24 Лепесток сакуры. Центробежная сила в хайку

Татьяна Игнатова 5
  Хайку – это поэтический текст с присущей ему более плотной, нежели в прозе, эмоциональной и символической нагруженностью.
В европейском сознании мир дуален (поделен на субъект и объект, на «я» и все остальное), и центростремительные силовые линии его мира стягивают пространство к некоему центру – собственному «я»: в характеристике Пушкиным Наполеона («мятежной вольности наследник и убийца») совершенство достигается не только за счет исчерпывающей емкости определения самого явления, но и потому, что здесь обозначена авторская позиция отношения к нему.
В японском восприятии человек неразделен с миром. В хайку направление наших размышлений подчиняется центробежным силовым линиям, как бы исходящим от слов в стихе и рассеивающимся в длящемся времени и пространстве.
Концентрируя внимание на отдельных предметах, автор хайку пытается вызвать чувства и отношение к происходящему, оставаясь в стороне. От частного – к общему, от сиюминутного – к вечному, цикличному в природе и жизни.
Найти этот центр в хайку и раскрутить так, чтобы возникали дополнительные ассоциации – это задача мастера.
В русском языке есть мощное средство – ИНВЕРСИЯ.
В строке А.С.Пушкина о Наполеоне: «Мятежной вольности наследник и убийца» не то же, что «наследник и убийца мятежной вольности». Инверсия, способ изменения интонации и ритма, ведет к едва уловимому смещению смысла и, как камертон, уточняет оттенки эмоционального состояния.

При достаточном свободном порядке слов в русском языке выделяются прямой и обратный порядок слов.

При прямом порядке слов члены предложения обычно располагаются так:

-    в повествовательных предложениях за подлежащим следует сказуемое
-    приглагольное дополнение следует за определяемым словом
-    согласованное определение ставится перед определяемым словом
-    несогласованное определение стоит после определяемого слова
-    обстоятельства могут занимать различное положении в предложении

Обратный порядок слов может быть любой, он используется для выделения нужных слов, тем самым достигается выразительность речи. Обратный порядок слов также называется инверсией (лат. «инверсио» — перестановка).
 
Инверсия позволяет:
1) выделить наиболее важные по смыслу члены предложения;
2) усилить эмоциональную окраску речи;
3) связать части текста.

Не раз наши участники ставили наличие в тексте инверсии в минус и переделывали тексты под основной порядок слов, тем самым терялась поэтичность и расставлялись не правильно эмоциональные и смысловые акценты.
Так, в хайку победитель нашего прошлого конкурса Наталии Белоус мы видим следующее:
*
Лампа на столе
Возле девушки с книгой
Мотыльки летят

Если написать одним предложением 2-3 строки, то получится: «Возле девушки с книгой мотыльки летят»
В данном случае при обратном порядке членов предложения не лучше ли быть последовательным до конца и сохранить обратный порядок слов в предложении полностью? Как здесь:
*
Лампа на столе
Возле девушки с книгой
Летят мотыльки

Таким образом, образована некая субстанция в центре в виде девушки с книгой и вокруг неё источник света и летящие, сиюминутно мельтешащие, мотыльки, словно мысли и чувства, проносящиеся в голове молодой особы… Эта застывшая картинка в созерцании имеет продолжение в полёте фантазии и домысливании различных ассоциаций. Чисто графически члены предложения расположены симметрично по отношению к смысловому центру.

================


  Итак, дорогие друзья, давайте поработаем над правильной во всех смыслах расстановкой слов в хайку, включающих инверсию. Сложность задачи заключается в том, что в хайку инверсия должна быть оправдана, а не просто так. Выделим главное: удобство чтения в разночтении, расстановка эмоциональных и смысловых акцентов, наличие поэтичности.

 В рамках  конкурса «ЦЕНТРОБЕЖНАЯ СИЛА В ХАЙКУ» оценвалось:

НАСКОЛЬКО УДАЧНО УДАЛОСЬ ОБОЙТИСЬ БЕЗ ИНВЕРСИИ И НАОБОРОТ, УПОТРЕБИТЬ УМЕСТНУЮ ИНВЕРСИЮ!

 ИТОГИ 24 КОНКУРСА "Центробежная сила в хайку":

1-Е МЕСТО 
    клёны у дома
  среди седых туманов
   шлейф листопада         (Татьяна Янковская)
*         

2-Е МЕСТО  (400 премия)
  морось над морем
 облюбовали чайки
  сломанный шезлонг          (Иррациональное Число)
*         

3-Е МЕСТО
    На пианино
 Букет кленовых листьев
   Дождь над городом         ( Наталия Белоус)
*

4-Е МЕСТО 
   пылает костёр
 у проезжей дороги
   кусты спиреи            (Арина Шик)
*

5-Е МЕСТО 
    листья на стекле
    луна отражается
   в зеркальных лужах         (Татьяна Янковская)