Чтобы помнили! - Героический дрейф в Арктике!..

Подарок Миру
       В очень тяжелую навигацию 1937 года в Арктическом бассейне было затерто льдами несколько судов. Ледокольных пароходов «Малыгин», ледокольный пароход «Садко» и ледокольный пароход «Седов», два последних работали в гидрографических экспедициях по составления навигационных карт и лоций и изучению ледовой обстановки будущей трассы Северного морского пути. Их сносило на север и северо-восток. С 23 октября 1937 года из моря Лаптевых начался совместный дрейф .

       В апреле 1938 года в результате спасательной операции с этих судов на материк самолетами переправили 184 человека.

       В конце августа к «Садко» и «Малыгину» пробился ледокол «Ермак» под командованием капитана Михаила Яковлевича Сорокина, заодно установившим очередной новый рекорд широты для свободно плавающих судов.

       Корабли «Садко» и «Малыгин» были спасены, а «Георгий Седов», получивший повреждение рулевого устройства, продолжил дрейф во льдах.

       Капитану Константину Бадигину предложили покинуть поврежденный пароход. Он ответил: «Я покину борт «Седова» только тогда, как он отшвартуется в родном советском порту». Для дальнейшего дрейфа с ним на пароходе добровольно осталась команда из 15 человек.

       Героическая ледовая эпопея дрейфа ледокольного парохода «Г. Седов» проходила большей частью в очень высоких широтах Арктики. 29 августа 1939 года корабль достиг самой северной точки — 86°39'30" северной широты и 47°55' восточной долготы.

       Тем не менее, небольшой коллектив упорно трудился не покладая рук по 15–18 часов в сутки. Седовцы под руководством В. Буйницкого проводили астрономические, океанографические и метеорологические наблюдения, обнаружив самую глубоководную часть Арктического бассейна - 4975 метров. А 20 декабря в результате постоянных замеров отыскали центральную часть «порога Нансена».

       Малочисленный экипаж «Георгия Седова» во время ледового плена максимально использовал все возможности для научных наблюдений и отремонтировал свой корабль.

       «Г. Седов» за время дрейфа выдержал 156 сжатий и торошений льдов. И в том, что пароход сохранил судоходность, немалую роль сыграли мужество и выучка капитана и оставшихся зимовать членов экипажа.

       Продолжавшийся 812 дней дрейф «Седова» закончился 13 января 1940 года в Гренландском море. За это время ледокольный пароход прошел 6100 километров пути и 296 дней севернее 85-й параллели. «Георгий Седов» самостоятельно перешел в Мурманск в конце января 1940 года.

       Всем пятнадцати седовцам, участникам героического дрейфа, было присвоено звание Героя Советского Союза.

       На последнем этапе дрейфа «Георгия Седова» из ледяного плена вывел новенький советский ледокол «И. Сталин».

       Накануне, в 1939 году ледокол «И. Сталин» совершил двойное сквозное плавание в одну навигацию: из Мурманска в бухту Угольная Анадырского залива Берингова моря и обратно.

       Таким образом Северный морской путь был окончательно освоен. По нему в годы Великой Отечественной войны переходили советские военные корабли с Дальнего Востока в Баренцево море, а после войны систематически совершаются массовые, все возрастающие перевозки народнохозяйственных грузов. Продолжение следует...

Автор: Владлен Дорофеев. . .


     * * * * * * * * * * *


       «Георгий Седов», изначально именовавшийся в Ньюфаундленде «Беотиком», приобретен российским министерством торговли и промышленности в 1916 году. 3 года пароход использовали для зимних грузовых перевозок по Белому морю. В начале 1917-го судно оснастили 76-мм орудием и пополнили флотилию Северного Ледовитого океана.
       До 1919 года, в Гражданскую войну, судно ходило под флагом интервентов. В 1928-м «Георгий Седов» выполнял ответственную миссию по поиску потерпевших неудачу участников итальянской экспедиции Умберто Нобиле. В дальнейшем пароход-ледокол продолжал доставлять грузы на полярные станции и участвовать в исследовательских работах. Когда на пути следования к Северной Земле обнаружились новые острова, на судне работали представители Арктического института.
       Опыт первой зимовки показал, что нужно усилить борьбу с напором льдов. Для этого корпус изнутри усилили подпорками из брусьев. Подрывая аммоналом острые льдины, моряки создавали вокруг парохода своеобразную подушку из обломков. Это и позволило выдержать свыше полтораста сжатий льдов. Часть эпизодов были настолько опасными, что экипаж готовился к эвакуации с судна на ближайшие льдины. К лету 1939-го моряки восстановили и рулевое управление, реализовав оригинальную инженерную мысль. После высвобождения «Седов» швартовался в Мурманске самостоятельно.

       Научные результаты экипажа дрейфующего «Георгия Седова» пополнили научную копилку ценнейшими данными, что в будущем помогло исследовать северные пути. Весь Союз следил за отважным дрейфом и железной волей советских моряков, а те, в свою очередь, признавались, что выстояли по одной причине. Они были твердо уверены, если придет беда, Родина их спасёт. . .



Источник:


 
 
   
   gieorghiia-siedova?ysclid=lo4ofkofbu790373551