Божественная иерархия

Евгений Френкель
О ПРИРОДЕ БОГА
Бог Авраама, Исаака, Иакова (Исх.3:6) есть, и слово Его – истина. О Боге мы можем знать только то, что Он открыл нам, то есть то, что Он один, и нет другого Бога, что природа Бога не телесная, а духовная, то есть, что Бог есть дух. Создавая первого человека – мужчину, Бог вдунул в его ноздри дыхание жизни для того, чтобы человек стал особенной живою душою (Быт.2:7). У живого человека есть его человеческий дух, делающий его способным слышать, слушать и слушаться Бога.

Бог творил мир Словом, Которое  изначально принадлежало природе Бога, и Бог изначально был Словом. Мы видим насколько едины, нераздельны Бог, Слово и Дух. Единство Бога, как Его триединство не есть исключительно новозаветная идея. Оно заявлено в Торе – в Пятикнижии Моисеевом, в её первой книге – книге Бытия, в её первой главе, в первой её строке – в имени Бога Элохгим. Имя Бога звучит в масоретской транскрипции «Элохгим» и пишется Эль-И-Хг-им, где «Эль» – имя Бога, «И» – притяжательное местоимение «Мой», «Хг» – имя Бога Иеговы. Такое же значение имеют эти части слова в имени пророка Илии, которое в масоретской транскрипции звучит Элийяху, пишется Эль-И-Хг и означает «Бог мой Иегова». Имя Бога «Элохгим» означает «Бог Мой Иегова» и завершается окончанием множественного числа «им», подчёркивающего необъяснимую множественность Единого Бога. Бог Элохгим есть единство Бога Эль и Бога Иеговы в Боге Духе Их принадлежности Друг Другу в любви. В свете этого мы не должны представлять единство Бога, как плоское, абстрактное «один». Во всём творении Божием мы не находим ничего простого, лишь Одного Бога умудрились снабдить абстрактной простотой.

О ПРИРОДЕ ЧЕЛОВЕКА
Бог создал одного человека единством тела, духа и души, единством, в котором живая душа – производное духа и тела, которое без духа мертво (Иак.2;26). В этом единстве главенствующую роль играет человеческий дух, имеющий Божественное происхождение, а душа в этом единстве должна быть служанкой духа, чем обеспечивается её жизнь, а не служанкой телесных желаний, что ведёт к смерти души. В такой Божественной иерархии глава телу – душа, душе глава –  дух, а духу глава – Бог.

О ПРИРОДЕ БРАКА
Бог сотворил человека, мужчину и женщину, по Божию подобию и дал им имя человек в день сотворения их (Быт.5:1,2). Созданный по подобию Божию, человек есть единство мужчины и женщины в отношении их принадлежности друг другу в любви. В этом единстве жене глава – муж, мужу глава – Христос, а Христу глава – Бог (1Кор.11:3). Мужья должны любить своих жён; жёны – повиноваться своим мужьям, как Господу (Еф.5:25,22).

ЕЩЁ РАЗ О ПРИРОДЕ БОГА
Отец, Сын и Дух Святой – ипостаси Единого Бога Израилева. Дальнейшие наши рассуждения о Них, как рассуждения человеческие, рассуждения, для которых Бог не дал информации, по существу будут рассуждениями безумца: неполными, наивными, вздорными и смешными.

БОЖЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Однако о божественной иерархии мы сказали ещё не всё. Дело в том, что это скользящее отношение «Кто кому и что чему – глава» проливает свет на божественные принципы отношений человека к самому себе, к своему другому, на межличностные, общественно-политические и духовные отношения.

ОТНОШЕНИЕ К САМОМУ СЕБЕ
Я представляю собой единство, души и тела. В этом единстве дух должен занимать господствующее положение. Люди в силу своей греховности постоянно нарушают эту суббординацию и потому (Флп.2:21) «все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу». Душа должна быть служанкой духа, а не тела. О теле же заботится Бог. Иисус говорит (Мтф.6:25,33): «Не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться... Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам». Это очередной парадокс нагорной проповеди, который не укладывается в наши человеческие головы. Душа должна относиться к духу, как жена к мужу. Еф.5:22-24: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем». Мой дух должен любить мою душу, относиться к ней, как муж к жене. Еф.5:25,28,29: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее... Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь». Со своею душою мне надобно обращаться благоразумно, как муж должен обращаться с женой. 1Пет.3:7: «Мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни». Как с немощнейшим сосудом беседует псалмопевец со своею душою. Пс.41:6: «Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога, ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего».

СКОЛЬЗЯЩЕЕ ОТНОШЕНИЕ
Перед нами предстаёт множество, члены которого: Бог, Дух, Христос, (Церковь), (муж), (жена), дух, душа, тело. Мы можем извлекать из этого множества подмножества по три, члены которых относятся друг ко другу как дух, душа и тело.

Бог, Дух, Христос;
Дух, Христос, Церковь;
Дух, Христос, муж;
Христос, муж, жена;
Христос, дух, душа;
дух, душа, тело

ОТНОШЕНИЕ К СВОЕМУ ДРУГОМУ
Вокруг нас всевозможные другие: родственники, друзья, приятели, знакомые, незнакомые, враги; но жена или муж не просто другие, а свои другие. Быт.2:23-25: «И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа своего. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть. И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились». 1Кор.11:11,12: «Ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе. Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же - от Бога». Всякой жене глава – муж. «Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову. И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая... муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа. Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов» (3-5,7-10). Еф.5:22-24: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем». 1Пет.3:1-6: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие. Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом. Так некогда и святые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям. Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином. Вы - дети ее, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха».

Как муж – подобие человеческого духа, так жена – подобие души человеческой. В свете этого обращает на себя внимание поведение Аврама. Быт.12:8-20. Аврам идёт по земле своего странствования. Он ставит жертвенник и призывает имя Господа, то есть ходит с Богом. Он страннолюбив, мирно живёт среди народов, окружающих его. В земле наступил голод. Авраам спускается в Египет, о котором Аврам думал: «Нет на месте сём страха Божия, и убъют меня за жену мою» (Быт.20:11). Если у тела оторвать голову, что станется с душой? Аврам идёт в это место, где нет Божия страха (А где он есть?). Аврам желает сохранить душу (Быт.12:13). Он сохраняет свою жизнь, свою жену, которая сестра ему, с которой он одна плоть, и Бог заботится обо всём остальном.
 
Аврам называл свою жену Сара – Владычица, Княгиня, Госпожа, моя Госпожа. Мужья должны любить своих жён «как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее... Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя... Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа» (Еф.5:25,28,33). Мужья должны обращаться с жёнами «благоразумно... как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни» (1Пет.3:7).

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Всех христиан объединяет Символ веры, который, за исключением мельчайшей его детали – филиокве, для всех один. Люди принадлежат к разным расам, народам, сословиям, классам, отличаются менталитетом, культурой, темпераментом, социальным положением, полом. образованием, привычками, наклонностями, но если они вошли в завет с Единым Творцом неба, земли и человечества, то всё это не имеет никакого значения. Это относилось и к Ветхому и к Новому завету. Исх.12:48,49: «Если же поселится у тебя пришлец и захочет совершить Пасху Господу, то обрежь у него всех мужеского пола, и тогда пусть он приступит к совершению ее и будет как природный житель земли; а никакой необрезанный не должен есть ее; один закон да будет и для природного жителя и для пришельца, поселившегося между вами». Гал.3:26-28: «Все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе». Расы, народности, сословия, классы, менталитеты, культуры, темпераменты, социальные положения, пол, образование, привычки, наклонности разъединяют людей; Бог, от одной крови создавший весь человеческий род (Деян.17:26), объединяет их. Бог заповедал мне любить моего ближнего, как самого себя (Лев.19:18). Иисус Христос показывает мне, кто мой ближний. Он рассказал притчу о добром самарянине и пояснил, что ближний – оказавший милость (Лк.10:25-37). В притче ближним оказался самарянин, то есть один из тех, с которыми иудеи конфликтовали, не общались и не разговаривали. У него нашлись бы основания пройти мимо пострадавшего от разбойников, но он не прошёл. Иисус учит, что так надобно поступать и нам (37).

Иисус заповедал нам невероятное: любить друг друга не так, как мы сами любим себя, а как Он возлюбил нас, такою любовью, «как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин.13:34 / 15:12,13), а это возможно лишь в Нём. Иисус заповедал нам, что направлением наших сердец, наших душ и жизней наших должно быть раздаяние. (Мтф.5:40-42), что (Мтф.20:26,27) если кто между людьми хочет быть бо/льшим, да будет им слугою; и кто хочет между ними быть первым, да будет им рабом. Любостяжание, стяжание к себе, преобретательство не должно даже упоминаться у нас (Еф.5:3), а это возможно лишь во Христе. Иисус заповедал нам любить наших врагов, благословлять проклинающих нас, благотворить ненавидящим нас и молится за обижающих нас и гонящих нас (Мтф.5:44), а это возможно лишь в Нём. Иисус Христос заповедал нам быть в Нём. Ин.15:4: «Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне».

ОБЩЕСТВЕННО- ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
Общественно-политические отношения должны устанавливаться не людьми, а Богом. От одной крови Он произвёл весь человеческий род  для обитания по всему лицу земли (Деян.17:26). После всемирного потопа всё человечество – это члены семьи праведного Ноя, с которыми Бог поставил Свой завет (Быт.8:18-22 / 9:1-17). Люди братья, состоящие в завете с Богом. Поставив завет с человечеством, Бог заповедал людям не убивать друг друга, ибо человек создан по образу Божию, но «кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека» (Быт.9:5.6). Это не очень ясное в оригинале место в подстрочном переводе звучит так: «Ведь ваша жизнь – кровь жизней ваших, взыщу (её). И от руки человека - брата взыщу жизнь человека. Проливающий кровь человека за кровь его прольётся». По-видимому, Бог говорит, что Он взыщет нашу кровь, в которой жизнь наша, от руки человека- брата (потому что люди-братья). Если кто прольёт кровь человека, то за это прольётся его кровь.

АРАРАТ
Я спустился с Арарата.
Я не здешний, я иной,
Только в сердце столько радуг,
Словно я библейский Ной.
Арарата не оставлю.
Не желая ничего,
Богу жертвенник поставлю
У подножия его.
Это «альфа» и «омега»,
И выходят из дверей,
Из библейского ковчега
Гай, татарин и еврей.
И распахнуты объятья,
И разжаты кулаки,
И опять все люди братья,
Другари и кунаки.

Иисус говорит (Мтф.5:9): «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими».  Аврам, человек Божий, ходил по земле своего странствования. Он страннолюбив, мирно живёт среди народов, окружающих его. Поэтому он при разделе земли с Лотом предпочёл обрести в нём друга, а не врага. Быт.13:8-11: «И сказал Аврам Лоту: да не будет раздора между мною и тобою, и между пастухами моими и пастухами твоими, ибо мы родственники; не вся ли земля пред тобою? отделись же от меня: если ты налево, то я направо; а если ты направо, то я налево. Лот возвел очи свои и увидел всю окрестность Иорданскую, что она, прежде нежели истребил Господь Содом и Гоморру, вся до Сигора орошалась водою, как сад Господень, как земля Египетская; и избрал себе Лот всю окрестность Иорданскую; и двинулся Лот к востоку. И отделились они друг от друга». Аврам был миротворцем. Поэтому когда шайка царей – разбойников победила царей Содомского и Гоморрского и взяла их имущество и все их запасы, взяла в плен племянника Авраама, Лота, забрала всё его имущество (Быт.14:10-12), у Авраама нашлись союзники (13), и он поразил преступных царей (15), возвратил всё награбленное (16) и не взял ни нитки, ни ремня от обуви, ничего у царя Содомского (23). 16 апреля 1922 года во время Генуэзской конференции был подписан Рапалльский германо-советский договор, означавший для  Советской России окончание её международной дипломатической изоляции, признание де-юре её как государства, а для Веймарской Германии — первый равноправный договор без аннексий (насильственного присоединения государством всей или части территории другого государства в одностороннем порядке) и контрибуций (платежей, налагаемых на проигравшее государство в пользу государства-победителя). Стороны взаимно отказывались от претензий на возмещение военных расходов и невоенных убытков и договаривались о порядке урегулирования разногласий между собой. По своему значению Рапалльский германо-советский договор был прямой противоположностью грабительскому Версальскому договору, подписанному 28 июня 1919 года.

История определяется не людьми, а Богом. Так, когда умер Иисус Навин (Суд.2:8) и всё поколение, видевшее великие дела Господни (7), и восстало новое поколение, не знавшее Господа и дел Его Суд.2:11-19,23,22: «Тогда сыны Израилевы стали делать злое пред очами Господа... оставили Господа, Бога отцов своих, Который вывел их из земли Египетской, и обратились к другим богам, богам народов, окружавших их, и стали поклоняться им, и раздражили Господа; оставили Господа и стали служить Ваалу и Астартам... воспылал гнев Господень на Израиля, и предал их в руки грабителей, и грабили их; и предал их в руки врагов, окружавших их, и не могли уже устоять пред врагами своими. Куда они ни пойдут, рука Господня везде была им во зло, как говорил им Господь и как клялся им Господь. И им было весьма тесно. И воздвигал им Господь судей, которые спасали их от рук грабителей их; но и судей они не слушали, а ходили блудно вслед других богов и поклонялись им и раздражали Господа, скоро уклонялись от пути, коим ходили отцы их, повинуясь заповедям Господним. Они так не делали. Когда Господь воздвигал им судей, то Сам Господь был с судьею и спасал их от врагов их во все дни судьи: ибо жалел их Господь, слыша стон их от угнетавших и притеснявших их. Но как скоро умирал судья, они опять делали хуже отцов своих, уклоняясь к другим богам, служа им и поклоняясь им... И оставил Господь народы, и не изгнал их вскоре... чтобы искушать ими Израиля: станут ли они держаться пути Господня и ходить по нему, как держались отцы их, или нет?», «Чтобы» (Суд.3:2) «знали и учились войне последующие роды сынов Израилевых, которые прежде не знали ее». Израилю можно было воевать только лишь в том случае, если он, находясь в завете с Богом, держался пути Господня и ходил по нему. Коль скоро он уклонялся от Божиих путей и не повиновался  заповедям Господним, Бог наказывал его.
 
Праведный Даниил во дни вавилонского плена не организовал партизанской борьбы и не поднял вооружённого восстания, но добросовестнейшим образом служил Навуходоносору, Дарию и Киру, при том твёрдо держась заповедей Господних. Иосиф, рабом оказавшись в Египте,  верно служил Потифару, начальнику темницы, фараону, оставаясь образцом страха Господня и верности Богу.

Иисус Христос, относительно духовной глубины заповеди «Не убий», разъясняет (Мтф.5:22): «А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: "рака", подлежит синедриону; а кто скажет: "безумный", подлежит геенне огненной». Ему вторит Иоанн (1Ин.3:15): «Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей». Иаков (Иак.3:14-17): «Если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину. Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская, ибо где зависть и сварливость, там неустройство и всё худое. Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна». Павел (Еф.4:29,31,32): «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим... Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас». Христиане не исполняют заповеди «Не убий».

По закону Моисееву  жертвы, приносимые в храме освящали осквернённых, дабы чисто было тело, но не могли очистить их совесть от их мёртвых дел (Евр.9:13,14). Если бы этот «первый завет был без недостатка, то не было бы нужды искать места другому», но Моисей и все пророки сказали о Мессии, с Которым придёт Новый завет (Евр.8:7-12). Закон Моисеев «ничего не довёл до совершенства; но вводится лучщая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу... Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине её немощи и бесполезности» (Евр.7:19,18). По причине немощи и бесполезности прежнего завета Бог отменил его и заключил со Своим народом новый завет. Ныне, чтобы оказаться в завете с Богом, чтобы не умереть, надо войти с Богом в новый завет, ибо ныне другого завета с Богом не существует. Надо сознать себя грешниками, уверовать в Иисуса Христа, как в своего Спасителя, Господа, Господина своей жизни, покаяться и креститься во имя Иисуса Христа, принять Духа Святого, стать новым творением, чтобы устремиться к Божию Царству, достигать любви, исполняться Духом, пребывать в Иисусе Христе, чтобы приносить плод духа и служения. «Итак покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши» (Деян.3:19), потому «если не покаетесь, все так же погибнете» (Лк.13:5). Иудеи не исполняют заповеди «не убий».
   
ДУХОВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Святой Дух есть Божий слуга, Христос — слуга Духа. Бог — помощник Христа через Духа. Христос — слуга Духа, Церковь – слуга Христа, Дух — помощник Церкви через Христа. Христос — слуга Духа, всякий муж — слуга Христа, Дух — помощник всякому мужу через Христа. Всякий муж — слуга Христу. Всякая жена – слуга мужу, Христос – помощник жене через мужа. Всякий дух человеческий – слуга Христу, душа – слуга духу, Христос – помощник душе через дух. Душа – служанка духа, тело – слуга душе, дух – помощник телу через душу. Нам надлежит быть ревностными. Иер.48:10: «Проклят, кто дело Господне делает небрежно».

ВКЛАДЫВАТЬСЯ!
Надо вкладываться сильно,
Беспокоиться, любя,
Строить прочно и красиво
Для других, как для себя.
Если делают небрежно
Церковь, дом, семью и рай,
То выходят неизбежно
Хлев, курятник и сарай.