Пролог

Галина Ганеева
90-летию Кемеровской драмы посвящается

Комедианты,  призраки,  субретки  и герои
вопросами и смыслами  играют  меж собою,      
конфликтами  пронизана  история  театра:
не гибнет,  а  рождается могучая   Эскадра,
кружит фата-морганами по праву  лицедейства.
Переживают  заново удачи и злодейства
Крэпп и Поприщин  Шокина, Ванюшин Мостового,
скользит усмешка лёгкая   Георгия Буркова,
Владимира  Самойлова  плывёт  шальное   эхо
Угрюм-рекой  над волнами  пошивочного  цеха.

Секреты   декорации  исследовал Марк Ривин,
постигший суть метафоры, с театром неразрывен
на два  десятилетия –   и даже многим больше,
призванием  отмеченный  сценический  художник.
Ритм  Трёхгрошовой оперы, Ромео и Джульетты,
и образ Анатольева –  артиста  и  директора,
герои   Самохвалова,  Евсеева  и  Лосева,
Балакина,   Ефанова,  Белинской  и  Бурковского
(а  после  Эпифании   Марина  Меримсон
с  «Миллионершей» заново ударилась в разгон).

К истории причислены заслуги  персоналий:
и Светин, и Аринина отсюда стартовали,
Литвиновой  - Карениной  шьёт платья  Слава Зайцев,
сражается с фашистами на самолёте  Князев...
Их целое  созвездие:  Ишкова,  Кузнецова,
Гарденин, Бетев, Галкина, Татьяна Кораблёва,
по клоунской  экспрессии  лидирует   Царёва;
особенность  профессии – играть  и гибнуть снова: 
сверкает  яростный  задор    фатального оттенка
в судьбе, как  жаркий  метеор  Аркадия Дахненко.

Желтов – шекспировский артист, в рефлексию  упёртый,
сражается, как датский принц,  с  собой,  живым и мёртвым;   
здесь все  сквозные  действия о поединках  грезят,
Отелло   приступ   ревности  перерождает в беса;
гнев  нрава  соловьёвского  ослабевает вскоре,
гастролями  московскими  Литвинов мониторит,
Медея, Анна  Снегина –  Потаниной Светланы
и   Дикий Ангел Сурова  –  спектакль в телеэкране;
потом явились  Заводюк –  Леандр и доктор  Астров;
поклонник  классики  Камран –  и  Беккет (тоже –  классный!)

Достиг   преодоления   многосторонний   раунд:
по  «новой драме» прения,  дуэт  Ланцов – Штальбаум;
взлёт Пьянзина – Калигулы   и  Трёх  сестёр  (Транзитом
от  Петруня)   в   обличии  бесспорных  фаворитов…
Всех не исчислить  образов,  спектаклей,  фестивалей:
не все страницы свёрстаны – не все и  прочитались.
Но   плечи сценой  сомкнуты –  и не  разъять  объятий,
не вынырнуть из омутов   речей  не  для  печати;
подвижники   служения  театру русской драмы
ведут нас к  продолжению  крылатой   панорамы.

Мирошниченко,  Кухарев  в  эпоху   Разукова  –
испытанной    порукою  театру  молодому,
блеск  Лидии  Цукановой,  Людмилы  Копыловой,
Амзинской  страсть,  Усановой, Сорвилова, Орлова,
свет  Новиковой,  Шиловых, Мартышиной, Чинковой,
Остапенко, Грибановой, супругов Куликовых,
нерв    Юры Темирбаева,  Манадышева  Ромы –
число имён бескрайнее, не хватит даже тома.
Но как без Емельяновых, Тельной и  Миши Быкова,
без Волкова, Лифанова,  главрежа  Безъязыкова?!


Худ.  Александра Экстер