Вино Мести

Татьяна Ульянина-Васта
Офелия...

Два дня под вышивку смотрела экранизацию "Гамлета".

 "Гамлет"
Год – 1964.
Страна – СССР.
Режиссер, сценарист - Григорий Козинцев.
Оператор - Йонас Грицюс.
Композитор - Дмитрий Шостакович.
Художники - Евгений Еней, Георгий Кропачёв, Симон Вирсаладзе.
В ролях: Иннокентий Смоктуновский (Гамлет), Михаил Названов (Клавдий), Эльза Радзиня (Гертруда), Юрий Толубеев (Полоний), Анастасия Вертинская (Офелия), Владимир Эренберг (Горацио), Степан Олексенко (Лаэрт), Виктор Колпаков (могильщик).

Хочется помолиться за наших советских школьных педагогов. "Зарубежная литература". Как чудесно была составлена канва избранных для изучения произведений.

О Гретхен из "Фауста" уже рассказывала. Мое детское воображение так впечатлилось судьбой девушки, что Мефистофель просто не мог миновать моих видений.

Теперь наступила очередь Офелии: как из юной, очаровательной, жизнерадостной девушки еще один сумасшедший влюбленный (первым был Фауст положившийся в своих сердечных делах на мир Теней) выжал все жизненные соки, все счастье от мира, от любви к людям - превратив своими абсурдными поступками Офелию вначале в отрешенную от мира оболочку, собственную живую тень, а затем в реальную "глину", "прах".

И с чего де все начинается?

Нет-нет. Не с вопроса: "быть или не быть"? Который долго зрел где-то в глубине души принца датского.

Все начинается как обычно. С них...

Потусторонний мир не любит раскрывать свои секреты живущим. Люди прекрасно осведомлены об этом. Но любопытство сильнее здравого смысла. И тогда...

Тогда, когда ты готов, оттуда приходит "весточка". Кем ли чем будет посланник не сильно меняет картину действа. Суть происходящего в том, что избранный должен быть на той волне, на которой он примет безоговорочно все, что ему будет открыто из тайн за 7-ю печатями.

Молодой человек абсолютно не считаясь с христианскими законами, утверждающими: "позвольте мертвым хоронить своих мертвецов", принимает за чистую монету слова Тени Отца Гамлета о преступлении: убийстве реального отца, Короля Дании, виновности дяди Клавидия, подспудной виновности Гертруды, жены и матери, Королевы Дании.

Допустим, что Шекспир не подогнал историю к ответу и Клавдий таки виновен во всех своих преступлениях. Однако! Скажите мне кто-нибудь: а что дало реальным людям, не умершим вместе с Гамлетом-Отцом, его откровение Сыну-Гамлету?

Как я уже заметила: христианство плохо относится к людям общающимся с миром Некромантов. Потому что после смерти человеку запрещено возвращаться, чтобы доделать какие-то свои дела в мире живых. Как удается преодолеть барьер Светов (того и этого) - не суть, ясно: если запрет на контакты есть, то возник он не на пустом месте.

Итак. Что мы имеем кроме казенного за братоубийство Клавидия?

В пылу мести Гамлет-Сын сметает на своем пути любую преграду, он не останавливается ни пред чем, а поскольку Тот Свет неплохо видит Этот, то Гамлету подсовывают все новые и новые жертвы на пути мщения дяде Клавдию.

Заметим, у Гамлета-сына достаточно возможностей убить злодея Клавдия сразу после того, как ему стало известно о беззаконии в отношении отца и матери, и трона. Но Темный дух, уже закравшийся в душу, не позволят нанести молниеносный ответный удар. "Месть - блюдо, которое подают холодным". Замогильнохолодным. Мы еще увидим и ужаснемся, сколько живых людей погибнет в Заманухе свести счеты без Божьего Суда.

Первым Меч Провидения Гемлета-Сына вбирает в жертву добродушного старика Полония, отца его любимой девушки.

Думаю, именно любимой: как и всякий в пору зрелости юноша Гамлет не мог не влюбиться и выбор стал исключительно удачным. Насмешка Судьбы - Офелия должна была составить прекрасную партию любому мужчине что в Дании, что в соседних государствах. Родить и воспитать милых детей.

Тем не менее, наивно предполагающий, что это он является хозяином положения, что  лишь притворяется безумным, Гамлет, уже идёт вслед своим жестоким Видениям, наделяющим еще совсем недавно такого неискушенного   кознями юношу коварством и хитростью змея, коему удача во всех его "играх с Судьбой" с недавних пор сопутствует неотвратимо.

Убийство невинного Полония только первая ласточка бури. Еще можно остановиться, потому что ради Королевы и её любви к сыну никто даже не заикается о наказании убийцы. Все списывают на безумие, на то, что Принц не может отвечать за свои поступки, даже столь кровавые. А что сам Принц? Он то не может не понимать, что ему нет прощения, ибо в его версии он не сумасшедший.

Следующей по иронии Судьбы гибнет Офелия. Мир Мертвых, как удивительно хорошо показано в фильме, вначале погружает сознание девушки в беспробудный мрак (фильм вообще поставлен исключительно оригинально и точно на всевозможных тайных знаках и символах происходящего вокруг главных героев, как бы читается Шекспир ярче и мощнее, чем автор оригинала изначально). Следом сумрачное покрывало превращается в погребальный саван.

Гамлет скорбит и никто не сметет рядом с ним быть более скорбным. Это же у него лежит в могиле неотмщенный убитый отец! Все остальные гроша ломанного вокруг не стоят со своими жалкими подобиями Чувств. Даже Лаэрт, сын убитого им ни за что, ни про что, какого-то там еще Полония. Кто такой Полоний? И кто такой ЕГО практически прекраснейший из людей Гамлет-отец!

Тут по ходу сюжета нам открывается, что Гамлет уже успел отправить на верную смерть  Розенкранца и Гильденстерна (бывших университетских друзей), подсунув похоже ничего не подозревающим в кознях Датской Короны письмо, коварно запечатанное печатью Отца-Гамлета, в коем требовалось именем Короля Дании подателей письма умертвить! Тени явно не испытывают жалости к оставшимся по  эту строну людишкам.

Следующая смерть настигает брата Офелии, желающего мести за неотмщённого отца и сестру. Поединок ядовитыми рапирами задуман отлично: ядом ранены оба. И оба не образно выражаясь.

Интрига накаляется. Что же Гамлет-Отец останется не отмщенным? А как же Гертруда - прелюбодейка? А как же братец - Каин?

Не стоило волноваться. "Не пей, Гертруда" (это яд). Ядом отравлен воздух дворца. Королеве непременно надо выпить, похоже Тень Мужа без Жены уходить и не собиралась изначально. Известный языческий обряд - жене следовать за мужем в посмертии.

И вот, наконец-то, у Принца Датского появляется законный приговор убийце дяде, не по свидетельству потустороннего мира, а по свидетельству Лаэрта, указавшего, что рапира и бокал с вином отравлены по приказу Короля.

Смерть Королевы - приговор Королю.

Выжил там кто-то после Откровений Мира Мертвых, опустошивших Датскую Корону?


Да. Один. Горацио, которому Гамлет поручает стать свидетелем, рассказать "правду о Гамлете" потомкам.

Норвежский Принц Фортинбрас, шедший отобрать кусок Польши для установления своего королевства и оставшийся похоже ни с чем, возвращаясь из похода неким чудом (волей умирающего Гамлета) получает опустевший датский Трон: «Пусть Гамлета поднимут на помост, как воина...»

Смутное время общения с Мертвыми датчан на сём окончилось.