает слова устье.

Комментарий: Понравилась мелодика стихотворения – в точности как течёт река. Смутила «незыблемая неиссякаемость русла». Задумалась над тем, почему река надежд не знает слова «устье». Возможно, она, в отличие от реки Безнадёжность, как раз впадает в Любовь или Веру...

5. ЗАСЛУЖЕННЫЕ РАБОТНИКИ (Лев Щукин)

Заглушая бубны барабанами,
Музыканты исполняют туш.
Были вы отнюдь не великанами,
Вы своих не покидали луж.

Мелкими безропотными сошками
Занимали важные посты.
Школьники вам хлопают ладошками
И несут дрожащие цветы.

Вам теперь почет и уважение,
Честь и обязательный банкет.
Вы ведете славное сражение
С целью достиженья «круглых» лет.

Если ты сполна ценил доверие,
Если был лоялен и ретив –
Громко салютует фанаберия
И тебе сверкают впереди:
Всполохи чужих высокопарностей,
Бредни помутневшего ума,
Пустолетье суетливой старости,
Долгая бесснежная зима.

Комментарий: Во время чтения с лица не сходила улыбка. Спасибо автору за это! )) Некоторые образы просятся в пародию («не покидали луж», «безропотные сошки», «дрожащие цветы», «бредни помутневшего ума»), но я не из этих, которые их пишут. Хотя в молодости и баловалась.

6. ПАСХА В 2020 ГОДУ (Татьяна Воронова)

Нежнейшее вымя из творога
Завязано в марлевый жгут.
Зараза гуляет по городу,
У кладбища вишни цветут.

Апрель во все форточки просится,
Вечерние дали ясны...
Успели войти мироносицы
В режим партизанской войны.

Мука рассыпается по' столу,
У кладбища - ви'шневый дым.
Разогнаны страхом, апостолы
Сидят по квартирам своим.

Как знать, от чего они прячутся –
От тех новостей, что гнетут?..
... Со временем - всё обозначится.
(У кладбища вишни цветут.)

И это когда-нибудь кончится,
И вишни цветут как цвели,
И тихо ликуют подпольщицы,
Что кто-то валун отвалил.

Комментарий: В целом отличное стихотворение, хотя «вымя из творога», завязанное в «марлевый жгут» – образ достаточно смелый. Но ведь запоминается!

7. МНИШЕК (Ида Лабен)

Птичьими пальцами маленькая иноземка
Перебирает жемчуг
Плещется над пирамидой подарков
Взгляда тяжелый бархат
Всё здесь не к месту или не впору
Пение бора
Дали озерной прозрачные ноты
Свист соколиной охоты
Шляхетский пыл горделивые спины
Самбор, Марина
Призраки власти пряничный вкус одинаков
Ночь перекручена страхом
Рваной попоной укроют черные снежные степи
Холод как в склепе
Звездная россыпь прозрачного свода
Вой это к родам
Ветер скитаний завеет, завоет, завертит
Вой это к смерти
К кольям и кельям и козням и казням
Узел завязан
И не развяжешься больше попала в силок ты
Стянуты локти
Птицам не впору мышьячная маска царицы
Ночью-то снова приснится
Маленький, нежная тяжесть
Сколько ни плачь, не развяжешь
Птичьими пальцами узел на шейке натертой –
Мертвый на мертвом…

Комментарий: Исторический эпизод автору удалось облечь в одежды поэзии. Не могу не отметить красоту рифм (одна только «силок ты – локти» чего стоит!), удачно выбранный размер. Сильная концовка.

8. «Ей казалось, что птицы…» (Нина Баландина)

Ей казалось, что птицы – это совсем не её,-
Неуловимое нечто вне времени и пространства.
Также как утро, лишённое вдруг воробьёв,
Давнее па из застрявших в беспамятстве танцев.
Ей казалось, что люди не правы, когда опираются на
Толпы вокзалов, причалы – глушат прощанье милями,
Когда достаточно просто бокала вина
С эхом любимого имени.

Перебирала детские кружевные воротнички.
Тот к выпускному, а этот – на День Победы. –
Солнцем по комнате разбросанные лоскутки
Возвращали "на память" лето.
Там она падала, ушибалась, слизывала с коленок грязь,
Рвала подорожник, пачкалась йодом, зелёнкой
И нечаянно отзывалась на несуразный птичий раскрас:
- Ласточка! – Так и неслось вдогонку.

Комментарий: Стихотворение показалось немножко сумбурным. Смутило «слизывала с коленок грязь».

9. АБИТУРИЕНТ (Евгений Багрянцев)

Их было двое. Я один.
Отец и сын, немного разные…
Невозмутим отец. А сын
смешно удваивал согласные –

он будто в прошлое ушёл,
где партия звала с тр-рибуны, и
ещё был м-молод комсомол,
а пионеры были юн-ными.

В преподавательских «грехах»
вокзал нас выявил коллегами
со старшим. Об учениках
делились «альфами», «омегами».

И сын – не то, что в голове,
не то, что было в голове его,
а что он ринется в Москве
«в муз-зэи Скр-рябина, Тан-неева».

За оптимизмом светлых нот
они скрывали огорчение,
и, раз уж сыну в этот год
почётное «местоимение»

экзамен обозначил хоть
в ж/д билетах средней дальности –
отцу желалось, чтоб Господь
в искусстве крест и дальше дал нести.

Я видел, сэр: наследник Ваш
в бою отнюдь не храбрым тигром пал,
но недоигранный пассаж
он с блеском мысленно доигрывал.

Комментарий: Что могу сказать – видна рука мастера. Стиль, богатство языка, опять же нетривиальность рифм.

10. ДУША (Владщимир Осипёнок)

Лишь появишься ты на свет божий
Тут же в тело вселится душа,
Чтоб пройти вместе путь жизни сложный,
Уходить от тебя не спеша...

Подними в высь потухшие очи
И поманит небес полынья.
Отойдут и отхлынут, как в ночи,
Все тревоги земного бытья.

Тихо туча закат заколышет,
Ощутишь словно крылья в душе
И взлетит она в небо неслышно,
Сбросив грех с плеч в крутом вираже.

Там не нужно ни счастья, ни ласки,
Нету там ни нужды, ни забот,
Ты – волшебник из сказочной сказки,
А душа как ковёр-самолёт!

И напрасны людские тревоги
На земле за печальный исход.
В небесах для души есть дороги –
Пожелает – вспорхнёт и уйдёт!

Комментарий: подозрительно отношусь к спондеям (два ударных слога подряд). Конечно, иногда без них не обойтись (есть стихи, полностью состоящие из ударных слогов, но это – другое); когда же их слишком много («Лишь появишься ты на свет божий», «Чтоб пройти вместе жизни путь сложный», «Сбросив грех с плеч в крутом вираже») – тяжело читать и пропадает всё обаяние поэзии.

11. ТЕБЯ ВСЁ НЕТ... (Евгений Аксельрод)

Когда мне было пять лет,
я любил девочку по имени Тала,
теперь она чьей-то женою стала.
…А тебя всё нет.

Первая любовь, словно первый снег,
внезапно пришла и растаяла так же внезапно,
только память хранит: тихий звук, терпкий вкус, тонкий запах.
…А тебя всё нет.

Война оставила в сердце след, -
теперь она в моём организме,
как ржавая мина с часовым механизмом.
...А тебя всё нет.

Пятнадцать лет постигал, что ученье - свет,
но вряд ли когда-то мне «эврика!» произнести,
 ведь я и себя-то никак не могу найти.
…А тебя всё нет.

И вот мне уже тридцать пять тусклых лет, -
это много, безумно много, я понимаю,
и кто виноват, что я женщин других за тебя принимаю?
…А тебя всё нет.

Так боюсь я, что время, верша свой сюжет,
уведёт на расстрел мою веру, и пощады тогда не добиться.
И кричу я в бессилье:
«Ну что же ты медлишь? Приди! Ведь возможно убийство!»
…Но тебя всё нет.

Комментарий: Стихотворение безусловно оставило свой след... Показалось, если поменять местами 3 и 4 строфы – оно только выиграет...

12. ЛЕЖУ... (Михаил Эндин)

Лежу в палате номер пять,
на что-то всё ещё надеясь.
А за окном зима опять
несёт не истину, но ересь,
кружится вьюгой, бьётся в дверь
и рвётся внутрь неосторожно,
как будто ересью теперь
кого-то вылечить возможно.

На исцеление души
уже почти не уповая,
я подбираю, как гроши,
остатки про;житого рая,
когда-то бывшего не здесь,
но телу страждущему впору.
...а до палаты номер шесть
лишь два шага по коридору...

Комментарий: Хорошее стихотворение, умная концовка. Если бы я задалась целью составить сборник «Больничные стихи», то непременно бы включила в него это стихотворение.

13. МАРШРУТ ПОСТРОЕН (Алексей Ленивец)

Она звонила сказать: прощаю,
давай сначала.
Пришёл прыщавый
официант: "Вам ещё коньяк?"
Нет!
Что-то в жизни быть неизменным
должно!
И столик задетый, в землю
упёршись, вздрогнул посудой – звяк!

Маршрут построен: несёт из бара
души сияющая изобара
его к любимой, вокруг шу-шу,
насмешки вслед.
Холодны потёмки.
Как два крыла, в рукавах потёртых
его уверенность: завяжу!

И он завяжет ("Пошло всё в баню!")
Похвально. Впрочем, сюжет банальный –
семей счастливых полным-полно.
Несчастных тоже.
И может, был он
влюблён недолго
и от любимой
узнал, что "тоже не Аполлон".

Гадать зачем? Это мой ЛГ ведь:
чего угодно могу с ним делать –
да ладно, сам всё решит вполне.
Его я встречу (жена, два сына!),
он не узнает меня, и стыдно
от пьяной зависти станет мне.

Комментарий: Картинки яркие, персонажи удачно выписаны – особенно понравились первые две строфы. А вторая половина показалась немного «провисшей», размытой. «Как два крыла, в рукавах потёртых / его уверенность: завяжу» – браво!

14. СЕРДЦЕ (Марина Быстрова-Докс)

Сердце упавшее, сердце разбитое,
Сказками и обещаньями сытое,
Горько ему, а оно, неотмщённое,
Шепчет упрямо слова запрещённые.

Ждёт и надеется: всё перемелется,
И расцветёт, словно красная дЕвица,
Да разминуться никак получится
С тенью былого – случайной попутчицей.

Сердце игрушечным маленьким мячиком
То улетит, то свернётся калачиком,
То непокорность с тоской в сочетании
Слепо толкнёт на поступок отчаянный.

***
Сердцу покоя судьба не даёт –
Бьётся и бьётся, как рыба об лёд,
Но почему-то оно лишь одно
Властно над тем, что уму не дано.

Комментарий: Если говорить о деталях, то я бы обратила внимание на первые две строки предпоследней строфы: «Сердце игрушечным маленьким мячиком / То улетит, то свернётся калачиком». Получается, что мячик может свернуться калачиком, т.к. частица «то» ставит оба действия в единый смысловой ряд. Вот если бы, к примеру, было «Сердце игрушечным маленьким мячиком / В сторону прыгнет, свернётся калачиком», тогда вопросов не возникло бы...

15. О ТОМ О СЁМ... (Ариша Сергеева)

Август поматросил нас и бросил –
Словно лето было не всерьёз...
Сентябрём нахлынувшая осень
Гладит гривы клёнов и берез.

Утешает?.. молится о чём-то? –
Опаляя красками листву,
Словно повзрослевшая девчонка,
Ворошит наряды к рандеву.

Осень, придержи свои порывы –
Не сотри в круженье золотом
Строфы - те, что августом в архивы
Списаны с пометкой:" Не о том..."

Осень, в переплёте одиночеств
Им забвенье прочить не спеши:
Вслушайся в их шёпот - вдруг захочешь
Приютить на краешке души?

Вдруг твоё неровное дыханье
Совпадёт с биеньем нервных рифм?
И тогда о том о сём стихами
До зимы с тобой проговорим...

Комментарий: Над первыми двумя строфами я бы ещё подумала («сентябрём нахлынувшая осень» – слишком общо, «гривы», «наряды» – в тему ли?). А вот к 4-й и 5-й строфам вопросов нет – автор молодец.

16. ВЕСНА В КОНСТАНТИНОВО (Ольга Флярковская)

Памяти режиссера Андрея Денникова

Переменчивый март доедает снега.
Голубеет дорога голубкой во мгле.
Клочковатый туман завершает бега,
Прижимаясь под утро к холодной земле.

Век тумана недолог, и в здешнем краю
Он ручной и домашний, как кот на печи.
Подрастает весна, и тревожный Баюн
По оврагу хвостом в нетерпенье стучит.

Здесь холмы словно складки на плате Оки,
Здесь поля отзываются в сердце тоской.
Здесь от груза неправды в себе отрекись,
Ведь иначе не выдержать этот покой!

Здесь старушки глядят на приезжих в окно:
С кистенём или с миром пришёл на порог?
А тебе показалось, ты умер давно
И в рязанскую землю блаженную лёг.

Здесь простор от остывших пожарищ горчит,
Здесь полынные зори Емелям встречать...
И опять прилетают несчётно грачи,
И внимают берёзы их шумным речам.

Ослепит чешуёй на излуке река,
Приготовится сердце в лебяжий полёт,
И под немощным снегом очнутся века,
И к щекам половодье румянцем прильёт.

И когда ты замрёшь над обрывом Оки,
Где лучами изрыт оседающий склон,
Потечёт с колокольни, как с Божьей руки,
Константиновской церкви серебряный звон.

Комментарий: От последней строфы сердце сильнее забилось. Спасибо автору!

17. ДЕНЬ-ДЕНЬСКОЙ (Светлана Тимашева)

Весь день-деньской – до часа лунной нерпы,
пока сентябрь не по-сентябрьски сух,
и ночи карп не вы'метал росу,
по чердакам разгуливало небо
(в его отарах каждый третий – клон).

Шло время, словно гид, неторопливо,
и проливался жигулёвским пивом
янтарный полдень мимо пышных крон.

Но сколько сил на суету ни трать –
тянулся день ни коротко, ни длинно,
и тени линовали, как тетрадь,
потрескавшийся от жары суглинок.

Катился с трона солнечный божок
(я к "чьей-то помощи" приставлю "не без").
Ущербным полумесяцем ожог
всё ярче проступал на синем небе.

Прохлада разгоняла сонмы мух,
храбрилась воробьиная разведка,
а ветер, балагур и баламут,
кощеем чах средь золота на ветках.

Считал и бормотал, вздыхая тяжко,
что в листопаде будет скудной дань.
Закат сгорал в каких-то ползатяжки,
и надвигалась сумерек орда.

Сосновый лес, от берега отчалив,
нырял в тумана плотно взбитый мусс,
и улица смотрела одичало
глазами жёлтыми в сиреневую тьму.

Комментарий: Образы один другого ярче, неожиданнее, но это не нарушает гармонии стихотворения, не создаёт поэтического хаоса. Достойное творение!

18. ОЧАГ ДЛЯ ДВОИХ (Ольга Светова)

В этом мире, наполненном рисками,
Часто мечемся, как муравьи,
И порою нам некому высказать
Все обиды и боли свои.

Как трамвай, догоняем удачу мы,
Ищем смысл бытия своего.
Для кого-то ведь все предназначены,
Только трудно понять, для кого.

Но когда-нибудь в жизни случается –
Может, чудо, а может, и нет –
Что вдруг Он и Она повстречаются
В череде проносящихся лет:

Очерствевшие от одиночества,
С затаённой надеждой в очах,
Несмотря на чужие пророчества,
Сложат свой запоздалый очаг.

И горит он, назло невезению,
Не подвластен насмешкам ничьим,
Как награда за долготерпение,
Как маяк в непроглядной ночи.

Комментарий: Простое стихотворение о простом и жизненном. Никаких замечаний нет, но критикам вечно хочется какой-то поэтической изюминки.

19. ЛОШАДИ (Наринэ Карапетян)

Карие – в карий! Понятливый конь.
Взгляд этот не обманет.
Нетерпеливо шлифует ладонь
замшевыми губами.
Рыже-гнедой, с полосою на лбу
цветом белей сметаны –
дай тебе холку сперва поскребу,
сахар потом достану.
Не попрошайка: ведь он – Махаон!
Что ему стоит срезать
угол от изгороди и до
яслей, где кореш Цезарь
в профиль нагнулся, как ивовый прут,
образовав красивый
скат, где вершиной караковый круп, –
до серебристой гривы.
Лето. Расслабленность. Пастораль.
Куры, индюшки, гуси.
Захолодит сквозняком печаль
и невзначай отпустит.
В небе лошадок лихих забег.
Скачки за фаворитом.
Снова поманит коня успех
бешенством позабытым.
Только пришпорит, но сразу тпррру –
дворик и птичий гомон…
Выведут всадницы поутру
Цезаря с Махаоном.
Паре хвостов невпопад мелькать,
стукать копытам в гравий,
по мановению седока
шаг на галоп исправив…

Комментарий: Чуть смутили разные лица в отношении коня: в одном случае – обращение к нему от 2-го лица: «дай ТЕБЕ холку сперва поскребу», и тут же – о нём в третьем лице: «ведь ОН Махаон». И соседство «сметаны» с «сахаром» – этакий гастрономический оттенок получается. Но это не критично, думаю. Зато полюбовалась образом Цезаря, который «в профиль нагнулся, как ивовый прут, / образовав красивый / скат, где вершиной караковый круп, – / до серебристой гривы».

20. ПРОСТО ШЛА (Алла Ром )

Просто шла. Просто было холодно,
Просто вышел навстречу он,
Незнакомец с глазами Воланда –
Паранойя? Недобрый сон?

Но когда ночь так долго тянется
Между вторником и средой,
То какая, по сути, разница,
С кем делиться своей бедой?

Я озябшим котёнком брошенным
Прижималась к его груди,
А беда-то была с горошину,
Настоящая впереди –

Не за звёздами, не за тучами –
Вьётся рядом, как лунь седой...
Мне, наивной, крыльцо скрипучее
Окропить бы святой водой,

А потом превратиться в фурию,
И орудовать помелом,
Чтоб не слыть беспросветной дурою,
Незнакомца впустившей в дом.

Только это всё демагогия,
Если в доме нет помела,
Оттого страна Бандерлогия
Мне гражданство своё дала.

Там, в несчастной стране, терпение –
Добродетель, не корень зла,
Там ещё при моём рождении
Масло Аннушка разлила,

Вот и множится зло липучее,
Прорастая в мой хрупкий рай –
Просто холодно. Просто мучает
Дребезжащий в душе трамвай...

*Седой лунь - хищная птица семейства ястребиных.

Комментарий: Булгаковские параллели, бесспорно, украшают стихотворение, придают ему определённый шарм. Некоторые строки достойны славы афоризма: «А беда-то была с горошину», «Оттого страна Бандерлогия / Мне гражданство своё дала»...

21. МЕТАМОРФОЗЫ ЛЮБВИ (Алексей Бекорюков)

Целый день за окном завывает январская вьюга,
Замирая безжизненной наледью в тусклых сердцах,
Где свербит пустотой безысходность порочного круга,
Разделившего мир на любовь и отчаянный страх.

Это было вчера… или – лет эдак десять… не помню:
Тот же стылый январь, тот же наст, обрамляющий снег…
Я впервые увидел твой взгляд – осторожный и скромный,
Уносившийся вдаль из-под тонких, приподнятых век.

Невесомые брови украшены стразами льдинок,
Светло-русые волосы – словно воздушный муар,
Запорошенный бисером нежно-прозрачных крупинок…
Ты искрилась, блистая красой ослепительных чар.

В белом танце, объятые вихрем январской метели,
Мы кружились по жизни… И в нами же сотканный мир,
Как на крыльях судьбы, неустанно и долго летели –
Там мерцал небосвод под распевы божественных лир.

Ликовали сердца, ослеплённые снежной долиной,
Горизонт бытия рассекал вожделенную даль:
Белоснежный январь был, казалось, безоблачно-длинный,
Но со временем взгляд твой лучистый покрыла вуаль…

В пору юности пылкой и жизнь представлялась нетрудной –
Мы парили в пространстве иллюзий, не чувствуя ног…
Только вскоре беспечные грёзы сменились на будни,
Где внезапно почувствовал каждый, что он одинок…

Вот опять за окном завывает январская вьюга,
И позёмкой крадётся тоска... Только ты не забудь:
Упоительный миг, когда мы повстречали друг друга –
Словно светоч любви, озаривший нам жизненный путь.

Если снова к нам в души вторгается зимняя стужа,
Если сердце остыло, а воля дотла сожжена –
Посмотри мне в глаза – и оттаешь: ведь я тебе нужен…
Ну а ты, дорогая, всегда мне, как воздух, нужна!

Комментарий: Эти слова хороши для вальса, например, когда они поддерживаются мотивом, музыкой, где смысл не так важен, как музыкальное обрамление. В поэзии же хочется большей концентрированности и индивидуальности.

22. НОЧНОЙ АВТОБУС (Фидель Сагитов)

По притихшей Казани спешит полуночный автобус,
Мне осталось немного, каких-нибудь десять минут,
До моей остановки, что рядом с гостиницей «Глобус»,
Я пишу на стекле те слова, что, быть может, прочтут.

Я царапаю иней и вижу, как буква за буквой,
Появляясь, являясь, сливаются вместе в строку,
Темнота, тишина, мне не слышно ни шума, ни звука.
Я боюсь не успеть, я боюсь, что успеть не смогу.

Я чуть-чуть пережду, отогрею замёрзшие руки,
Я минутку-другую немного на них подышу,
И назло холодам и ветрам, и метелям, и вьюгам,
Те слова, что хочу, я на инее всё ж напишу.

Мой автобус направо свернёт возле Парка Победы
И поедет куда-то навстречу ночным холодам,
А на стёклах его пусть останутся букв силуэты
«Я люблю тебя, Фарида, мин сине яратам!»

Комментарий: Знакомые чувства, знакомый город...) Но претензия – та же самая, что и в предыдущем комментарии: хочется большей плотности поэтического вещества на один квадратный метр (зачёркнуто) на одну строфу.

23. ЭТО НЕ ПТИЦЫ... (Екатерина Чаусова)

...................... «Падай же, падай же, тяжкая медь!
.................... Крылья изведали право: лететь!
.................. Губы, кричавшие слово: ответь!
............... Знаю, что этого нет – умереть!» М.Цветаева

В сети попал перестук пичуг:
— Броситься в небо? А в небе — крюк!
Петь или плеть! — это через «чур»!
Крылья — как тень — за собой влачу…

Чую — не птицы летят в закат,
Сквозь леденящий кромешный ад…
Столько закатов пешком пройдя,
Я разучилась летать, хотя…

Нехотя! — в небе я — просто гость:
Звёзд набираю колючих горсть,
Чтобы повесить на ржавый гвоздь, —
Тот ли, что сердце пробьёт насквозь?!

Вопли молчания? Чушь врачуй —
Крылья не всякому по плечу, —
Пепел на кровлях слепых лачуг
Ливнями смоет? — не по-ле-чу…
Чур меня!

Комментарий: Импонирует игра автора со звукописью, хотя иногда это уводит в сторону от смысла.

24. ДАВАЙ ПОГОВОРИМ (Неутомимый Читатель)

Давай с тобой поговорим –
О жизни, о любви, о счастье,
Ведь ты одна и я один,
А сердцу хочется участья.

Давай с тобою помолчим –
О неудачах и невзгодах,
О том, как холодно в ночи
И как бегут бесшумно годы.

Отправим прошлое на слом,
Проблемы спрячем в долгий ящик.
Давай забудем о былом
И будем жить лишь настоящим.

Преодолеем всё вдвоём,
На счастье узелок завяжем,
Что недопонято – поймём,
Что недосказано – доскажем.

Отбросим мелочность обид,
Вновь разожжём костёр желаний, –
И наши чувства возродит
Его живительное пламя.

Комментарий: Боюсь повториться. Вроде бы всё правильно, но хочется большего, чтобы поэзия зацепила и не отпускала.

25. ДЕВКИ (Фадей Максимов)

Если б знала – рожала бы сыновей.
Назвала – Безнадёгой, Ненавистью, Сомнением,
Не хватило мужских имён… Имена – елей,
Прилипают к челу и сердцу, к душе – сильнее.

Сыновья уходят на время. Незыблем сыновний долг.
Сыновья – отдают и могилу стелют.
Из раскрытой ладони, разменной монетой – дочь
Ускользнет и покатится в дальний терем.

Слабосильна, доверчива и хрупка.
Чуть прижмёшь – и сломается тонкой веткой.
Почему же Господь мне не дал сынка?
Ясноглазы и русокосы и… девки… девки…

Бьют тревогу мои нерождённые сыновья –
В чёрном небе голодный стервятник кружит.
Пухнет чрево, слезой задыхаюсь я –
Русокосым и ясноглазым защитник нужен.

Разлетится по ветру холодный лебяжий пух.
Где вы, дети? Внутри меня пусто-ветрено.
Я с утра народила – трёх, потеряла – двух.
Но последняя, ясноглазая, умирает медленно.

Комментарий: Стихотворение-плач или молитва. Хочется перечитывать... Автору спасибо за эмоции.

26. ОСЕНЬ МЕДЛЕННО ПАДАЕТ В ЗИМУ... (Марго Сергеева)

*
Друг
не согреть мне рук
не отогреть сердце
не успокоиться тобой
не согреться
шарик пронзительно голубой
цвета неба летит в поднебесье
что же ждёт нас с тобой
что же ждёт нас с тобой
ах неважно
только бы вместе
только бы рядом
и мечтать о доме с садом
о тихих вечерах у камина
ах прости
не про нас это
мимо
шаткость времени невыносима
жизнь не наша
не та не та
с недописанного листа
осень медленно падает в зиму...

Комментарий: «с недописанного листа / осень медленно падает в зиму...». А вот это хорошо!

Мой выбор таков:

1 место: автор № 9 со стихотворением «Абитуриент»;
2 место: автор № 16 со стихотворением «Весна в Константиново» и автор № 17 со стихотворением «День-деньской»;
3 место: автор № 6 со стихотворением «Пасха в 2020 году» и автор № 25 со стихотворением «Девки».

**********************************************

Итак, подводим итоги нашего конкурса.

1 место:
Евгений Багрянцев «Абитуриент»

2 место:
Ольга Флярковская «Весна в Константиново»
Светлана Тимашева «День-деньской»

3 место:
Татьяна Воронова «Пасха в 2020 году»
Фадей Максимов «Девки»